ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 1009
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие. Обращение к студенту
Глава 1. Что такое умственный труд?
Интеллигенцияи интеллектуальная собственность
Глава 2. Виды трудовой деятельности человека. Оценка тяжести и напряженности труда
Условия труда и их классификация
Оценка нервной напряженности труда
Методы оценки работоспособности
Работоспособность студента ифакторы, на нее влияющие
Закономерности измененияработоспособности студентов в процессе обучения
Глава 3. Умственный труд и его особенности. Интеллект успеха
Основные характеристики людей с интеллектом успеха
по оптимизации умственного труда
Технические приемы запоминания
Рекомендации по усилению запоминания
Мыслящие и образованныестуденты – самый ценные специалисты
Определениекреативности (творчества)
Методы развития творческих способностей
Что мешает творческому мышлению?
Можно ли обучитьчеловека творческому мышлению?
Глава 6. Как организовать информационный поиск?
Как организовать информационный поиск?
Работа с читательскими каталогами
Технологии поискаи обработка необходимой информации
Основные поисковые системы Интернета
Русскоязычные поисковые системы и справочники
Энциклопедические и справочные издания
Глава 7. Технологии работы с информацией
Технология работы с информацией
Как работать с электроннымучебником и электронной хрестоматией
Глава 8. Психофизиологические возможности человека
Факторы, влияющие на умственную деятельность
Основные принципы организации умственного труда
Глава 9. Гигиена умственного труда
Неблагоприятные факторы для умственного труда
Факторы сниженияработоспособности в экзаменационный период
Состояние организмастудента в различных режимах обучения
Зависимость работоспособности отпериодичности ритмических процессов в организме
Состояние утомленияи усталости при физической и умственной работе
неблагоприятные факторы учебного труда
Социально-психологические дезадаптации у студентов
Методы профилактики умственного переутомления студентов
Отказ от психоактивных веществ(никотин, алкоголь, наркотики)
Правила гигиены умственного труда
Повышение умственной и физическойработоспособности средствами физической культуры
Способы уменьшения психической напряженности
Что мешает творческому мышлению?
Серьезные попытки найти ответ на вопрос, что мешает проявлению творческих способностей, предприняли Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон. Они обнаружили, что проявлению творчества мешает не только недостаточное развитие определенных способностей, но и наличие определенных личностных черт. Так, одной из ярких личностных черт, препятствующих проявлению творческих способностей, является склонность к конформизму. Данная черта личности выражается в доминирующем над творческими тенденциями стремлении быть похожим на других, не отличаться от большинства людей в своих суждениях и поступках.
Другая близкая к конформизму черта личности, мешающая творчеству, это боязнь показаться глупым или смешным в своих суждениях. В этих двух характеристиках отражается чрезмерная зависимость человека от мнения окружающих.
Следующая причина, тормозящая проявление творчества, заключается в существовании двух конкурирующих между собой типов мышления: критического и творческого. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Человек, у которого в большей степени развит именно этот тип мышления, видит только недостатки, но не предлагает своих конструктивных идей, поскольку опять-таки замыкается на поисках недостатков, но уже в своих суждениях. С другой стороны, человек, у которого преобладает творческое мышление, стремится к разработке конструктивных идей, но при этом не уделяет должного внимания тем недостаткам, которые содержатся в них, что также негативно отражается на разработке оригинальных идей.
Но, если отрицательные моменты, мешающие творческому процессу удалить, то современные концепции творческого мышления предполагают прохождение нескольких самостоятельных этапов.
Этапы творческого процесса
1. Осознание проблемы. В ходе осознания проблемы подчеркивается момент возникновения проблемной ситуации. Если задача не дана в готовом виде, ее образование связывается с умение «видеть вопросы». Усмотрение вопроса констатируется обычно на основании наличия сопровождающей эмоциональной реакции (удивления, затруднения), которая затем характеризуется как непосредственная причина, заставляющая внимательно рассмотреть ситуацию, что и приводит к пониманию имеющихся данных.
2. Выработка гипотезы. Отсюда начинается разрешение проблемы. Этот этап чаще всего квалифицируется как кульминационный пункт решения, как его центральное звено, как своеобразный скачок, т.е. решающий переход от того, что видно, к тому, что отсутствует. Как и на предшествующем этапе, наибольшее значение здесь придается прошлому опыту, привлечению теоретических положений, обобщенное содержание которых выводит решающего далеко за пределы наличных знаний. Использование ранее приобретенных знаний в качестве средств решения путем осмысления их и переноса в новые условия дает возможность сопоставления части условий, на основе чего строится догадка, гипотеза (предположение, идея, взятое на пробу понятие, предположительный принцип решения и т.п.).
3. Проверка решения. Завершающим этапом является логическое доказательство истинности данного суждения и проверка решения средствами практики. При благоприятных условиях удачно выдвинутая гипотеза превращается в теорию.
Можно ли обучитьчеловека творческому мышлению?
Большинство исследователей положительно отвечают на этот вопрос. Априори можно предположить, что все поступающие в вуз абитуриенты, имеют творческие способности, хотя бы по тому признаку, что у них есть мотив к образованию. Соотношение таких показателей как интеллект и творчество оказалось очень сложным. Единственное, что можно сказать с определенностью так это то, что при низких коэффициентах интеллектуальности (ориентиром, до некоторой степени, может служить показатель IQ) возможен только низкий творческий потенциал. Что касается средних и высоких показателей умственной одаренности, то творческий потенциал этих людей может быть совершенно различным, и может даже отсутствовать (вспомните прозвище некоторых своих товарищей по школе - «ходячая энциклопедия»).
И всё-таки, при положительном ответе на вопрос о возможности обучения творчеству, речь, скорее всего, идёт не о творчестве в целом, а об отдельных его составляющих. Можно научить людей большей гибкости мышления, научить их набирать больше очков в тестах на творчество, более "творчески" решать головоломки или зондировать научные и философские вопросы более глубоко
, чем раньше, - но трудно доказать эмпирически, что путем одного только обучения из случайно выбранного человека можно получить таких как Ван Гог, Лонгфелло, Эйнштейн, Павлов, Пикассо, Дикенс или Фрейд. Действительно, после определенного периода «обучения творчеству», многие из приведенных показателей улучшились, но гениальные произведения или открытия прошедшими через курсы людьми, так и не были созданы.
Гайес (Hayes, 1978) полагал, что творческие способности можно расширить следующими средствами:
Развитие базы знаний
Сильная подготовка в науках, литературе, искусстве и математике дает творческой личности больший запас информации, на которой вырабатывается и шлифуется талант. Все вышеперечисленные творческие люди потратили многие годы, собирая информацию и совершенствуя свои базовые навыки.
Создание правильной атмосферы для творчества
Какое-то время назад в моду вошел прием "мозгового штурма". Суть его, как мы уже писали, в том, что группа людей генерирует как можно больше идей, не подвергая критике высказывания других членов. Этот прием не только позволяет генерировать большое количество идей или решений проблемы, участие в мозговом штурме способствует индивидуальному развитию творческого мышления каждого участника.
Поиск аналогий
Как показали некоторые исследования, люди не распознают ситуации, когда новая задача сходна со старой, решение которой они уже знают (см. Hayes and Simon, 1976; Hinsley, Hayes, and Simon, 1977). Пытаясь сформулировать творческое решение задачи, важно вспомнить аналогичные задачи, с которыми вы возможно уже встречались, найти отличия и выработать новые решения
Мы уже не раз говорили о необходимости для современного молодого человека иметь активную творческую позицию и держать свои творческие способности на «пике формы». Один из отечественных ученых, посвятивший свои исследования творчеству, Г.С.Альтшуллер писал, что для формирования активной творческой позиции нужны как минимум шесть качеств:
1. Наличие достойной цели - новой (или не достигнутой), значительной, общественно-полезной.
2. Умение программировать достижение поставленной цели.
3. Большая работоспособность по выполнению намеченных планов.
4. Умение решать творческие задачи в выбранной области, владение техникой преодоления противоречий на пути к цели.
5. Готовность "держать удар": отстаивать свои идеи, выносить непризнание, непонимание.
6. Результативность: на пути к конечной цели должны регулярно вырабатываться промежуточные результаты.
Воспитание комплекса творческих качеств - главная цель жизненной стратегии творческой личности.
За рубежом уже в течение более 50 лет разрабатывается стратегия повышения творческих способностей. Широко известны такие технологии активизации творчества как «мозговой штурм», синектика (коллективная постановка и решение задач), деловые игры, научно-исследовательская деятельность, конференции, эвристические методы развития творческих способностей.
Особенно глубоко разработаны эвристические методы, заключающиеся в организации поисковой, творческой деятельности на основе теории поэлементного усвоения знаний и способов творческой деятельности. Из них широко известны:
метод аппликации – использование уже известной теории в той области, для которой она создана, но в том секторе, который ещё не изучен;
метод соединения (комбинирования) – попытка соединения двух теорий уже известных, но из разных областей;
метод дефиниций – дать максимально возможное число определений тем явлениям, которые предполагается изучить;
метод экспериментального беспорядка – попытка из отдельных элементов теорий или явлений создать новую конструкцию;
метод противоречия – опровергнуть все существующие в науке мнения по какому-то вопросу;
метод критики – дать обоснованную критическую оценку уже имеющимся мнениям по какому-то вопросу;
метод обновления – классическую теорию попробовать изложить современным языком или применить её к современным условиям;
метод рекодификации – найти новое выражение для известных теорий с тем, чтобы можно было подобрать новые решения проблем;
метод представления – представить словесную теорию в графическом или схематическом изображении.
Однако, развить можно только то, что имеешь. Замечательный русский ученый, профессор Б.П.Вейнберг ещё в 1928 году писал: «Идеалом специалиста надо считать не того, кто помнит много подробных данных по различным вопросам своей специальности, а того, … кто может быстро, тем или иным способом, найти нужную работу и ещё быстрее восстановить в своей памяти её содержание».
С чего же следует начать свой творческий путь, путь в науку, путь в образование? К.И.
Скрябин, автор более 700 научных работ писал: «Начинающему входить в науку необходимо с первых же шагов проявить огромную активную самостоятельность, старание, прежде всего, самому справиться с возникшими затруднениями, прибегая к помощи руководителя только в наиболее трудных случаях. Таким образом, главное, чем должен обладать исследователь, состоит не в частных задатках, которые можно развить, не в знаниях, которым можно научиться, даже не в умениях, которые можно укрепить практическим опытом, а во внутренней постоянной пытливости, вызванной стремлением к выяснению неизвестного, жажде понять причины явлений, в склонности искать и обнаруживать неясности. Поглощенность проблемами составляет главную черту исследователя. Задатки исследователя имеет тот, кто способен длительно прилагать усилия, охотно ломая голову над трудными задачами».
Конечно, хороший курс (а в США этот курс рассчитан на год) развития креативных способностей был бы весьма полезен и студенту и начинающему специалисту, но можно попытаться и самому выработать у себя необходимые способности к умственному труду. Но это возможно только в процессе научного творчества - «Кузнецом можно стать только в кузнице».
Где отточить те качества, которые необходимы для творческого мышления? Конечно, в споре, поскольку именно там «рождается истина». Спор, дискуссия – прекрасное место для тренировки креативных способностей. Недаром искусству спора ещё древние философы и ораторы посвящали свои трактаты и оттачивали в споре своё ораторское искусство.