Файл: Учебник для вузов Екатеринбург.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1042

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие. Обращение к студенту

Глава 1. Что такое умственный труд?

Время образования

Умственный труд

Интеллигенцияи интеллектуальная собственность

Виды умственного труда

Обучение

Образование

Контрольные вопросы

Глава 2. Виды трудовой деятельности человека. Оценка тяжести и напряженности труда

Умственный труд

Условия труда и их классификация

Оценка тяжести труда

Оценка нервной напряженности труда

Работоспособность

Методы оценки работоспособности

Работоспособность студента ифакторы, на нее влияющие

Закономерности измененияработоспособности студентов в процессе обучения

Контрольные вопросы

Глава 3. Умственный труд и его особенности. Интеллект успеха

Особенности умственного труда

Интеллект успеха

Основные характеристики людей с интеллектом успеха

Контрольные вопросы

Глава 4. Феномен памяти

Определениепамяти

Типы памяти

Внимание и память

Практические рекомендации

по оптимизации умственного труда

Роль эмоций

Основные приемы чтения

Правила концентрации внимания

Повторение – мать учения

Два закона запоминания

Технические приемы запоминания

Рекомендации по усилению запоминания

Контрольные вопросы

Глава 5. Творчество

Мыслящие и образованныестуденты – самый ценные специалисты

Определениекреативности (творчества)

Творческое мышление

Методы развития творческих способностей

Теории творческого мышления

Что мешает творческому мышлению?

Этапы творческого процесса

Можно ли обучитьчеловека творческому мышлению?

Эристикаили искусство спора

Контрольные вопросы

Глава 6. Как организовать информационный поиск?

Как организовать информационный поиск?

Работа с читательскими каталогами

Технологии поискаи обработка необходимой информации

Прикладные средства Интернета

Поиск информации в Интернете

Основные поисковые системы Интернета

Метапоисковые системы

Русскоязычные поисковые системы и справочники

Библиографические базы данных

Энциклопедические и справочные издания

Контрольные вопросы

Глава 7. Технологии работы с информацией

Технология работы с информацией

Как работать на лекции

Как работать с книгой

Как работать с электроннымучебником и электронной хрестоматией

Подготовка к сессии. Экзамены

Контрольные вопросы

Глава 8. Психофизиологические возможности человека

Здоровьеи его составляющие

Факторы, влияющие на умственную деятельность

Основные принципы организации умственного труда

Контрольные вопросы

Глава 9. Гигиена умственного труда

Гигиена умственного труда

Неблагоприятные факторы для умственного труда

Факторы сниженияработоспособности в экзаменационный период

Состояние организмастудента в различных режимах обучения

Зависимость работоспособности отпериодичности ритмических процессов в организме

Состояние утомленияи усталости при физической и умственной работе

Реакция организма на

неблагоприятные факторы учебного труда

Социально-психологические дезадаптации у студентов

Методы профилактики умственного переутомления студентов

Личная гигиена

Рациональное питание

Отказ от психоактивных веществ(никотин, алкоголь, наркотики)

Правила гигиены умственного труда

Закаливание

Повышение умственной и физическойработоспособности средствами физической культуры

Способы уменьшения психической напряженности

Безопасная работа с персональным компьютером

Контрольные вопросы

Список литературы

Иные информационные источники

, проектирования, моделирования различных системных процессов. Этот вид умственной деятельности содержит все компоненты шаблонного, эмоционального и творческого умственного труда.

 

 

Работа с читательскими каталогами


 

Каждому исследователю необходимо уметь искать и отбирать нужную литературу для своей работы, т. е. обладать знанием основ библиографии. Библиография ставит задачу информировать читателя об имеющихся печатных изданиях, для чего составляются указатели, каталоги, обзоры и т. д. В научных библиотеках поиск необходимого источника прост и понятен. Вся информация об имеющейся литературе систематизирована в специальных каталогах. Читательские каталоги, носящие справочно - рекомендательный характер, бывают трех видов: алфавитный, систематический и алфавитно-предметный. Причем последний, является синтезом первых двух и очень удобен для пользователя.

 

В алфавитном каталоге карточки с информацией об источнике расставлены по алфавиту, значит необходимо знать либо точное название источника, либо фамилию автора и искать на соответствующую букву алфавитного каталога. В таком каталоге можно узнать, есть ли в библиотеке данная книга, какие произведения этого автора и переиздания этой книги еще есть. Следует очень внимательно заполнить лист требования, вписав туда инвентарный номер и шифр, указанные на каталожной карточке.

 

В систематическом каталоге карточки расставлены не по алфавиту, а по разделам, по отраслям знаний – психология, философия, логика, риторика, финансы и т.д. К систематическому каталогу обращаются всякий раз, когда неизвестен автор и название, известна лишь область знания, которая нас интересует. В систематическом каталоге библиографические сведения приведены в систему знаний на основе применения специальной библиотечной классификации. Наиболее широко используется Универсальная десятичная классификация (УДК). Используется также и отечественная Библиотечно-библиографическая классификация (ББК) в крупнейших универсальных библиотеках.

 

Ключом к систематическому каталогу является алфавитно-предметный каталог. В нем в алфавитном порядке перечисляются наименования отраслей знаний
, отдельных вопросов и тем, по которым в отделах и подотделах систематического каталога собрана литература, имеющаяся в библиотеке.

 

В любом случае, когда мы испытываем затруднения в поиске, надо обратиться к дежурному библиографу или в справочно-библиографический отдел библиотеки. Сейчас библиографические отделы научной библиотеки оказывают различные специальные услуги: составляют личную картотеку пользователя по конкретной теме (например, для диплома или диссертации), подготавливают обзоры новейшей литературы, делают тематические подборки и т.д.

 

Процесс ознакомления с литературными источниками по интересующей проблематике необходимо начинать с ознакомления со справочной литературой (универсальные и специальные энциклопедии, словари, справочники), затем просматриваются учетно-регистрационные издания органов НТИ (ВИНИТИ, ВНТИЦ, ВКП, ГПНТБ и другие) и библиографические указатели фундаментальных библиотек.

 

Собственная библиография по интересующей проблеме составляется на основе библиотечных каталогов (это указатели произведений печати, имеющихся в библиотеке), представляющих собой набор карточек, в которых содержатся сведения о книгах, журналах, статьях и т.д. При составлении собственной библиографии по проблеме необходимо внимательно просматривать списки литературы, находящиеся в конце книг, статей и т. д., или литературу, указанную в сносках в уже найденных литературных источниках. В карточку книги вносятся ее автор, заглавие, вид издания, место издания, издательство, год издания, количество страниц. В карточке журнальной статьи указываются автор, заглавие, название журнала, год издания, том, номер выпуска, количество страниц. В карточке газетной статьи кроме автора и заглавия приводятся название газеты, год, число и месяц. При ссылке на документы и составлении перечня источников необходимо обращать внимание на знаки препинания между элементами библиографического описания и применять их только так, как дано в карточке. При составлении библиографического указателя к статье, курсовой, дипломной работе необходимо придерживаться указаний ГОСТа.

 

Современные библиотеки предоставляют возможность автоматизировать поиск литературы с помощью поисковых библиотечных систем, например, системы «Ирбис» или других поисковых компьютерных программ. 

С их помощью можно значительно убыстрить и расширить поиск литературы.

 

 

Технологии поискаи обработка необходимой информации


 

Ключевые слова – основа поиска информации в любой поисковой системе – автоматизированной или неавтоматизированной. Именно ключевые слова мы находим в первичном источнике информации – учебнике, научной статье, монографии, которые наиболее близко соответствуют избранному для разработки научному направлении. Работа с первичными документами осуществляется в несколько этапов:

 

1. Определение содержания документа. При анализе документа следует ознакомиться с текстом документа в полном объеме.

 

2. Выбор понятий, отражающих содержание документа. При этом основным критерием отбора является потенциальная ценность данных понятий для поиска документа пользователем (можно ориентироваться, например, на тему предполагаемого запроса по курсовой или дипломной работе).

 

3. Выбор терминов индексирования для обозначения понятий. Ключевые термины (слова) по форме могут представлять собой одиночные имена, именные словосочетания, сокращения (аббревиатуры).

 

4. Поисковый образ документа строится из выбранных терминов индексирования с помощью грамматических средств используемого языка индексирования.

 

   Подготовка и первые шаги

Следует внимательно прочитать текст статьи, автореферата диссертации или соответствующий раздел учебника, и определить тематику публикации. Особое внимание нужно обратить на ту часть документа, где описана проблема или основной тезис. Это – наиболее информативная часть документа. Кроме этого, анализу подлежат: заглавие, продолжение заглавия, предисловие, аннотация или реферат, резюме. Прочитав текст, следует определиться, подходит ли прочитанный материал для раскрытия темы курсовой, дипломной работы или научного доклада и сформулировать основной тезис (проблему).

 

Далее следует выписать наиболее значимые слова или понятия, которые несут основную смысловую нагрузку текста, обозначают признак предмета, состояние, процесс или действие. При создании первоначального списка слов учитывается то, что они должны содержать новые научные факты, гипотезы, теории, доказательства и т. п.

 

   Оцените ваши результаты

Теперь следует построить из выписанного перечня слов смысловые ряды и
дополнить список более широкими понятиями, которые в статье могут и не встретиться, но состоят с выписанными словами в определенных отношениях. Если в статье встречается принципиально новое понятие (термин), то его также следует использовать в качестве ключевого слова, даже если оно окажется не очень удобочитаемым и на момент создания базы данных не описано ни в справочных изданиях, ни в других базах данных. При этом нужно иметь в виду, что комплекс ключевых слов не должен содержать информацию о смысле и значении этих слов. Это – поисковые слова, их основное назначение – способствовать поиску библиографической информации о документах, где дается подробное толкование и описание этих понятий и (или) явлений.

 

   Сузьте круг

Наконец, из полученных логических цепочек слов или словосочетаний нужно выявить те, которые составляют доминанту (основу) данного текста. При этом необходимо учесть, что современные информационно – поисковые системы (ИПС), в большинстве случаев, предполагают поиск не только по отдельным полям библиографической записи, но и по всем полям одновременно. Поэтому при окончательном отборе следует избегать полного дублирования слов. Таким образом, должен получиться набор из 4–8, максимум, 10 ключевых слов.

 

Основными особенностями предлагаемой модели смысловой обработки информации и формирования поискового образа документа являются максимальная полнота индексирования информации, возможность описания сферы интересов пользователя в виде перечня основных понятий (ключевых слов). Далее ключевые слова можно использовать как для поиска литературы, имеющейся в библиотеке, так и для поиска в мировой информационной системе Интернет.

 

Прикладные средства Интернета


 

Интернет представляет собой совокупность взаимосвязанных компьютеров и компьютерных сетей, объединенных физическими соединениями и едиными стандартами. В логическом смысле Интернет является всемирной информационной системой, это огромное информационное пространство