Файл: Учебник для вузов Екатеринбург.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1012

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие. Обращение к студенту

Глава 1. Что такое умственный труд?

Время образования

Умственный труд

Интеллигенцияи интеллектуальная собственность

Виды умственного труда

Обучение

Образование

Контрольные вопросы

Глава 2. Виды трудовой деятельности человека. Оценка тяжести и напряженности труда

Умственный труд

Условия труда и их классификация

Оценка тяжести труда

Оценка нервной напряженности труда

Работоспособность

Методы оценки работоспособности

Работоспособность студента ифакторы, на нее влияющие

Закономерности измененияработоспособности студентов в процессе обучения

Контрольные вопросы

Глава 3. Умственный труд и его особенности. Интеллект успеха

Особенности умственного труда

Интеллект успеха

Основные характеристики людей с интеллектом успеха

Контрольные вопросы

Глава 4. Феномен памяти

Определениепамяти

Типы памяти

Внимание и память

Практические рекомендации

по оптимизации умственного труда

Роль эмоций

Основные приемы чтения

Правила концентрации внимания

Повторение – мать учения

Два закона запоминания

Технические приемы запоминания

Рекомендации по усилению запоминания

Контрольные вопросы

Глава 5. Творчество

Мыслящие и образованныестуденты – самый ценные специалисты

Определениекреативности (творчества)

Творческое мышление

Методы развития творческих способностей

Теории творческого мышления

Что мешает творческому мышлению?

Этапы творческого процесса

Можно ли обучитьчеловека творческому мышлению?

Эристикаили искусство спора

Контрольные вопросы

Глава 6. Как организовать информационный поиск?

Как организовать информационный поиск?

Работа с читательскими каталогами

Технологии поискаи обработка необходимой информации

Прикладные средства Интернета

Поиск информации в Интернете

Основные поисковые системы Интернета

Метапоисковые системы

Русскоязычные поисковые системы и справочники

Библиографические базы данных

Энциклопедические и справочные издания

Контрольные вопросы

Глава 7. Технологии работы с информацией

Технология работы с информацией

Как работать на лекции

Как работать с книгой

Как работать с электроннымучебником и электронной хрестоматией

Подготовка к сессии. Экзамены

Контрольные вопросы

Глава 8. Психофизиологические возможности человека

Здоровьеи его составляющие

Факторы, влияющие на умственную деятельность

Основные принципы организации умственного труда

Контрольные вопросы

Глава 9. Гигиена умственного труда

Гигиена умственного труда

Неблагоприятные факторы для умственного труда

Факторы сниженияработоспособности в экзаменационный период

Состояние организмастудента в различных режимах обучения

Зависимость работоспособности отпериодичности ритмических процессов в организме

Состояние утомленияи усталости при физической и умственной работе

Реакция организма на

неблагоприятные факторы учебного труда

Социально-психологические дезадаптации у студентов

Методы профилактики умственного переутомления студентов

Личная гигиена

Рациональное питание

Отказ от психоактивных веществ(никотин, алкоголь, наркотики)

Правила гигиены умственного труда

Закаливание

Повышение умственной и физическойработоспособности средствами физической культуры

Способы уменьшения психической напряженности

Безопасная работа с персональным компьютером

Контрольные вопросы

Список литературы

Иные информационные источники

 Уже сейчас совершенно понятно, что лидерами в мировой экономике и лидерами в уровне жизни будут те страны, которые обеспечат самую высокую производительность умственного труда.

 

 

Виды умственного труда


 

Разговор об умственном труде, правильной его организации, гигиене умственного труда является весьма актуальным в студенческой аудитории, где получают свою будущую профессию новые интеллигенты.

 

Казалось бы, ученые, занимающиеся профессионально умственным трудом, давно могли бы разобраться во всех его тонкостях, но, по мнению известного русского ученого И. А. Ефремова, всё, оказывается, обстоит не так: "Человек в средних условиях своего труда и жизни использует лишь малую часть мощности своего мыслительного аппарата. Человечество за многие тысячелетия своего существования не научилось учиться. Открытие секретов учения, преодоление мощных защитных систем психики, немедленно вступающих в действие при отсутствии интересов, при утомлении, при однообразии, должно стать одной из главных возможностей общего подъема интеллектуального уровня здорового человека ". Действительно, умственному труду можно и нужно учиться, сочетая теорию с практикой, освоение навыков умственной деятельности с тренировками. Тем более, что и сам умственный труд достаточно разнообразен.

 

Умственный труд может быть нескольких видов:

   шаблонный или стереотипный;

   эмоционально-умственный;

   творческий умственный труд.

К шаблонному труду относится труд корректора, труд лаборанта, для студента это – работа с учебником, выполнение лабораторных работ, перевод иностранной статьи.

 

К эмоционально-умственному труду относится труд диспетчера, программиста, для студента эмоционально-умственный труд наступает в период сдачи сессии – на зачетах и экзаменах.

 

К творческому умственному труду относится труд ученого, художника, писателя, конструктора, архитектора. Студенты занимаются творческим трудом тогда, когда они пишут курсовые и дипломные работы, участвуют в научно-исследовательской работе, проектной деятельности.

Именно способность к творческому труду является одним из важнейших признаков образованности. Творческий подход к решению нестандартных проблем и задач, которые ставит перед человеком жизнь, отличает широко образованного человека от «узкого специалиста», обученного выполнять шаблонный труд в узких рамках своей профессиональной деятельности. Происходящие общественные преобразования в еще большей степени повышают актуальность формирования творческого мышления, которое влияет не только на качество жизни человека, но и позволяет ему занять достойное место в современном обществе.



 

Творческий умственный труд предъявляет повышенные требования к таким качествам личности, как инициативность, способность к оригинальному мышлению, анализу, синтезу, планированию, целеустремленность, умение рисковать, развитие этих качества стимулируется внедрением и развитием рыночной экономики. Сюда следует добавить личную ответственность, самостоятельность, мобильность и гибкость мышления, обеспечивающие высокую продуктивность творческого процесса. Безусловным требованием современности является высокая нравственная ответственность и духовность человека.

 

Само понятие умственного труда, как труда исключительно человеческого, связывает его с ещё одним, тоже исключительно человеческим качеством – интеллектом.

 

Проблема соотношения обучения и интеллекта является одной из основных в педагогической психологии, в конечном счёте, это – проблема обучаемости, поскольку интеллект представляет собой процесс адаптации к окружающей среде (природе и обществу) только посредством мысленных образов.Следовательно, человек интеллектуальный (разумный) лучше приспособлен к окружающей действительности, чем человек необученный, необразованный.

 

 

Обучение


 

Развитие мышления людей, развитие интеллекта невозможно вне обучения, поскольку одной из важнейших особенностей психики человека является то, что она в значительной части представляет собой продукт передачи и усвоения людьми опыта предшествующих поколений. Развитое творческое мышление современного человека возможно лишь на такой основе. Разработка проблем творческого мышления есть первоочередное условие успешного совершенствования общей психологической теории мышления.

 

Однако процесс обучения протекает по-разному у каждого человека, каждому что-то дается легче, а что-то труднее. Одни схватывают материал «на лету», другим приходится долго и пристально вчитываться и вдумываться в него. Одни легко объединяют (синтезируют) понятия, у других знания существуют как бы параллельно и соединить их воедино бывает нелегко. Есть люди практичные, которые быстро находят знаниям применение, а есть такие, кто не может никак найти выход для своих теоретических знаний. Таким образом, интеллект – это не только продукт, но и условие, предпосылка обучения.


 

Каждый человек имеет различный “уровень актуального развития” (понятийный аппарат, способность к анализу и синтезу, степень развития базисного и текучего интеллекта). Таким образом, точка начала отсчета у всех различна в тот момент, когда они приступают к освоению следующего интеллектуального уровня.

 

Конечно, важнейшим моментом обучения является мотивация к нему, причины, направившие человека к обучению могут быть различными, но мотив – лишь начало, далее его следует перевести в интерес (конкретный мотив) и поддерживать интерес до достижения следующего интеллектуального уровня. Этот процесс можно повторять неоднократно и на протяжении всей жизни.

 

Необходимо учесть ещё один фактор – типы обучения. Традиционно в школах используется активное обучение в виде усвоения и воспроизведения знаний, что наращивает, конечно, базисный интеллект, но плохо развивает интеллект текучий и, в силу своей монотонности и однообразия, быстро приводит к потере интереса, особенно среди тех, кто отстает в обучении и не отличается успешностью.

 

С годами способность к традиционному обучению падает, а, во-вторых, жизнь значительно сложнее всех усвоенных стандартных форм и одно накопление знаний не решает проблемы адаптации к окружающей действительности, т.е. не решает проблемы интеллектуального развития человека. Без творческих форм обучения и без самостоятельного творчества следующий уровень интеллектуального развития оказывается, попросту, недостижим, хотя некоторое увеличение интеллекта за счет базиса и имеет место. Без творческого подхода к обучению может произойти стабилизация интеллекта и остановка в интеллектуальном развитии. Очевидно, что далеко не всякая технология обучения, даже, направленная на личностное интеллектуальное развитие, гарантирует формирование тех глубинных креативных механизмов, без которых невозможно прогрессирующее развитие индивидуального интеллекта.

 

Формальное (традиционное) информативное обучение повышает потенциал одаренности (интеллектуальности) до некоторого предела, после чего начинает оказывать негативное влияние вследствие усиления приверженности учащихся к традиционным способам решения проблем (ССимантон).

 

 

Образование


 

 

Образование – это то, что останется после того, как все выученное забудется (Д. Гранин).

 

В процессе образования сливаются два процесса – обучение и воспитание, которые влияют на развитие глубинных структур человека, формируют их психологические установки, позволяющие решать не только стандартные, ситуационные, но и проблемные, творческие жизненные задачи.

Таблица 1

 

 



 

Как видно из таблицы 1, обучение и образование формируют разные виды человеческой деятельности.

 

Обучение развивает адаптивное поведение и целенаправленную деятельность.

 

Образование развивает преобразующее поведение и творческую деятельность.

 

Обратите внимание на близость двух видов преобразующей деятельности – творчества и разрушения. Если человека лишить творчества (умственного труда, образования), то процесс разрушения не заставит себя ждать. Если человек лишается высоких благородных гуманистических целей, норм и принципов, то творческий, креативный потенциал человека будет направлен не на созидание, а на разрушение. Приведите примеры.

В традиционном обучении может рассматриваться вопрос об обучаемости, то есть величине и темпе прироста эффективности интеллектуальной деятельности под влиянием тех или иных обучающих воздействий. Традиционный способ обучения рассчитан на школьную форму получения знаний от различных источников и их воспроизведение при решении стандартных задач. Это легко проверяемая форма образовательной деятельности.

 

Образование предполагает создание внутриличностной конструкции, имеющей несколько опор, представляющих собой психологические установки.

 

Таблица 2