ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 936
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие. Обращение к студенту
Глава 1. Что такое умственный труд?
Интеллигенцияи интеллектуальная собственность
Глава 2. Виды трудовой деятельности человека. Оценка тяжести и напряженности труда
Условия труда и их классификация
Оценка нервной напряженности труда
Методы оценки работоспособности
Работоспособность студента ифакторы, на нее влияющие
Закономерности измененияработоспособности студентов в процессе обучения
Глава 3. Умственный труд и его особенности. Интеллект успеха
Основные характеристики людей с интеллектом успеха
по оптимизации умственного труда
Технические приемы запоминания
Рекомендации по усилению запоминания
Мыслящие и образованныестуденты – самый ценные специалисты
Определениекреативности (творчества)
Методы развития творческих способностей
Что мешает творческому мышлению?
Можно ли обучитьчеловека творческому мышлению?
Глава 6. Как организовать информационный поиск?
Как организовать информационный поиск?
Работа с читательскими каталогами
Технологии поискаи обработка необходимой информации
Основные поисковые системы Интернета
Русскоязычные поисковые системы и справочники
Энциклопедические и справочные издания
Глава 7. Технологии работы с информацией
Технология работы с информацией
Как работать с электроннымучебником и электронной хрестоматией
Глава 8. Психофизиологические возможности человека
Факторы, влияющие на умственную деятельность
Основные принципы организации умственного труда
Глава 9. Гигиена умственного труда
Неблагоприятные факторы для умственного труда
Факторы сниженияработоспособности в экзаменационный период
Состояние организмастудента в различных режимах обучения
Зависимость работоспособности отпериодичности ритмических процессов в организме
Состояние утомленияи усталости при физической и умственной работе
неблагоприятные факторы учебного труда
Социально-психологические дезадаптации у студентов
Методы профилактики умственного переутомления студентов
Отказ от психоактивных веществ(никотин, алкоголь, наркотики)
Правила гигиены умственного труда
Повышение умственной и физическойработоспособности средствами физической культуры
Способы уменьшения психической напряженности
Основные принципы организации умственного труда
Основные принципы организации умственной деятельности были сформулированы в 1911 г. русским физиологом Н.Е. Введенским:
в работу нужно входить постепенно;
должен быть определенный ритм работы, так как ритмичность деятельности способствует выработке навыков и замедляет развитие утомления;
необходимо придерживаться обычной последовательности в деятельности, что предполагает регулярную, организованную и плановую работу;
необходимо установить правильное чередование труда и отдыха. При умственной работе отдых должен быть активным и сочетаться с физическими упражнениями;
высокая работоспособность сохраняется при постоянной и систематической деятельности, при которой закрепляется навык.
Рекомендации, ориентированные на повышение качества умственного труда:
поддержание профессиональных знаний на уровне, достаточном для решения любых задач, которые возникают во время работы;
поддержание умеренного и постоянного уровня производственной нагрузки;
соблюдение ритмичности в работе;
создание условий для формирования положительных эмоций и возможности для быстрого снятия отрицательных;
перерывы на отдых должны быть заполнены деятельностью, которая снимает психо - эмоциональное напряжение (физическая активность, психологическая разгрузка, специальные психогигиенические процедуры);
во внерабочее время 3-4 раза в неделю по 30-40 минут выполнять физические упражнения с интенсивностью в пределах 70-75% от индивидуальной максимальной частоты сердечных сокращений.
Умственный труд, не осложненный отрицательными эмоциями, не оказывает сколько-нибудь выраженного неблагоприятного действия на организм, в то же время среди работников умственного труда высок процент заболеваний сердечно-сосудистой и нервной систем. Недостаточная активность скелетных мышц, которая в норме способствует развитию процессов адаптации и повышает функциональные резервы организма, приводит к обратному результату – снижению адаптивных возможностей. Поэтому важным средством поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья человека является чередование умственного и физического труда, использование комплекса физических упражнений. Однако, таких простых рекомендаций часто бывает недостаточно, требуются более глубокие знания особенностей умственного труда и гигиенических правил профилактики неблагоприятного влияния легкого физически, но напряженного в эмоциональном отношении вида деятельности.
Контрольные вопросы
1. Что такое здоровье?
2. Вы проверили себя по критериям здоровья?
3. Назовите критерии психического здоровья (по ВОЗ).
4. Какие факторы влияют на умственную деятельность?
5. Чем может вызываться возрастание нервного напряжения?
6. Какое значение имеет фактор зрительного напряжения?
7. Как правильно организовать умственную деятельность?
8. За счет чего можно повысить качество умственного труда?
Глава 9. Гигиена умственного труда
Умственный труд основан на знаниях, памяти, мышлении, волевых усилиях, требует незначительной мышечной активности, небольших энергетических затрат. Задача образовательного учреждения, а вне вуза самого студента – создание оптимальных условий, способствующих повышению умственной работоспособности, творческому развитию и сохранению здоровья. Именно эти вопросы решает гигиена умственного труда.
Гигиена умственного труда
Что человек оставляет после себя? Пустыню или оазис, любящих детей или тоску одиночества, великие творения или великие разрушения, добрую память или проклятия, плодотворные идеи или пепел сожженной жизни? Творить можно и добро и зло, и здесь человек свободен в своем выборе. Но только следует помнить, что та бесконечная сущность, которая вершит всё в этом мире, не терпит не только пустоты, но не терпит и зла. Так стоит ли соревноваться во зле? И людям вред, и себе – болезни. Образование для хорошей жизни, для высокой цели – доброе дело и благородная цель. Но всё нужно делать с умом. И умственным, творческим трудом тоже нужно заниматься с умом.
В этой книге мы уже говорили об условиях, способствующих плодотворному умственному труду: о спокойной творческой атмосфере, которую следует себе создать, о тех приятных, а порой и счастливых минутах, которые испытывает человек, когда его посещает вдохновение.
Умственный труд - это преимущественно психическая (в первую очередь умственная) деятельность человека по переработке информации с созданием новых понятий, суждений, умозаключений, а на их основе - гипотез и теории.
Результатом умственного труда являются научные, духовные и эстетические ценности или решения практических задач, в том числе с использованием орудий труда, необходимые для удовлетворения общественных или индивидуальных потребностей. Вариантом умственного труда является учебная деятельность, обеспечивающая систематическое приобретение и усвоение новых знаний, необходимых для жизни в обществе.
Мы уже знаем, что умственный труд основан на знаниях, памяти, мышлении, волевых усилиях, требует незначительной мышечной активности, небольших энергетических затрат (около 13 500 кДж в сутки). Задача образовательного учреждения, а вне вуза самого студента - создание оптимальных условий, способствующих повышению умственной работоспособности, творческому развитию и, при этом, сохранению здоровья. Именно эти вопросы решает гигиена умственного труда.
Не хочется лишний раз пугать человека, готового сутками сидеть за компьютером или чертежным столом. Но невнимание к себе и условиям своего труда может закончиться серьезным заболеванием.
Заболевания (расстройства) делят на соматические (телесные, внутренних органов), неврологические (нервной системы) и психические (головного мозга, психики).
Острые заболевания развиваются после вызвавшего их вредного фактора и завершаются полным или частичным выздоровлением (когда заболевание приобретает в дальнейшем хроническое течение).
Хроническим заболеваниям свойственно длительное течение, иногда всю жизнь, нередко с постепенным ухудшением здоровья.
Реакции проявляются через симптомы кратковременного расстройства в ответ на непосредственное вредное воздействие, не приводящее к нарушению здоровья всего организма (ушиб, ожог, кратковременное расстройство желудка или кишечника при приеме недоброкачественной пищи).
Болезненные состояния представляют стойкие постоянные изменения здоровья, являющиеся следствием перенесенных болезней, которые оставили после себя стойкий дефект (состояние человека, у которого после травмы не сгибается сустав, состояние после удаления легкого или двух третей желудка, изменения личности алкоголика или человека, перенесшего тяжелую травму черепа).
Неблагоприятные факторы для умственного труда
Умственный труд, уменьшая физические нагрузки на организм, способен причинять серьезный ущерб здоровью, особенно при неправильной организации и нарушении правил безопасности, предотвращающих неблагоприятные воздействия. В числе неблагоприятных факторов, вовлекаемых в процесс умственного труда и оказывающих вредное воздействие, можно назвать следующие:
гипокинезия и гиподинамия;
монотонность;
эмоциональные нагрузки;
трудности переработки больших объемов информации;
неритмичность;
напряженность внимания.
Первый фактор - гипокинезия и гиподинамия.
Гипокинезия (hypo - понижение, уменьшение, недостаточность; kinesis - движение) - это состояние организма, обусловленное недостаточностью двигательной активности.
Гиподинамия (hypo - понижение; dinamis - сила) – это совокупность негативных изменений в организме вызванных длительной гипокинезией.
Их проявлением могут быть атрофические изменения в мышцах, общая физическая детренированность, детренированность сердечно-сосудистой системы, изменение водно-солевого баланса, деминерализация костей и т.д. Следствием становится снижение функциональной активности органов и систем, нарушение деятельности центральных и периферических регуляторных механизмов, обеспечивающих их взаимодействие, снижение устойчивости к неблагоприятным внешним факторам. Происходит снижение тонуса мышц, их силовых показателей, снижение общей выносливости.
Умственный труд сокращает и сводит к минимуму всякую физическую нагрузку, что порождает проблему гипокинезии. Последствиями ее являются детренировка сердечно-сосудистой системы, нарушения обмена веществ, вызванные избыточным поступлением жиров, углеводов и их недоиспользованием. Это, в свою очередь, ведет к увеличению веса, развитию атеросклероза и ряда других заболеваний. Наконец, гипокинезия ведет к большей активности отделов центральной нервной системы (ЦНС), не связанных с физической нагрузкой, ухудшая условия отдыха даже в период после завершения самой работы. Студенты и учащиеся, вынужденные более интенсивно заниматься, перестают заниматься спортом, участвовать в развлечениях, что ведет к дальнейшему ухудшению здоровья.