Файл: Учебник для вузов Екатеринбург.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1023

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие. Обращение к студенту

Глава 1. Что такое умственный труд?

Время образования

Умственный труд

Интеллигенцияи интеллектуальная собственность

Виды умственного труда

Обучение

Образование

Контрольные вопросы

Глава 2. Виды трудовой деятельности человека. Оценка тяжести и напряженности труда

Умственный труд

Условия труда и их классификация

Оценка тяжести труда

Оценка нервной напряженности труда

Работоспособность

Методы оценки работоспособности

Работоспособность студента ифакторы, на нее влияющие

Закономерности измененияработоспособности студентов в процессе обучения

Контрольные вопросы

Глава 3. Умственный труд и его особенности. Интеллект успеха

Особенности умственного труда

Интеллект успеха

Основные характеристики людей с интеллектом успеха

Контрольные вопросы

Глава 4. Феномен памяти

Определениепамяти

Типы памяти

Внимание и память

Практические рекомендации

по оптимизации умственного труда

Роль эмоций

Основные приемы чтения

Правила концентрации внимания

Повторение – мать учения

Два закона запоминания

Технические приемы запоминания

Рекомендации по усилению запоминания

Контрольные вопросы

Глава 5. Творчество

Мыслящие и образованныестуденты – самый ценные специалисты

Определениекреативности (творчества)

Творческое мышление

Методы развития творческих способностей

Теории творческого мышления

Что мешает творческому мышлению?

Этапы творческого процесса

Можно ли обучитьчеловека творческому мышлению?

Эристикаили искусство спора

Контрольные вопросы

Глава 6. Как организовать информационный поиск?

Как организовать информационный поиск?

Работа с читательскими каталогами

Технологии поискаи обработка необходимой информации

Прикладные средства Интернета

Поиск информации в Интернете

Основные поисковые системы Интернета

Метапоисковые системы

Русскоязычные поисковые системы и справочники

Библиографические базы данных

Энциклопедические и справочные издания

Контрольные вопросы

Глава 7. Технологии работы с информацией

Технология работы с информацией

Как работать на лекции

Как работать с книгой

Как работать с электроннымучебником и электронной хрестоматией

Подготовка к сессии. Экзамены

Контрольные вопросы

Глава 8. Психофизиологические возможности человека

Здоровьеи его составляющие

Факторы, влияющие на умственную деятельность

Основные принципы организации умственного труда

Контрольные вопросы

Глава 9. Гигиена умственного труда

Гигиена умственного труда

Неблагоприятные факторы для умственного труда

Факторы сниженияработоспособности в экзаменационный период

Состояние организмастудента в различных режимах обучения

Зависимость работоспособности отпериодичности ритмических процессов в организме

Состояние утомленияи усталости при физической и умственной работе

Реакция организма на

неблагоприятные факторы учебного труда

Социально-психологические дезадаптации у студентов

Методы профилактики умственного переутомления студентов

Личная гигиена

Рациональное питание

Отказ от психоактивных веществ(никотин, алкоголь, наркотики)

Правила гигиены умственного труда

Закаливание

Повышение умственной и физическойработоспособности средствами физической культуры

Способы уменьшения психической напряженности

Безопасная работа с персональным компьютером

Контрольные вопросы

Список литературы

Иные информационные источники



 

Несоответствие особенностей личности предъявляемым требованиям в процессе обучения. Здесь основным было неумение организовать учебный процесс, приспособиться к требованиям обучения в высшей школе. На первом курсе преобладали трудности, связанные с новой формой организации учебного процесса (отсутствие ежедневных опросов, частого повторения материала). На втором курсе нарастали трудности с умением освоить большой объем изучаемого материала. У студентов нарастали неврастенические расстройства, головные боли, расстройства сна, утомляемость, а затем пониженное настроение, идеи самоуничижения, которые иногда порождали суицидальные мысли и намерения.

Несоответствие интеллектуальных возможностей объему и содержанию учебного материала. Чаще эту группу составляли лица с остаточными явлениями органического заболевания мозга. У них, кроме невротических расстройств, происходили обострения основного заболевания. Декомпенсации нарастали в период экзаменационной сессии.

 

   Психогенные факторы

Поводом декомпенсации служили относительно незначительные события, которые были существенны скорее в силу того, что усугубляли учебные проблемы и приводили к затруднениям в учебном процессе. Это могли быть болезнь родителей, ссора с другом, материальные затруднения, конфликт с преподавателем, нежеланная беременность. Легче переносились те конфликты, которые могли вызывать сочувствие у окружающих, по поводу которых было несложно посоветоваться с окружающими. Если же конфликт не давал такой возможности (внебрачная беременность, венерическое заболевание), то студент (или студентка) оказывались в изоляции, опасаясь осуждения окружающих, переживая чувства самообвинения, самоуничижения.

 

Студенты первых двух курсов нередко преувеличивали экзаменационные опасения, ожидая особого предвзятого отношения со стороны преподавателей, их излишнюю требовательность, что создавало чрезмерно пессимистическую установку на ситуацию экзаменов.

 

Методы профилактики умственного переутомления студентов


 

Учебная деятельность, несмотря на все сложности, связанные с ней, является фактором нормальной нагрузки, преодолеваемой большинством студентов, зачисленных на первый курс.

 

Поэтому основным методом профилактики умственного переутомления у студентов является обеспечение здорового образа жизни со строгим соблюдением отдельных психогигиенических и психопрофилактических мероприятий.

 

Здоровый образ жизни предполагает:

   рациональный режим труда и отдыха;

   личную гигиену;

   рациональное питание.

   отказ от вредных привычек;

   закаливание;

   оптимальный двигательный режим;

 

Рациональный режим труда и отдыха. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма. Это создает оптимальные условия для работы и отдыха, что способствует укреплению здоровья, улучшению производительности труда. Важнейшим в режиме дня студента является регулярность ежедневных занятий, включая занятия в университете и самостоятельную подготовку в библиотеке или дома, что должно сокращать перегрузку в период экзаменационной сессии (экзаменационную «штурмовщину»). Необходимо строго обеспечивать достаточную продолжительность сна, до 8 часов в сутки.

 

Особое значение имеет режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления.

 

Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индивидуальные различия людей не позволяют рекомендовать один вариант суточного режима для всех. Однако его основные положения должны соблюдаться всеми: выполнение различных видов деятельности в строго определенное время, правильное чередование работы и отдыха, регулярное питание.

 

Особое внимание нужно уделять сну - основному и ничем незаменимому виду отдыха. Постоянное недосыпание опасно тем

, что может вызвать истощение нервной системы, ослабление защитных сил организма, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия.

 

Ниже приводится режим дня студента, разработанный для студентов Московского государственного университета (МГУ). В этом варианте на внеаудиторные занятия выделяется 4 часа ежедневно, на сон – 7 часов 50 минут, в выходные дни – 8 часов (с дневным сном).

 
Таблица 7

Режим дня студентов МГУ

Мероприятия

Время

Подъем

7.00

Гимнастика

7.00 – 7.10

Туалет

7.10 – 7.15

Завтрак

7.15 – 7.30

Одевание

7.30 – 7.40

Проезд до места учебы

7.40 – 9.00

Учеба

9.30 – 15.20 (раз в неделю занятия физкультурой)

Работа в библиотеке

15.30 – 17.30

Проезд домой

17.30 – 19.00

Обед

19.00 – 20.00 (включен просмотр телевизора)

Выполнение домашних заданий

20.00 – 22.00

Просмотр прессы и телефонные переговоры

22.00 – 22.45

Прогулка и душ

22.45 – 23.00

Приготовление ко сну

23.00 – 23.10

Сон

23.10 – 7.00

 

Распорядок свободного дня студента (выходные и праздничные дни)

Мероприятия

Время

Подъем

9.30

Гимнастика

9.30 – 9.45

Туалет

9.45 – 10.00

Завтрак

10.00 – 10.30

Занятия спортом

10.30 – 13.00

Обед

13.00 – 14.00

Тихий час

14.00 – 15.00

Прогулка

15.00 – 17.00

Культпоход (театр, стадион, парк и т.д.)

17.00 – 21.00

Ужин

21.00 – 22.00

Развлечения (дискотеки и т.д.)

22.00 – 24.00

Сон

00.00 – 7.00


 

 


Личная гигиена


 

Важный элемент здорового образа жизни является личная гигиена. Она включает в себя уход за телом, гигиену одежды и обуви. Соблюдение правил личной гигиены является необходимым элементом профилактики самых разнообразных заболеваний, наличие которых даже в легкой форме ведет к более быстрому развитию утомления и следовательно к снижению производительности умственного труда. Необходимость своевременного мытья рук перед едой особенно возрастает в настоящее время, когда в стране наблюдается рост инфекционных заболеваний, в том числе мало известных экзотических заболеваний, привозимых мигрантами из других стран. Необходима повышенная осторожность при употреблении пищевых продуктов, поскольку при возрастании в настоящее время негосударственной торговли возрастает риск нарушения сроков хранения и просто продажи недоброкачественных продуктов. Необходимо соблюдать сроки хранения, правила термической обработки, контролировать маркировку продуктов. В настоящее время почти во всех городах возрастает риск употребления воды неудовлетворительного качества. В условиях г. Екатеринбурга недопустимо употребление водопроводной воды без ее кипячения. Из-за низкого качества этой воды желательно подвергать ее помимо кипячения очистке фильтрами или использовать продающуюся воду.

 

Необходимо соблюдать гигиену жилища, которое является накопителем пыли, содержащей самые различные источники инфекций и, в первую очередь, клещей, грибков и бактерий. Ту же цель, а именно избавление от попавшей пыли на поверхность тела, одежду и обувь имеет своевременный уход за телом, одеждой и обувью.

 

В период эпидемий гриппа необходимо регулярно проветривать жилые и производственные помещения и носить марлевую маску при нахождении в помещении с посторонними людьми.

 

 

Рациональное питание


 

Питание должно быть полноценным. В рационе животные белки (мясо и мясные продукты, рыбу, а также молоко и молочные продукты) должны составлять не менее 60% всего белка, присутствующего в пище. Количество молочных продуктов (сыр, творог), не считая молока, должно составлять не менее 120 г/сут. Помимо животных белков полезны полноценные белковые комбинации, такие, как гречневая каша с молоком, треска и творог, но интервал в приеме этих продуктов не должен превышать 5-6 часов, только тогда они усваиваются как полноценная белковая комбинация. При занятиях физическими упражнениями необходимо ежедневно включать в рацион животные и растительные жиры. Большое значение в питании должно придаваться углеводам, которые нужны для обеспечения организма энергией. Чем интенсивнее физическая нагрузка, тем больше объем мышечной работы, тем выше потребность в углеводах. Суточная норма сахара в любом виде - не более 200-300 грамм и 100 грамм единовременно.