Файл: Учебник для вузов Екатеринбург.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 736

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие. Обращение к студенту

Глава 1. Что такое умственный труд?

Время образования

Умственный труд

Интеллигенцияи интеллектуальная собственность

Виды умственного труда

Обучение

Образование

Контрольные вопросы

Глава 2. Виды трудовой деятельности человека. Оценка тяжести и напряженности труда

Умственный труд

Условия труда и их классификация

Оценка тяжести труда

Оценка нервной напряженности труда

Работоспособность

Методы оценки работоспособности

Работоспособность студента ифакторы, на нее влияющие

Закономерности измененияработоспособности студентов в процессе обучения

Контрольные вопросы

Глава 3. Умственный труд и его особенности. Интеллект успеха

Особенности умственного труда

Интеллект успеха

Основные характеристики людей с интеллектом успеха

Контрольные вопросы

Глава 4. Феномен памяти

Определениепамяти

Типы памяти

Внимание и память

Практические рекомендации

по оптимизации умственного труда

Роль эмоций

Основные приемы чтения

Правила концентрации внимания

Повторение – мать учения

Два закона запоминания

Технические приемы запоминания

Рекомендации по усилению запоминания

Контрольные вопросы

Глава 5. Творчество

Мыслящие и образованныестуденты – самый ценные специалисты

Определениекреативности (творчества)

Творческое мышление

Методы развития творческих способностей

Теории творческого мышления

Что мешает творческому мышлению?

Этапы творческого процесса

Можно ли обучитьчеловека творческому мышлению?

Эристикаили искусство спора

Контрольные вопросы

Глава 6. Как организовать информационный поиск?

Как организовать информационный поиск?

Работа с читательскими каталогами

Технологии поискаи обработка необходимой информации

Прикладные средства Интернета

Поиск информации в Интернете

Основные поисковые системы Интернета

Метапоисковые системы

Русскоязычные поисковые системы и справочники

Библиографические базы данных

Энциклопедические и справочные издания

Контрольные вопросы

Глава 7. Технологии работы с информацией

Технология работы с информацией

Как работать на лекции

Как работать с книгой

Как работать с электроннымучебником и электронной хрестоматией

Подготовка к сессии. Экзамены

Контрольные вопросы

Глава 8. Психофизиологические возможности человека

Здоровьеи его составляющие

Факторы, влияющие на умственную деятельность

Основные принципы организации умственного труда

Контрольные вопросы

Глава 9. Гигиена умственного труда

Гигиена умственного труда

Неблагоприятные факторы для умственного труда

Факторы сниженияработоспособности в экзаменационный период

Состояние организмастудента в различных режимах обучения

Зависимость работоспособности отпериодичности ритмических процессов в организме

Состояние утомленияи усталости при физической и умственной работе

Реакция организма на

неблагоприятные факторы учебного труда

Социально-психологические дезадаптации у студентов

Методы профилактики умственного переутомления студентов

Личная гигиена

Рациональное питание

Отказ от психоактивных веществ(никотин, алкоголь, наркотики)

Правила гигиены умственного труда

Закаливание

Повышение умственной и физическойработоспособности средствами физической культуры

Способы уменьшения психической напряженности

Безопасная работа с персональным компьютером

Контрольные вопросы

Список литературы

Иные информационные источники



4) эффект активного отдыха тем выше, чем тренированнее человек к утомляющей работе.

 

Благоприятное воздействие на утомленных учебным трудом студентов оказывают упражнения циклического характера умеренной интенсивности (при ЧСС 120-140 удар/мин). Этот эффект тем выше, чем больше мышечных групп вовлекается в активную деятельность. Именно поэтому особенно полезны спортивные игры. После экзамена, чтобы ускорить восстановительные процессы и снять нервное напряжение, полезно выполнять умеренные циклические упражнения.

 

Мышечная деятельность, вызывающая резкое обострение эмоционального состояния (соревнования, единоборства, ответственные спортивные игры), ведет к угнетению умственной работоспособности.

 

Итак, использование средств физической культуры в учебном процессе обеспечивает повышение работоспособности студентов в учебно-трудовой деятельности:

   длительное сохранение работоспособности в учебном труде;

   ускоренную врабатываемость;

   способность к ускоренному восстановлению утраченных ресурсов;

   повышенную эмоциональную и волевую устойчивость к неблагоприятным факторам;

   нормализацию эмоционального фона;

   снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы.

 

 

Способы уменьшения психической напряженности


 

Состояние психической напряженности, наблюдающееся у студентов в период экзаменов, можно уменьшить несколькими способами. Простейшим методом является использование несложных дыхательных упражнений. Более сложным является овладение методом аутогенной тренировки, который описан во многих книгах, и может быть при желании освоен самостоятельно. Но более целесообразно осваивать эти методы в специализированном психотерапевтическом центре под руководством психолога, владеющего ими.

 

   Дыхательные упражнения

 

Первое упражнение - полное брюшное дыхание. Вначале при расслабленных и слегка опущенных плечах выполняется вдох через нос; воздухом наполняются нижние отделы легких, живот при этом выпячивается. Затем вдох последовательно поднимаются грудная клетка, плечи, ключицы.

 

Второе упражнение - полное дыхание, осуществляемое в определенном ритме ходьбы. Вначале полный вдох на 4,6 или 8 шагов, затем следует задержка дыхания, равная половине числа шагов, сделанных при вдохе. Полный выдох делается на то же число шагов (4,6,8). Количество повторений определяется самочувствием.

 

Третье упражнение - полное дыхание, осуществляемое в определенном ритме ходьбы, отличается от него только условиями выдоха. Дыхание осуществляется толчками через плотно сжатые губы.

 

Положительный эффект упражнений возрастает по мере упражняемости.

 

   Аутогенная тренировка

 

Сеансы самовнушения проводятся 3—4 раза в день. Первые 3 месяца длительность каждого сеанса не превышает 1—3 минуты, затем время их несколько увеличивается, но не превышает 30 минут. На всем протяжении занятий тренировки должны проводиться под наблюдением врача. С этой целью не менее 1 раза в неделю проводятся сеансы групповой тренировки. На первом этапе необходимо овладеть 6 упражнениями. На тренировку каждого требуется примерно 10—15 дней. После этого наступает 2-й этап лечения, который длится не менее 6 месяцев. Полный курс аутогенной тренировки рассчитан на 9—12 месяцев.



 

Сеансы проводятся лежа или сидя, в позе «кучера» (голова склоняется вперед, кисти и предплечья — на коленях, ноги удобно расставлены).

 

1-е упражнение — вызывание ощущения тяжести. Мысленно повторяют: «Я совершенно спокоен» (1 раз); «моя правая (левая) рука тяжелая» (6 раз); «я спокоен» (1 раз). После 4—6 дней упражнений ощущение тяжести в руке становится отчетливым. Далее таким же образом чувство тяжести вызывается в обеих руках... в обеих ногах... во всем теле. Каждое упражнение должно начинаться и заканчиваться формулой: «Я спокоен».

 

2-е упражнение — вызывание ощущения тепла. Мысленно повторяют: «Я спокоен» (1 раз); «тело тяжелое» (1 раз); «моя правая (левая) рука теплая» (6 раз). В последующем внушение тепла распространяется на вторую руку, ноги, все тело. Переходят к формуле: «Обе руки теплые... обе ноги теплые... все тело теплое».

 

В дальнейшем 1-е и 2-е упражнения объединяются одной формулой: «Руки и ноги тяжелые и теплые». Упражнение считается освоенным, если ощущение тяжести и тепла в теле вызывается легко и отчетливо.

 

3-е упражнение — регуляция ритма сердечной деятельности. Упражнение начинается с формулы: «Я спокоен». Затем последовательно вызывается ощущение тяжести и тепла в теле. Пациент кладет свою правую руку на область сердца и мысленно произносит 5—6 раз: «Мое сердце бьется спокойно, мощно и ритмично». Предварительно пациенту рекомендуется научиться мысленно считать сердцебиение. Упражнение считается освоенным, если удается влиять на силу и ритм сердечной деятельности.

 

4-е упражнение — регуляция дыхания. Используется примерно следующая формула самовнушения: «Я спокоен... мои руки тяжелые и теплые... мое сердце бьется сильно, спокойно и ритмично... Я дышу спокойно, глубоко и равномерно». Последняя фраза повторяется 5— 6 раз. В последующем формула сокращается: «Я дышу спокойно».

 

5-е упражнение — влияние на органы брюшной полости. Больному предварительно разъясняется локализация и роль солнечного сплетения в нормализации функции внутренних органов. Вызываются последовательно такие же ощущения, как при упражнениях 1 - 4, а затем мысленно 5—6 раз повторяют формулу: «Солнечное сплетение теплое... оно излучает тепло».

 

6-е – упражнение — вызывание ощущения прохлады в области лба. Вначале вызываются ощущения, описанные в упражнении 1—5. Затем 5—6 раз пациент мысленно повторяет: «Мой лоб прохладен».


 

По мере освоения упражнений формулы самовнушения могут сокращаться: «Спокоен... Тяжесть... Тепло.... Сердце и дыхание спокойны... Солнечное сплетение теплое... Лоб прохладный».

 

После выполнения упражнения пациентам рекомендуется спокойно отдыхать в течение 1—2 минут, а затем вывести себя из состояния аутогенного погружения. Для этого дают себе мысленную команду: «Согнуть руки (2—3 резких сгибательных движения в локтевых суставах), глубоко вдохнуть, на вдохе открыть глаза».

 

Приведенные шесть упражнений низшей ступени являются подготовительными и позволяют в основном воздействовать на вегетативную нервную систему и вегето-висцеральные функции организма.

 

 

Безопасная работа с персональным компьютером


 

Персональный компьютер становится все более важной частью в работе студента. Однако, облегчая многие виды учебной деятельности, компьютер (точнее его монитор) оказывают ряд негативных воздействий на работающего с ним.

 

Работа с компьютером увеличивает монотонность и гипокинезию. Работающий на компьютере человек часами сидит в одной позе.

 

Сказывается большая нагрузка на мышцы правой кисти при работе с мышью, особенно при выполнении графических работ.

 

Изображение на экране оказывает неблагоприятное воздействие на зрение, и из-за необходимости смотреть на одну плоскость, и из-за мерцания изображения.

 

Негативное воздействие оказывает излучение электроннолучевой трубки монитора и скопление пыли.

 

Облучение от экрана тем меньше, чем слабее его яркость и чем дальше экран от глаз. Рентгеновское излучение от электронно-лучевого экрана добавляет всего несколько процентов к "естественному фону" излучения. Если в программе регулируются цвета, лучше использовать голубые или белые символы на черном фоне. Более гигиенично установить минимальную яркость, при которой можно без напряжения различать символы на экране. При работе с жидкокристаллическим дисплеем более предпочтительны черные символы на светлом фоне.

 

Размещать экран лучше боком к окну в глубине помещения. Если экран повернут к окну, то окно отражается на экране, и изображение плохо видно. Если окно находится позади экрана, то глаза устают из-за контраста яркого окна и темного экрана. Глаза меньше устают, если невелико различие в яркости экрана и фона.

 

Большое значение имеет рабочая поза. Спина и руки должны быть расслаблены. Локти не должны висеть. Удобен стул, на котором можно качаться и менять наклон его спинки. Лист, с которого вводятся данные, лучше располагать ближе к экрану, желательно отмечать вводимую строку линейкой. Клавиатуру можно класть на колени.

 

После получаса работы за экраном желательно делать 5-минутный перерыв, при этом пройтись, размять пальцы, сделать несколько гимнастических движений. Не рекомендуется работать за экраном более 5 часов в день. Лучше разрывать этот промежуток на две части обеденным перерывом.