Файл: Учебник для вузов Екатеринбург.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 935

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие. Обращение к студенту

Глава 1. Что такое умственный труд?

Время образования

Умственный труд

Интеллигенцияи интеллектуальная собственность

Виды умственного труда

Обучение

Образование

Контрольные вопросы

Глава 2. Виды трудовой деятельности человека. Оценка тяжести и напряженности труда

Умственный труд

Условия труда и их классификация

Оценка тяжести труда

Оценка нервной напряженности труда

Работоспособность

Методы оценки работоспособности

Работоспособность студента ифакторы, на нее влияющие

Закономерности измененияработоспособности студентов в процессе обучения

Контрольные вопросы

Глава 3. Умственный труд и его особенности. Интеллект успеха

Особенности умственного труда

Интеллект успеха

Основные характеристики людей с интеллектом успеха

Контрольные вопросы

Глава 4. Феномен памяти

Определениепамяти

Типы памяти

Внимание и память

Практические рекомендации

по оптимизации умственного труда

Роль эмоций

Основные приемы чтения

Правила концентрации внимания

Повторение – мать учения

Два закона запоминания

Технические приемы запоминания

Рекомендации по усилению запоминания

Контрольные вопросы

Глава 5. Творчество

Мыслящие и образованныестуденты – самый ценные специалисты

Определениекреативности (творчества)

Творческое мышление

Методы развития творческих способностей

Теории творческого мышления

Что мешает творческому мышлению?

Этапы творческого процесса

Можно ли обучитьчеловека творческому мышлению?

Эристикаили искусство спора

Контрольные вопросы

Глава 6. Как организовать информационный поиск?

Как организовать информационный поиск?

Работа с читательскими каталогами

Технологии поискаи обработка необходимой информации

Прикладные средства Интернета

Поиск информации в Интернете

Основные поисковые системы Интернета

Метапоисковые системы

Русскоязычные поисковые системы и справочники

Библиографические базы данных

Энциклопедические и справочные издания

Контрольные вопросы

Глава 7. Технологии работы с информацией

Технология работы с информацией

Как работать на лекции

Как работать с книгой

Как работать с электроннымучебником и электронной хрестоматией

Подготовка к сессии. Экзамены

Контрольные вопросы

Глава 8. Психофизиологические возможности человека

Здоровьеи его составляющие

Факторы, влияющие на умственную деятельность

Основные принципы организации умственного труда

Контрольные вопросы

Глава 9. Гигиена умственного труда

Гигиена умственного труда

Неблагоприятные факторы для умственного труда

Факторы сниженияработоспособности в экзаменационный период

Состояние организмастудента в различных режимах обучения

Зависимость работоспособности отпериодичности ритмических процессов в организме

Состояние утомленияи усталости при физической и умственной работе

Реакция организма на

неблагоприятные факторы учебного труда

Социально-психологические дезадаптации у студентов

Методы профилактики умственного переутомления студентов

Личная гигиена

Рациональное питание

Отказ от психоактивных веществ(никотин, алкоголь, наркотики)

Правила гигиены умственного труда

Закаливание

Повышение умственной и физическойработоспособности средствами физической культуры

Способы уменьшения психической напряженности

Безопасная работа с персональным компьютером

Контрольные вопросы

Список литературы

Иные информационные источники


УРАЛЬСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

 

М.Н. Денисевич
С.Е. Вогулкин

 

 


ТЕХНОЛОГИЯ УМСТВЕННОГО ТРУДА

Учебник для вузов


 



Екатеринбург

 

Предисловие. Обращение к студенту


Каждый молодой человек мечтает об успехе, об удачной карьере, о высоком качестве жизни, о семье. Мечтательность одно из великолепных и замечательных состояний человеческой души. Но будущее своё надо готовить, надо развивать те задатки, которые, безусловно, заложила природа в каждом человеке.

 

Как сделать свою жизнь интересной, насыщенной? Самое человеческое в человеке – способность мыслить, самое ценное – интеллект. Вот сокровища, которые не подвержены инфляции и времени. Если ты вкладываешь свой труд и время именно в это богатство – ты будешь всегда в выигрыше.Образование – верный ключ к успеху, но получить его не так просто. Нужно обладать не только знаниями о мире, нас окружающем, но иметь высокую культуру, которая проявляет себя умением жить в этом мире, не нарушая его гармонии, не разрушая его красоты, а, напротив, исправляя плохое и преумножая доброе.

 

Не просто современному молодому человеку осознать ответственность за свои поступки. Многие абитуриенты, а потом и студенты младших курсов не готовы к огромному самостоятельному труду, который лежит в основе высшего образования. Мнимая «вольница» институтской жизни портит очень многих студентов. Ослабевает дисциплина, начинаются пропуски занятий, и вот уже школьный отличник проваливает свои первые зачеты и экзамены. Печальная статистика показывает, что подтвердить свою золотую школьную медаль могут лишь единицы. Слишком большая разница между школьной и вузовской системами образования. Безусловное преимущество получают те студенты, которые учились в лицеях, знакомы с институтским уровнем образования и требованиями. Они готовы к восприятию информации в лекционной форме, легко переносят информационные перегрузки, обладают навыками самостоятельной работы.

 

Именно развитая культура умственного труда обеспечивает специалисту возможность принятия эффективных решений в своей жизни и в профессиональной деятельности. Вуз заинтересован в том, чтобы первокурсники как можно быстрее включались в образовательный процесс. Чем быстрее пройдет адаптация к новым условиям студенческой жизни, чем быстрее первокурсник приобретет необходимые навыки умственного труда, тем раньше он сможет начать эффективное освоение материала, добьется стабильной успеваемости и последовательного освоения будущей профессии.


 

При подготовке учебника использованы новейшие отечественные и зарубежные источники и монографии, а также материалы доцента, к.пс.н. ВорошилинаС.И.

 

Надеемся, что обширная научная информация, советы, содержащиеся в этой книге, будут правильно восприняты нашими молодыми коллегами – студентами и использованы ими для оптимизации своего умственного труда и профилактики возможных неприятных последствий, связанных с интенсивной интеллектуальной деятельностью.

Глава 1. Что такое умственный труд?


Умственный труд явится основным видом трудовой деятельности в XXI веке и тот, кто им овладеет в большей степени, будет более успешным и обеспечит себе и своей семье более качественную в духовном, культурном, финансовом отношении жизнь.

 

 

Время образования


 

Время получения высшего образования - лучшее время жизни молодого человека. Человек любого возраста почувствует себя молодым, когда возьмёт в руки учебники, погрузится в новую информацию, откроет для себя новые горизонты знания, посмотрит на мир иными глазами. Просыпаются творческие силы, хочется скорее использовать то, что узнал, добиться успеха в жизни. Образование – это то, что всегда приводит к успеху, повышает качество жизни. А чтобы успех сопутствовал постоянно, и образование должно быть непрерывным.

 

Конечно, жизнь студента включает не только его активное участие в учебном процессе, но и другие виды труда и отдыха: ведение домашнего хозяйства, дополнительную или основную работу, спорт, развлечения. Но всё-таки на период получения высшего образования именно умственный труд во всех его проявлениях является главной составляющей жизни студента. Следует отметить, что именно умственный труд явится основным видом трудовой деятельности в XXI веке и тот, кто им овладеет в большей степени, будет более успешным и обеспечит себе и своей семье более качественную в финансовом, культурном, духовном отношении жизнь.

 

В высшем образовании обретает свой настоящий смысл слово «учащийся», то есть «учащий самого себя». Не передача знаний и умений, которые в современном мире быстро и безнадежно стареют, а именно добывание новой информации, способность творчески мыслить и разумно поступать, становятся во главу угла образовательного процесса, да и всей жизни человека в современном обществе.



 

Образование – процесс непрерывный, творческий и индивидуальный, требующий активного личного участия, мобилизации сил, воли, изменения психологических установок и отказа от привычек, несовместимых с напряженным умственным трудом.

 

 

Умственный труд


 

Непросто дать определение умственного труда, поскольку его результат далеко не всегда можно получить в материальном воплощении, нередко только пожелтевшие от времени листы бумаги, чертежи и формулы остаются потомкам, как плоды многолетних усилий гения. Для определения понятия умственный труд обратимся к разным информационным источникам.

 

УмСпособность человека мыслить, основа сознательной, разумной жизни (См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка).

 

Труд

1. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный т. Физический т. 2. Работа, занятие. 3. Усилие, направленное к достижению чего-нибудь. 4. Результат деятельности, работы, произведение. 5. Привитие умения и навыков в какой-нибудь профессиональной, хозяйственной деятельности. (См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка)

 

Умственный труд, интеллектуальный труд (Intellectual labour; Mental labour) - трудовая деятельность, в которой:

   органом, создающим продукт, является мозг;

   преобладают затраты умственной энергии;

   продуктом труда является определенным образом оформленная информация.

 

Отсюда следует, что

 

Умственный труд – мыслительная деятельность, продуктом которой является определенным образом оформленная информация (www.glossary.ru)

 

Умственный труд представляет собой чисто человеческую сферу деятельности. Если рассматривать всю трудовую деятельность человека как объект исследования, то умственный труд составит предмет нашего изучения, поскольку обучение и образование немыслимо без четкого понимания особенностей этого вида трудовой деятельности.

Интеллигенцияи интеллектуальная собственность


 

Кто же занимается умственным трудом? Каждая профессия имеет свой цех, свою цеховую принадлежность, носителей этой профессии. Умственный труд по праву принадлежит интеллигенции.

 

Интеллигенция
– люди умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры; общественный слой людей, занимающихся таким трудом (См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка).

 

Понятие интеллигенция произошло от латинского слова intelligens, что означает «понимающий, мыслящий, разумный». Как принято считать, слово «интеллигенция» ввел древнеримский мыслитель Цицерон. Есть и иной подход, наиболее популярный в русской социальной философии, согласно которому к интеллигенции причисляют тех, кого можно считать нравственным эталоном общества. И это не случайно. По определению академика Д.С. Лихачева, для «образования интеллигенции нужно … соединение университетских знаний со свободным мышлением и свободным мировоззренческим поведением». Вот только возникает вопрос, насколько мировоззрение современной интеллигенции является нравственным? К сожалению, плоды умственного труда бывают и полезными и губительными, а порой и просто ужасными, что не раз подтверждалось историей.

 

Каков же конечный продукт умственного труда? Это – интеллектуальная собственность мыслящего человека.

 

Интеллектуальная собственность- продукт умственной деятельности человека, созданный в виде изобретений, произведений науки, литературы, искусства и других объектов умственного труда и закрепленный на бумажных или технотронных носителях информации. (Ст. 1 Модельного Закона "Об архивах и архивном фонде", принятого постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 3 апреля 1999 г. № 13-9. (Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ, 1999г., №21).

 

Безусловно, все эти термины и определения прямо связаны с трудом преподавателя, передающего свои знания, и студента, получающего образование в высшем учебном заведении. Ещё большее значение приобретет умственный труд тогда, когда вышедший из стен Alma Materспециалист начнет свою трудовую деятельность в качестве менеджера, психолога, экономиста, юриста, переводчика или программиста. Высокие технологии, связанные в первую очередь, с умственным трудом, гуманизация и информатизация, повышение качества жизни каждого члена общества требуют высокой производительности от работников умственного труда, новой интеллигенции. Причем одной из важнейших задач интеллигента является сохранение и преумножение «ясности ума» постоянно и неизменно в течение всей своей трудовой деятельности.