Файл: Учебник для вузов Екатеринбург.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 886

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие. Обращение к студенту

Глава 1. Что такое умственный труд?

Время образования

Умственный труд

Интеллигенцияи интеллектуальная собственность

Виды умственного труда

Обучение

Образование

Контрольные вопросы

Глава 2. Виды трудовой деятельности человека. Оценка тяжести и напряженности труда

Умственный труд

Условия труда и их классификация

Оценка тяжести труда

Оценка нервной напряженности труда

Работоспособность

Методы оценки работоспособности

Работоспособность студента ифакторы, на нее влияющие

Закономерности измененияработоспособности студентов в процессе обучения

Контрольные вопросы

Глава 3. Умственный труд и его особенности. Интеллект успеха

Особенности умственного труда

Интеллект успеха

Основные характеристики людей с интеллектом успеха

Контрольные вопросы

Глава 4. Феномен памяти

Определениепамяти

Типы памяти

Внимание и память

Практические рекомендации

по оптимизации умственного труда

Роль эмоций

Основные приемы чтения

Правила концентрации внимания

Повторение – мать учения

Два закона запоминания

Технические приемы запоминания

Рекомендации по усилению запоминания

Контрольные вопросы

Глава 5. Творчество

Мыслящие и образованныестуденты – самый ценные специалисты

Определениекреативности (творчества)

Творческое мышление

Методы развития творческих способностей

Теории творческого мышления

Что мешает творческому мышлению?

Этапы творческого процесса

Можно ли обучитьчеловека творческому мышлению?

Эристикаили искусство спора

Контрольные вопросы

Глава 6. Как организовать информационный поиск?

Как организовать информационный поиск?

Работа с читательскими каталогами

Технологии поискаи обработка необходимой информации

Прикладные средства Интернета

Поиск информации в Интернете

Основные поисковые системы Интернета

Метапоисковые системы

Русскоязычные поисковые системы и справочники

Библиографические базы данных

Энциклопедические и справочные издания

Контрольные вопросы

Глава 7. Технологии работы с информацией

Технология работы с информацией

Как работать на лекции

Как работать с книгой

Как работать с электроннымучебником и электронной хрестоматией

Подготовка к сессии. Экзамены

Контрольные вопросы

Глава 8. Психофизиологические возможности человека

Здоровьеи его составляющие

Факторы, влияющие на умственную деятельность

Основные принципы организации умственного труда

Контрольные вопросы

Глава 9. Гигиена умственного труда

Гигиена умственного труда

Неблагоприятные факторы для умственного труда

Факторы сниженияработоспособности в экзаменационный период

Состояние организмастудента в различных режимах обучения

Зависимость работоспособности отпериодичности ритмических процессов в организме

Состояние утомленияи усталости при физической и умственной работе

Реакция организма на

неблагоприятные факторы учебного труда

Социально-психологические дезадаптации у студентов

Методы профилактики умственного переутомления студентов

Личная гигиена

Рациональное питание

Отказ от психоактивных веществ(никотин, алкоголь, наркотики)

Правила гигиены умственного труда

Закаливание

Повышение умственной и физическойработоспособности средствами физической культуры

Способы уменьшения психической напряженности

Безопасная работа с персональным компьютером

Контрольные вопросы

Список литературы

Иные информационные источники

уществуют различные типы памяти.

 

Неврологическая или нервная память – совокупность сложных процессов, обеспечивающих формирование адаптивного поведения организма (субъекта). Она использует не только собственные специфические механизмы, но и механизмы более древней генетической памяти, способствующей выживанию биологического вида.

 

Генетическая память – память о структурно-функциональной организации живой системы как представителя определенного биологического вида. Носителями генетической памяти являются нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК).

 

Иммунологическая память – возникает позже генетической и проявляется в способности иммунной системы усиливать защитную реакцию организма на повторное проникновение в него генетически инородных тел (вирусов, бактерий и др.).

 

Историческая память – процесс выработки, сохранения, передачи, усвоения, применения накопленной информации конкретным этносом, народом. В науке употребляются такие определения как народные традиции, исторический опыт, культурологический код, лингвистическая структура и др.

 

Существует множество типологий памяти по различным основаниям.

 

По способу запоминания – произвольная (требующая определенных волевых усилий при запоминании); логическая (использующая при запоминании логику); опосредованная (связанная с сопряженными проблемами);

 

По времени сохранения – мгновенная (до 0,5 сек), кратковременная (до 20 сек), оперативная (до нескольких дней), долговременная (время не ограничено).

 

По преобладающему анализатору – слуховая, зрительная, обонятельная, осязательная, эмоциональная, двигательная и др.

 

 

 

Внимание и память


 

Индивидуальные особенности памяти чрезвычайно велики, прежде всего, в силу различной способности концентрировать внимание (без которой вообще невозможен никакой познавательный процесс). Доказана прямая зависимость памяти от внимания.

 

На феномене внимания следует остановиться отдельно, так велика его роль в процессе запоминания. Функция внимания заключается в отборе значимых воздействий, контроле прохождения информации и её удержании на период работы кратковременной памяти.

 

Различают несколько видов внимания:

   произвольное;

   непроизвольное;


   послепроизвольное.

 

Для работы с информацией наиболее ценным является произвольное внимание, позволяющее целенаправленно отбирать наиболее важную информацию и обеспечить её качественное запоминание. Непроизвольное внимание – это случайное внимание, внимание «вообще». Вряд ли оно подходит для серьезного изучения информации. Послепроизвольное внимание – очень важная характеристика внимания, позволяющая на длительное время сохранять интерес к предмету и продолжать его углубленное изучение.

 

Важными свойствами, обеспечивающими оптимальное соотношение внимание – память, являются:

   способность человека концентрировать внимание на предмете изучения;

   способность обеспечить устойчивость внимания в течение продолжительного времени;

   способность к быстрому переключению внимания.

 

Эти способности человек должен развивать у себя путём постоянной работы с информацией до тех пор, пока всё, что связано с отбором и запоминанием информации не превратится в динамический стереотип – навык, алгоритм умственной работы.

 

Имеют место феномены замещения утраченных способностей гипертрофированным развитием других. Так, у незрячих людей развивается необыкновенно тонкий слух и, соответственно, именно этот вид памяти. Кроме индивидуальных различий существуют еще особенности запоминания, связанные с эмоциональным состоянием человека, субъективным отношением к запоминаемому материалу, физическим состоянием, биологическими ритмами и т.д.

 

Формирование любого вида памяти характеризуется следующей последовательностью событий:

   сортировка и выделение новой информации;

   образование следа памяти (энграммы);

   классификация и консолидация энграмм (имеют место во время сна);

   долговременное хранение значимой для организма информации;

   извлечение и воспроизведение хранимой информации.

 

 

Практические рекомендации

по оптимизации умственного труда


 

Попробуем выяснить, какие закономерности могут быть использованы в практике умственно труда.

 

Процесс запоминания. Чем глубже и полнее осмысливается информация, тем лучше идет процесс запоминания. Очень неэффективны попытки механически «запихнуть в память» несколько страниц текста, добросовестно прочитав его, но думая в это время о чем - другом. Сколько раз вы пытались таким образом выучить и запомнить информацию? И сколько раз убеждались в полнейшей неэффективности такого метода?

Память не обманешь, она требует заинтересованного осмысления прочитанного материала, понимания того, что читатель воспринимает.

 

Процесс запоминания – это перекодирование в процессе перевода из кратковременной памяти в долговременную из конкретного слова в смысл.

 

Мы создаем смысловые коды, отбрасывая конкретные слова, в которых зашифрована внешняя речь. Это позволяет нам с легкостью запоминать и усваивать общий смысл, логику рассуждения и излагать потом все это «своими словами».

 

Мы запоминаем не столько подробности, сколько суть, наиболее общие положения, а затем из центров речи извлекаются необходимые слова. В этом отношении память человека значительно отличается от электронной. Мозг человека отбирает, сортирует и хранит лишь наиболее важную, общую информацию. Памятьчеловека селективна, тогда как ЭВМ хранит без разбора всю введенную информацию. Таким образом, важнейшей характеристикой памяти является ее избирательность. Свойство избирательности, равно как и свойство забывания, позволяют мозгу не быть "затопленным" потоком непрерывно поступающих сигналов.

 

Какую информацию мозг хорошо запоминает? Информация должна удовлетворять двум основным требованиям:

   быть новой;

   быть для человека значимой (интересной).

 

 

Роль эмоций


 

Огромную роль в запоминании играют эмоции. Они вызывают в нужный момент необходимую информацию.

 

Положительные эмоции облегчают запоминание, способствуют сохранению в памяти огромного объема информации.

 

Отрицательные эмоции, связанные с освоением данного материала, ослабляют все умственные процессы.


 

Эмоциональный интеллект

Чем лучше прочувствованно, эмоционально воспринято, тем лучше понято, а затем воспроизведено. Уровень эмоционального развития определяется коэффициентом эмоционального интеллекта EQ.

 

EQ (Emotional Quotient) – и-кью – коэффициент эмоционального интеллекта – способность человека к восприятию, осознанию и коррекции своего эмоционального состояния и эмоциональных состояний других людей.

 

Эмоциональный интеллект состоит из самосознания, самоконтроля, социальной чуткости и социальных навыков. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта хорошо понимают свои эмоции и чувства других людей, могут эффективно управлять своей эмоциональной сферой. Поэтому их поведение в обществе более адаптивно, они легче добиваются своих целей. Наличие развитого эмоционального интеллекта – непременное условие успешного лидерства, творческого (креативного) мышления и действий.

 

Теория эмоционального интеллекта выросла из теории социального интеллекта (авторы Э. Торндайк, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк). Она рассматривает человека не как вычислительную машину, а как когнитивно-эмоциональный интеллект. Развитие эмоционального интеллекта – это не только управление эмоциями. Основная цель – навести порядок в подсознании, стать цельной личностью, в итоге – достигнуть гармонии жизни.

 

Основные методики для диагностики EQ:

   MSCEIT (The Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Tests) (П. Салоуэй, Дж. Майер);

   Методика изучения внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта, разработанная в Институте психиатрии РАН (Люсин Д.В., Марютина О.О., Степанова А.С.);

   Методика оценки эмоционального интеллекта (опросник EQ Н. Холла).

 

Основные приемы чтения


 

Студенту приходится читать учебники, монографии, статьи, свои конспекты – это основные источники информации. Как правильно это делать?

 

Зубрежка материала непосредственно перед экзаменом эффективна на короткое время. Надо иметь в виду так называемый эффект реминисценции – пик запоминания приходится отнюдь не на момент заучивания, а через два-три дня после интенсивного изучения и попыток запомнить. Проанализируйте свое состояние перед экзаменом и после. Перед экзаменом в голове «каша» из которой очень трудно выделить связный ответ на вопрос, а спустя день-другой после экзамена ответы назойливо «лезут» сами, очень раздражая своей неуместностью. Наиболее эффективны систематические занятия, позволяющие убить двух зайцев: есть время, чтобы все хорошенько понять, обдумать, обсудить с преподавателем и однокурсниками и одновременно «наслоить» на уже имеющуюся информацию новые знания.


 

Поэтому перед чтением любого источника необходимо определить цель прочтения. Не стоит забивать голову желтыми романами, которыми забиты полки книжных магазинов. Не время для этого. Каждую минуту следует употребить для получения полезной информации. Поверьте, студенческие годы пролетят быстро, а работа не оставит вам много времени для восполнения пробелов в памяти.

 

Во время чтения необходимо фиксировать самое важное в конспекте или хотя бы в самой книге путем подчеркивания (что конечно невозможно в библиотечных книгах, поэтому конспект предпочтительнее). Очень хорошо разбивать текст на смысловые части и, отрываясь от текста, обдумывать главные мысли данной части. И уж совсем идеально обсуждать (что, в общем, и делается на семинарских занятиях, но не все можно обсудить на семинарах!) этот текст с друзьями, с однокурсниками.

 

Оптимальнее читать текст три раза. При втором прочтении обращать внимание на подчеркнутое или выписанное. Можно каждой выписанной мысли дать рубрику, отражающюу общий смысл.

 

При третьем прочтении обращается внимание только на опорные, главные пункты – слова и словосочетания, несущие в себе главный смысл. Необходимо сформулировать мысль своими словами, расставив таким образом, смысловые опорные пункты.

 

После чтения хорошо снова посмотреть и оценить наиболее заинтересовавшие места в тексте. Сделать свои собственные (письменные!) комментарии. Задать и ответить на шесть вопросов: Кто делает? Что делает? Когда делает? Почему делает? Где делает? Как именно?

 

Чем больше готовность к восприятию, тем лучше запоминание.

 

Перед чтением важна не только эмоциональная подготовка, но и техническая. Если текст неинтересен, надо создавать установку на запоминание, объясняя себе, что это очень нужно, необходимо и поэтому очень интересно. Необходимо хвалить себя за то, что «я это все смогу запомнить и понять», необходимо гордиться собой – «уровень моей профессиональной подготовки повысится», «я достигну нового уровня образованности» и т.д. Необходимо внушить себе непреодолимое желание читать и усваивать текст. Особо продвинутые студенты могут даже создавать обстановку радостного нетерпения «сейчас я сяду учить и справлюсь со всем». Можно действовать в этом направлении как угодно, формулы увещеваний тут сугубо индивидуальны, главное, чтобы цель – создание позитивной установки на усвоение скучного и трудного текста – была достигнута.