Файл: Беккер И. М. Школа молодого психиатра Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 728

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие к первой части

История психиатрии

История психиатрии. Вклад в развитие

Введение в психиатрическую пропедевтику

Другой пример.

Принципы беседы или клинического интервью

Медицинские предрассудки Ясперса

Расстройства восприятия

Расстройства восприятия. Искажение или изменение ощущений

Расстройства восприятия. Иллюзии

Расстройства восприятия. Галлюцинации

Расстройства восприятия. Рефлекторные и функциональные галлюцинации

Ассоциированные, Билатеральные, Антагонистические, Ацеломорфные галлюцинации

Галлюцинации императивные, комментирующие, лилипутовые, музыкальные

Галлюцинации сценические, моторные, обонятельнные, негативные, панорамные

Псевдогаллюцинации

Псевдогаллюцинации по Кандинскому

Вербальные, Речедвигательные псевдогаллюцинации.

Комплексные псевдогаллюцинации

Психосенсорные расстройства. Галлюцинозы

Психосенсорные расстройства. Галлюцинозы. Завершение темы

Нарушения восприятия пространства и времени

Ускорение или замедление хода времени. Утраченное осознание времени и другие

Расстройства мышления. Бред

Расстройства мышления. Бред (Анализ, Сравнение, Абстрагирование)

Еще два понятия из психологии мышления

Нарушение целенаправленности мышления и Соскальзывание

Расстройства мышления. Бред - остановка, закупорка мышления

Расстройства мышления. Бред в примерах

Апрозектическая бессвязность

Интрапсихическая атаксия

Нарушения содержания мышления- сверхценные и бредовые идеи

Сверхценные идеи, примеры

Острый чувственный бред

Синдром Капгра. Бред ревности

Бред изобретательства и бред преследования

Бред преследования и бред толкования

Бред физического воздействия и бред психического воздействия

Конформный бред

Бред. Галлюцинаторно-бредовые синдромы. Голотимический и кататимический бред

Канцеромания и шизофреномания

Дисморфоманический синдром.

Особый вид дисморфомании

Бред Котара

Бред реформаторства

Индуцированный бред

Резидуальный бред. Параноидальный синдром

Галлюцинаторные и бредовые переживания

Идеаторные автоматизмы

Автоматизм речедвигательный (Сегла). Острый синдром Кандинского-Клерамбо

Этно-культуральный аспект бреда и отличие бреда от суеверий

Бред малого размаха

Парафрении

Нарушения эмоциональной сферы

Дисфория. Гипертимия

Эйфория

Апатия и Эмоциональная нивелировка

Эмоциональное снижение и Эмоциональная слабость

Депрессии без депрессии или маскированные депрессии

Проявления маскированной депрессии

Синдромы депрессивных расстройств при субпсихотическом уровне патологии

Страх

Внимание и его нарушения. Расстройства самосознания

Сужение и Тугоподвижность объема внимания

Нарушения самосознания

Чувство деятельности. Чувство единства «Я». Идентичность «Я»

Дереализация и Деперсонализация

Аллопсихическая деперсонализация

Не совсем привычный вид деперсонализации

Расстройства сознания

Оглушение

Иллюстрация оглушения

Делирий

Мусситирующий делирий и профессиональный делирий

Динамика развития онейроидного приступа

Онейроид

Аменция

Сумеречное помрачение сознания

Аура сознания при эпилепсии

Ганзеровский синдром

Нарушения в двигательной сфере. Кататонические расстройства. Нарушения влечений

Нарушения влечений

Эхопраксия

Развернутое растерянно-патетическое возбуждение

Клептомания и дромомания

Патологические изменения влечения к пище

Половые извращения (перверсии, парафилии). Ретифизм. Трансвеститский фетишизм

Эксгибиционизм и Вуайеризм

Педофилия

Садомазохизм. Гербиллинг

Бертранизм

Некрофилия и парафилия

Парафилия

Расстройства памяти

Амнезия

Конградная амнезия, Антероретроградная, Ретардированная амнезия

Эпохальная и Фиксационная амнезия

Аффектогенная амнезия

Перфорационная и Мотивированная амнезия

Детская и Прогрессирующая амнезия

Криптомнезия. Конфабуляции

Фантастические конфабуляции

Расстройства интеллекта. Слабоумие

Педагогическая антропология

Имбецильность и дебильность

Умственная отсталость

Виды органической деменции

Психоорганический синдром

Три стадии психоорганического синдрома

Синдром расторможения

Псевдопаралитический синдром

Расстройства личности

Истероидный (демонстративный) тип личности

Симптом истерии - камптокормия

Возбудимая личность

Параноидальная (параноидная) личность

Шизоидная личность

Негативные синдромы

Симптом Феофраста

Синдром юношеской философической интоксикации

Философическая интоксикация

Философическая интоксикация, пример

Психопатоподобный личностный сдвиг

Негативные расстройства при шизофрении

РЭП. Редукция энергетического потенциала

Аутизм наизнанку, или регрессивную синтонность

Синдром дрейфа

Дефект личности типа Фершробен

Дефект типа простого дефицита

Сцеволизм

Регресс личности

Негативные нарушения с точки зрения феноменологического познания этой патологии

Предисловие ко второй части

Случаи шизофрении. Вялотекущая шизофрения

Гебоидная шизофрения

Шизотипическое расстройство с дисморфоманией

Переходный вариант. Шизофрения с ипохондрическим бредом

Вялотекущая шизофрения. Переходный вариант

Случай 3. Шизофрения с ипохондрическим бредом

Шизофрения с ипохондрическим бредом

Содержание параноидального ипохондрического бреда

Непрерывная параноидная шизофрения

Случай 4. Шизофрения с галлюцинаторным вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо

Шизофрения с галлюцинаторным вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо

Непрерывная параноидная шизофрения (продолжение)

Случай 5. Шизофрения с бредовым вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо («Роман в письмах»)

Шизофрения с бредовым вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо («Роман в письмах»)

Случай 6. 52 года лечения параноидной шизофрении

Случай 7. Шизофрения с шизофреноманией. Особый вариант некритичности

Случай 8. Шизофрения приступообразно-прогредиентная, с шубом, сопряженным с убийством матери

Шизофрения приступообразно- прогредиентная

Случай 8. Шизофрения приступообразно-прогредиентная, с шубом, сопряженным с убийством матери

Случай 9. Шизофрения приступообразная с эротоманией и редуцированием ОКП

Приступообразная (рекуррентная) шизофрения

Случай 9. Шизофрения приступообразная с эротоманией и редуцированием ОКП

Шизофрения в детском возрасте. Детская шизофрения, среднепрогредиентная

Шизофрения в детском возрасте

Случай 10. Детская шизофрения, среднепрогредиентная

Детская шизофрения с навязчивостями, малопрогредиентная

Детская шизофрения с аутизмом наизнанку. Случай 12

Случай 13. Детская шизофрения с элементами синдрома К-К, грубопрогредиентная

Случай 14. Злокачественная юношеская шизофрения

Злокачественная шизофрения

Случай 14. Злокачественная юношеская шизофрения

Случай 15. Биполярное аффективное расстройство к. тж

Биполярное аффективное расстройство

Случай 15. Биполярное аффективное расстройство к. тж

Случай 16. Эпилепсия, сопряженная с убийством семьи

Эпилептическая болезнь

Случай 16. Эпилепсия, сопряженная с убийством семьи

Случай 17. Эпилептический психоз с убийством прихожанки в церкви

Случай 18. Органическое психическое расстройство вследствие черепно-мозговой травмы с изнасилованием и покушением на убийство потерпевшей

Психические нарушения при травме головного мозга

Случай 18. Органическое психическое расстройство вследствие черепно-мозговой травмы с изнасилованием и покушением на убийство потерпевшей

Случай 19. Алкогольный психоз и детоубийство

Алкогольный психоз

Случай 19. Алкогольный психоз и детоубийство

Случай 20. Ошибочная диагностика шизофрении? Наркомания? Психические расстройства при наркомании

Случай 20. Ошибочная диагностика шизофрении? Наркомания?

Случай 21. Психоз при соматическом поражении мозга, легких и миокарда

Острые инфекционно-органические психозы

Случай 21. Психоз при соматическом поражении мозга, легких и миокарда

Случай 22. Брюшнотифозный психоз с аменцией

Случай 23. Сосудистая деменция

Психические нарушения при сосудистых заболеваниях мозга

Случай 23. Сосудистая деменция

Случай 24. Психоз при тромбоэндокардите. Работа над ошибками Б. О. П., 1946 г. рождения, поступила в стационар 10.12.99 г. переводом из БСМП с направительным диагнозом «болезнь Альцгеймера». Из выписного эпикриза БСМП извес­тно, что находилась там на лечении в течение 2 нед. по поводу ЖКБ, хронического холе- цисто -панкреатите, обострения (просим прощения у коллег за многочисленные сведения о соматической сфере, без них в данном случае нельзя обойтись). На УЗИ от 29.11.99 г.: печень у края реберной дуги, контуры ровные, паренхима однородная. Общий желчный про­ток расширен до 1,3 см. В терминальном отделе — конкремент диаметром 1 см. Желчный пузырь: стенки утолщены, до 1,3 см, «трехконтурные». В полости множество конкре­ментов. Поджелудочная железа явно не увеличена, эхоструктура уплотнена. УЗИ от 02.12.99 г.: почки расположены обычно, контуры ровные. Паренхима однородная с толщи­ной 1,7 см. ФГДС от 01.12.99 г. — хронический атрофический гастрит. Окулист от 02.12.99г.: гипертоническая ангиопатия.КТ головного мозга от 08.12.99 г.: признаки ангиоэнцефалопатии. В полости черепа, вдоль костей определяются рассеянные мелкие очаговые обызвествления (мелкие кальци- наты). На срезе 19 определяются фрагменты внутренней каротидной артерии с обызвес­твлением стенок.Кардиолог от 08.12.99 г.: ИБС, нарушения ритма, частые политопные желудочковые эк­страсистолы. Симптоматическая артериальная гипертензия. Атеросклероз аорты — недо­статочность клапанов аорты, ИК 1—2а. Не исключается застойная пневмоний. ДН1—2.Психиатр 08.12.99 г.: Болезнь Альцгеймера.На момент выписки: t — 36,7°С, НЬ 94 г/л, СОЭ 41 мм/ч, L 9,4, п. 1, с. 85, э. 0, м. 3Из анамнеза со слов больной: считает себя заболевшей с августа 1999 г., когда перене­сла ОРЗ, несмотря на летний сезон. Была «на больничном листе», пыталась выйти на рабо­ту, но из-за слабости не смогла приступить к работе, снова ушла «на больничный лист». Другие анамнестические сведения последовательно сообщить не смогла. Из анамнеза со слов мужа известно, что всегда была спокойной, веселой, общительной и деловой женщи­ной. В течение последних шести месяцев близкие стали замечать, что она с трудом справ­лялась с домашними делами, часто жаловалась на слабость. Бралась за приготовление обе­да, но растерянно смотрела на продукты, не зная, что с ними делать. Забывала названия простых предметов домашнего обихода, стала замкнутой, малословной. Однажды сказала, что неизлечимо больна и никто ей не поможет. С августа 1999 г. практически не работала, была «на больничном листе» в связи с ОРЗ несколько раз, а в ноябре госпитализирована в хи­рургическое отделение БСМП по поводу холецистита. В хирургическом отделении состоя­ние резко ухудшилось — была растерянной, разговаривала с трудом, подбирая слова, никак не среагировала на рождение внука. Коллеги по работе рассказывали ему, что обычно весе­лая, разговорчивая и компанейская в последние шесть месяцев стала замкнутой, сдержан­ной. С трудом справлялась с работой, долго раздумывала над записями в карточках, кото­рые прежде всегда писала быстро. Из осмотра терапевтом 15.12.99г. следует, что жалоб больная не предъявляет. Объективно оценивает состояние как удовлетворительное. Кож­ные покровы чистые. Лимфоузлы не увеличены. АД 200/100мм рт. ст. Тоны сердца ясные, аритмичные, частые экстрасистолы

Случай 25. Болезнь Альцгеймера

Случай 25. Бйлезнь Альцгеймера

Психические расстройства при опухолях головного мозга

Случай 26. Психические нарушения при опухоли лобной доли

Случай 27. Шизофреноподобный психоз при опухоли ольфакторной ямки

Случай 28. Клиническая картина нарушений сознания при опухолях височной доли

Случай 29. Псевдоистерия при опухоли дна III желудочка

Расстройства личности. Психастеническое расстройство личности

Случай 30. Психастеническое расстройство личности или генерализованное тревожное расстройство?

Случай 31. Часть первая. Ганзеровский синдром

Декомпенсация истерической психопатии

Случай 32. Параноидальное расстройство личности

Случай 32. Параноидальное расстройство личности

Случай 33. Шизоидное или шизотипическое расстройство личности?

Шизоидное расстройство личности

Случай 33. Шизоидное или шизотипическое расстройство личности?

Случай 34. Реактивная депрессия на фоне сосудистой патологии мозга

Случай 34. Реактивная депрессия на фоне сосудистой патологии мозга

Случай 35. Посттравматическое стрессовое расстройство у ветерана Чеченской войны

Постгравматическое стрессовое расстройство

Случай 35. Посттравматическое стрессовое расстройство у ветерана Чеченской войны

Синдром патологического фантазирования

Случай 37. Синдром патологического фантазирования или явление общественного сознания?

Апрозектическая бессвязность


Из всех многочисленных нарушений мышления нам осталось освоить, пожалуй, одно из самых сложных и важных — три вида бессвязности мышления. Что внушает уверенность при изучении этих нарушений? Бессвязность мышления обязательно сопровождается точно такой же бессвязностью речи. По сути дела они идентичны, а речь, высказываемая больным, уже переводит субъективное расстройство душев­ной деятельности, каковым является любое нарушение мышления, в проявления объективных нарушений психики, ибо речь другого человека воспринимается пси­хопатологом непосредственно, собственными органами чувств и собственным соз­нанием. Любой вид бессвязности, говоря юридическим языком, мы можем зафик­сировать, объективизировать в виде вещественной улики хулиганствующего мышле­ния, записав довольно просто речь пациента на магнитофон или видео.

Вернемся на короткое время к философским построениям Э. Гуссерля. Наше сознание состоит из непрерывного потока интенций - актов сознания, направ­ленных на какие-то явления окружающего и внутреннего мира. Очень часто та­ким актами сознания являются мысли. Ведь мысль, размышление, суждение — это одно из основных проявлений бодрствующего сознания. У потока различных интенций существуют определенная последовательность, связность и руководя­щее целевое начало. Интенции не прыгают в разные стороны, они, как вагоны в общей сцепке поезда, следуют одна задругой. Хотя Гуссерль разрабатывал уче­ние об интенциональности применительно к трансцендентальному сознанию, но и при естественной установке сознания интенциональность, т.е. направленность сознания, сохраняется.

Итак, апрозектическая (маниакальная) бессвязность. Этот вид бессвязности возникает от совместного действия двух разных психических феноменов на тече­ние ассоциативного процесса. Ускоряется течение ассоциаций и нарушается функция внимания (апрозексия). При отклоняемости внимания мышление,
лишенное руководящего начала, учитывая ускорение и наплыв представлений, мыслей и идей, продуцирует речь, части которой имеют случайный мотив связ­ности - попадание различных предметов в поле зрения, созвучие произносимых слов и предложений и т. д. Представим себе такой искусственный образ. Наше мышление и сознание - это сложная жизнь большого количества воинов, участ­вующих в грандиозной войсковой операции в дремучих лесах. Руководит опера­цией штаб фронта с помощью специальной связи. Войсковые группы (полки, ба­тальоны, роты - это умозаключения, суждения и понятия) действуют слаженно и совместно, если имеются исправная связь, орудия армейского труда и подруч­ные средства для прокладки путей — стволы деревьев, ветки и листья. Штаб отда­ет непрерывные команды, роты и батальоны следуют по указанным маршрутам, рубят лес, укладывают стволы в дороги и мосты через речки и болота. А теперь представим себе, на огромном пространстве в сотни километров вспыхнул лес­ной пожар. И штаб, и войска стараются как можно быстрее вывести людей из леса, команды теряют стройность, штаб разрывается от множества получаемых тревожных сведений, его внимание распыляется, хочется успеть сразу за всеми изменениями ситуации, но не получается. А воины, боясь огня, уже не идут стройными колоннами, а бегут, падая, ломая в буреломе ноги, теряя орудия, часть их сгорает в пламени пожара. Вот так наступает маниакальная бессвязность:

«Доктор, доктор, я хочу поздравить Вас с Днем Победы. Победа — наш общий празд­ник, у меня погибли дед и двое бабушек. Бабки -странный народ, то плачут, то смеются, вечно обижаются на молодых. А ведь у нас, молодых, — вся жизнь впереди, вся жизнь впе­реди, надейся и жди. «Ожиданием своим ты спасла меня», — это из Симонова. Сына Си­монова часто показывают по телевизору, он довольно модный журналист...»

Так выглядит апрозектическая бессвязность. Второй вид бессвязности - асте­ническая (адииамическая). Часто ее именуют аментивной бессвязностью. Это, как го­ворили старые авторы, - первичное расстройство ассоциативного процесса - сла­бость, вялость, выпадение отдельных звеньев. Как правило, у больных помрачено сознание, они не могут правильно подать руку, одеть чулок. Они увидят и скажут, на каких цифрах стоят минутная и часовая стрелки, но не смогут определить время. Смогут

перечислить достоинство разных монет, но не смогут сосчитать общую сто­имость имеющихся денег. В штабе, руководящем войсковой операцией, вышел из строя центральный радиопередатчик, разрушилась связь всей группировки войск. Кроме того, пожар (тяжелое инфекционное или соматическое заболевание) унич­тожил большую часть леса. Строительный материал, из которого готовились доро­ги и переправы, исчез. Случилось совпадение — одновременно исчезла связь, раз­рушились пути, создание новых путей стало невозможным. Роты, батальоны, пол­ки мечутся в разные стороны, много воинов гибнет в болотах, части выходят из леса в разных местах, нет единого войска, нет и не может быть единого результата всей операции. Возникает астеническая, аментивная бессвязность:

«Вот это — рука, а это рукав халата. А где другая рука? Нет, не знаю, как одеть, не помню, ногу в рукав? А это какой-то мужик. Волосы, как у отца, туфли, как у отца, кто же это? Не знаю, кто такой. Пальцы мои, пять пальцев, черви, пять червей. Вы доктор? Может продавец? У вас белый халат, я все забыла. Помогите мне, мне плохо, голова болит, сейчас на голову упадет потолок. Вот он падает. Мамочка, помоги, ой, как болит душа».

Интрапсихическая атаксия


Третий вид бессвязности - атактическая бессвязность, интрапсихическая атаксия - возникает как вторая стадия разорванности, когда нарушается и логи­ческий, и грамматический строй речи. Может возникать в начальных стадиях ши­зофренического процесса, при развитии аментивно-подобного этапа онейроид- ного помрачения сознания. В этот момент очень важно дифференцировать бес­связность, так как лечение кардинально отличается. При астенической бессвязности максимум усилий направляется на поддержание жизненных функ­ций организма, общеукрепляющую терапию, а при аментивно-подобной спутан­ности в случае фебрильной шизофрении проводится массивная аминозинотера- пия или ЭСТ. В.П. Осипов дает такое определение: «Отдельные звенья ассоциа­тивной цепи, лишенные руководящего направления, вследствие отщепления чувственного элемента подвергаются воздействию подавляемых представлений и идей» [52]. Нетрудно заметить, что здесь показывается верхушка психоаналити­ческого айсберга. Вернемся к нашему примеру с войском. Штаб развалился, все напились, командованию нет дела до своего войска, настроение апофигейства проникает сверху вниз. Связь не работает, цель операции отсутствует, пути не проложены, но не потому, что пожар уничтожил деревья и не из чего построить мосты, а потому, что никому ничего не хочется делать, всем на все наплевать, без­различием и тупым равнодушием пронизано все. Отдельные батальоны и роты, лишенные руководства, брошенные на произвол судьбы, сами выбираются из лесной чащи, по отдельности появляясь на опушке леса, мелькая в глубине рощи, хлюпая по болоту, застревая в зыбучих песках. Разворачивается атактическая бес­связность как важнейший симптом шизофрении:

«Вокруг газы, сейчас взорвемся, в тарелке борщ, а в гражданке Щорс, потому что лам­почка светит, но солнце греет. Квадратом скорости Эйнштейн сделал бомбу, а японцы били Мао. Мать забыла печенье, а грибы не растут в саду, потому что поезд не пришел на парад...»

Нарушения содержания мышления- сверхценные и бредовые идеи


Нарушения содержания мышления подразделяются на навязчивые, сверхценные и бредовые идеи.

Навязчивые идеи — это суждения, умозаключения, идеи, возникающие в соз­нании человека помимо его воли, непроизвольно, содержание которых не только не отражает его желаний, надежд и влечений, но чаще всего противоположно им, враждебно и чуждо ему. К этим продуктам мышления пациент всегда относится критически, понимая их болезненное происхождение, пытаясь избавиться от них. В отличие от сверхценных идей, больной активно противодействует, борется с навязчивыми идеями и мыслями. Для лучшего понимания ограничимся одной тематикой — идеями ревности - навязчивыми, сверхценными и бредовыми. Ана­лизируя идеи одной тематики, нам легче будет понять механизм их появления и развития. Ревность как человеческое чувство свойственно всем тем человечес­ким популяциям, где имеет место моногамный брак. Перед войной, как пишется в одной из современных монографий, была проведена экспедиция в Монголию, в составе которой были врачи-психиатры. К их удивлению, среди монгольского населения конца сороковых годов XX века не встречались вообще идеи ревности, ни навязчивые, ни сверхценные, ни бредовые. Как выяснилось, объяснялось это довольно просто. В Монголии того времени семья существовала еще с остатками полигамии, т.е. моногамный брак был весьма условным. В любой юрте гостю

в качестве подарка предоставлялась на ночь жена хозяина юрты — это было в обычаях народа. Умершая мать семейства возмещалась немедленно оставшейся в живых младшей сестрой умершей, которая брала на себя воспитание детей и функции жены хозяина юрты и главы семьи. Если не было чувства ревности как такового, то не могло быть и идей ревности. Мы живем в почти цивилизованной стране. У нас чувство ревности весьма распространено. Когда у мужчины или женщины появляется навязчивая мысль о возможной (подчеркиваем, возмож­ной) неверности супруги или супруга, человек старается отогнать эту мысль. Она ему чужда, он внутренне не согласен, он старается доказать самому себе обратное. Он доказывает себе, говорит: «Нет, я не прав, жена меня любит, мне все помере­щилось». Но проходит час, два, день, два дня, и эти мысли вновь и вновь одолева­ют сознание, он вновь и вновь пытается отогнать их от себя. Он не требует от жены доказательства неверности. Он не стоит над ней с ножом: «Признайся, с кем вчера спала!» Он уговаривает и убеждает сам себя, он пытается у себя испро­сить