ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 955
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие. Обращение к студенту
Глава 1. Что такое умственный труд?
Интеллигенцияи интеллектуальная собственность
Глава 2. Виды трудовой деятельности человека. Оценка тяжести и напряженности труда
Условия труда и их классификация
Оценка нервной напряженности труда
Методы оценки работоспособности
Работоспособность студента ифакторы, на нее влияющие
Закономерности измененияработоспособности студентов в процессе обучения
Глава 3. Умственный труд и его особенности. Интеллект успеха
Основные характеристики людей с интеллектом успеха
по оптимизации умственного труда
Технические приемы запоминания
Рекомендации по усилению запоминания
Мыслящие и образованныестуденты – самый ценные специалисты
Определениекреативности (творчества)
Методы развития творческих способностей
Что мешает творческому мышлению?
Можно ли обучитьчеловека творческому мышлению?
Глава 6. Как организовать информационный поиск?
Как организовать информационный поиск?
Работа с читательскими каталогами
Технологии поискаи обработка необходимой информации
Основные поисковые системы Интернета
Русскоязычные поисковые системы и справочники
Энциклопедические и справочные издания
Глава 7. Технологии работы с информацией
Технология работы с информацией
Как работать с электроннымучебником и электронной хрестоматией
Глава 8. Психофизиологические возможности человека
Факторы, влияющие на умственную деятельность
Основные принципы организации умственного труда
Глава 9. Гигиена умственного труда
Неблагоприятные факторы для умственного труда
Факторы сниженияработоспособности в экзаменационный период
Состояние организмастудента в различных режимах обучения
Зависимость работоспособности отпериодичности ритмических процессов в организме
Состояние утомленияи усталости при физической и умственной работе
неблагоприятные факторы учебного труда
Социально-психологические дезадаптации у студентов
Методы профилактики умственного переутомления студентов
Отказ от психоактивных веществ(никотин, алкоголь, наркотики)
Правила гигиены умственного труда
Повышение умственной и физическойработоспособности средствами физической культуры
Способы уменьшения психической напряженности
навязчивые сомнения — возникают тягостные мысли, что «утюг не выключен», «дверь не заперта», из-за чего человек вынужден многократно возвращаться, чтобы «проверить»;
навязчивый страх высоты — панический страх, который возникает даже на небольшой высоте, например на уровне вагонной полки, небольшого возвышения, что заставляет больного избегать такой высоты;
навязчивый страх замкнутого пространства – ужас охватывает в кабине лифта или в метро, из-за чего больной перестает пользоваться лифтом или метро, избегает тесных комнат;
навязчивый страх открытого пространства - панический страх, опасности на широкой улице или на площади, из-за чего больной избегает таких мест;
навязчивый страх острых предметов - при виде острых предметов появляется страх, что он может пораниться об эта предметы, из-за чего старается прятать их;
навязчивый страх смерти — появляются страх, что он может умереть;
навязчивый страх покраснеть - появляется страх, что он покраснеет, а из-за этого окружающие его заподозрят в чем-то нехорошем;
навязчивый страх заражения, загрязнения - появляются мысли, что руки грязные, нечистые, что заставляет больного многократно мыть их (до акземы);
навязчивый счет — постоянно испытывает навязчивое желание считать все предметы, которые видит и которые можно пересчитать.
Попытка преодолеть навязчивое состояние сопровождается выраженным чувством тревоги. Нередко больной как бы подчиняется тревожным опасениям (имея к ним критическое отношение), но подчиняется не из-за согласия с ними, а для облегчения своих переживаний, уменьшения тревоги. В зарубежной литературе этот вид невротических состояний именуется «тревожными расстройствами».
Уучащихся особое место занимают тревожные расстройства, именуемые «социальные фобии». В период занятий социальные фобии проявляются страхом выступления перед преподавателем, перед публикой. Особенно острый характер этот страх может принимать у студентов музыкальных и театральных учебных заведений, где фобии становятся препятствием к самому занятию данной профессией. Он может представить проблему для студентов-педагогов, которым предстоит вести урок перед классом, особенно в присутствии проверяющих их работу. Страх выступления может проявляться при освоении ведения судебных заседаний будущими юристами.
Более распространены социальные фобии, проявляющиеся в страхе перед экзаменами или на генеральной репетиции, тем более на открытом публичном концерте, который играет роль экзамена, от оценки на котором зависит будущее. Страдающие такими фобиями обычно не обращаются за медицинской помощью, расценивая их как проявление особенностей характера, а не заболевание. Они могут получить помощь у психотерапевтов или психологов. Некоторые пытаются применять при страхах перед выступлением или экзаменами различные препараты - валерьяну, транквилизаторы или даже алкоголь. Использование препаратов совершенно недопустимо в случае нормальной реакции на ситуацию экзамена или выступления, если страх вызван объективной неготовностью к таковым. Более того, прием успокаивающих препаратов может снизить способность найти выход, мобилизовать все имеющиеся ресурсы. В то же время самолечение при наличии заболеваний может быть абсолютно неэффективным, но привести к развитию зависимости от транквилизаторов или алкоголя.
Истерический невроз проявляется появлением расстройств движений в виде параличей, судорог, расстройств речи (немоты), расстройств чувствительности (потери чувствительности), временной слепоты или глухоты, частичной потери памяти. Как правило, у больного развиваются расстройства, которые как бы помогают "избежать" неприятностей или трудностей путем "ухода в болезнь". Как иногда хотелось бы "заболеть" перед экзаменом, так что даже начинает казаться, что "болезнь начинается"! Но у человека здорового так и не появятся признаки несуществующей болезни, а предрасположенная к истерии студентка почувствует все ее признаки. Международной классификации болезней термин "истерические" расстройства, который воспринимается как негативно характеризующий человека, заменен на "диссоциативные" или "конверсионные" расстройства.
Неврозы практически всегда воспринимаются как болезненные состояния. Поэтому обычно заболевшие обращаются к врачам. Но часто они обращаются к невропатологам или даже терапевтам, хотя наилучшая помощь при неврозах может быть получена при обращении к психотерапевтам, психиатрам или к психологам. Категорически нежелательно самолечение.
Социально-психологические дезадаптации у студентов
Студенческий контингент, особенно студенты первых курсов, обнаруживает повышенный риск развития состояний социально-психологической дезадаптации. Причина их развития связана с изменением образа жизни, что само по себе способствует развитию расстройств адаптации, которые более тяжелы у тех, кто вынужден учиться в другом городе, особенно при наличии материальных трудностей. Для многих студентов учебная нагрузка оказывается слишком большой из-за того, что приходится учить большие объемы нового материала, особенно если материал труден для усвоения. У других студентов трудности проистекают из неумения организовать учебный процесс, что ведет к тому, что накапливается невыученный материал, освоение которого в дальнейшем становится очень трудным или невозможным.
При исследовании большой выборки московских студентов (Н.Д. Кибрик, М. Кушнарев, 1988) было выделено три степени дезадаптации.
Первая степень характеризовалась затруднениями в усвоении учебного материала, что проявлялось в развитии невротических расстройств в период экзаменационных .сессий. Отмечались снижения памяти, трудности в сосредоточении внимания, повышенная утомляемость, вспыльчивость, раздражительность.
При этом одни студенты активно стремились облегчить свое состояние соблюдением режима, советовались с друзьями, занимались самолечением, обращались за помощью к врачам. Они стремились удержаться в институте.
Другие «замыкались в себе», не стремились активно преодолеть складывающуюся ситуацию, предоставляя ей возможность «саморазрешиться».
Вторая степень характеризовалась выраженным снижением успеваемости, накоплением академической задолженности, пропусками занятий, конфликтами с преподавателями и администрацией института. Здесь также у одних обнаруживалась активная форма поведения, у других -пассивная.
При активной форме поведения студенты наряду с появлением отрицательного отношения к учебе занимали позицию «активного сопротивления» принятым формам и методам преподавания, конфликтовали с учебной частью института, обвиняли преподавателей в предвзятом к ним отношении, активно искали помощи в медучреждениях (чтобы продлить сессию или получить академический отпуск). У них отмечалось нарастание неврозоподобных и аффективных расстройств, а у некоторых появ лялись суицидальные мысли. Нередко из-за своей конфликтности и нетерпимости они практически отказывались, от получения помощи.
При пассивной форме поведения у студентов нарастали пассивность, бездеятельность, равнодушие к своим обязанностям. Они хотя и не пропускали занятия систематически, но и не участвовали активно в учебном процессе. Становились соучастниками асоциальных действий (пьянство, случайные связи), не реагировали на воспитательные воздействия.
Третья степень дезадаптации выражалась в прекращении обучения, что приводит к отчислению студента за академическую неуспеваемость, пропуски занятий, нарушение дисциплины.
При активной форме поведения поводом для отчисления чаще служили нарушения дисциплины и асоциальное поведение, но отчисленные выражали желание учиться в другом институте, строили планы на трудоустройство, чтобы обеспечить себе дальнейшее обучение. Однако некоторые объединялись с себе подобными и становились организаторами и участниками новых противоправных действий, часто сопровождавшихся пьянством.
При пассивной форме поведения студенты в течение ряда месяцев не посещали институт, не выходили из дома, были равнодушны к своей судьбе и к окружающему, высказывали суицидальные мысли и даже иногда совершали суицидальные попытки. Обычно это были замкнутые, стеснительные, сензитивные личности. Они скрывали от близких возникшие трудности, не решались с кем-либо посоветоваться. Отчисление из института они воспринимали как трагедию.
На первом году обучения преобладали пассивные формы поведения. Активные формы поведения при дезадаптации нарастали ко второму и третьему году обучения.
Среди причин дезадаптации важнейшие:
личностные особенности,
психические травмы.
Личностные особенности
Было выделено три группы личностных особенностей, предрасполагавших к декомпенсации.
Несоответствие структуры личности выбранному учебному заведению — наблюдалось при неудачном выборе учебного заведения, нередко сделанного под давлением родителей. После начала обучения студент обнаруживал несоответствие выбранного его интересам, его представлениям о значимости избранной специальности. Нарушения развивались уже на первом курсе и проявлялись развитием психосоматических заболеваний (язвенная болезнь), вегетативными расстройствами, суицидальными высказываниями.