ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 921
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие. Обращение к студенту
Глава 1. Что такое умственный труд?
Интеллигенцияи интеллектуальная собственность
Глава 2. Виды трудовой деятельности человека. Оценка тяжести и напряженности труда
Условия труда и их классификация
Оценка нервной напряженности труда
Методы оценки работоспособности
Работоспособность студента ифакторы, на нее влияющие
Закономерности измененияработоспособности студентов в процессе обучения
Глава 3. Умственный труд и его особенности. Интеллект успеха
Основные характеристики людей с интеллектом успеха
по оптимизации умственного труда
Технические приемы запоминания
Рекомендации по усилению запоминания
Мыслящие и образованныестуденты – самый ценные специалисты
Определениекреативности (творчества)
Методы развития творческих способностей
Что мешает творческому мышлению?
Можно ли обучитьчеловека творческому мышлению?
Глава 6. Как организовать информационный поиск?
Как организовать информационный поиск?
Работа с читательскими каталогами
Технологии поискаи обработка необходимой информации
Основные поисковые системы Интернета
Русскоязычные поисковые системы и справочники
Энциклопедические и справочные издания
Глава 7. Технологии работы с информацией
Технология работы с информацией
Как работать с электроннымучебником и электронной хрестоматией
Глава 8. Психофизиологические возможности человека
Факторы, влияющие на умственную деятельность
Основные принципы организации умственного труда
Глава 9. Гигиена умственного труда
Неблагоприятные факторы для умственного труда
Факторы сниженияработоспособности в экзаменационный период
Состояние организмастудента в различных режимах обучения
Зависимость работоспособности отпериодичности ритмических процессов в организме
Состояние утомленияи усталости при физической и умственной работе
неблагоприятные факторы учебного труда
Социально-психологические дезадаптации у студентов
Методы профилактики умственного переутомления студентов
Отказ от психоактивных веществ(никотин, алкоголь, наркотики)
Правила гигиены умственного труда
Повышение умственной и физическойработоспособности средствами физической культуры
Способы уменьшения психической напряженности
Контрольные вопросы
1. Нужно ли студенту готовиться к предстоящей лекции?
2. Что необходимо включать в конспект лекции?
3. Каких ошибок следует избегать при чтении монографии, учебника?
4. Проверь, с какой скоростью ты читаешь.
5. Какие различают три формы выписывания?
6. Чем электронный учебник отличается от электронной хрестоматии?
7. Назовите основное правило подготовки к сессии.
8. Что нужно помнить при подготовке к экзамену?
9. Нужно ли учить материал «до последнего момента» перед экзаменом?
10. Какой режим дня должен быть в период сессии?
11. Сколько времени отводить в день на самостоятельную работу?
12. Что включает самостоятельная домашняя работа студента?
13. Достаточно ли лекций для глубокого изучения дисциплины?
Глава 8. Психофизиологические возможности человека
Умственный труд имеет свои особенности, которые, к сожалению, не всегда способствуют сохранению здоровья, особенно тех, кто без должного внимания относится к этому виду деятельности, не бережет свое здоровье, не занимается профилактикой возможных последствий напряженного, эмоционального труда.
Психофизиологические возможности человека
Умственный труд имеет свои особенности, которые, к сожалению, не всегда способствуют сохранению здоровья, особенно тех, кто без должного внимания относится к этому виду деятельности, не бережет своё здоровье, не занимается профилактикой возможных последствий напряженного, эмоционального труда.
Здоровьеи его составляющие
Здоровье - это нормальное состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие, обеспечивающее адекватную окружающим условиям регуляцию поведения и деятельности личности и состояние физического и психического комфорта.
Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) здоровье определяется не только как отсутствие болезней или физических и психических дефектов и отклонений, но и как состояние полного физического, душевного и социального благополучия.
Основные критерии общего здоровья:
структурная и функциональная сохранность органов и систем;
свойственная организму индивидуально достаточно высокая приспособляемость к изменениям в типичной для него природной и социальной среде;
сохранность привычного самочувствия.
Критерии психического здоровья (по ВОЗ):
осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;
чувство постоянства и идентичности, переживаний в однотипных ситуациях;
критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;
соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;
способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
способность планировать и оптимально реализовывать собственную жизнедеятельность;
способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
Тем, кто решил посвятить себя интеллектуальному труду, необходимо заняться своим здоровьем. Начать нужно с полного обследования и определения исходного уровня здоровья. Нарушения слуха, зрения, заболевания пищеварительного тракта, сердечно-сосудистые заболевания, проблемы с опорно - двигательным аппаратом, эндокринные заболевания, нервные заболевания, неустойчивая психика – всё нужно учитывать перед тем, как приступить к освоению профессии интеллигента. Наличие заболеваний диктует индивидуальный режим занятия умственным трудом, усиленную профилактику, периодическое обследование и лечение.
Факторы, влияющие на умственную деятельность
Способности к умственному труду у всех людей разные. Для начала желательно выяснить, кто вы - читатель или слушатель (т.е. какая у вас память - зрительная или слуховая). Мало кто знает, что есть люди, которые запоминают, читая, и есть люди, которые запоминают, слушая. Некоторые люди одинаково хорошо запоминают обоими способами, но таких очень мало. Впрочем, не так много людей, способных сказать, к какому типу они относятся.Соотношение "читателей" и "слушателей" - примерно 50 на 50. Так же, как из левши невозможно сделать полноценного правшу, так и "слушателя" не превратить в полноценного "читателя" (даже если он сам приложит к этому максимум усилий) - и наоборот.
Вторая важная вещь, которую надо знать о своем стиле работы, касается стиля обучения. Здесь дело обстоит еще серьезнее, чем со зрительной и слуховой памятью. Ибо повсеместно в организацию «школьного» процесса заложено представление о том, что существует только один правильный способ обучения, одинаковый для всех и каждого.
Поэтому, например, будущие писатели плохо учились в школе. Объясняется этот факт тем, что хороший писатель, как правило, не может учиться, слушая или читая. Он учится, когда пишет. А это не тот способ, который предлагает для обучения стандартная школа. Из-за того, что школьная система принуждала их учиться по стандартной методике, многие выдающие умы прошлого и современности не могли учиться в обычной школе, учение было для них мукой и непосильным трудом.
Очень полезно также знать, как человек реагирует на стресс. Может ли он работать в состоянии стресса на своем обычном уровне или для нормальной работы ему нужна спокойная, структурированная и предсказуемая среда? Важно определиться и с целями, которые вы ставите перед собой: будет ли это исполнительский труд или труд руководителя, готового взять на себя ответственность.
Немаловажный вопрос заключается в имеющихся у человека нормах морали, поскольку занятие наукой в любой отрасли знаний, работа психолога, экономиста, юриста, менеджера всегда связано с моральными принципами. Моральные принципы - это ваша четкая система ценностей, нормы морали едины для всех. Однако, следование им зависит от самого человека, и работа в организации, фирме, система ценностей которых неприемлемы для данного человека или приемлемы лишь отчасти, обрекает этого человека на неудовлетворенность и низкое качество работы. Образование без духовной составляющей - образование лишь наполовину. Может быть, поэтому мы нередко слышим о безнравственных поступках вполне образованных и, даже с виду, интеллигентных людей.
Конечно, нужно учитывать и такой фактор как конфликтность в отношении с людьми. Практически все современные профессии предполагают межличностные контакты, а иногда и длительную совместную работу, например, учебу в одной группе в течение нескольких лет. В этих условиях конфликтность человека становится серьезным препятствием к его успеху.
Изменение показателей нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем во время умственной деятельности свидетельствуют о возрастании нервного напряжения, которое обусловлено следующими факторами трудового процесса:
необходимостью одновременного наблюдения за несколькими меняющимися во времени производственными процессами;
восприятием и переработкой большого объема различной информации;
дефицитом времени для переработки значимой информации и принятия решения;
частым переключением внимания с одного объекта наблюдения на другой и необходимостью использования разных информационных потоков;
необходимостью поддержания в течение длительного времени высокой интенсивности внимания, памяти, мышления;
выполнением работ в ночное время;
возможностью возникновения аварийной ситуации и дефицитом времени, отпущенным на ее устранение;
повышенной ответственностью за принимаемые решения.
Специфическая особенность умственного труда - сопутствующее изменение функционального состояния центральной нервной системы.
Возникновение нервно-эмоционального напряжения при умственной работе объясняется тем, что объем информации, которую мозг должен обработать, близок или даже превышает пропускную способность отдельных звеньев функциональной системы, участвующей в реализации данной функции. Необходимо различать близкие по значению сигналы и выполнять тонкие процессы мышления. К эмоциональному напряжению приводит ответственность работы и дефицит времени.
При умственной работе большое значение имеет зрение. Под контролем зрения совершается до 80-90% всех трудовых операций. Особое значение имеет работы на компьютере, без которой трудно представить современного бизнесмена или исследователя
Зрительное напряжение нередко сочетается с другими факторами трудового процесса:
дефицитом времени;
мышечным напряжением в неудобной рабочей позе;
плохой освещенностью;
нечетким или мелким шрифтом;
высокой ответственностью.
При работе в условиях зрительного напряжения изменяются рефракция глаза и аккомодационная способность глаз, снижается контрастная чувствительность, уменьшается устойчивость хроматического и ахроматического видения
, сокращаются границы поля зрения, снижаются острота зрения и скорость восприятия и переработки информации. Все эти изменения говорят о развитии зрительного утомления. При чрезмерной интенсивности зрительного напряжения утомление накапливается и приводит к развитию перенапряжения, а далее - к развитию патологии зрительного аппарата. Профилактика глазной патологии тесно связана со знанием и соблюдением гигиены зрительной системы.