Файл: Беккер И. М. Школа молодого психиатра Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 818

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие к первой части

История психиатрии

История психиатрии. Вклад в развитие

Введение в психиатрическую пропедевтику

Другой пример.

Принципы беседы или клинического интервью

Медицинские предрассудки Ясперса

Расстройства восприятия

Расстройства восприятия. Искажение или изменение ощущений

Расстройства восприятия. Иллюзии

Расстройства восприятия. Галлюцинации

Расстройства восприятия. Рефлекторные и функциональные галлюцинации

Ассоциированные, Билатеральные, Антагонистические, Ацеломорфные галлюцинации

Галлюцинации императивные, комментирующие, лилипутовые, музыкальные

Галлюцинации сценические, моторные, обонятельнные, негативные, панорамные

Псевдогаллюцинации

Псевдогаллюцинации по Кандинскому

Вербальные, Речедвигательные псевдогаллюцинации.

Комплексные псевдогаллюцинации

Психосенсорные расстройства. Галлюцинозы

Психосенсорные расстройства. Галлюцинозы. Завершение темы

Нарушения восприятия пространства и времени

Ускорение или замедление хода времени. Утраченное осознание времени и другие

Расстройства мышления. Бред

Расстройства мышления. Бред (Анализ, Сравнение, Абстрагирование)

Еще два понятия из психологии мышления

Нарушение целенаправленности мышления и Соскальзывание

Расстройства мышления. Бред - остановка, закупорка мышления

Расстройства мышления. Бред в примерах

Апрозектическая бессвязность

Интрапсихическая атаксия

Нарушения содержания мышления- сверхценные и бредовые идеи

Сверхценные идеи, примеры

Острый чувственный бред

Синдром Капгра. Бред ревности

Бред изобретательства и бред преследования

Бред преследования и бред толкования

Бред физического воздействия и бред психического воздействия

Конформный бред

Бред. Галлюцинаторно-бредовые синдромы. Голотимический и кататимический бред

Канцеромания и шизофреномания

Дисморфоманический синдром.

Особый вид дисморфомании

Бред Котара

Бред реформаторства

Индуцированный бред

Резидуальный бред. Параноидальный синдром

Галлюцинаторные и бредовые переживания

Идеаторные автоматизмы

Автоматизм речедвигательный (Сегла). Острый синдром Кандинского-Клерамбо

Этно-культуральный аспект бреда и отличие бреда от суеверий

Бред малого размаха

Парафрении

Нарушения эмоциональной сферы

Дисфория. Гипертимия

Эйфория

Апатия и Эмоциональная нивелировка

Эмоциональное снижение и Эмоциональная слабость

Депрессии без депрессии или маскированные депрессии

Проявления маскированной депрессии

Синдромы депрессивных расстройств при субпсихотическом уровне патологии

Страх

Внимание и его нарушения. Расстройства самосознания

Сужение и Тугоподвижность объема внимания

Нарушения самосознания

Чувство деятельности. Чувство единства «Я». Идентичность «Я»

Дереализация и Деперсонализация

Аллопсихическая деперсонализация

Не совсем привычный вид деперсонализации

Расстройства сознания

Оглушение

Иллюстрация оглушения

Делирий

Мусситирующий делирий и профессиональный делирий

Динамика развития онейроидного приступа

Онейроид

Аменция

Сумеречное помрачение сознания

Аура сознания при эпилепсии

Ганзеровский синдром

Нарушения в двигательной сфере. Кататонические расстройства. Нарушения влечений

Нарушения влечений

Эхопраксия

Развернутое растерянно-патетическое возбуждение

Клептомания и дромомания

Патологические изменения влечения к пище

Половые извращения (перверсии, парафилии). Ретифизм. Трансвеститский фетишизм

Эксгибиционизм и Вуайеризм

Педофилия

Садомазохизм. Гербиллинг

Бертранизм

Некрофилия и парафилия

Парафилия

Расстройства памяти

Амнезия

Конградная амнезия, Антероретроградная, Ретардированная амнезия

Эпохальная и Фиксационная амнезия

Аффектогенная амнезия

Перфорационная и Мотивированная амнезия

Детская и Прогрессирующая амнезия

Криптомнезия. Конфабуляции

Фантастические конфабуляции

Расстройства интеллекта. Слабоумие

Педагогическая антропология

Имбецильность и дебильность

Умственная отсталость

Виды органической деменции

Психоорганический синдром

Три стадии психоорганического синдрома

Синдром расторможения

Псевдопаралитический синдром

Расстройства личности

Истероидный (демонстративный) тип личности

Симптом истерии - камптокормия

Возбудимая личность

Параноидальная (параноидная) личность

Шизоидная личность

Негативные синдромы

Симптом Феофраста

Синдром юношеской философической интоксикации

Философическая интоксикация

Философическая интоксикация, пример

Психопатоподобный личностный сдвиг

Негативные расстройства при шизофрении

РЭП. Редукция энергетического потенциала

Аутизм наизнанку, или регрессивную синтонность

Синдром дрейфа

Дефект личности типа Фершробен

Дефект типа простого дефицита

Сцеволизм

Регресс личности

Негативные нарушения с точки зрения феноменологического познания этой патологии

Предисловие ко второй части

Случаи шизофрении. Вялотекущая шизофрения

Гебоидная шизофрения

Шизотипическое расстройство с дисморфоманией

Переходный вариант. Шизофрения с ипохондрическим бредом

Вялотекущая шизофрения. Переходный вариант

Случай 3. Шизофрения с ипохондрическим бредом

Шизофрения с ипохондрическим бредом

Содержание параноидального ипохондрического бреда

Непрерывная параноидная шизофрения

Случай 4. Шизофрения с галлюцинаторным вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо

Шизофрения с галлюцинаторным вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо

Непрерывная параноидная шизофрения (продолжение)

Случай 5. Шизофрения с бредовым вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо («Роман в письмах»)

Шизофрения с бредовым вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо («Роман в письмах»)

Случай 6. 52 года лечения параноидной шизофрении

Случай 7. Шизофрения с шизофреноманией. Особый вариант некритичности

Случай 8. Шизофрения приступообразно-прогредиентная, с шубом, сопряженным с убийством матери

Шизофрения приступообразно- прогредиентная

Случай 8. Шизофрения приступообразно-прогредиентная, с шубом, сопряженным с убийством матери

Случай 9. Шизофрения приступообразная с эротоманией и редуцированием ОКП

Приступообразная (рекуррентная) шизофрения

Случай 9. Шизофрения приступообразная с эротоманией и редуцированием ОКП

Шизофрения в детском возрасте. Детская шизофрения, среднепрогредиентная

Шизофрения в детском возрасте

Случай 10. Детская шизофрения, среднепрогредиентная

Детская шизофрения с навязчивостями, малопрогредиентная

Детская шизофрения с аутизмом наизнанку. Случай 12

Случай 13. Детская шизофрения с элементами синдрома К-К, грубопрогредиентная

Случай 14. Злокачественная юношеская шизофрения

Злокачественная шизофрения

Случай 14. Злокачественная юношеская шизофрения

Случай 15. Биполярное аффективное расстройство к. тж

Биполярное аффективное расстройство

Случай 15. Биполярное аффективное расстройство к. тж

Случай 16. Эпилепсия, сопряженная с убийством семьи

Эпилептическая болезнь

Случай 16. Эпилепсия, сопряженная с убийством семьи

Случай 17. Эпилептический психоз с убийством прихожанки в церкви

Случай 18. Органическое психическое расстройство вследствие черепно-мозговой травмы с изнасилованием и покушением на убийство потерпевшей

Психические нарушения при травме головного мозга

Случай 18. Органическое психическое расстройство вследствие черепно-мозговой травмы с изнасилованием и покушением на убийство потерпевшей

Случай 19. Алкогольный психоз и детоубийство

Алкогольный психоз

Случай 19. Алкогольный психоз и детоубийство

Случай 20. Ошибочная диагностика шизофрении? Наркомания? Психические расстройства при наркомании

Случай 20. Ошибочная диагностика шизофрении? Наркомания?

Случай 21. Психоз при соматическом поражении мозга, легких и миокарда

Острые инфекционно-органические психозы

Случай 21. Психоз при соматическом поражении мозга, легких и миокарда

Случай 22. Брюшнотифозный психоз с аменцией

Случай 23. Сосудистая деменция

Психические нарушения при сосудистых заболеваниях мозга

Случай 23. Сосудистая деменция

Случай 24. Психоз при тромбоэндокардите. Работа над ошибками Б. О. П., 1946 г. рождения, поступила в стационар 10.12.99 г. переводом из БСМП с направительным диагнозом «болезнь Альцгеймера». Из выписного эпикриза БСМП извес­тно, что находилась там на лечении в течение 2 нед. по поводу ЖКБ, хронического холе- цисто -панкреатите, обострения (просим прощения у коллег за многочисленные сведения о соматической сфере, без них в данном случае нельзя обойтись). На УЗИ от 29.11.99 г.: печень у края реберной дуги, контуры ровные, паренхима однородная. Общий желчный про­ток расширен до 1,3 см. В терминальном отделе — конкремент диаметром 1 см. Желчный пузырь: стенки утолщены, до 1,3 см, «трехконтурные». В полости множество конкре­ментов. Поджелудочная железа явно не увеличена, эхоструктура уплотнена. УЗИ от 02.12.99 г.: почки расположены обычно, контуры ровные. Паренхима однородная с толщи­ной 1,7 см. ФГДС от 01.12.99 г. — хронический атрофический гастрит. Окулист от 02.12.99г.: гипертоническая ангиопатия.КТ головного мозга от 08.12.99 г.: признаки ангиоэнцефалопатии. В полости черепа, вдоль костей определяются рассеянные мелкие очаговые обызвествления (мелкие кальци- наты). На срезе 19 определяются фрагменты внутренней каротидной артерии с обызвес­твлением стенок.Кардиолог от 08.12.99 г.: ИБС, нарушения ритма, частые политопные желудочковые эк­страсистолы. Симптоматическая артериальная гипертензия. Атеросклероз аорты — недо­статочность клапанов аорты, ИК 1—2а. Не исключается застойная пневмоний. ДН1—2.Психиатр 08.12.99 г.: Болезнь Альцгеймера.На момент выписки: t — 36,7°С, НЬ 94 г/л, СОЭ 41 мм/ч, L 9,4, п. 1, с. 85, э. 0, м. 3Из анамнеза со слов больной: считает себя заболевшей с августа 1999 г., когда перене­сла ОРЗ, несмотря на летний сезон. Была «на больничном листе», пыталась выйти на рабо­ту, но из-за слабости не смогла приступить к работе, снова ушла «на больничный лист». Другие анамнестические сведения последовательно сообщить не смогла. Из анамнеза со слов мужа известно, что всегда была спокойной, веселой, общительной и деловой женщи­ной. В течение последних шести месяцев близкие стали замечать, что она с трудом справ­лялась с домашними делами, часто жаловалась на слабость. Бралась за приготовление обе­да, но растерянно смотрела на продукты, не зная, что с ними делать. Забывала названия простых предметов домашнего обихода, стала замкнутой, малословной. Однажды сказала, что неизлечимо больна и никто ей не поможет. С августа 1999 г. практически не работала, была «на больничном листе» в связи с ОРЗ несколько раз, а в ноябре госпитализирована в хи­рургическое отделение БСМП по поводу холецистита. В хирургическом отделении состоя­ние резко ухудшилось — была растерянной, разговаривала с трудом, подбирая слова, никак не среагировала на рождение внука. Коллеги по работе рассказывали ему, что обычно весе­лая, разговорчивая и компанейская в последние шесть месяцев стала замкнутой, сдержан­ной. С трудом справлялась с работой, долго раздумывала над записями в карточках, кото­рые прежде всегда писала быстро. Из осмотра терапевтом 15.12.99г. следует, что жалоб больная не предъявляет. Объективно оценивает состояние как удовлетворительное. Кож­ные покровы чистые. Лимфоузлы не увеличены. АД 200/100мм рт. ст. Тоны сердца ясные, аритмичные, частые экстрасистолы

Случай 25. Болезнь Альцгеймера

Случай 25. Бйлезнь Альцгеймера

Психические расстройства при опухолях головного мозга

Случай 26. Психические нарушения при опухоли лобной доли

Случай 27. Шизофреноподобный психоз при опухоли ольфакторной ямки

Случай 28. Клиническая картина нарушений сознания при опухолях височной доли

Случай 29. Псевдоистерия при опухоли дна III желудочка

Расстройства личности. Психастеническое расстройство личности

Случай 30. Психастеническое расстройство личности или генерализованное тревожное расстройство?

Случай 31. Часть первая. Ганзеровский синдром

Декомпенсация истерической психопатии

Случай 32. Параноидальное расстройство личности

Случай 32. Параноидальное расстройство личности

Случай 33. Шизоидное или шизотипическое расстройство личности?

Шизоидное расстройство личности

Случай 33. Шизоидное или шизотипическое расстройство личности?

Случай 34. Реактивная депрессия на фоне сосудистой патологии мозга

Случай 34. Реактивная депрессия на фоне сосудистой патологии мозга

Случай 35. Посттравматическое стрессовое расстройство у ветерана Чеченской войны

Постгравматическое стрессовое расстройство

Случай 35. Посттравматическое стрессовое расстройство у ветерана Чеченской войны

Синдром патологического фантазирования

Случай 37. Синдром патологического фантазирования или явление общественного сознания?

годов пыталась защитить докторскую диссертацию, замеряя содержание олова в крови психически больных в соотношении с так называемым оловянным блеском глаз (свинцовый блеск). Конечно, это больше тяготеет к квалификации этой дамы в качестве пациентки с умственной отсталостью, степени дебильности, но сам пример математизации клинического симптома весьма поучителен.

Расстройства восприятия


Познание окружающего мира и самого себя начинается с восприятия нашими органами чувств всего, что окружает человека и является им самим. Мы смотрим в окно своего дома на желтеющую листву, и мгновенно в сознании возникает об­раз, а затем и суждение о том, что на дворе осень. Мы видим в зеркале свое небри­тое лицо, и тут же появляется мысль, что нужно обязательно привести себя в по­рядок. В сознании человека восприятие мира и возникновение мыслей об этом мире, суждений и умозаключений неразрывно связано, это - единый и бесконеч­ный процесс. Великий И. Кант утверждал, что «ни одну из этих способностей нельзя предпочесть другой. Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание» [33]. С учебной целью уже не первое столетие этот процесс разбивают на части. Ко­нечно, расчленение на части, наверное, не самое лучшее, что можно придумать, но в любой, даже самой простой школьной дисциплине познание разделяют на «кирпичики». Сначала ребенок, как и начинающий ученик, схватывает общий образ явления, скажем, он узнает, что есть солнце, свет и этот свет белый. Затем он начинает познавать составные части этого явления и через феномен радуги с удивлением постигает, что свет состоит из семи разных составных цветов, скла­дывающихся в радугу. И только на третьем этапе он вновь суммирует знания о свете и познает корпускулярно-волновую теорию света, закон постоянства ско­рости света, знаменитую формулу Эйнштейна о соотношении энергии и скоро­сти света. Не будем оригиналами, приступим и мы к изучению познавательной деятельности больного человека через изучение нарушений восприятия. Но, рас­членяя единое объемлющее психическое состояние человека на отдельные явле­ния, поучаствуем и мы вместе с Воландом в завтраке с беспокойным стариком Иммануилом. Он предупреждал более двух столетий назад, что анализ оснований явлений, именно факт разложений в анализе этих оснований уничтожает те явле­ния, которые мы хотели объяснить. Через полтора столетия Нильс Бор продол­жил это размышление и предупредил об опасности слишком сильной детализа­ции принципа жизни. Явления жизни, как говорил Бор, распадутся именно пото­му, что мы слишком далеко зашли в попытке разложить само основание, сам принцип жизни.


Итак, что такое ощущение? Это, согласно официальному словарю русского языка, есть чувственное восприятие явлений объективного мира органами чувств. Попробуем сейчас не обращать внимание на слово «восприятие», являющееся сос­тавной частью определения ощущения, в данном контексте оно носит лингвисти­ческий характер. Выделим главное: это, согласно данному словарю, есть чувствен­ное явление и сосредотачивается оно в органах чувств, т.е. «этажом выше не подни­мается». Но вот иное определение ощущения, которое, согласно другому уважаемому изданию — «Словарю философских терминов», есть переработанный в коре головного мозга результат взаимодействия внешнего мира и органов чувств человека. Следовательно, не все ученые разделяют периферическую локализацию ощущений. А что же такое восприятие? Это, согласно тому же словарю, — непосред­ственное чувственное отражение действительности в сознании, способность воспри­нимать, различать и усваивать явления внешнего мира. Попробуем также не обра­щать внимание на тавтологию, при которой восприятие есть способность воспри­нимать. Отметим главное — два ключевых слова: чувственное явление и происходит оно в сознании. Итак, различие ощущения от восприятия кроется в различной поэтажности возникновения. Участие сознания и есть тот узловой момент, кото­рый отличает восприятие от ощущения. Но не только этим отличается восприятие от ощущения. Уже понятно, что восприятие — это одна из узловых познавательных способностей и возможностей человека. В чем же главная суть этого процесса? Ви­димо в том, что в центральной нервной системе воссоздается целостный образ предмета, явления, объекта окружающего мира. Воссоздается этот образ соедине­нием, синтезом всех отдельных ощущений, возникающих вследствие воздействия различных свойств этих предметов, явлений, объектов на органы чувств человека.

Мы определились с терминами. Теперь поразмышляем, как часто и у кого могут встречаться ошибки или искажения ощущений и восприятия? Ошибки или искажения ощущений и восприятия отмечались людьми с незапамятных времен. Философы Древней Греции обратили внимание на возможность ошибочности ощущений и восприятий при чувственном познании мира, и это отразилось в нескольких «тропах» С. Эмпирика, при обосновании им основ скептицизма:



Один и тот же мёд мне кажется сладким, а страдающему желтухой горьким.

Одна и та же краска кажется глубоким старцам темной, а молодым — достаточно яркой» [77]. Много позже выдающийся философ Англии Д. Беркли во введении к «Трактату о принципах человеческого знания...» восклицал: «Предрассудки и об­манчивость ощущений обнаруживаются со всех сторон перед нашим взором, и, пы­таясь исправить их при помощи разума, мы незаметно запутываемся в странных парадоксах, затруднениях и противоречиях...» [7]. Речь идет отнюдь не о больных, а о принципах человеческого познания вообще. Таким образом, принимаем к сведению, что ошибки в ощущениях и восприятии есть явления повсеместные, свойственные в разной мере всем людям и не считаются обязательными призна­ками психического заболевания.

Расстройства восприятия. Искажение или изменение ощущений


Искажение или изменение ощущений испытал каждый человек. Хотя бы раз в жизни каждому из нас вводили анестетик для обезболивания оперативного вме­шательства, вскрытия панариция, удаления или лечения зуба. Постепенно боле­вое ощущение и болевая чувствительность снижались, а затем исчезали вовсе. На уровне болевых рецепторов, т.е. болевых органов чувств, изменялось ощущение боли; это носит название гипостезии и анестезии. Мы приходили с мороза домой, наши озябшие руки брал в свои отец и энергичными движениями лохматил собс­твенные волосы на голове. Пальцы постепенно отходили, и сначала появлялись парестезии — колючие мурашки, а затем восстанавливалась болевая и темпера­турная чувствительность. Гиперестезия — повышение интенсивности ощущений возникает у здоровых в минуты особого душевного подъема — восторга, счастья, вдохновенья. Появляются эти феномены и при некоторых болезнях. Замечатель­но описаны гиперестезии у В. Каверина в романе «Освещенные окна»: «К чувству беспричинной досады присоединялась сильная головная боль. Звуки обыкновенной жизни, которые я прежде не замечал: хлопанье дверей, шаги над головой, железное гудение лифта — теперь охлестывали меня с головы до ног. Мне казалось, что даже солнечный свет с пронзительным свистом врывается в комнату сквозь открытые окна. Это было болезненное обострение слуха, характерное для воспаления паутин­ной оболочки мозга». Психиатрами оно называется гиперакузией. А.К. Нейман и В. Нилан описали очень интересный феномен, встречающийся при шизо­френии, — нарушение привычного восприятия. При этом феномене происходит не­ожиданное для больного осознавание сенсорных, чувственных стимулов, кото­рые в норме, ранее, не достигали порога сознания. О чем идет речь? Мы идем по улице, от каждого нашего шага раздаются звуки, которые нами слышны, но не осознаются в силу их обычности, в силу не обращения на них внимания. Авторы описывают состояние, при котором больной перестает жевать, так как ощущает и слышит сильный хруст от пережевывания яблока. Другой больной в их описа­нии начинает говорить шепотом из-за того, что обычная его речь воспринимается им самим как громкий крик. У нас был случай, когда больной отказался от еды, так как слышал
постоянно перистальтику своего кишечника, причем, как он го­ворил, именно тонкого кишечника.

Вспоминается еще один случай, который много лет назад было трудно точно квалифицировать: девушка с дебютом заболевания отказалась посещать секцию художественной гимнастики в связи с тем, что слышала громкий хруст суставов рук и ног при выполнении упражнений. Если сказать коротко, при этом нару­шении происходит усиление сенситивности сознания, развивается как бы гиперчувствительность сознания (то самое «стекло и дерево» старых авторов, по части только «стекла»).

Расстройства восприятия. Иллюзии


Иллюзии. Переходя к изучению этих нарушений восприятия, отметим, что данное слово имеет два значения. Во-первых, это — искаженное восприятие дейс­твительности (предметов, явлений, объектов действительности). Во-вторых, не­сбыточная надежда, мечта. Матери взрослеющих дочерей частенько употребляют выражение: «Не строй иллюзий в отношении своего Петра (Вани, Миши)...». Они понимают под этим словом искаженное восприятие личности будущего зятя. Нас интересует прежде всего психопатологическое значение данного термина, но, кроме болезненных иллюзий, существуют иллюзии у совершенно здоровых людей.

Ты смотришь на солнце, встающее на востоке или заходящее на западе, и ви­дишь огромный красный шар. Ты любуешься радугой в грозу. Тебе посчастливи­лось побывать на севере и воочию увидеть северное сияние. Все это — примеры иллюзорного восприятия внешнего мира, так называемые физические иллюзии. Сюда же относится «знаменитая» ложка в стакане воды, воспринимающаяся как сломанная. Иллюзии, возникающие из-за особенностей деятельности органов чувств и восприятия, называют физиологическими иллюзиями. Между прочим, что­бы их изучить, можно не книжки читать, а сходить в цирк. Все иллюзионисты мира, когда они распиливают молодую девушку пополам, показывают, как со­единяются разорванные листы газеты, из рукавов вылетают голуби, изо рта выле­зают яйца, все они пользуются закономерностями иллюзорного восприятия дей­ствительности, специально воссоздаваемыми искусством артиста-иллюзиониста.

Мы убедились в том, что по части иллюзий обладаем достаточно большим опытом, не будучи душевнобольными. А что же появляется нового при психичес­ких заболеваниях? Включается механизм участия сознания, которое мы выделяли в определении восприятия. Именно на этапе синтеза ощущений, образования единого образа восприятия в сознании и включаются патологические механизмы поврежденной психики. Самые понятные и простые иллюзии — аффектогенные, образующиеся в результате давления на сознание аффекта страха, тревоги, тоски. Вспомним себя маленькими детьми лет 5—6. Тебя оставили одного в доме. Вече­реет. Свет горит в твоей комнате. В коридоре сумрачно. На вешалках висят паль­то, куртки, плащи. Страшно одному дома.