Файл: Учебник для вузов Екатеринбург.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1010

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие. Обращение к студенту

Глава 1. Что такое умственный труд?

Время образования

Умственный труд

Интеллигенцияи интеллектуальная собственность

Виды умственного труда

Обучение

Образование

Контрольные вопросы

Глава 2. Виды трудовой деятельности человека. Оценка тяжести и напряженности труда

Умственный труд

Условия труда и их классификация

Оценка тяжести труда

Оценка нервной напряженности труда

Работоспособность

Методы оценки работоспособности

Работоспособность студента ифакторы, на нее влияющие

Закономерности измененияработоспособности студентов в процессе обучения

Контрольные вопросы

Глава 3. Умственный труд и его особенности. Интеллект успеха

Особенности умственного труда

Интеллект успеха

Основные характеристики людей с интеллектом успеха

Контрольные вопросы

Глава 4. Феномен памяти

Определениепамяти

Типы памяти

Внимание и память

Практические рекомендации

по оптимизации умственного труда

Роль эмоций

Основные приемы чтения

Правила концентрации внимания

Повторение – мать учения

Два закона запоминания

Технические приемы запоминания

Рекомендации по усилению запоминания

Контрольные вопросы

Глава 5. Творчество

Мыслящие и образованныестуденты – самый ценные специалисты

Определениекреативности (творчества)

Творческое мышление

Методы развития творческих способностей

Теории творческого мышления

Что мешает творческому мышлению?

Этапы творческого процесса

Можно ли обучитьчеловека творческому мышлению?

Эристикаили искусство спора

Контрольные вопросы

Глава 6. Как организовать информационный поиск?

Как организовать информационный поиск?

Работа с читательскими каталогами

Технологии поискаи обработка необходимой информации

Прикладные средства Интернета

Поиск информации в Интернете

Основные поисковые системы Интернета

Метапоисковые системы

Русскоязычные поисковые системы и справочники

Библиографические базы данных

Энциклопедические и справочные издания

Контрольные вопросы

Глава 7. Технологии работы с информацией

Технология работы с информацией

Как работать на лекции

Как работать с книгой

Как работать с электроннымучебником и электронной хрестоматией

Подготовка к сессии. Экзамены

Контрольные вопросы

Глава 8. Психофизиологические возможности человека

Здоровьеи его составляющие

Факторы, влияющие на умственную деятельность

Основные принципы организации умственного труда

Контрольные вопросы

Глава 9. Гигиена умственного труда

Гигиена умственного труда

Неблагоприятные факторы для умственного труда

Факторы сниженияработоспособности в экзаменационный период

Состояние организмастудента в различных режимах обучения

Зависимость работоспособности отпериодичности ритмических процессов в организме

Состояние утомленияи усталости при физической и умственной работе

Реакция организма на

неблагоприятные факторы учебного труда

Социально-психологические дезадаптации у студентов

Методы профилактики умственного переутомления студентов

Личная гигиена

Рациональное питание

Отказ от психоактивных веществ(никотин, алкоголь, наркотики)

Правила гигиены умственного труда

Закаливание

Повышение умственной и физическойработоспособности средствами физической культуры

Способы уменьшения психической напряженности

Безопасная работа с персональным компьютером

Контрольные вопросы

Список литературы

Иные информационные источники

Оценка нервной напряженности труда


 

Нервная напряженностьили напряженность труда отражает нагрузку на центральную нервную систему (ЦНС), анализаторы, высшую нервную деятельность, психическую деятельность.

 

Напряженность труда характеризуется объемом воспринимаемой информацией и определяется:

   степенью напряжения внимания;

   плотностью поступающих сигналов;

   состоянием анализаторных систем;

   эмоциональным напряжением.

 

По напряженности труд делят на 4 группы или категории:

   ненапряженный;

   малонапряженный;

   напряженный;

   очень напряженный.

 

Например, труд студентов оценивается как I степень тяжести (легкий по тяжести труд) и III-IV степени напряженности (напряженный и очень напряженный труд).

 

Существует также классификация труда, учитывающая характер работы:

   труд, требующий значительной мышечной активности;

   механизированный труда;

   автоматизированные и полуавтоматизированные виды труда;

   групповые (конвейерные) работы;

   труд, связанный с дистанционным управлением (операторский труд);

   различные формы интеллектуального труда, в том числе, управленческий, творческий, медицинских работников, учащихся и студентов, и т.д.

 

 

Работоспособность


 

Под работоспособностью понимается способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности.

 

Основу работоспособности составляют определенные психические, физиологические и физические особенности, а также специальные знания, умения, навыки. Работоспособность учащегося в значительной степени зависит и от уровня мотивации, поставленной цели, адекватной возможностям личности.

 

В каждый момент работоспособность зависит от воздействия разнообразных внешних и внутренних факторов, а также от их сочетания. Эти факторы можно разделить на три основные группы:


1. Факторы физиологического характера - состояние здоровья, сердечно-сосудистой системы, дыхательной и другие.

2. Факторы физического характера – степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие;

3. Факторы психического характера – самочувствие, настроение, мотивация и др.

 

Работоспособность можно подразделить на:

   внутрисменную;

   суточную;

   месячную;

   годовую;

   многолетнюю.

 

Работоспособность зависит от:

   физического и умственного развития;

   степени тренированности организма;

   степени адаптации к физическому или умственному труду;

   факторов условий труда;

   состояния здоровья и др.

 

Умственная работоспособность в основном зависит от:

   напряженности функционирования сенсорных систем, воспринимающих информацию;

   состояния внимания, памяти, мышления;

   выраженности эмоций.

 

Умственная работоспособность в процессе преобразования, приема и передачи информации меняется в зависимости от длительности работы, также на нее влияет физическая подготовленность человека.

 

Показатели умственной работоспособности служат для интегральной характеристики функционального состояния организма, от которого зависит умственная работоспособность.

 

Для сохранения устойчивой умственной работоспособности наибольшее значение из всех качественных особенностей двигательной активности имеет выносливость. Продуктивность умственной деятельности зависит от времени суток, когда осуществляется работа. Наиболее высока продуктивность умственной деятельности по утрам. Оптимальные физические нагрузки, применяемые после утреннего подъема, способствуют повышению продуктивности умственной работы до высокого уровня и в дневное время.

 

Степень физической подготовленности является одним из условий сохранения активности и умственной работоспособности

, особенно при длительной напряженной деятельности.

 

 

Методы оценки работоспособности


 

Существует группа методов, которая позволяет интегрально оценить физическую работоспособность - максимальную производительность.

 

Производительность зависит от:

   развития мышечной массы;

   возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

   уровня транспорта кислорода и углекислого газа.

 

К методам оценки относят:

   двухступенчатая проба Мастера или степ-тест;

   велоэргометрия (нарастающие нагрузки или ступенчатые);

   пробы на приседание (проба Летунова).

 

Работоспособность студента ифакторы, на нее влияющие


 

Учебное время студентов в среднем составляет 52-58 ч в неделю, включая лекции, семинары, практические занятия и самоподготовку. Ежедневная учебная нагрузка студента составляет 8-9 ч. и его рабочий день является одним из самых продолжительных. При этом более половины студентов (до 57%), не умеют планировать свой бюджет времени и занимаются самоподготовкой также по выходным и праздничным дням. Кроме того, самоподготовка в течение части семестра многими студентами не осуществляется и компенсируется чрезмерно интенсивной работой в период экзаменационной сессии. При этом восстановительные процессы у многих из них проходят неполноценно вследствие недостаточного сна, малого пребывания на свежем воздухе, недостаточного внимания физической культуре и спорту, а у некоторых и вследствие нерегулярного или неполноценного питания.

 

Одним из важнейших условий, обеспечивающих успешный учебный труд, является хорошая умственная работоспособность. Работоспособность в учебной деятельности в значительной степени зависит от свойств личности и темперамента студента, особенностей его нервной системы.

 

Успешность обучения может быть обусловлена такой типологической характеристикой, как "усидчивость", которой в большей степени обладают лица с преобладанием внутреннего и внешнего торможения. Работу, требующую большой концентрации внимания, более успешно выполняют студенты, которые обладают слабой нервной системой с преобладанием внешнего торможения или уравновешенностью, а также инертностью нервных процессов. Задания, не требующие напряженного внимания, лучше выполняют лица с инертностью возбуждения, большой силой нервной системы, с преобладанием внутреннего торможения.

 

При выполнении учебной работы монотонного характера у лиц с сильной нервной системой быстрее наблюдается снижение работоспособности, чем у студентов со слабой нервной системой. У студентов, ориентированных на систематическое усвоение учебной информации, процесс и кривая ее забывания после сдачи экзамена носят характер медленного снижения. У тех студентов, которые в течение семестра систематически не работали, а в короткое время изучали большой объем материала при подготовке к экзаменам, в процессе его забывания наблюдается резко выраженный спад.


 

 

Закономерности измененияработоспособности студентов в процессе обучения


 

В условиях учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые обнаруживают определенные закономерности. Их можно наблюдать в течение дня, недели, на протяжении семестра и учебного года в целом. Выраженность и иные характеристики этих изменений определяются как функциональным состоянием организма студента до начала работы, так и особенностями самой работы, ее организацией и другими факторами.

В течение учебного дня можно выделить шесть периодов.

 

1. Первый период – период врабатывания – характеризуется невысокой продуктивностью труда. В начале занятия студент не может сразу сосредоточиться и активно включиться в работу. Требуется не менее 10-15 мин, а иногда и больше, прежде чем работоспособность достигнет оптимального уровня. Этот период характеризуется постепенным нарастанием работоспособности с небольшими ее колебаниями.

 

2. Второй период – период оптимальной, устойчивой работоспособности – проявляется изменениями функций организма, которые наиболее адекватны выполняемой учебной деятельности. Его продолжительность может составлять 1,5-3 ч.

 

3. Третий период – полной компенсации – характеризуется тем, что появляются начальные признаки утомления, которые могут компенсироваться волевыми усилиями при наличии положительной мотивации.

 

4. Четвертый период проявляется неустойчивой компенсацией, нарастанием утомления, колебаниями волевого усилия. Продуктивность учебной деятельности в этом периоде заметно снижается. При этом функциональные изменения могут более заметно проявляться в тех органах, системах и психических функциях, которые в рамках конкретной учебной деятельности студента имеют решающее значение, или которые у данного студента имеют меньшие компенсаторные возможности. Поэтому, у одних нарушения более заметно могут проявиться в зрительном анализаторе, у других в снижении устойчивости внимания, у третьих в затруднении активного запоминания или снижении способности к решению задач, вследствие недостаточности оперативной памяти.

 

    5. Пятый период характеризуется прогрессивным снижением работоспособности. Перед окончанием работы оно может смениться кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (состояние "конечного порыва").