Файл: Учебник для вузов Екатеринбург.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1053

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие. Обращение к студенту

Глава 1. Что такое умственный труд?

Время образования

Умственный труд

Интеллигенцияи интеллектуальная собственность

Виды умственного труда

Обучение

Образование

Контрольные вопросы

Глава 2. Виды трудовой деятельности человека. Оценка тяжести и напряженности труда

Умственный труд

Условия труда и их классификация

Оценка тяжести труда

Оценка нервной напряженности труда

Работоспособность

Методы оценки работоспособности

Работоспособность студента ифакторы, на нее влияющие

Закономерности измененияработоспособности студентов в процессе обучения

Контрольные вопросы

Глава 3. Умственный труд и его особенности. Интеллект успеха

Особенности умственного труда

Интеллект успеха

Основные характеристики людей с интеллектом успеха

Контрольные вопросы

Глава 4. Феномен памяти

Определениепамяти

Типы памяти

Внимание и память

Практические рекомендации

по оптимизации умственного труда

Роль эмоций

Основные приемы чтения

Правила концентрации внимания

Повторение – мать учения

Два закона запоминания

Технические приемы запоминания

Рекомендации по усилению запоминания

Контрольные вопросы

Глава 5. Творчество

Мыслящие и образованныестуденты – самый ценные специалисты

Определениекреативности (творчества)

Творческое мышление

Методы развития творческих способностей

Теории творческого мышления

Что мешает творческому мышлению?

Этапы творческого процесса

Можно ли обучитьчеловека творческому мышлению?

Эристикаили искусство спора

Контрольные вопросы

Глава 6. Как организовать информационный поиск?

Как организовать информационный поиск?

Работа с читательскими каталогами

Технологии поискаи обработка необходимой информации

Прикладные средства Интернета

Поиск информации в Интернете

Основные поисковые системы Интернета

Метапоисковые системы

Русскоязычные поисковые системы и справочники

Библиографические базы данных

Энциклопедические и справочные издания

Контрольные вопросы

Глава 7. Технологии работы с информацией

Технология работы с информацией

Как работать на лекции

Как работать с книгой

Как работать с электроннымучебником и электронной хрестоматией

Подготовка к сессии. Экзамены

Контрольные вопросы

Глава 8. Психофизиологические возможности человека

Здоровьеи его составляющие

Факторы, влияющие на умственную деятельность

Основные принципы организации умственного труда

Контрольные вопросы

Глава 9. Гигиена умственного труда

Гигиена умственного труда

Неблагоприятные факторы для умственного труда

Факторы сниженияработоспособности в экзаменационный период

Состояние организмастудента в различных режимах обучения

Зависимость работоспособности отпериодичности ритмических процессов в организме

Состояние утомленияи усталости при физической и умственной работе

Реакция организма на

неблагоприятные факторы учебного труда

Социально-психологические дезадаптации у студентов

Методы профилактики умственного переутомления студентов

Личная гигиена

Рациональное питание

Отказ от психоактивных веществ(никотин, алкоголь, наркотики)

Правила гигиены умственного труда

Закаливание

Повышение умственной и физическойработоспособности средствами физической культуры

Способы уменьшения психической напряженности

Безопасная работа с персональным компьютером

Контрольные вопросы

Список литературы

Иные информационные источники



 

4. Труд психолога, менеджера, юриста, лингвиста, экономиста – характеризуется высоким нервно - эмоциональным напряжением, контактами с людьми, большим объе-

мом необходимой памяти, напряженностью мышления, а у врача - ответственностью за здоровье и жизнь другого человека.

 

5. Труд учащихся и студентов – требует напряжения памяти, восприятия, внимания, особенно концентрации и устойчивости внимания. Наличие стрессовых ситуаций - зачетов и экзаменов.

 

Краткий анализ необходимых свойств личности убеждает нас в том, что, если для общей работоспособности требуются физическое и умственное развитие, хорошие условия труда и крепкое здоровье, то для умственной работоспособности, кроме этих факторов, нужно постоянное внимание, хорошая память, рациональное мышление, выраженные, но не избыточные эмоции.

 

Основным условием трудового процесса при выполнении умственной работы является выработка и поддержание устойчивой доминанты (длительно действующего ансамбля нейронов, обеспечивающих определенное поведение человека). Психическая деятельность осуществляется всем мозгом в целом, но различные отделы центральной нервной системы функционируют дифференцированно. В процессе умственного труда принимает участие и кора больших полушарий и подкорковые структуры. Они включаются в единое целое для обеспечения различных по содержанию форм психической деятельности. Следует отметить, что подкорковые образования играют вспомогательную роль, скорее как активирующий фактор, тогда как правое и левое полушария являются непосредственными и обязательными участниками мыслительной деятельности. Таким образом, в умственную деятельность вовлекаются специфические (анализаторные) и неспецифические (ассоциативные зоны коры, лимбическая система) структуры мозга. Во время умственной деятельности локальные процессы захватывают различные корково-подкорковые взаимоотношения в обоих полушариях головного мозга.

 

Если генерализованные (общие) изменения активности мозга сопровождают любой вид умственной деятельности, то локальные процессы активации наблюдаются при разных видах деятельности в разных областях коры. Чем сложнее работа мозга, тем больше его структур синхронно функционирует. Например, если работа связана с функцией речи, то большую роль играют отделы левого полушария (центры речи). 
Следует отметить, что в целом способность к анализу выше у «правополушарных людей», а к синтезу – у «левополушарных». Огромная роль принадлежит лобным отделам мозга (ассоциативные отделы), которые объединяют неспецифические формы активности с поступающей чувствительной (афферентной) информацией. Определенное значение имеет пол человека. Так, математические способности больше выражены у мужчин ( на одну математически одаренную женщину приходится 13 математически одаренных мужчин). Исследования показывают, что чёткая «сторонность» в работе полушарий при умственной нагрузке больше присуща мужчинам.

 

Показатели деятельности нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем во время умственной деятельности свидетельствуют о возрастании нервного напряжения, которое обусловлено следующими факторами трудового процесса:

   необходимостью одновременного наблюдения за несколькими меняющимися во времени производственными процессами;

   восприятием и переработкой большого объема различной информации;

   дефицит времени для переработки значимой информации и принятия решения;

   частым переключением внимания с одного объекта наблюдения на другой и необходимостью использования разных информационных потоков;

   необходимостью поддержания в течение длительного времени высокой интенсивности внимания, памяти, мышления;

   выполнением работ в ночное время;

   возможностью возникновения аварийной ситуации и дефицитом времени, отпущенным на ее устранение;

   повышенной ответственность за принимаемые решения.

 

Специфическая особенность умственного труда - сопутствующее изменение функционального состояния центральной нервной системы. Психические процессы сопровождаются активацией специфических и неспецифических образований мозга.

 

Генерализованные изменения активности мозга сопровождают любой вид умственного труда, локальные процессы активации развиваются в различных областях коры и глубоких структур мозга в зависимости от вида деятельности. Напряженный умственный труд вызывает включение не только центральной нервной системы, но и эндокринной системы, которая реагирует на стрессовые ситуации, эмоциональные нагрузки выбросом «стрессорных» гормонов. Эмоции выполняют роль организатора целенаправленной умственной деятельности. Для обеспечения умственной деятельности существенное значение имеет активность симпато-адреналовой и гипоталамо - гипофизарно-адренокортикальной систем. Чем больше степень нервно-эмоционального напряжения, тем выше активность этих стресс-реализующих систем.



 

Возникновение нервно-эмоционального напряжения при умственной деятельности объясняется тем, что объем информации, которую мозг должен обработать, близок или даже превышает пропускную способность отдельных звеньев функциональной системы, участвующей в реализации данной функции. Необходимо различать близкие по значению сигналы и выполнять тонкие процессы мышления.

 

Непродолжительное повышение нервно - эмоционального напряжения имеет положительное значение для деятельности центральной нервной системы, так как в данном отделе возрастает интенсивность обмена веществ и увеличивается скорость переработки информации.

 

Длительное нервно-эмоциональное напряжение приводит к существенному изменению сердечно-сосудистой системы: возрастают систолический и минутный объем сердца, артериальное давление и отмечается учащение пульса. В состоянии стресса, например, на экзамене, еще больше активируется симпато-адреналовая система. Выделение большого количества адреналина приводит к периферическому спазму сосудов, повышению артериального давления и, кроме того, к выделению большого количества желудочного сока. Таким образом, налицо сразу два фактора, которые могут привести к развитию гипертонической болезни и язвы желудка или двенадцатиперстной кишки.

 

При умственной деятельности происходит перераспределение мозгового кровотока: он становится интенсивнее в тех отделах, которые принимают непосредственное участие в деятельности. Интенсивность кровотока возрастает при умственном труде, особенно в левом полушарии.

 


Интеллект успеха


 

Интеллектуальное развитие

Интеллект состоит из двух частей. Базовой части, которая формируется в процессе обучения и содержит знания, умения и навыки, приобретенные в процессе учебы в школе, практической деятельности. Сюда входят динамические стереотипы, позволяющие нам «автоматически» выполнять различные, иногда очень сложные виды деятельности. Базовый интеллект формируется постепенно и остается на всю жизнь. Он определяется показателем IQ.

 

IQ (Intelligence Quotient) – ай-кью – коэффициент интеллектуального развития – умение решать стандартные задачи за определенную единицу времени, способность эффективно включаться в социокультурную и экономическую жизнь, успешно приспосабливаться к ситуации.

 

Основатели – В. Штерн и Г. Айзенк. Норма IQ равна 100. Отклонения на 16 пунктов в обе стороны – в пределах нормы. Те, кто набирает больше 135 п. считаются гениями. Президент Клинтон – 182 п., Эйнштейн – 200 п. Люди со сниженным интеллектом от 84 до 10 п. (умственно отсталые). Коэффициент IQ не может претендовать на полное диагностирование умственных способностей, природной или наследственной одаренности.

 

Основные методики для диагностики IQ:

   Методика Айзенка;

   Тест Векслера;

   Шкалы Кауфмана;

   Тест Амтхауэра.

 

Творческий (креативный) интеллект

Так называемый текучий интеллект представляет нашу способность оперировать теми сведениями, которые мы имеем и постоянно получаем от окружающей нас среды, абстрактно мыслить, рекомбинировать информацию, решать нестандартные задачи и проблемы, находить выход из различных нестандартных ситуаций. Он определяется показателем CQ.

 

СQ (Creativity Quotient) – си-кью – коэффициент творческого интеллекта – качественная мера главных составляющих творческих способностей, обобщенная оценка творческого потенциала личности вообще.

 

Он характеризует способности человека порождать необычные идеи, уходить от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.Креативность
 включает в себя также повышенную чувствительность к проблемам, дефекту или противоречивость знаний, беглость, четкость, гибкость мышления, оригинальность, изобретательность и др. Дж. Гилфорд выделяет 120 характерных признаков креативности.

 

Основные методики для диагностики CQ:

   Методика Е.П. Торренса;

   Методика Е. Туник;

   Методика Дж. Гилфорда.

 

С годами текучий интеллект теряет свою гибкость, способности человека абстрактно мыслить и творчески решать проблемы постепенно снижаются, особенно в том случае, если к этому виду интеллекта человек прибегает редко. Мы все подвержены опасности, которую таят в себе богатый опыт и знания, — мы становимся консервативными и полагаем, что методы, которые доказали свою эффективность вчера, будут с тем же успехом работать и в будущем. Развивается детренированность текучего интеллекта, как в спорте, человек постепенно теряет свою интеллектуальную «форму». Вместе с тем, интенсивный умственный труд в пожилом возрасте способствует длительному сохранению всех умственных способностей и, что особенно важно, памяти, которая нередко в этом возрасте ухудшается.

 

Интеллект успеха

Роберт Дж. Штернберг разработал теорию ещё одного вида интеллекта, который он назвал «интеллектом успеха». Мы считаем полезным изложение его любопытных рассуждений. Автор не без основания считает, что в нашем обществе ценится успех, но уже как свершившийся факт. Редко кто задумывается над тем, как именно достигается этот успех. Наукой доказано, что толщина коры полушарий мозга, то есть количество и размеры нейронов её составляющих, максимальны у «очень умных» детей в 10 – 11 лет. Это согласуется с исследованиями нейробиологов, которые установили, что до двухлетнего возраста возможно образование новых нейронов, а к 10 годам заканчивается формирование боковых ветвей отростков нейронов и связей между ними. Отсюда следует, что необходимо ставить цель развития интеллекта успеха. Начинать надо как можно раньше. Учиться никогда не бывает слишком поздно.

 

Заметное большинство людей стремятся развивать творческие способности и у себя, у других людей, только они часто не знают, как это лучше сделать. На них часто давит один из мифов