ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 871
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие. Обращение к студенту
Глава 1. Что такое умственный труд?
Интеллигенцияи интеллектуальная собственность
Глава 2. Виды трудовой деятельности человека. Оценка тяжести и напряженности труда
Условия труда и их классификация
Оценка нервной напряженности труда
Методы оценки работоспособности
Работоспособность студента ифакторы, на нее влияющие
Закономерности измененияработоспособности студентов в процессе обучения
Глава 3. Умственный труд и его особенности. Интеллект успеха
Основные характеристики людей с интеллектом успеха
по оптимизации умственного труда
Технические приемы запоминания
Рекомендации по усилению запоминания
Мыслящие и образованныестуденты – самый ценные специалисты
Определениекреативности (творчества)
Методы развития творческих способностей
Что мешает творческому мышлению?
Можно ли обучитьчеловека творческому мышлению?
Глава 6. Как организовать информационный поиск?
Как организовать информационный поиск?
Работа с читательскими каталогами
Технологии поискаи обработка необходимой информации
Основные поисковые системы Интернета
Русскоязычные поисковые системы и справочники
Энциклопедические и справочные издания
Глава 7. Технологии работы с информацией
Технология работы с информацией
Как работать с электроннымучебником и электронной хрестоматией
Глава 8. Психофизиологические возможности человека
Факторы, влияющие на умственную деятельность
Основные принципы организации умственного труда
Глава 9. Гигиена умственного труда
Неблагоприятные факторы для умственного труда
Факторы сниженияработоспособности в экзаменационный период
Состояние организмастудента в различных режимах обучения
Зависимость работоспособности отпериодичности ритмических процессов в организме
Состояние утомленияи усталости при физической и умственной работе
неблагоприятные факторы учебного труда
Социально-психологические дезадаптации у студентов
Методы профилактики умственного переутомления студентов
Отказ от психоактивных веществ(никотин, алкоголь, наркотики)
Правила гигиены умственного труда
Повышение умственной и физическойработоспособности средствами физической культуры
Способы уменьшения психической напряженности
Как работать с электроннымучебником и электронной хрестоматией
Электронные учебники и электронные хрестоматии – современные источники информации, составленные в полном соответствии с требованиями учебных планов и учебных программ.
Электронный учебник содержит учебную программу, сам учебник, небольшую хрестоматию, включающую несколько наименований близких информационных источников и дополняющих отдельные разделы учебника, тренировочный тест-контроль, вопросы для подготовки к зачету или экзамену. Работа с электронным учебником при наличии хорошего компьютера становится не только важным, но и увлекательным делом, тем более, что в соответствии с логикой создания учебника, можно легко найти все необходимые сведения, поработать со схемами, графиками, рисунками, видео- и аудио-материалами, составить электронный конспект учебника или целиком скопировать его для последующей работы в домашних условиях. Возможность многократного возвращения к трудным местам учебника, использование дополнительных материалов из других информационных источников, имеющихся в хрестоматии, текущая проверка усвоения материала по тестам существенно расширяют информационное поле по сравнению с традиционными учебниками.
Электронная хрестоматия включает в себя все самые важные источники информации по изучаемой дисциплине. В неё входят классические труды выдающихся ученых прошлого, монографии, написанные в последние годы, учебники и учебные пособия, имеющие грифы Министерства образования,Учебно-методических объединений по специальности, отмеченные премиями как лучшие учебные пособия России. Многие хрестоматии содержат иностранные источники, с которыми студент может работать при подготовке курсовых и дипломных работ. Встроенные поисковые системы облегчают работу с хрестоматиями и позволяют пользоваться ими в различных режимах обработки информации. По сути, электронная хрестоматия – внушительная часть собственной библиотеки будущего специалиста. К окончанию института эта своеобразная «книжная полка» разрастется до внушительных размеров, обеспечив специалисту любой справочный материал по его профессии и прекрасные навыки работы с самыми современными поисковыми системами.
Подготовка к сессии. Экзамены
Подготовка к экзаменационной сессии и сдача экзаменов и зачетов является ответственейшим периодом в работе студента. Серьезно подготовиться к сессии и успешно сдать все экзамены - долг каждого студента.
Основное в подготовке к сессии - это повторение всего материала, курса или предмета, по которому необходимо сдавать экзамен. Только тот успевает, кто умеет хорошо повторять материал, который был прослушан на лекциях, законспектирован и закреплен на самостоятельных занятиях. Такое повторение предполагает обобщение, углубление, а в ряде случаев и расширение усвоенных за семестр знаний.
Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции либо слушал их невнимательно и не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал, который его товарищи усвоили серьезно, основательно и поэтапно в течение семестра. Для такого студента подготовка к экзаменам будет трудным, а иногда и непосильным делом.
При подготовке к экзаменам необходимо помнить:
1. Готовиться к сессии надо с первых дней семестра: не пропускать лекций, работать над закреплением лекционного материала, выполнять все практические и лабораторные работы.
2. Приступать к повторению и обобщению материала необходимо задолго до сессии (примерно за месяц).
3. Перед повторением учебного материала необходимо еще раз свериться с типовой и рабочей программами (имеются в библиотеке университета, в методическом кабинете или на соответствующей кафедре), по которым велось преподавание. В случае какой-либо неясности следует получить у преподавателя необходимые разъяснения.
4. Готовиться к экзамену рекомендуется каждый день в одном и том же помещении и на одном и том же рабочем месте, т.к. в этом случае устанавливается ассоциативная взаимосвязь между окружающей обстановкой и процессом переработки информации. Это дает возможность в дальнейшем на экзамене воспроизводить все мельчайшие детали этой обстановки (что сделать довольно легко), а через установившиеся ассоциативные связи - саму информацию, которую требовалось запомнить непосредственно для экзамена. Возможны и другие искусственные приемы для запоминания, которых великое множество и которые должны быть в арсенале у каждого студента.
Но одно из важных условий укрепления памяти - это ее постоянное тренировка. Хотя мысль о том, что повторение - мать учения, не оригинальна, нельзя лишний раз не сказать, что именно это упражнение - самое действенное и результативное.
5. Начинать повторение следует с чтения конспектов. Прочитав внимательно материал по предмету, приступить к тщательному повторению по темам и разделам. На этом этапе повторения следует использовать учебник и рекомендованную преподавателем дополнительную литературу. Нельзя ограничиваться при повторении только конспектами, ибо в них все записано весьма кратко, сжато, только самое основное. Вузовские же дисциплины надо усвоить достаточно широко с учетом всей программы курса. Это можно сделать только с помощью учебника и дополнительной литературы.
6. Повторяя материал по темам, надо добиваться его отчетливого усвоения. Рекомендуется при повторении использовать такие приемы овладения знаниями:
а) про себя или вслух рассказывать материал;
б) ставить самому себе различные вопросы (и почаще) и отвечать на них, руководствуясь программой (применять самоконтроль);
в) делать дополнительные записи, схемы, помогающие обобщить материал, синтезировать его;
г) рассказывать повторенный и усвоенный материал своим товарищам, отвечать на их вопросы и критически оценивать изложенное;
д) повторяя и обобщая, записывать в блокнот все непонятное, всякие сомнения, вновь возникающие вопросы и обязательно выяснить их на консультациях.
Повторение, в основном, надо закончить за день до экзамена, чтобы повторенный и закрепленный материал " отстоялся" в сознании и памяти. В этом случае останется некоторый резерв времени на доработку каких-либо упущений, а ответы на экзамене будут спокойнее, увереннее, без лишнего напряжения. Если студент приходит на экзамен, не прочитав целиком даже свой конспект, и продолжает " учить" у дверей аудитории, где его товарищи уже сдают экзамен, то он демонстрирует худший вид школярства, равнодушие к занятиям и безответственность.
В дни подготовки к экзаменам избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, придерживайся гигиенического режима, чередуй труд и отдых.
Можно рекомендовать на этот период следующий режим дня. Подъем - в 7-00-7-30, утренний туалет, гимнастика, завтрак должны занять у тебя не более часа. В 8-00-8-30 приступай к занятиям (для них все должно быть подготовлено еще с вечера). Краткие паузы для отдыха устраивай через 50-55 минут интенсивной работы. После 2-3 часов занятий сделай перерыв на 30-40 минут. В это время можно поиграть в теннис или сделать гимнастику, выполнить хозяйственно-бытовые дела, проветрить помещение, выпить стакан сока, молока или чая.
После перерыва надо сосредоточенно позаниматься еще 2-2,5 часа.
Сразу после обеда (1-1,5 часа) заниматься не рекомендуется (труд малопроизводителен). Лучше сделать прогулку, выполнить какую-либо работу, не связанную с подготовкой к экзамену, либо поспать (если есть потребность - это самый лучший вариант). Затем надо опять напряженно позаниматься 2,5-3 часа и 1-2 часа после ужина.
Старайся весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к экзамену, и контролировать каждый день выполнения работы, старайся немного перевыполнить план. Тогда у тебя всегда будет резерв времени.
В день, предшествующий экзамену, занимайся не более, чем до 19 часов. Лучше до сна в этот день погулять где-нибудь в тихом месте (парк, лес), собраться с мыслями, но ни в коем случае не отвлекайся на посторонние дела. Утром обязательно позавтракай. Тогда на экзамен ты придешь бодрым и уверенным в своих силах. После сдачи экзамена остаток дня посвяти отдыху, сходи в театр, на стадион или в кино. Но ни в коем случае не забудь обязательно все подготовить для работы на следующий день. Ни в коем случае не употребляй спиртные напитки: даже в малых количествах они снизят твою работоспособность на несколько дней.
Свой бюджет надо продумать и организовать так, чтобы в период сессии ты мог хорошо и своевременно питаться 3-4 раза в день.
Как планировать самостоятельную работу. Ваши успехи в учебе определяются организацией самостоятельной работы. Только при систематической, напряженной работе можно рассчитывать на успешное овладения всей суммой знаний, навыков и умений, которые требуются в современном мире.
Многолетний опыт работы университетов и проведенные исследования показывают, что рабочий день студента должен быть равен 9-10 часам, а рабочая неделя – 54-60 часам. Для студентов младших курсов аудиторное занятие планируются по 6 часов в день. Следовательно, на самостоятельную работу ежедневно необходимо отводить 3-4 часа. Самостоятельная работа каждого студента зависит от его индивидуальных особенностей и степени предварительной подготовки.
Большое значение имеет умение правильно организовать свою работу. Приобрести такое умение Вы сможете при условии четкого планирования всех видов учебной деятельности с учетом имеющегося бюджета времени. Планирование окажется эффективным только в том случае, если Вы будете постоянно вести учет времени, которое фактически затрачивается на различные виды учебной и другой деятельности. Это позволит более точно определить время, необходимое для выполнения каждого вида работы.
Рассмотрим составляющие самостоятельной домашней работы:
изучение лекционного материала, основой которого является конспект лекций;
решение задач, которые выдаются преподавателями на практических занятиях;
выполнение домашних заданий, которые выдаются на лекции;
чтение и конспектирование отдельных разделов рекомендуемых учебников и учебных пособий, дополняющих лекционный материал;
подготовка к лабораторным работам, практическим занятиям и семинарам, коллоквиумам, контрольным работам;
выполнение курсовых работ;
перевод иностранного текста и др.
Опыт высшей школы показывает, что на лекции запоминается не более 60-65% объема прослушанной информации, что обусловлено физиологическими особенностями кратковременной памяти человека. Для перевода информации из кратковременной памяти в долгосрочную, необходимо повторение и закрепление лекционного материала (чтение конспекта лекций, написание отдельных разделов лекций на черновике, повторение вслух отдельных разделов лекций и т.д. – в этом случае работает зрительная память), при этом, чем раньше проводится повторение, тем легче и прочнее информация запоминается.
При изучении лекционного материала нельзя ограничиваться только записями в конспектах. Вам следует обязательно использовать рекомендованные учебники и учебное пособие. Преподаватель из-за ограниченности времени часто не в состоянии в лекции детально излагать некоторые учебные вопросы и иллюстрировать их достаточным количеством примеров, фактических данных. Отдельные вопросы учебной программы вообще не излагаются в лекции, а рекомендуется для самостоятельного изучения по учебникам. Поэтому знания, полученные на основе лекционных конспектов, являются важными и основными, но неполными.