Файл: Учебник для вузов Екатеринбург.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 710

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие. Обращение к студенту

Глава 1. Что такое умственный труд?

Время образования

Умственный труд

Интеллигенцияи интеллектуальная собственность

Виды умственного труда

Обучение

Образование

Контрольные вопросы

Глава 2. Виды трудовой деятельности человека. Оценка тяжести и напряженности труда

Умственный труд

Условия труда и их классификация

Оценка тяжести труда

Оценка нервной напряженности труда

Работоспособность

Методы оценки работоспособности

Работоспособность студента ифакторы, на нее влияющие

Закономерности измененияработоспособности студентов в процессе обучения

Контрольные вопросы

Глава 3. Умственный труд и его особенности. Интеллект успеха

Особенности умственного труда

Интеллект успеха

Основные характеристики людей с интеллектом успеха

Контрольные вопросы

Глава 4. Феномен памяти

Определениепамяти

Типы памяти

Внимание и память

Практические рекомендации

по оптимизации умственного труда

Роль эмоций

Основные приемы чтения

Правила концентрации внимания

Повторение – мать учения

Два закона запоминания

Технические приемы запоминания

Рекомендации по усилению запоминания

Контрольные вопросы

Глава 5. Творчество

Мыслящие и образованныестуденты – самый ценные специалисты

Определениекреативности (творчества)

Творческое мышление

Методы развития творческих способностей

Теории творческого мышления

Что мешает творческому мышлению?

Этапы творческого процесса

Можно ли обучитьчеловека творческому мышлению?

Эристикаили искусство спора

Контрольные вопросы

Глава 6. Как организовать информационный поиск?

Как организовать информационный поиск?

Работа с читательскими каталогами

Технологии поискаи обработка необходимой информации

Прикладные средства Интернета

Поиск информации в Интернете

Основные поисковые системы Интернета

Метапоисковые системы

Русскоязычные поисковые системы и справочники

Библиографические базы данных

Энциклопедические и справочные издания

Контрольные вопросы

Глава 7. Технологии работы с информацией

Технология работы с информацией

Как работать на лекции

Как работать с книгой

Как работать с электроннымучебником и электронной хрестоматией

Подготовка к сессии. Экзамены

Контрольные вопросы

Глава 8. Психофизиологические возможности человека

Здоровьеи его составляющие

Факторы, влияющие на умственную деятельность

Основные принципы организации умственного труда

Контрольные вопросы

Глава 9. Гигиена умственного труда

Гигиена умственного труда

Неблагоприятные факторы для умственного труда

Факторы сниженияработоспособности в экзаменационный период

Состояние организмастудента в различных режимах обучения

Зависимость работоспособности отпериодичности ритмических процессов в организме

Состояние утомленияи усталости при физической и умственной работе

Реакция организма на

неблагоприятные факторы учебного труда

Социально-психологические дезадаптации у студентов

Методы профилактики умственного переутомления студентов

Личная гигиена

Рациональное питание

Отказ от психоактивных веществ(никотин, алкоголь, наркотики)

Правила гигиены умственного труда

Закаливание

Повышение умственной и физическойработоспособности средствами физической культуры

Способы уменьшения психической напряженности

Безопасная работа с персональным компьютером

Контрольные вопросы

Список литературы

Иные информационные источники



 

Единого общепризнанного определения творчества нет.

 

Креативность – способность индивида порождать новые, необычные идеи, отклоняться в мышлении от стереотипов, шаблонов и традиционных схем, быстро разрешать не только стандартные, но и проблемные ситуации.

 

Рыночные условия предъявляют повышенные требования к таким качествам мышления и личности, как инициативность, способность к самостоятельному целеполаганию, анализу, синтезу и планированию, умению рисковать. В систему качеств, обеспечивающих высокую продуктивность творческого мышления, адекватную новым условиям, входят также личная ответственность, самостоятельность, мобильность и гибкость мышления. Новое мышление невозможно без гармонического единства с нравственной, духовной стороной человека. Только в этом случае творческий процесс неизменно будет направлен в сторону созидания, а не разрушения.

Творческое мышление


 

Творческое мышление – это мышление, дающее решение принципиально новых проблем, приводящее к новым идеям, открытиям.

 

Новая идея – это всегда новый взгляд на взаимосвязи каких-либо явлений. Новые идеи возникают на базе назревших предпосылок в развитии той или иной отрасли знаний. Но при этом всегда необходим особый, нестандартный склад ума исследователя, его интеллектуальная смелость, способность отойти от господствующих идей. Старые, классические идеи всегда окружены ореолом всеобщего признания и в силу этого препятствуют возникновению новых взглядов, идей и теорий. Так, например, условно-рефлекторная «дуга» И.П. Павлова долгое время затрудняла принятие идеи рефлекторного «кольца», выдвинутой П.К. Анохиным еще в 1935 году. Творческий поиск связан с широтой и гибкостью мышления, со способностью исследователя к смелому высвобождению из прокрустова ложа господствующих идей.

 

Одним из основных компонентов творческого мышления является образное мышление, воображение. Не случайно в науке так широко применяется метод мысленного эксперимента. Пирамиды, соборы и ракеты существуют не благодаря геометрии, строительной механике и термодинамике, а потому, что они вначале были зримой картиной в умах тех, кто их строил.

 

Одним из первых, кто предпринял попытку дать ответ на вопрос о том, что такое творческое мышление, был Дж. Гилфорд. В работах, посвященных креативности (творческому мышлению), он изложил свою концепцию, согласно которой уровень развития креативности определяется доминированием в мышлении четырех особенностей.

 

Особенности творческого мышления (по Дж. Гилфорду):

   оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне.

   творческого человека отличает семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, способность обнаружить возможность нового использования данного объекта.

   в творческом мышлении всегда присутствует такая черта, как образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые стороны.



   человек с творческим мышлением отличается от других людей способностью продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит предпосылок к формированию новых идей. Такая способность творческого мышления был названа Дж. Гилфордом семантической спонтанной гибкостью.

 

По мнению Дж. Гилфорда креативность представляет собой определенный набор устойчивых черт, которые относительно независимы друг от друга.

 

8 первичных способностей, лежащих в основе креативности (по Дж. Гилфорду):

   чувствительность к проблеме (креативные люди видят проблемы там, где другие их не замечают);

   беглость (количество идей);

   оригинальность (необычные, новые, но применимые идеи);

   гибкость (умение переключаться из одной области понятий на другую);

   синтез;

   анализ;

   комплексность (число взаимосвязанных идей, которыми можно манипулировать одновременно);

   способность оценить идеи.

 

Основной вклад в креативность, по его мнению, вносит дивергентное мышление, включающее в себя беглость, гибкость и оригинальность. Дивергентное мышление - это умение мыслить одновременно в разных направлениях. Оно начинает работать в тех случаях, когда проблема имеет не одно верное решение, а несколько. В своё время, было предложено несколько альтернатив дивергентному мышлению как основе креативности. Медник (1962, 1964) рассматривал креативность как формирование ассоциативных связей, причем, чем более отдаленные ассоциации «связались» между собой, тем более креативным будет решение. Ассоциации ранжированы от наиболее общих (банальных) до уникальных. Его взгляды развивали Валлах и Коган (1965), которые также рассматривали креативность как ассоциативный процесс, но подчеркивали важность наличия у людей игровой установки при решении творческих задач. По их мнению, причина генерации множества отдаленных ассоциаций коренится в особенностях внимания - креативные люди могут заметить больше различных аспектов стимула, и, соответственно, предложить больше различных ассоциаций.

 

В обобщенном варианте человек с творческим мышлением должен обладать следующими качествами:

 

   Зоркостью в поисках проблем

Человек обычно воспринимает в потоке внешних раздражителей лишь то, что укладывается в схему уже имеющихся знаний и представлений, а остальную информацию бессознательно отбрасывает, не замечая ее. Творчески мыслящий человек должен уметь находить проблемы в ворохе окружающих его событий, искать объекты для совершенствования и углубленного изучения.


 

   Способностью различным образом кодировать информацию в ЦНС

Мозг людей обладает неодинаковой способностью пользоваться различными типами кодов: зрительно-пространственным, словесным, цифровым и др. В зависимости от области знаний, творческий человек должен обладать одним или несколькими типами кодирования информации.

 

   Способностью к свертыванию информации

Эта способность должна проявляться в первую очередь как умение составлять, анализировать и использовать формулы, функциональные зависимости, графики и диаграммы. Способность к свертыванию проявляется также в умении составить простую схему сложного процесса или объекта.

 

   Способностью к сцеплению и переносу

Способность к сцеплению - умение объединять вновь воспринятую информацию с ранее уже известной, включать ее в имеющуюся систему знаний.Способность к переносу - это по существу способность к нахождению аналогий, выработке обобщающих стратегий. Развитием способности к переносу можно считать "боковое мышление", которое, по аналогии с боковым зрением, врач де Боно определил, как способность ума видеть путь к решению, используя "постороннюю" информацию.

 

   Гибкостью мышления

Это способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далекому по содержанию.

 

   Легкостью генерирования идей

Является одной из составляющих творческой одаренности. При этом не обязательно, чтобы каждая идея была правильной.

 

   Беглостью речи

Словесно-речевой код является самым универсальным. Владение словом - способность понимать значения слов, речь собеседника; способность выражать ясно свои мысли, легко формулировать новую идею, проблемы, вопросы.

 

   Способностью доводить дело до конца

Имеется в виду не просто настройки на доведение до конца начатого, а именно доработка деталей, совершенствование первоначального замысла. "Мелочи создают совершенства, - писал Микеланджело о значении деталей и мелочей в любой работе, - а совершенство не мелочь…"

 

   Любознательностью

Живая и многосторонняя жажда знаний. Любознательность, иногда выходящая далеко за пределы конкретных интересов, относящихся к основной работе.


 

   Общительностью и умением ладить с людьми

Очень важна способность работы с коллегами, с подчиненными и руководителями, умение ставить вопросы для обсуждения, правильно планировать своё и чужое время, составлять планы первоочередных и перспективных дел.

 

Несмотря на внушительный перечень, вряд ли здесь перечислены все творческие способности, кроме того, у читателя может появиться мысль, что названные личные качества являются «даром природы». Такая мысль скорее неправильна, чем правильна, потому что творческие способности поддаются развитию, достигаются ценой упорного труда, в том числе и в учении.