Файл: Учебник для вузов Екатеринбург.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 705

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие. Обращение к студенту

Глава 1. Что такое умственный труд?

Время образования

Умственный труд

Интеллигенцияи интеллектуальная собственность

Виды умственного труда

Обучение

Образование

Контрольные вопросы

Глава 2. Виды трудовой деятельности человека. Оценка тяжести и напряженности труда

Умственный труд

Условия труда и их классификация

Оценка тяжести труда

Оценка нервной напряженности труда

Работоспособность

Методы оценки работоспособности

Работоспособность студента ифакторы, на нее влияющие

Закономерности измененияработоспособности студентов в процессе обучения

Контрольные вопросы

Глава 3. Умственный труд и его особенности. Интеллект успеха

Особенности умственного труда

Интеллект успеха

Основные характеристики людей с интеллектом успеха

Контрольные вопросы

Глава 4. Феномен памяти

Определениепамяти

Типы памяти

Внимание и память

Практические рекомендации

по оптимизации умственного труда

Роль эмоций

Основные приемы чтения

Правила концентрации внимания

Повторение – мать учения

Два закона запоминания

Технические приемы запоминания

Рекомендации по усилению запоминания

Контрольные вопросы

Глава 5. Творчество

Мыслящие и образованныестуденты – самый ценные специалисты

Определениекреативности (творчества)

Творческое мышление

Методы развития творческих способностей

Теории творческого мышления

Что мешает творческому мышлению?

Этапы творческого процесса

Можно ли обучитьчеловека творческому мышлению?

Эристикаили искусство спора

Контрольные вопросы

Глава 6. Как организовать информационный поиск?

Как организовать информационный поиск?

Работа с читательскими каталогами

Технологии поискаи обработка необходимой информации

Прикладные средства Интернета

Поиск информации в Интернете

Основные поисковые системы Интернета

Метапоисковые системы

Русскоязычные поисковые системы и справочники

Библиографические базы данных

Энциклопедические и справочные издания

Контрольные вопросы

Глава 7. Технологии работы с информацией

Технология работы с информацией

Как работать на лекции

Как работать с книгой

Как работать с электроннымучебником и электронной хрестоматией

Подготовка к сессии. Экзамены

Контрольные вопросы

Глава 8. Психофизиологические возможности человека

Здоровьеи его составляющие

Факторы, влияющие на умственную деятельность

Основные принципы организации умственного труда

Контрольные вопросы

Глава 9. Гигиена умственного труда

Гигиена умственного труда

Неблагоприятные факторы для умственного труда

Факторы сниженияработоспособности в экзаменационный период

Состояние организмастудента в различных режимах обучения

Зависимость работоспособности отпериодичности ритмических процессов в организме

Состояние утомленияи усталости при физической и умственной работе

Реакция организма на

неблагоприятные факторы учебного труда

Социально-психологические дезадаптации у студентов

Методы профилактики умственного переутомления студентов

Личная гигиена

Рациональное питание

Отказ от психоактивных веществ(никотин, алкоголь, наркотики)

Правила гигиены умственного труда

Закаливание

Повышение умственной и физическойработоспособности средствами физической культуры

Способы уменьшения психической напряженности

Безопасная работа с персональным компьютером

Контрольные вопросы

Список литературы

Иные информационные источники



 

Понятно, что психологическим установкам нельзя научить, их можно передать тому, кто заинтересован их иметь. Психологические установки нельзя преподать студенту – объекту обучения, их можно передать равноправному субъекту образовательного процесса. Вот почему совместный умственный труд преподавателя и студента в процессе образования делает их коллегами, сотоварищами по труду и совладельцами его результата.

 

Только на первый взгляд умственный труд представляется простым и легким. Все последние годы медики бьют тревогу, озабоченные растущим числом больных, страдающих гипертонической болезнью, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата, нарушениями обмена веществ, нервными и психическими расстройствами именно среди работников умственного труда. Целая отрасль медицины – гигиена умственного труда занимается этими проблемами и выводы ученых, их рекомендации должны быть знакомы всем, кто организует труд интеллигента. Да и сам работник умственного труда должен хорошо знать положительные и отрицательные последствия своей трудовой деятельности, первые проявления умственного утомления, приемы профилактики и первой помощи.

 

Авторы надеются, что эта книга послужит не только учебником, сведениями из которого можно блеснуть на зачете или экзамене, но руководством к действию, настольной книгой будущего интеллигента.

 

 

Контрольные вопросы


 

1. Какой труд будет преобладать в XXI веке?

2. Что такое умственный труд?

3. Кто такие интеллигенты?

4. Что является продуктом умственного труда?

5. Что такое интеллект, что входит в понятия базисного и текучего интеллекта?

6. В чем недостаток традиционного образования?

7. Какие виды умственного труда вы знаете?

8. Что относится к шаблонному или стереотипному труду?

9. Что относится к эмоционально - умственному труду?

    10. Какую трудовую деятельность можно отнести к творческому умственному труду?

11. Чем характеризуется традиционное информационное образование?


12. Какие характерные черты творческого образования?

13. Что составляет суть обучения?

14. Чем образование отличается от обучения?

15. Какие психологические установки должны лежать в процессе образования?

Глава 2. Виды трудовой деятельности человека. Оценка тяжести и напряженности труда


Истинное сокровище – умение трудиться.

 


Умственный труд


 

Какое место занимает умственный труд в трудовой деятельности человека?

 

В зависимости от характера нагрузки выполняемая работа может быть физической или умственной. При физическом труде выделяют динамическую и статическую работу. Динамическая работа имеет место тогда, когда в физическом смысле происходит преодоление сопротивления на определенном расстоянии. Статическая работа происходит без укорочения мышцы или после ее начального укорочения, когда работающее звено тела не преодолевает расстояния.

 

Умственная работа включает два компонента:

   мыслительный;

   эмоциональный.

 

Мыслительный компонент преобладает в том случае, когда работа затрагивает, прежде всего, интеллектуальные способности человека (виды деятельности, требующие решения математических задач, обдумывания производственной ситуации и принятия решения, концентрации внимания, обработки материалов).

 

Эмоциональный компонент преобладает в стрессовых ситуациях, при необходимости решения проблемной задачи в короткие сроки и сопровождается выраженными вегетативными реакциями (вегетативные компоненты эмоций).

 

В каждом виде трудового процесса есть элементы физического (при котором совершается мышечная нагрузка) и умственного труда. Как мы уже убедились, важнейшим психическим процессом, обеспечивающим умственную деятельность, является интеллект. Основу его составляют умственные способности, которые формируются и развиваются в течение всей жизни. Интеллект проявляется в познавательной и творческой деятельности, включает в себя процессы приобретения и усвоения знаний, способность к решению нестандартных задач.

 

Другими психическими процессами и факторами, необходимыми для успешной интеллектуальной деятельности и формирующими интеллект, являются память, внимание, речь, умственная работоспособность. Основой для высокой умственной работоспособности являются такие стороны психической деятельности, как эмоционально-волевая сфера, темперамент и характер.


 

Трудовая деятельность человека является основой его существования и протекает в конкретной среде, поэтому физиологов, психологов, гигиенистов в области эргономики труда интересуют условия труда.

 

 

Условия труда и их классификация


 

Условия труда - это совокупность факторов, от которых зависит работоспособность человека и его здоровье.

 

Факторы подразделяются на 4 группы:

1. Санитарно-гигиенические:

а) микроклимат:

   температура воздуха;

   влажность воздуха;

   скорость движения воздушного потока;

б) освещенность рабочего места;

в) уровень шума;

г) запыленность (интенсивность загрязнения воздуха пылевыми частицами);

д) химические компоненты (загазованность);

е) наличие в зоне выполнения работы ультразвука, УВЧ, радиационных источников.

 

2. Психо-физиологические:

   режимы труда и отдыха;

   тяжесть и напряженность труда;

   рабочие позы;

   величину нагрузки на скелетную мускулатуру и ЦНС;

   интенсивность загрузки мозга поступающей информацией;

   характер принятия решения;

   степень риска и др.

 

3. Социально-экономические:

   социальная защищенность работающего;

   заработная плата;

   покупательская способность;

   обеспеченность домами отдыха, детскими садами, школами;

   длительность отпуска и др.

 

4. Эстетические:

   интерьер рабочего помещения;

   форма и цвет изделия, с которым приходится работать;

   форма, цвет, фасон рабочей одежды и др.

 

 

Оценка тяжести труда


 

Тяжесть и напряженность труда различают для:

   регламентации режимов труда и отдыха;

   объективной оценки организации производства;

   назначения льгот и компенсаций;

   очередности оздоровительных мероприятий и др.

Труд классифицируется по его тяжести на 4-6 категорий или групп, по напряженности также на 4-6 категорий или групп.

 

Тяжесть работы - это фактически физиологическая стоимость работы. Тяжесть работы характеризует мышечные усилия (нагрузку на скелетные мышцы).


 

Ее величина определяется:

   энергетическими затратами организма;

   мощностью внешней работы или величиной статического усилия, необходимого при выполнении данной работы;

   массой и расстоянием перемещения поднимаемого или опускаемого груза;

   рабочей позой;

   характером рабочих движений;

   степенью напряжения физиологических функций (частота сердечных сокращений, процент снижения выносливости, степень утомления);

   плотностью загруженности рабочего дня.

 

В России применяется классификация труда, предложенная Институтом гигиены труда АМН. Она предусматривает деление труда по тяжести на 4 группы или категории: I – легкий (энерготраты организма до 2,5 ккал/мин); II – средний (2,5-4,1 ккал/мин); III – тяжелый (4,1-6 ккал/мин); IV – очень тяжелый (больше 6 ккал/мин).

 

Некоторые авторы предлагают выделить еще 2 группы труда по тяжести - чрезвычайно тяжелый и сверхтяжелый труд, при котором энерготраты соответственно составляют 10-11,6 ккал/мин и более 11,6 ккал/мин.

 

За рубежом выделяют 3 группы тяжести труда:

1. легкий (до 1,7 величины основного обмена, или до 2 ккал/мин);

2. средний (до 2,7 величины основного обмена, или до 3 ккал/мин);

3. тяжелый (до 3,8 величины основного обмена, или до 4 ккал/мин).