Файл: Учебник для вузов Екатеринбург.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 740

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие. Обращение к студенту

Глава 1. Что такое умственный труд?

Время образования

Умственный труд

Интеллигенцияи интеллектуальная собственность

Виды умственного труда

Обучение

Образование

Контрольные вопросы

Глава 2. Виды трудовой деятельности человека. Оценка тяжести и напряженности труда

Умственный труд

Условия труда и их классификация

Оценка тяжести труда

Оценка нервной напряженности труда

Работоспособность

Методы оценки работоспособности

Работоспособность студента ифакторы, на нее влияющие

Закономерности измененияработоспособности студентов в процессе обучения

Контрольные вопросы

Глава 3. Умственный труд и его особенности. Интеллект успеха

Особенности умственного труда

Интеллект успеха

Основные характеристики людей с интеллектом успеха

Контрольные вопросы

Глава 4. Феномен памяти

Определениепамяти

Типы памяти

Внимание и память

Практические рекомендации

по оптимизации умственного труда

Роль эмоций

Основные приемы чтения

Правила концентрации внимания

Повторение – мать учения

Два закона запоминания

Технические приемы запоминания

Рекомендации по усилению запоминания

Контрольные вопросы

Глава 5. Творчество

Мыслящие и образованныестуденты – самый ценные специалисты

Определениекреативности (творчества)

Творческое мышление

Методы развития творческих способностей

Теории творческого мышления

Что мешает творческому мышлению?

Этапы творческого процесса

Можно ли обучитьчеловека творческому мышлению?

Эристикаили искусство спора

Контрольные вопросы

Глава 6. Как организовать информационный поиск?

Как организовать информационный поиск?

Работа с читательскими каталогами

Технологии поискаи обработка необходимой информации

Прикладные средства Интернета

Поиск информации в Интернете

Основные поисковые системы Интернета

Метапоисковые системы

Русскоязычные поисковые системы и справочники

Библиографические базы данных

Энциклопедические и справочные издания

Контрольные вопросы

Глава 7. Технологии работы с информацией

Технология работы с информацией

Как работать на лекции

Как работать с книгой

Как работать с электроннымучебником и электронной хрестоматией

Подготовка к сессии. Экзамены

Контрольные вопросы

Глава 8. Психофизиологические возможности человека

Здоровьеи его составляющие

Факторы, влияющие на умственную деятельность

Основные принципы организации умственного труда

Контрольные вопросы

Глава 9. Гигиена умственного труда

Гигиена умственного труда

Неблагоприятные факторы для умственного труда

Факторы сниженияработоспособности в экзаменационный период

Состояние организмастудента в различных режимах обучения

Зависимость работоспособности отпериодичности ритмических процессов в организме

Состояние утомленияи усталости при физической и умственной работе

Реакция организма на

неблагоприятные факторы учебного труда

Социально-психологические дезадаптации у студентов

Методы профилактики умственного переутомления студентов

Личная гигиена

Рациональное питание

Отказ от психоактивных веществ(никотин, алкоголь, наркотики)

Правила гигиены умственного труда

Закаливание

Повышение умственной и физическойработоспособности средствами физической культуры

Способы уменьшения психической напряженности

Безопасная работа с персональным компьютером

Контрольные вопросы

Список литературы

Иные информационные источники



 

При чтении текста можно использовать метод смысловой догадки. Незнакомую книгу сначала внимательно просмотреть и проанализировать название, оглавление, издательство, год издания, тираж. Попытаться поразмышлять, о чем книга? Что может быть написано в книге с таким названием? Что бы написал об этом я? В процессе чтения пытаться делать выводы раньше автора книги и пытаться сравнивать свой ход мыслей и авторский. Вспомнить, что читали у этого автора раньше, каковы его воззрения?

 

Год издания может служить отчасти показателем актуальности текста. Издательство – степень популярности текста, так же как и тираж. Необходимо читать предисловие, послесловие, аннотацию, заключение – они помогают сразу определить характер текста, новизну, возможность использования в практике, определить цель чтения, выбрать способ чтения и т.д.

 

 

Правила концентрации внимания


 

Особого разговора заслуживает проблема концентрации внимания как необходимого условия подготовки к умственному труду. Без внимания невозможна интеллектуальная деятельность, поэтому первейшая задача удерживать внимание. Именно для этого существуют правила сосредоточенной работы. Они просты и понятны, но далеко не все способны методично выполнять их в процесса напряженного умственного труда.

 

   Длительное поддержание внимания невозможно. Поэтому необходимо делать перерывы в течение часа по 5-10 мин.

 

   Необходимо создать соответствующую обстановку, которая предполагает относительную тишину (абсолютная тишина не способствует умственному труду, шум должен быть естественным: звуки улицы за окном, пение птиц и т.д.); идеальный порядок на столе, никаких «бумажных завалов», лишних книг и т.д.; хорошее освещение, удобный стул и стол (цвет стола желательно темный) и т.д.

 

   Помните, что человек очень зависим от суточных ритмов, поэтому в разные периоды суток у нас разная работоспособность. Наиболее благоприятные периоды суток или «пики активности»: с 9 до 14 часов и с 18 до 22 часов. Разумеется, мы помним и о том, что все мы либо «жаворонки», либо «совы», которым соответственно лучше работается в утренние и вечерние часы. К тому же, у всех разный темперамент, а, значит, и разные способы деятельности. В частности, считается, что флегматикам требуется дольше настраиваться, «раскачиваться», прежде чем они способны продуктивно работать, но зато они могут сохранять работоспособность в течение длительного времени. Холерики наоборот - мгновенно врабатываются, но и быстро выдыхаются, длительный умственный труд для них тяжек.

 

   Физическое и эмоциональное состояние человека тоже оказывает влияние (и иногда решающее!) на эффективность процесса запоминания.Существенно влияние на концентрацию внимания оказывает уровень эмоций. Слишком сильные эмоции, как положительные, так и отрицательные, мешают сосредоточенности на главном, навязчивые мысли, стресс – всё это делает умственный труд неэффективным.



 

Особенно часто это происходит при:

   спешке, беспокойстве, озабоченности, рассеянности;

   постоянном прерывании работы и отвлекающих факторах;

   поглощенности другим делом;

   усталость, сонливость;

   «автоматических» монотонных действиях.

 

Любой текст нельзя читать неподготовленным, ибо мы помним закон памяти - чем больше знаний в этой области, тем лучше запоминание. Для этого необходимы следующие шаги перед чтением или вообще перед восприятием информации:

 

1. Вспомнить все, что уже известно о предмете речи. Оживить старые знания, а для этого, может быть, вспомнить основные термины, просмотреть словарь, справочник, лекции, конспекты, учебник.

 

2. Задать себе вопросы: как это связано с тем, что я уже знаю? Как это согласуется или противоречит тому, что я знаю? Где это можно использовать? Что наиболее ценное из этого стоит запомнить надолго?

 

3. Помнить твердо: если сейчас трудно, то по мере расширения знаний процесс запоминания ускоряется и облегчается. Это похоже на снежный ком: сначала надо зачерпнуть снег и слепить снежок, и это трудоемко, холодно и даже отчасти больно, зато после можно надеть варежки и катить себе этот снежок в свое удовольствие, он сам будет расти на глазах.

 

Чем больше каналов ввода информации, тем лучше запоминание. Именно поэтому рекомендуется записывать основные положения текста, делать конспект на лекции. Студенты очень часто недоумевают: зачем лекции, если сейчас есть любые книги, Интернет, CD-диски и т.д. Дело в том, что лекция – это самый эффективный путь усвоения и запоминания информации, так как является самым многоканальным способом ввода в память. Существует правило трех «З» при прослушивании лекции: задуматься, запомнить, записать. Мы слушаем (вербальная память), обдумываем (логическая память), слушаем с интересом остроумные комментарии лектора, красочные примеры, которые он приводит и т.д. (эмоциональная память), пишем (кинестетическая память), читаем написанное (зрительная память). Поэтому хорошая лекция представляет собой концентрированный, «сжатый», предельно адаптированный для запоминания продукт, который многократно экономит студенческие время и силы и облегчает процесс запоминания.


 

 

 

Повторение – мать учения


 

Эффективное повторение должно быть построенно в соответствии с кривой забывания. Кривая эта отражает особенность нашей памяти: забывается большая часть воспринятого в первые минуты и часы после усвоения. Поэтому главный закон повторения – повторения должны быть распределены во времени гиперболически: каждое последующее повторение должно быть отделено от предыдущего большим интервалом времени.

1 повторение – сразу же после прочтения.

2 повторения – через 20-30 мин

3 повторение – через 1 день

4 повторение – через 2-3 недели

5 повторение – через 2-3 месяца

 

При подготовке к экзамену за два дня рекомендуется 4 повторения. Первое – сразу после чтения, второе – через 20 мин, третье – через 8 часов, четвертое – через сутки. Но все это эффективно только на ранее хорошо изученном и усвоенном материале, незнакомый материал бесполезно повторять! Если есть 7 дней для подготовки, то вот как выглядит график повторений:

 

Таблица 3

График повторений

1

2

3

4

5

6

7

нерациональный

*

*

*

*

*

*

* семь повтор.

рациональный

* *

*

-

*

-

-

* пять повтор.

 

Таблица 4

Алгоритм повторения лекции для длительного запоминания. 

Время

Цель

Сразу после прослушивания лекции на перемене

      Расшифровать понятные еще сокращения.

      Вставить пропущенные слова или мысли, дать свои комментарии.

В тот же день по дороге домой в метро, трамвае

      Восстановить логику записи.

Дома

      Найти в словаре непонятные термины.

      Прочитать еще раз конспект.

Перед следующей лекцией по дороге или за несколько минут до лекции

      Освежение знаний для облегчения «наслоения».

Еженедельно один день вечером повторять

      Связать 3-4 лекции, установить логику.

      Восстановить все записанное.

      Достичь эффекта кумуляции.

Каждый месяц один день 3-4 часа для повторения всего, что есть за месяц

      Усвоить логику части курса.

Перед экзаменом 2-3 раза

      Повторение всего курса.