ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 1038
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие. Обращение к студенту
Глава 1. Что такое умственный труд?
Интеллигенцияи интеллектуальная собственность
Глава 2. Виды трудовой деятельности человека. Оценка тяжести и напряженности труда
Условия труда и их классификация
Оценка нервной напряженности труда
Методы оценки работоспособности
Работоспособность студента ифакторы, на нее влияющие
Закономерности измененияработоспособности студентов в процессе обучения
Глава 3. Умственный труд и его особенности. Интеллект успеха
Основные характеристики людей с интеллектом успеха
по оптимизации умственного труда
Технические приемы запоминания
Рекомендации по усилению запоминания
Мыслящие и образованныестуденты – самый ценные специалисты
Определениекреативности (творчества)
Методы развития творческих способностей
Что мешает творческому мышлению?
Можно ли обучитьчеловека творческому мышлению?
Глава 6. Как организовать информационный поиск?
Как организовать информационный поиск?
Работа с читательскими каталогами
Технологии поискаи обработка необходимой информации
Основные поисковые системы Интернета
Русскоязычные поисковые системы и справочники
Энциклопедические и справочные издания
Глава 7. Технологии работы с информацией
Технология работы с информацией
Как работать с электроннымучебником и электронной хрестоматией
Глава 8. Психофизиологические возможности человека
Факторы, влияющие на умственную деятельность
Основные принципы организации умственного труда
Глава 9. Гигиена умственного труда
Неблагоприятные факторы для умственного труда
Факторы сниженияработоспособности в экзаменационный период
Состояние организмастудента в различных режимах обучения
Зависимость работоспособности отпериодичности ритмических процессов в организме
Состояние утомленияи усталости при физической и умственной работе
неблагоприятные факторы учебного труда
Социально-психологические дезадаптации у студентов
Методы профилактики умственного переутомления студентов
Отказ от психоактивных веществ(никотин, алкоголь, наркотики)
Правила гигиены умственного труда
Повышение умственной и физическойработоспособности средствами физической культуры
Способы уменьшения психической напряженности
Более устойчивы к развитию гиподинамических признаков мышцы шеи, спины, которые постоянно участвуют в преодолении гравитационной силе и потому работают постоянно. Сравнительно быстро атрофируются мышцы живота, что оказывает неблагоприятное воздействие на функции органов кровообращения, дыхания и пищеварения.
В системе органов кровообращения вследствие гиподинамии снижается сила сердечных сокращений, сокращаются минутный объем, масса сердца и его энергетический потенциал, ослабляется сердечная мышца, снижается количество циркулирующей крови, ослабляется тонус артериальных и венозных сосудов, падает кровяное давление, ухудшаются снабжение тканей кислородом (гипоксия) и интенсивность обменных процессов (белкового, жирового, углеводного, солевого и др.).
В системе органов дыхания в условиях гиподинамии уменьшаются жизненная емкость легких и легочная вентиляция, интенсивность газообмена.Следствием всего этого становятся повышенная утомляемость, нарушения сна, снижение способности поддерживать высокий уровень умственной и физической работоспособности, снижение активности защитных сил организма.
Нормальная активная деятельность мозга требует, чтобы к нему поступали импульсы от различных систем организма. При этом особое значение имеют мышцы, составляющие половину массы тела, движения которых порождают огромное количество нервных импульсов, стимулирующих мозг своим потоком и поддерживающих его в нормальном рабочем состоянии. Такую связь двигательной активности с умственной деятельностью демонстрируют наблюдаемые во время напряженного умственного труда напряженные мышцы шеи и лица (сосредоточенное выражение лица, сжатые губы). При этом, чем сложнее задача, которую приходиться решать, тем выше напряжение мышц. Импульсы, поступающие от напряженной мускулатуры в головной мозг, дополнительно стимулируют деятельность головного мозга, помогают ему поддерживать нужный тонус. Поэтому умственная работоспособность, как и другие проявления психической деятельности, требует хорошего общего состояния здоровья, и в частности, физического здоровья, мышечной системы, в укреплении которых огромная роль принадлежит физической культуре.
Второй фактор – монотонность. В одних случаях монотонность порождается необходимостью выполнения однообразной рутинной работы (работа на компьютере, вычисление, пересмотр карточек в картотеках или иных источниках информации, оформление курсовых работ и иных учебных работ и т.д.). В других случаях она порождается необходимостью перебора большого числа вариантов для решения предложенной задачи, длительностью сохранения в поле внимания узкого круга вопросов, необходимых для решения. Избегай переутомления и однообразного труда (например, нецелесообразно 4 часа подряд читать книги). Лучше всего заниматься 2-3 видами труда: чтением, расчетными или графическими работами, конспектированием.
Третий фактор - эмоциональные нагрузки, порождаемые ситуациями экзаменов и зачетов, конкурсов или конференций, переживаний, возникающих вследствие неблагоприятных воздействий. Таковыми могут быть также угроза наказания со стороны руководства при невыполнении работы, невозможность своевременно добиться требуемого результата от других участников работы. Наконец, эмоциональная напряженность может быть связана с тревожным ожиданием требуемых результатов деятельности, переживаниями в связи с невозможностью или с затруднениями в достижении поставленной цели. Особенно тяжелые последствия вызывают неудачи, возникшие в ходе выполнения работы.
Четвертой причиной переутомления может стать невозможность или затрудненность переработки требуемых объемов информации, особенно в условиях ограниченного времени, наличия постоянного контроля, при систематическом невыполнении работы в требуемые сроки.
Пятый фактор — все перечисленные моменты усугубляются характерной для умственного труда неритмичностью, вследствие чего организм, центральная нервная система не могут приспособиться к неожиданно возникающим перегрузкам.
Специфической особенностью умственного труда является недостаточная управляемость этим видом труда, невозможность произвольного перехода в режим отдыха. В процессе умственной деятельности в коре головного мозга возникают состояния возбуждения, отличающиеся значительной стойкостью и инертностью. При этом, в то время как после прекращения физической деятельности человек может почти сразу отключиться от нее и перейти в состояние двигательного покоя и отдыха, то при умственном труде интенсивная деятельность мозга может продолжаться значительное время и после завершения ее.
Напряженная умственная работа во вторую половину рабочего дня затрудняет засыпание. Проявлением такой не завершающейся умственной деятельности являются так называемые «ситуационные сновидения», когда человек даже во сне продолжает решать нерешенные задачи, обдумывать прочитанное, обсуждаемое или написанном. Такая деятельность мозга может приводить к решению задач, как известный сон Д.И.Менделеева, увидевшего во сне разработанную им таблицу. Но нежелательным следствием этого является то, что нервная система при этом не получает требуемого отдыха.
Шестой особенностью умственного труда является высокая напряженность внимания. Если при большинстве видов физического труда его напряженность варьирует от 15-17 % (работа на станке) до 59 % (езда на автомобиле по городу), то при чтении или работе на компьютере она достигает 100 %.
Факторы сниженияработоспособности в экзаменационный период
Отмеченное снижение работоспособности студентов во время экзаменов является следствием воздействия большого числа неблагоприятных факторов.
Прежде всего, в период экзаменов резко возрастают объем, продолжительность и интенсивность учебного труда студентов, мобилизация всех сил организма. В период экзаменов, при средней продолжительности самоподготовки по 8-9 ч в день, интенсивность умственного труда возрастает, по отношению к периоду учебных занятий, на 85-100%. В то же время резко сокращается физическая активность, значительно сокращается пребывание студентов на свежем воздухе, у некоторых студентов нарушаются режим сна и питания.
Во-вторых, экзамены для студентов являются мощнейшим эмоциогенным фактором в студенческой жизни. В ходе экзаменов подводятся итоги учебной работы за семестр, и при этом часто решается вопрос о соответствии студента уровню вуза, о получении стипендии, гранта. Экзамены являются важным проявлением самоутверждении личности. При этом ситуация экзаменов всегда характеризуется неопределенностью исхода, что повышает их эмоциогенное воздействие. Многократно повторяющиеся экзаменационные ситуации сопровождаются выраженными эмоциональными переживаниями, индивидуально различными, что создает состояние выраженной эмоциональной напряженности. В результате не менее трети студентов испытывают перед экзаменом сильную эмоциональную напряженность, до двух третей отмечают нарушения сна в период сессии. У многих студентов устойчиво повышаются частота сердцебиений и артериальное давление, особенно в момент экзаменационного ответа, что в будущем может служить предпосылкой к развитию гипертонической болезни. У некоторых студентов отмечается снижение общего самочувствия, отмечается снижения массы тела за период экзаменов на 1,5-3,5 кг, причем оно в большей степени было присуще тем студентам, обнаруживавшим в период экзаменационной сессии большее эмоциональное напряжение.
Степень эмоционального напряжения на экзаменах выше у студентов со слабой успеваемостью. Вместе с тем при равной успеваемости студенты
, обладающие более высоким уровнем тренированности, обнаруживают меньшие функциональные сдвиги, которые у них быстрее возвращаются к норме. Унетренированных, слабоуспевающих студентов по мере нарастания напряженного состояния вегетативные сдвиги усиливаются. Это показывает, что уровень физической подготовленности в большой степени определяет устойчивость организма к эмоционально напряженному учебному труду.
Состояние организмастудента в различных режимах обучения
В процессе занятия умственным трудом, в том числе, учебным трудом, максимальная нагрузка приходится на центральную нервную систему, ее высший отдел – головной мозг, обеспечивающий протекание необходимых психических процессов.
Отрицательное воздействие на организм оказывает длительное пребывание в “сидячей” позе, характерной для лиц умственного труда. При этом кровь скапливается в сосудах, расположенных ниже уровня сердца, уменьшается объем циркулирующей крови, что ухудшает кровоснабжение тканей и внутренних органов, в том числе мозга. Ухудшается движение крови и по венам и артериям головного мозга. Кроме того, уменьшение объема движений диафрагмы оказывает негативное влияние на функции дыхательной системы и также ведет к уменьшению насыщения крови кислородом.
Умственная деятельность, связанная с эмоциональными перегрузками, нервно-психическим напряжением, напряженная работа в условиях дефицита времени или высокой ответственности за результат, ведет к дополнительным нагрузкам на сердечно-сосудистую систему, что также оказывает негативное влияние на циркулярный аппарат кровообращения.
Изменения обычно более выражены у студентов, совмещающих учебу с дополнительной работой, кому не удается совместить время учебной деятельности со своим биоритмологическим оптимумом, кто имеет существенные отклонения в своем здоровье.
Зависимость работоспособности отпериодичности ритмических процессов в организме
Биологические ритмы - регулярное, периодическое повторение во времени характера и интенсивности жизненных процессов, отдельных состояний или событий.
Известным примером действия биологических часов служат "совы" и "жаворонки". Установлено, что период активности