ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 823
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
История психиатрии. Вклад в развитие
Введение в психиатрическую пропедевтику
Принципы беседы или клинического интервью
Медицинские предрассудки Ясперса
Расстройства восприятия. Искажение или изменение ощущений
Расстройства восприятия. Иллюзии
Расстройства восприятия. Галлюцинации
Расстройства восприятия. Рефлекторные и функциональные галлюцинации
Ассоциированные, Билатеральные, Антагонистические, Ацеломорфные галлюцинации
Галлюцинации императивные, комментирующие, лилипутовые, музыкальные
Галлюцинации сценические, моторные, обонятельнные, негативные, панорамные
Псевдогаллюцинации по Кандинскому
Вербальные, Речедвигательные псевдогаллюцинации.
Комплексные псевдогаллюцинации
Психосенсорные расстройства. Галлюцинозы
Психосенсорные расстройства. Галлюцинозы. Завершение темы
Нарушения восприятия пространства и времени
Ускорение или замедление хода времени. Утраченное осознание времени и другие
Расстройства мышления. Бред (Анализ, Сравнение, Абстрагирование)
Еще два понятия из психологии мышления
Нарушение целенаправленности мышления и Соскальзывание
Расстройства мышления. Бред - остановка, закупорка мышления
Расстройства мышления. Бред в примерах
Нарушения содержания мышления- сверхценные и бредовые идеи
Бред изобретательства и бред преследования
Бред преследования и бред толкования
Бред физического воздействия и бред психического воздействия
Бред. Галлюцинаторно-бредовые синдромы. Голотимический и кататимический бред
Резидуальный бред. Параноидальный синдром
Галлюцинаторные и бредовые переживания
Автоматизм речедвигательный (Сегла). Острый синдром Кандинского-Клерамбо
Этно-культуральный аспект бреда и отличие бреда от суеверий
Апатия и Эмоциональная нивелировка
Эмоциональное снижение и Эмоциональная слабость
Депрессии без депрессии или маскированные депрессии
Проявления маскированной депрессии
Синдромы депрессивных расстройств при субпсихотическом уровне патологии
Внимание и его нарушения. Расстройства самосознания
Сужение и Тугоподвижность объема внимания
Чувство деятельности. Чувство единства «Я». Идентичность «Я»
Дереализация и Деперсонализация
Аллопсихическая деперсонализация
Не совсем привычный вид деперсонализации
Мусситирующий делирий и профессиональный делирий
Динамика развития онейроидного приступа
Сумеречное помрачение сознания
Нарушения в двигательной сфере. Кататонические расстройства. Нарушения влечений
Развернутое растерянно-патетическое возбуждение
Патологические изменения влечения к пище
Половые извращения (перверсии, парафилии). Ретифизм. Трансвеститский фетишизм
Конградная амнезия, Антероретроградная, Ретардированная амнезия
Эпохальная и Фиксационная амнезия
Перфорационная и Мотивированная амнезия
Детская и Прогрессирующая амнезия
Расстройства интеллекта. Слабоумие
Три стадии психоорганического синдрома
Истероидный (демонстративный) тип личности
Симптом истерии - камптокормия
Параноидальная (параноидная) личность
Синдром юношеской философической интоксикации
Философическая интоксикация, пример
Психопатоподобный личностный сдвиг
Негативные расстройства при шизофрении
РЭП. Редукция энергетического потенциала
Аутизм наизнанку, или регрессивную синтонность
Дефект личности типа Фершробен
Негативные нарушения с точки зрения феноменологического познания этой патологии
Случаи шизофрении. Вялотекущая шизофрения
Шизотипическое расстройство с дисморфоманией
Переходный вариант. Шизофрения с ипохондрическим бредом
Вялотекущая шизофрения. Переходный вариант
Случай 3. Шизофрения с ипохондрическим бредом
Шизофрения с ипохондрическим бредом
Содержание параноидального ипохондрического бреда
Непрерывная параноидная шизофрения
Случай 4. Шизофрения с галлюцинаторным вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо
Шизофрения с галлюцинаторным вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо
Непрерывная параноидная шизофрения (продолжение)
Случай 5. Шизофрения с бредовым вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо («Роман в письмах»)
Шизофрения с бредовым вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо («Роман в письмах»)
Случай 6. 52 года лечения параноидной шизофрении
Случай 7. Шизофрения с шизофреноманией. Особый вариант некритичности
Случай 8. Шизофрения приступообразно-прогредиентная, с шубом, сопряженным с убийством матери
Шизофрения приступообразно- прогредиентная
Случай 8. Шизофрения приступообразно-прогредиентная, с шубом, сопряженным с убийством матери
Случай 9. Шизофрения приступообразная с эротоманией и редуцированием ОКП
Приступообразная (рекуррентная) шизофрения
Случай 9. Шизофрения приступообразная с эротоманией и редуцированием ОКП
Шизофрения в детском возрасте. Детская шизофрения, среднепрогредиентная
Случай 10. Детская шизофрения, среднепрогредиентная
Детская шизофрения с навязчивостями, малопрогредиентная
Детская шизофрения с аутизмом наизнанку. Случай 12
Случай 13. Детская шизофрения с элементами синдрома К-К, грубопрогредиентная
Случай 14. Злокачественная юношеская шизофрения
Случай 14. Злокачественная юношеская шизофрения
Случай 15. Биполярное аффективное расстройство к. тж
Биполярное аффективное расстройство
Случай 15. Биполярное аффективное расстройство к. тж
Случай 16. Эпилепсия, сопряженная с убийством семьи
Случай 16. Эпилепсия, сопряженная с убийством семьи
Случай 17. Эпилептический психоз с убийством прихожанки в церкви
Психические нарушения при травме головного мозга
Случай 19. Алкогольный психоз и детоубийство
Случай 19. Алкогольный психоз и детоубийство
Случай 20. Ошибочная диагностика шизофрении? Наркомания? Психические расстройства при наркомании
Случай 20. Ошибочная диагностика шизофрении? Наркомания?
Случай 21. Психоз при соматическом поражении мозга, легких и миокарда
Острые инфекционно-органические психозы
Случай 21. Психоз при соматическом поражении мозга, легких и миокарда
Случай 22. Брюшнотифозный психоз с аменцией
Случай 23. Сосудистая деменция
Психические нарушения при сосудистых заболеваниях мозга
Случай 23. Сосудистая деменция
Случай 25. Болезнь Альцгеймера
Случай 25. Бйлезнь Альцгеймера
Психические расстройства при опухолях головного мозга
Случай 26. Психические нарушения при опухоли лобной доли
Случай 27. Шизофреноподобный психоз при опухоли ольфакторной ямки
Случай 28. Клиническая картина нарушений сознания при опухолях височной доли
Случай 29. Псевдоистерия при опухоли дна III желудочка
Расстройства личности. Психастеническое расстройство личности
Случай 30. Психастеническое расстройство личности или генерализованное тревожное расстройство?
Случай 31. Часть первая. Ганзеровский синдром
Декомпенсация истерической психопатии
Случай 32. Параноидальное расстройство личности
Случай 32. Параноидальное расстройство личности
Случай 33. Шизоидное или шизотипическое расстройство личности?
Шизоидное расстройство личности
Случай 33. Шизоидное или шизотипическое расстройство личности?
Случай 34. Реактивная депрессия на фоне сосудистой патологии мозга
Случай 34. Реактивная депрессия на фоне сосудистой патологии мозга
Случай 35. Посттравматическое стрессовое расстройство у ветерана Чеченской войны
Постгравматическое стрессовое расстройство
Случай 35. Посттравматическое стрессовое расстройство у ветерана Чеченской войны
Синдром патологического фантазирования
Случай 37. Синдром патологического фантазирования или явление общественного сознания?
Осознание настоящего в соотношении с прошлым и будущим. «Уже виденное» (deja vu), «никогда не виденное» (jamais vu). Ясперс относит эти психические расстройства именно к нарушениям восприятия времени. Вот пример широко известного переживания. Человек, впервые попавший в какое-либо место пространства, ситуацию, здание, помещение, вдруг испытывает ощущение, что все переживаемое сейчас он уже видел, испытывал когда-то в прошлом. Соответственно обратное состояние - все, что уже объективно должно быть знакомо человеку, предстает перед ним как бы впервые, незнакомо, непонятно, ново.
Прерывность времени. Ясперс описывает случай, когда больной шизофренией сообщал, что он упал с неба между двумя соседними моментами времени, что время кажется ему пустым, что ощущение времени утрачено.
Сжатие прошлого. Одному больному, которого лечил Боуман, казалось, что прошедшие 29 лет жизни длились на самом деле четыре года.
Осознание будущего. Больные с депрессиями нередко говорят, что у них нет будущего, что они испытывают опустошенность: «Мне кажется, что все вот-вот остановится и завтра уже ничего не будет», — так описывал переживания больной К. Ясперс.
Шизофреническое переживание остановившегося времени, времени, «втекающего» в другое время, и обрушившегося времени:
«Я испытывал страшное предчувствие, что меня могут затащить в прошлое... Игра со временем была такой жуткой...Казалось, что забрезжило какое-то чуждое время»....
«Настоящего больше нет, есть только ссылки на прошлое. Будущее уменьшается в размерах, сморщивается; прошлое так назойливо, оно окутывает меня, оно тянет меня назад».... «Иногда, когда они бегают взад и вперед по саду и ветер сдувает листья, я тоже хочу побежать, чтобы время вновь двинулось вперед, но останавливаюсь, как вкопанная... Время стоит... Человек трепещет между прошлым и будущим...Это мучительное, тоскливое, бесконечное время».
У Сальвадора Дали есть две знаменитых картины: «Постоянство памяти» и «Распад постоянства памяти», на которых изображены так называемые «мягкие часы» (так их окрестили критики). В них один из самых ярких, талантливых и необычных художников визуально изобразил изменение восприятия времени и пространства в виде мягко изгибающихся часов и распадающееся на отдельные фрагменты пространство.
Мы закончили рассказывать о нарушениях восприятия времени, которые описал К. Ясперс. В последние годы нам с коллегами удалось увидеть в собственной практике два феномена нарушения восприятия времени.
Пять лет назад, наблюдая больную с истерическим помрачением сознания (ганзеровским синдромом), мы обнаружили у нее необычный феномен — сдвиг ситуации в прошлое. Она, будучи в состоянии истерически суженного сознания, ощущала себя девушкой 17лет (т.е. время в ее сознании сдвинулось на 20лет назад). Она видела, как отъезжает на мотоцикле ее первый возлюбленный с другой девушкой, оставляя ее одну на выпускном вечере в школе. Как потом выяснилось, это было самым сильным потрясением юности.
В 4-м номере НПЖ за 2003 г. опубликована статья автора, в которой описывается клинический случай, который был назван «феномен инобытия». В ней, в числе прочих переживаний молодого человека, описывается им самим феномен иного (инакого) времени.
Молодой человек время воспринимал иначе и говорил нам, врачам: «Вы не поймете меня. У вас в мае 31 день, а у меня 32, вы считаете, что я прожил столько-то лет, а я чувствую, что прожил иное количество лет и мой возраст сейчас иной.
Вот отрывок из той статьи:
«Говорит, что время и возраст - понятия разные для него и врачей. При этом спрашивает, сколько лет сидящей девушке. Усмехнувшись, что ей может быть и пятьдесят, тут же говорит, что это не имеет значения, так как время для этой девушки и в его мире течет по-разному. Заявляет, что его старшему сыну может быть четырнадцать лет, а может быть и двадцать восемь. Спрашивает у сидящего врача: «Увас двенадцать месяцев, вы согласны с тем, что есть еще тринадцатый?» При отрицательном ответе еще раз констатирует, что время в его мире и мире врачей течет по-разному».
Ну что ж, нам осталось расставить акценты, каким же образом воспринимаются и оцениваются сознанием врача-психиатра (психопатолога по Ясперсу) те нарушения, которые испытывают больные. Все они являются субъективными нарушениями психической жизни человека, т.е. врач-психопатолог лишен возможности непосредственного познания этих нарушений своими органами чувств и своим собственным «Я». В то же время у некоторых из этих расстройств, с точки зрения феноменологии Ясперса, могут быть и объективные проявления. Так, например, при галлюцинировании пациент может затыкать руки ушами, защищаясь от «плохих голосов», прищуривать глаза, наморщивать лоб, отворачиваться от страшных видений, затыкать нос, испытывая неприятные запахи. Все это будут объективные, регистрируемые органами чувств и сознанием врача-психиатра непосредственно проявления больной душевной жизни наших пациентов. Значит, сделаем вывод: частично мы сможем опознать феномены по объективно обнаруживаемым признакам, когда это касается галлюцинаций или иллюзий. Но в большей своей части мы будем судить о характере переживаний по рассказу самих больных, изложенному либо устно, в ответах на вопросы врача,
либо письменно, как, например, это осуществил В.Х. Кандинский. Из ответов больных и описаний мы сможем судить в основном о содержании галлюцинаций, иллюзий и иных нарушений восприятия. Подавляющая часть больных ничего не сможет нам рассказать о том, как эти переживания воспринимаются больными, как они чувствуются. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обладать определенной культурой и знанием, что и явил нам наш замечательный соотечественник. Но некоторые из описанных в первой беседе переживаний вообще не имеют никаких объективно регистрируемых проявлений — например, переживания, связанные с иным восприятием времени или пространства. Как почувствовать, что испытывает пациент, ощущая изменение течения времени? Часть описанных феноменов в элементарном виде испытываем мы все, и в пределах этих переживаний мы можем в какой-то степени транспонировать (переносить) переживания пациента в свой собственный душевный мир. Так, довольно легко мы можем вчувствоваться в переживания или транспонировать ускорение или замедление течения времени, испытываемые больными при депрессиях или гипоманиях, пытаясь восстановить в памяти свои собственные ощущения, частично уже пережитые нами в различных жизненных ситуациях радости или беды. С таких маленьких упражнений и начинается освоение практики феноменологической культуры врача- психиатра.
Расстройства мышления. Бред
Расстройства мышления, бред, несомненно, самая сложная часть общей психопатологии. Автор постарается вместе с представлением психопатологических понятий и знаний ознакомить молодых врачей с необходимыми, но непростыми понятиями философского обоснования теории познания. А чтобы это не казалось странным, осмелюсь напомнить, что не только К. Ясперс был доктором и профессором философии одновременно с таковыми же званиями в психиатрии. В дореволюционное время и по инерции, вплоть до сороковых годов, до начала войны, очень многие русские и советские ученые-психиатры не только фундаментально обучались философии, но и занимались научными изысканиями в этой самой первой отрасли человеческого знания. В советское время Ясперса объявляли «фашиствующим от философии», а все сложнейшие феномены человеческого сознания и мышления объясняли пресловутой теорией отражения. Несколько раз в ходе этой беседы мы будем возвращаться к понятиям «проблематического» и аподиктического (несомненного) знания, ибо подмена одного другим является сутью бреда. Мы попытаемся понять, как и из чего появляется мысль, хотя бы на том уровне упрощения, который позволит подобраться к патологии мышления и речи.
Итак, чувственное восприятие — хотя важнейшая, но только первая ступень познания. Вторая ступень — воображение, а третья, исходя из феноменологии Э. Гуссерля, — умозрение (или интеллектуальная интуиция). Представьте себе, что вы выходите из дома ранним зимним утром. Вы видите переливающийся на солнце снег, голубое небо, оголенные деревья. И это первая ступень познания мира в это утро. В нашем воображении и памяти всплывает строчка: «Мороз и солнце - день чудесный!» Вместе с этой строчкой всплывают в памяти и воображении мгновенные образы зимы. И это — вторая ступень познания. Наконец, на большом табло возле бензоколонки вместе с ценами на бензин мы видим большие цифры температуры воздуха: «-22 °С». И мы тут же понимаем, еще не успев ощутить рецепторами кожи, что на дворе мороз, холодно. И вот этот интеллектуальный вывод, основанный на полученной собственным мозгом отвлеченной цифровой информации
, и есть третья, умозрительная ступень познания. Конечно же, в реальной жизни все эти три ступени познания, как правило, сливаются воедино, происходят чаще всего одновременно.
Второй момент, если так можно выразиться, философского вступления к данной теме будет касаться степени достоверности истины или знания, получаемого человеком. Не будем подробно развивать эту тему, согласимся с философами, что большая часть добытых наукой знаний является не до конца достоверными, а потому не могут быть абсолютной истиной. В феноменологии они называются проблематичными, добытыми при естественной установке (в ходе изучения, в том числе естественными науками). Какая же истина может быть полностью достоверной или аподиктичной? Развивая Р. Декарта, Э. Гуссерль утверждает, что таковой может быть только мое собственное трансцендентальное cogito sum («я мыслю») в ситуации не естественной, а особой, трансцендентальной установки. Все остальное должно быть выведено за скобки как проблематичное в своем существовании [23]. Как это ни странно, но большая часть знаний, полученных нами в школе, институте и т.д., являются проблематичными, т.е. такими, которые могут быть подвергнуты сомнению. Но это вовсе не означает, что они не соответствуют действительности, что ими нельзя пользоваться. Можно, но они — проблематичны, всегда существует возможность (а иногда и необходимость) сомневаться. Это очень важное положение необходимо иметь в виду, когда мы хотим понять суть патологических идей, при которых проблематичность истины подменяется аподиктичностью, абсолютизацией истины.
Расстройства мышления. Бред (Анализ, Сравнение, Абстрагирование)
Осваивая материал этой главы, мы встретимся с множеством терминов и понятий, осознание сути которых происходит постепенно, подчас всю жизнь. Итак, познание окружающего мира и самого себя начинается с ощущения и восприятия. Напомним, что в ощущении нам даются отдельные элементарные проявления предметов и явлений окружающего мира. Восприятие — это уже целостный процесс, в котором предметы и явления даются не отдельными кусочками, а объемными, целостными феноменами. Затем, при осознании мира, мы вступаем на «тропу» мышления, которое начинается с представлений. Представление — это как бы мостик от воспоминаний различных феноменов восприятия к непосредственно мышлению и оперированию понятиями. Мыслить — это оперировать понятиями. Но что такое понятие? Лучшие умы человечества бились два с половиной тысячелетия над этим вопросом. И. Кант был одним из первых, который попытался разгадать суть процесса образования понятий. Эмпирики, т.е. те философы, которые отдавали приоритет в познании опыту, настаивали на индукции, опытном образовании каких-либо всеобщих признаков и принципов. Но как при помощи индукции или абстрагирования общих признаков многих предметов и явлений объяснить изобретение и создание чего-то нового, никогда ранее не существовавшего? Изучая и абстрагируя общие признаки движущихся живых тел, конструктор выходит на изобретение колеса или передвигающихся «лап» шагающего экскаватора. Изучая опыт существования, развития и