ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 922
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие. Обращение к студенту
Глава 1. Что такое умственный труд?
Интеллигенцияи интеллектуальная собственность
Глава 2. Виды трудовой деятельности человека. Оценка тяжести и напряженности труда
Условия труда и их классификация
Оценка нервной напряженности труда
Методы оценки работоспособности
Работоспособность студента ифакторы, на нее влияющие
Закономерности измененияработоспособности студентов в процессе обучения
Глава 3. Умственный труд и его особенности. Интеллект успеха
Основные характеристики людей с интеллектом успеха
по оптимизации умственного труда
Технические приемы запоминания
Рекомендации по усилению запоминания
Мыслящие и образованныестуденты – самый ценные специалисты
Определениекреативности (творчества)
Методы развития творческих способностей
Что мешает творческому мышлению?
Можно ли обучитьчеловека творческому мышлению?
Глава 6. Как организовать информационный поиск?
Как организовать информационный поиск?
Работа с читательскими каталогами
Технологии поискаи обработка необходимой информации
Основные поисковые системы Интернета
Русскоязычные поисковые системы и справочники
Энциклопедические и справочные издания
Глава 7. Технологии работы с информацией
Технология работы с информацией
Как работать с электроннымучебником и электронной хрестоматией
Глава 8. Психофизиологические возможности человека
Факторы, влияющие на умственную деятельность
Основные принципы организации умственного труда
Глава 9. Гигиена умственного труда
Неблагоприятные факторы для умственного труда
Факторы сниженияработоспособности в экзаменационный период
Состояние организмастудента в различных режимах обучения
Зависимость работоспособности отпериодичности ритмических процессов в организме
Состояние утомленияи усталости при физической и умственной работе
неблагоприятные факторы учебного труда
Социально-психологические дезадаптации у студентов
Методы профилактики умственного переутомления студентов
Отказ от психоактивных веществ(никотин, алкоголь, наркотики)
Правила гигиены умственного труда
Повышение умственной и физическойработоспособности средствами физической культуры
Способы уменьшения психической напряженности
Для здоровья и для безопасности необходимо поддерживать чистоту помещения, компьютера и рабочего места и своевременно удалять пыль. От пыли портятся дискеты (при вращении в дисководе); пыль внутри компьютера может вызвать его поломку; пыль, находящаяся в воздухе, электризуется от экрана и становится более вредной для организма. Для уменьшения электризации пыли и ослабления бликов экран рекомендуется прикрывать заземленной защитной сеткой. Сейчас появилось много приспособлений и усовершенствований, уменьшающих вредное воздействие компьютера, но это не избавляет нас от необходимости строго соблюдать правила гигиены при работе с ним.
От интенсивной работы с клавиатурой на кистях рук может развиться болезнь суставов. Не рекомендуется слишком интенсивно и быстро стучать по клавишам. Во время перерывов желательно делать упражнения для пальцев, применять эргономические варианты клавиатуры и мыши.
Легче предупредить болезнь, чем её лечить, об этом знает каждый врач, а должны знать все, занимающиеся различными видами трудовой деятельности.Образование включает в себя не только приобретение знаний об окружающем мире и навыков работы и жизни в этом мире, образование должно сделать жизнь человека в мире безопасной и качественной. Нельзя полностью исключить болезни из нашей жизни, но они не должны происходить от нашей глупости и безответственного отношения к себе. Вот почему интеллигент должен быть сведущ в вопросах гигиены умственного труда.
Контрольные вопросы
1. Какие вопросы решает гигиена умственного труда?
2. Чем болезнь отличается от болезненного состояния?
3. В чем особенность учебного дня студента?
4. Какие неблагоприятные факторы сопровождают умственный труд?
5. К чему приводят гипокинезия и гиподинамия?
6. Как бороться с монотонным умственным трудом?
7. Какие факторы снижают работоспособность студента в экзаменационный период?
8. Зачем студенту хорошая физическая подготовка?
9. Дайте определение утомлению?
10. Как связаны между собой усталость и утомление, всегда ли они совпадают по степени выраженности?
11. Каковы признаки переутомления?
12. Какие дополнительные факторы ускоряют утомление?
13. Какие признаки включает понятие «мозговой дефицит»?
14. Что такое период восстановления, и какие фазы имеет восстановление?
15. Как определить, что период восстановления завершился?
16. Кого называют «жаворонками» и «совами»?
17. Какие степени переутомления выделяют, каковы их признаки?
18. Какие заболевания относятся к психосоматическим?
19. Какие заболевания относятся к неврозам?
20. Что такое «социальные фобии»?
21. Какие причины имеет дезадаптация студента?
22. Перечислите методы профилактики умственного переутомления студентов.
23. Какие существуют правила личной гигиены умственного труда?
24. Как рационально питаться?
25. Назовите психоактивные вещества и в чем их опасность?
26. Опишите правила гигиены умственного труда.
27. Как можно повысить умственную и физическую работоспособность средствами физической культуры?
28. Как можно уменьшить психическую напряженность?
29. Как организовать безопасную работу с компьютером?
Заключение
Стать интеллигентом можно только постоянно и упорно занимаясь своей будущей профессией – умственным трудом. Как кузнец, который не сразу хватает самый большой молот и с плеча наносит удары, а сначала рисует будущее изделие, подбирает нужный металл, нагревает его и осторожно начинает ковать, превращая кусок металла в ажурную вещь, так должен поступать и тот, кто посвятил себя труду умственному, творческому.
Завершая наш разговор с читателем, хотелось бы ещё раз задержать ваше внимание на некоторых принципиальных вопросах, которые, собственно, и вызвали необходимость написания этой книги. Если вы действительно хотите овладеть в совершенстве технологией умственного труда, то прочтения только этой книги окажется совершенно недостаточным. Кузнецом можно стать только в кузнице, гласит поговорка, стать интеллигентом можно только постоянно и упорно занимаясь своей будущей профессией – умственным трудом. Как кузнец, который не сразу хватает самый большой молот и с плеча наносит удары, а сначала рисует будущее изделие, подбирает нужный металл, нагревает его и осторожно начинает ковать, превращая кусок металла в ажурную вещь, так должен поступать и тот, кто посвятил себя труду умственному, творческому.
Необходимо:
· Определить для себя цель и выстроить систему задач для её достижения.
· Овладеть базовыми мыслительными операциями: анализом, синтезом, индукцией, дедукцией, абстрагированием, образным и понятийным мышлением.
· Овладеть техникой работы: компьютером, Интернет – технологиями, методами обработки результатов.
· Провести грамотный поиск информации и правильно её классифицировать и систематизировать.
· Проверить гипотезы, которые вы имели в самом начале исследования, выделить те, которые получили подтверждение на вашем материале.
· Объединить их в теорию, привести доказательства её правильности, создать модель процесса.
· Сделать своё понимание процесса достоянием других и отстоять свою правоту перед коллегами, перед научным сообществом.
· Поставить новую цель и идти к ней, совершенствуя свои знания, оставляя на своем пути добрые зерна найденной истины, познавая красоту мира и открывая её другим.
Хотелось бы сказать, что это процесс бесконечный, в масштабах человечества так оно и есть, а вот для каждого из нас он ограничен жизненными рамками. И всё-таки, трудно представить какую-то ещё сферу деятельности, которая доставляла бы человеку такое удовлетворение. Сейчас всё чаще речь заходит о качестве жизни. Определяющими параметрами качества является не количество денег на счетах, а образованность и интеллигентность.
Не сразу удастся вам перейти на уровень творчества. Умения и навыки мыслительной деятельности даются упорным, во многом, сначала монотонным и шаблонным умственным трудом. Как только вы освоите методику поиска информации, с монитора компьютера хлынет поток сведений обо всех мыслимых и немыслимых, реальных и надуманных проблемах. Учитесь классифицировать и разделять информационные потоки, выделять главное и второстепенное, чтобы не утонуть в водовороте информационной мути, а выбрать чистый источник знаний и отсюда черпать проверенные сведения о мире и человеке.
Нельзя ограничиваться только отечественной литературой, нужно реально себе представлять, что пока наша наука по многим направлениям существенно отстаёт от того уровня, который имеется за рубежом. Знание иностранных языков откроет перед вами возможность получать самую современную информацию «из первых рук», а не тогда, когда она будет, наконец, переведена на русский язык и к этому времени окончательно устареет.
К сожалению, уровень знания русского языка, умение им владеть, словарный запас выпускников школ с каждым годом становятся всё меньше. Нужно знать, что без понятийного аппарата эффективный мыслительный процесс невозможен. Словарный запас выпускника школы насчитывает всего 5-6 тысяч слов, на 2-3 тысячи меньше, чем 15-20 лет назад. Наверстать упущенное нелегко, но, если вы действительно хотите добиться успеха, то и книга вам в руки: читать, читать и ещё раз читать. Читать специальную литературу и литературу общеобразовательную,
читать литературу отечественную и иностранную, читать по своей специальности и по смежным специальностям, использовать каждую свободную минуту для чтения – только так можно компенсировать недостаток слов. Читать, писать и говорить – это необходимые умения для интеллигента. Составлять конспекты, доклады, рефераты, сообщения, выступать на семинарах, клубах по интересам и кружках. Говорить и говорить, присваивая себе новый словарный запас, участвовать во всех профессиональных конкурсах, не бояться публичных выступлений – вот черта настоящего гуманитария.
Всегда удивляет и вызывает зависть студенческая беспечность и масса свободного времени. Это происходит только от одного – от полного непонимания ценности каждого часа жизни, от неорганизованности мыслительного процесса. Многие молодые люди считают, что их профессия начнётся где-то там, через 5-6 лет. Вместе с тем, само получение образования и есть профессия интеллигента на всю оставшуюся жизнь, и нет никаких оснований для бездумной траты драгоценного времени. Каждый день должен приносить какие-то открытия, что-то новое добавлять в картину мира, которую мы имеем перед мысленным взором. Художник не может оставить свою картину, она как магнитом притягивает его к себе. Так и картина мира требует каждодневного труда для своего совершенствования и каждое новое знание и есть тот мазок художника, который следует положить в определенное место чудной картины природы для получения шедевра интеллектуального искусства.
Ещё А.Эйнштейн говорил, что в мире есть две великие книги: книга Природы и Библия. Этим он подчеркивал, что может быть два способа познания: научное и духовное. Мы уже говорили в этой книге о необходимости высокой морали для образованного и интеллигентного человека. Знание своей истории и культуры, знание о мировых религиях и их основаниях, знание богатейшего духовного наследия нашей страны – признак настоящего интеллектуала и патриота.
И, всё-таки, работа есть работа. Техника безопасности нужна и при производстве строительных работ и при строительстве храма научного знания. Умственный труд без системы, если хотите, без ума – труд опасный для здоровья. Мы дали рекомендации, предупредили обо всех возможных последствиях, но всего предусмотреть невозможно. Только самонаблюдение, только самоконтроль и своевременное обращение к психологам, психотерапевтам и врачам, могут предупредить неблагоприятные последствия интеллектуальной деятельности. Психологическое сопровождение умственного труда необходимо каждому, кто намерен долго и плодотворно трудиться в гуманитарной сфере производства.
Увас, безусловно, был мотив поступить в вуз. Следует только помнить, что с первых дней учебы необходимо путем самоанализа и самоубеждения перевести мотив в интерес, а затем закрепить его в виде психологической установки на получение образования. Только такая постоянная установка может определить на все годы учебы ваши действия в одном нужном направлении, а потом стать основой для развития достигнутого интеллектуального и жизненного успеха. К великому сожалению, немало студентов, ведя рассеянную и весёлую студенческую жизнь, теряют последний мотив и интерес к будущей профессии и топчутся на месте в интеллектуальном развитии, перебиваясь с тройки на тройку и не успевая «сдавать хвосты». О каком успехе здесь может идти речь?
Поэтому, дорогие коллеги, ещё и ещё раз обращаем ваше внимание на необходимость внешней и внутренней дисциплины, целеустремленности и упорства. А ваша молодость сделает всё остальное – вы все способные и талантливые люди.
Не закапывайте свои таланты!
С уважением ко всем студентам, пожеланием творческих и жизненных удач,
профессор Денисевич М.Н.,
профессор Вогулкин С.Е.
Список литературы
Адлер, Г. CQ, или мускулы творческого интеллекта. – М.: Гранд, 2004.
Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. – М.: Владос-Пресс, 2002.
Андреев, О. А. Тренируем свою память / Андреев О.А. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003.
Боно, Э. Нестандартное мышление: Самоучитель. – Мн., 2000.
Бьюзен, Т. Научите себя думать! – Мн., 2000.
Бьюзен, Т. Суперпамять. – Мн., 2000.
Валеева, Н.Ш., Гончарук, Н.П. Психология и культура умственного труда: Уч. пособие. – М., 2004.
Гончарук, Н.П. Теоретические проблемы интеллектуально развивающего обучения в техническом вузе. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2003.
Гончарук, Н.П. Формирование базовых интеллектуальных умений у студентов технических вузов. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2002.
Громкова, МЛ. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
Денисевич М.Н., Вогулкин С.Е. Питание студента УрГИ. Как стать здоровым и умным. – Екатеринбург: УрГИ, 2006.
Зинченко, В.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – СПб.: Питер, 2002.
Как улучшить свою память / Авт.-сост. А.Е. Польской. – Мн., 2000.
Лефрансуа, Ги. Прикладная педагогическая психология. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.