Файл: Учебник для вузов Екатеринбург.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 743

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие. Обращение к студенту

Глава 1. Что такое умственный труд?

Время образования

Умственный труд

Интеллигенцияи интеллектуальная собственность

Виды умственного труда

Обучение

Образование

Контрольные вопросы

Глава 2. Виды трудовой деятельности человека. Оценка тяжести и напряженности труда

Умственный труд

Условия труда и их классификация

Оценка тяжести труда

Оценка нервной напряженности труда

Работоспособность

Методы оценки работоспособности

Работоспособность студента ифакторы, на нее влияющие

Закономерности измененияработоспособности студентов в процессе обучения

Контрольные вопросы

Глава 3. Умственный труд и его особенности. Интеллект успеха

Особенности умственного труда

Интеллект успеха

Основные характеристики людей с интеллектом успеха

Контрольные вопросы

Глава 4. Феномен памяти

Определениепамяти

Типы памяти

Внимание и память

Практические рекомендации

по оптимизации умственного труда

Роль эмоций

Основные приемы чтения

Правила концентрации внимания

Повторение – мать учения

Два закона запоминания

Технические приемы запоминания

Рекомендации по усилению запоминания

Контрольные вопросы

Глава 5. Творчество

Мыслящие и образованныестуденты – самый ценные специалисты

Определениекреативности (творчества)

Творческое мышление

Методы развития творческих способностей

Теории творческого мышления

Что мешает творческому мышлению?

Этапы творческого процесса

Можно ли обучитьчеловека творческому мышлению?

Эристикаили искусство спора

Контрольные вопросы

Глава 6. Как организовать информационный поиск?

Как организовать информационный поиск?

Работа с читательскими каталогами

Технологии поискаи обработка необходимой информации

Прикладные средства Интернета

Поиск информации в Интернете

Основные поисковые системы Интернета

Метапоисковые системы

Русскоязычные поисковые системы и справочники

Библиографические базы данных

Энциклопедические и справочные издания

Контрольные вопросы

Глава 7. Технологии работы с информацией

Технология работы с информацией

Как работать на лекции

Как работать с книгой

Как работать с электроннымучебником и электронной хрестоматией

Подготовка к сессии. Экзамены

Контрольные вопросы

Глава 8. Психофизиологические возможности человека

Здоровьеи его составляющие

Факторы, влияющие на умственную деятельность

Основные принципы организации умственного труда

Контрольные вопросы

Глава 9. Гигиена умственного труда

Гигиена умственного труда

Неблагоприятные факторы для умственного труда

Факторы сниженияработоспособности в экзаменационный период

Состояние организмастудента в различных режимах обучения

Зависимость работоспособности отпериодичности ритмических процессов в организме

Состояние утомленияи усталости при физической и умственной работе

Реакция организма на

неблагоприятные факторы учебного труда

Социально-психологические дезадаптации у студентов

Методы профилактики умственного переутомления студентов

Личная гигиена

Рациональное питание

Отказ от психоактивных веществ(никотин, алкоголь, наркотики)

Правила гигиены умственного труда

Закаливание

Повышение умственной и физическойработоспособности средствами физической культуры

Способы уменьшения психической напряженности

Безопасная работа с персональным компьютером

Контрольные вопросы

Список литературы

Иные информационные источники

Два закона запоминания


 

Существует два основных закона запоминания и ряд частных, на которых, собственно, зиждется весь процесс оптимизации запоминания.

Закон первый. Чем более значима для субъекта воспринимаемая информация, тем быстрее и лучше она запоминается.

Лучше всего соответственно запоминаются:

   сведения о первичных жизненных потребностях;

   информация о себе;

   общеобразовательная информация.

 

Закон второй. Чем больше информация включена в деятельность, тем лучше она запоминается.

 

Отсюда вытекает ряд частных закономерностей, на которых построены все наши дальнейшие практические рекомендации по организации умственного труда:

   чем глубже, полнее, дольше осмысляется информация, тем лучше ее запоминание;

   чем больше интерес к этой информации, тем быстрее она запомнится и дольше сохранится;

   чем больше знаний в этой области, тем легче и лучше запоминание новой информации об этом предмете;

   чем больше готовность (как эмоциональная, так и интеллектуальная и техническая) к принятию информации, тем выше запоминание;

   чем больше каналов восприятия информации, тем лучше и эффективней запоминание;

   впечатления, возникающие одновременно с восприятием информации, вызывают друг друга при воспоминании.

 

Не всегда у студента есть достаточно времени, чтобы выполнить все приведенные рекомендации. В этом случае следует, в соответствии с нейрофизиологическими нормами образования энграмм и феноменом реминисценции, прочитать конспект вечером в день его написания (не позже чем за два часа до сна) и на 2-3 сутки после составления конспекта. Читать следует внимательно и с хорошим настроением, помня о роли положительных эмоций в процессе запоминания. Теперь мы хорошо знаем
, что впечатления, возникающие одновременно с восприятием информации, вызывают друг друга при вспоминании.

 

 

 

Технические приемы запоминания


 

На эмоциональных закономерностях построены технические приемы, облегчающие запоминание несмысловой информации. Совокупность таких приемов называется мнемотехника. Изобретена мнемотехника в Греции около V века до н.э. Античные ораторы широко использовали эти приемы в своей практике, так как им запрещалось во время произнесения речи пользоваться любыми записями. В Х1Х в. в России были чрезвычайно популярны мнемоники – артисты, которые выступали на эстраде, демонстрируя чудеса запоминания. Ошеломленной публике было невдомек, что никаких чудес нет и в помине, есть блестящее владение мнемотехникой. Эти приемы используются не для улучшения памяти, как иногда ошибочно полагают некоторые, а для улучшения запоминания, причем, именно несмысловой информации, т.е. информации, требующей механического, точного, дословного запоминания. Например, даты, телефоны, термины, нумерованные списки, имена – все, что невозможно пересказать своими словами.

 

Основное правило мнемотехники – прочная ассоциативная связь, «вмонтированность» несмысловой информации в яркий запоминающийся образ, который без труда «всплывает» в памяти и вытягивает необходимую нам несмысловую информацию.

 

Можно создать яркий образ и связать его с тем, что мы хотим запомнить – термином, именем, датой и т.д. Создание такого яркого зрительного образа называется эйдотехникой (от греческого слова эйдос – образ). Здесь существует следующая закономерность, на которой строится эйдотехника: чем нелепее, смешнее, нереалистичнее образ, тем лучше запоминание, заурядные обыденные образы запоминаются хуже. Есть несколько простых правил эйдотехники, выполняя которые, можно при известной тренировке виртуозно владеть техникой создания запоминающегося образа.

 

1. Менять физические размеры предметов, входящих в образ. Те, что в жизни маленькие, делать очень большими и наоборот – создается непривычная картинка, запоминающаяся гораздо лучше.


 

2. Изменять количественное соотношение предметов. Если в жизни их много, то в образе должен быть один и наоборот.

 

3. Менять функции предметов, т.е. присваивать предмету абсолютно несвойственную функцию, которая в жизни не выполняется никогда.

 

4. Удерживать перед мысленным взором картинку 5-6 сек, представляя ее в цвете, звуке, движении, как мини-фильм.

 

У Карела Чапека есть рассказ, в котором поэт, задумчиво гулявший по городу, стал свидетелем дорожно-транспортного происшествия. Никаких сведений о нарушителе он не запомнил, но прочел сочиненные тут же стихи:

Дома в строю темнели сквозь ажур,

Рассвет уже играл на мандолине.

Краснела дева. В дальний Сингапур

Вы уносились в гоночной машине.

Повержен в пыль надломленный тюльпан,

Умолкла страсть. Безволие…Забвение.

О шея лебедя!

О грудь!

О барабан! И эти палочки – трагедии знамения.

Шея лебедя – это, разумеется, двойка; грудь – тройка; палочки – одиннадцать. Таков был номер машины нарушителя. Вот типичный пример мнемотехники – яркий образ, в который вписаны цифры.

 

Для запоминания дат, телефонов, цифр можно пользоваться основным списком, который надо выучить наизусть, доведя до автоматизма распознавание, перекодировку букв в цифры. Как правило, 20 цифр бывает достаточно.

 

Основным правилом такой перекодировки является следующее: каждая цифра начинается с согласной буквы, значит смысл имеют только согласные. Гласные буквы никакого смысла не имеют, используются только в технических целях для создания слов. Значит, согласные будут обозначать цифру, на гласные же вообще можно не обращать внимания. Цифры перекодируются в следующие буквы (по начальным согласным):

1 – Р (раз)

2 – Д (два)

3 – Т (три)

4 – Ч (четыре)

5 – П (пять)

6 – Ш(шесть )

7 – С (семь)

8 – В (восемь)

9 – З (девять) – это единственная цифра, которая кодируется другой буквой не Д, а З, потому что Д – это два, во избежание повторения 9 - это З.

 

Теперь превратим эти перекодированные согласные буквы в слова путем прибавления к ним гласных, с тем, чтобы на основе слов создать яркие образы, в которые мы впишем наши цифры.

1 - Рай

2 - АД

3 - Ту


4 - Чай

5 - Па

6 - Шея

7 - уСы

8 - яВа

9 - аЗу

10 - Ной

11 - РуР

12 - РуДа

13 - РоТ

14 - РуЧей

15 - РеПа и т.д.

 

Теперь попробуем создать образ для запоминания какой-нибудь даты. 1812 г. – начало Отечественной войны, Наполеон движется к России. Ключевые слова РоВ и РуДа. Образ возникает сразу: блестящий, гордый, непобедимый Наполеон, он не знает, что в России его ждет крах! Представим крах Наполеона следующим образом: он, жалкий, оборванный, в помятой треуголке копает глубокий Ров, пытаясь достать черную, тяжелую РуДу. Это так далеко от роскошного императора, что запоминается сразу же.

 

При хорошей тренировке скорость перекодирования 100 слов в минуту.

 

При использовании эйдотехники можно прибегать и к другим приемам, запоминать по аналогии, созвучию.

 

Лучше запоминаются неэмоциональные зрительные образы, можно порекомендовать следующий способ запоминать цифры:

Ноль – круг

Один – столб

Два – близнецы

Три – треугольник, трезубец, трилистник

Четыре – квадрат

Пять – пятиугольник, пальцы

Шесть – шестигранник

Семь – Белоснежка и семь гномов

Восемь – песочные часы

Девять – улитка

Десять – пальцы двух рук

Одиннадцать – футбольная команда

Двенадцать – часовые стрелки в полдень и т.д.