Файл: Рока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 952
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
3. Идея единства мироздания и проблема рока в "Белокуром Экберте" Л. Тика.
4. Йенский этап романтизма в литературе Германии, его основные представители.
5.Философия и эстетика Новалиса. Фрагменты как жанр
6. Концепция мира и человека в произведении Новалиса "Генрих фон Офтердинген".
7. Романтизм Гейдельбергского этапа: основные представители и творческие мотивы
8. Тема рока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста
10. Общественно-эстетические идеалы Э.Т.А. Гофмана.
12. Специфика фантастики в "Золотом горшке" Э.Т.А. Гофмана.
16. Английский романтизм: периодизация, предпосылки, основные представители.
18. Ранний этап английского романтизма. «Озерная школа».
19. Концепция творчества и творческой личности в творчестве У. Вордсворта.
20. Старый мореход" С.Т. Кольриджа - новый тип поэмы с преобладающим лирическим началом.
21. Поэтическое творчество Р. Саути.
22. Поэзия Д. Китса: концепции, темы, проблемы.
23. Социально-нравственный конфликт драмы П.Б. Шелли "Ченчи", характер главной героини.
24. Человек и природа в поэзии П.Б. Шелли ("Облако", "Ода западному ветру", «Жаворонок» и др.).
25. Характеристика основных этапов творчества Дж. Г. Байрона. «Байронический герой».
27. "Паломничество Чайльд-Гарольда" Байрона как новый тип лиро-эпической поэмы
28. Жанровые особенности "Восточных поэм" Дж.Г. Байрона. Анализ одной из поэм.
29. Переосмысление библейских образов в "Каине"Дж.Г. Байрона
30. "Вечный образ" в романе Дж.Г. Байрона "Дон Жуан".
31. Исторические романы В. Скотта ("Айвенго" и др.).
32. Философские и социальные корни французского романтизма. Основные этапы и представители.
34. Идейно-художественное своеобразие романа «Исповедь сына века» А.де Мюссе.
35. Жизненный и творческий путь В. Гюго..
36. "Предисловие к драме "Кромвель" В. Гюго - манифест французского романтизма.
37. Композиция и система образов в романе В. Гюго "Собор Парижской Богоматери"
38. Своеобразие композиции романа "93-й год" В. Гюго.
39. «Консуэло»Ж.Сандкак романтический роман: проблематика, жанр, образная система.
40. Философское и социальное звучание сказок и историй Г.Х. Андерсена.
41. Национальная специфика польского романтизма.
42. Художественное своеобразие лирического цикла "Крымские сонеты" А. Мицкевича.
43. Творчество Шандора Петефи - вершина венгерской романтической поэзии.
44. Роль романтизма в развитии литературы США
45. Вклад Ф. Купера в создание американского романа и пенталогии о Кожаном Чулке.
46. Исторический роман Дж.Ф. Купера "Шпион". Элементы таинственности и мелодраматизм.
47. Особенности поэтического творчества У. Лонгфелло в "Песне о Гайавате"
48. Особенности мировоззрения и эстетической концепции писателя в тв-ве Э. По.
49.Поэтическое новаторство Э. По ("Ворон", "АннабелЛи", "Колокола").
50. Жанр «логического» рассказа в творчестве Э.По («Убийство на улице Морг» и др.).
Р.В. Епанчинцев выделяет в «Песнях» четыре группы персонажей:
●дети, символизирующие и человечество в состоянии невинности, и отражение бога, в «Песнях опыта» - угнетённые, выступающие против тирании традиционных религиозных догматов;
●взрослые (родители, священники, няня), которые в «Песнях невинности» играют роль защитников и добрых покровителей, а в «Песнях опыта» превращаются в угнетателей и тиранов;
●образы животного и растительного миров (агнец-ягненок, лев, светлячки и муравей, птицы и цветы), которые могут как выступать в качестве проводников божественного намерения, так и быть аллегориями на обычных людей; в «Песнях опыта» антиподом агнецу становится хищник – тигр;
●образы христианской мифологии (Бог, ангелы, пастух): в «Песнях невинности» выступают как безусловные защитники и проводники к свету; в «Песнях опыта» бог представлен деспотом, его появление сопровождают эпитеты «эгоистичный отец людей», «жесткий и ревнивый».
Многие стихотворения в «Песнях» - парные. На парность стихотворений может указывать как одинаковое название («Святой четверг», «Песня няни», «Заблудившийся сын»), так и общность образно-символического ряда («Агнец», «По образу и подобию» в «Песнях Невинности» - «Тигр», «Человеческая абстракция» в «Песнях Опыта»).
18. Ранний этап английского романтизма. «Озерная школа».
Романтизм в Англии сформировался раньше, чем в других странах. Начался он с поэзии, в ней широкое распространение получили лирические жанры и лиро-эпическая поэма. Эстетической предпосылкой английского романтизма было разочарование в классицизме и просветительском реализме как художественных системах, в основе которых лежала просветительская философия. Они недостаточно полно раскрывали внутренний мир человека, законы человеческой истории, которые были осмыслены по-новому в свете Французской революции.
Предромантиком считается Уильям Блейк (1757—1827)- англ. поэт, его тв-во не огромно, но существенно. Блейк пишет 2 сборника «Песни невинности» 1789г. (оптимист. среда, вера в наступление счастливого будущего в монархич. Англии) и «Песни опыта» 1794г. (разочарование результатами Вел. Фр. революции, ничего не изменилось), в которых закладывает принцип двоемирия (повторяются мотивы, но с различ.тональностью), который впоследствии появится у остальных романтиков и станет ведущим.
! Его последователи- поэты «озерной школы» (лейкисты) – 1-ый этап английского романтизма. Свое название лейкисты получили по месту своего проживания в северных графствах, где было много озер. Это такие поэты, как Вильям Вордсворт (1770-1850),
Сэмюэл Колридж (1772-1834), Роберт Саути (1774–1843): в молодости поддерживали Великую Французскую революцию, но уже в 1794 г. они отходят от этих позиций.
Первое совместное произведение Вордсворта и Колриджа - анонимный сборник «Лирические баллады» (1798) - явился программным, наметив отказ от старых классицистских образцов и провозгласив демократизацию проблематики, расширение тематического диапазона, ломку системы стихосложения. Предисловие (1800) к балладам можно рассматривать как манифест раннего английского романтизма. Оно написано Вордсвортом, большая часть произведений сборника также принадлежала ему.
Главная заслуга лейкистов состояла в том, что они совершили революцию в английской поэзии. Отказавшись от сюжетов, прославлявших героические личности, они демократизировали жанр баллады, создав такие новые его разновидности, как лирическая, народная, социальная и готическая баллада.
В своих темах, идеях и подходах к материалу каждый шел своим путем.
В. ВОРДСВОРТ гл. задачу своего тв-ва видел в том, чтобы создавать такие пр-я, в которых будут «описаны ситуации из повседневной жизни, но с помощью воображения привычным вещам будет придан необычный облик».
Большое место в тв-ве В. занимала тема описание природы и идеализированной сельской жизни. Его называли «певцом патриархальной Англии», тк его герои- труженники, крестьяне, обычные люди. Поэт был яростным противником городов и готической литературы. Он обладал способностью придавать явлениям природы необычное значение. (сонет «На Вестминстерском мосту»)
Чаще всего В. противопоставляет «суетный мир» города миру Природы. Большинство стихотворений поэта написаны в форме воспоминания: они внешне просты, но глубокие по содержанию
(«Нарциссы» - гл. идея- родство чел. и природы).
В. демократизировал язык поэзии, ввел в него разговорную речь. Он не только обратился к новым темам, но и представил новых героев своей поэзии – простых людей (баллада «Нас семеро» -диалог прохожего с 8-летней крестьянской девочкой, которая считает живыми умершую семью, тк живет на кладбище и общается с ними) .
! Лейкисты были поклонниками инфантильного детского сознания !
С. КОЛРИДЖ был самым талантливым из лейкистов. В отличие от Вордсворта, «поэта обыденности», свою задачу он видел в том, чтобы «диковинное и необычное представить как правдоподобное».
Большое место в его творчестве занимала религиозная проблематика. В связи с этим его произведения приобретали особую композиционную форму: в действии часто участвовали небо, море, различные стихии (баллада «Сказание старого морехода» (1797)- наиболее известное пр-е К. Притчевое начало. Гл. тема- тема греха, наказания за него, раскаяния и искупления, тема «дикой» природы. Природа в балладе представлена в разных проявлениях: шторм, холод, солнце, море и его обитатели. природы = состояние героя. Сложность поэмы в ее фрагментарности: в поэме намеренно описываются только «вершинные», кульминационные моменты в истории героя, что свидетельствует о романтическом психологизме пр-я.
Особая эмоц. атмосфера ранней юношеской поэзии Колриджа создается удивительным умением поэта на какое-то время погрузиться в свой собственный мир, увидеть сложный облик художника, наделенного тонкой и ранимой душой («Боль», 1789; «Сонет о прощании со школой», 1791). Излюбленная форма в юности- сонет.
Чувство личной причастности к несчастьям людей (Вел.Фр.рев.) оттеняется желанием сосредоточиться на самом себе для преодоления суеты мирской жизни.
С 1797г. обращается к теме возмездия за содеянное зло (сказка «Ворон», «Баллада о Старом мореходе» и т.д.)
Р. САУТИ вклад в область поэзии был также связан с жанром баллады. Он стал создателем новых жанров баллады. Это социальные баллады (гл. тема- жестокость совр. мира) Первые пр-я пронизаны сочувствием к беднякам и нищим бродягам («Жена солдата», «Жалобы бедняков», «Похороны нищего» -выступает против бесправия и угнетения) баллада «Жалобы бедняков»- в ней поэт отвечает на вопрос Богача: отчего «так ропщет бедный люд?». Для ответа Поэт и Богач выходят на улицы Лондона, где встречают «отверженных» жестоким обществом героев- романтических типов: «седой старик», у которого погас очаг; «молодая женщина» с двумя голодными малютками и тд.
С. был известен как создатель «готических» баллад (переведены на рус. яз. Жуковским) В отличие от Вордсворта, обращ. к соц. проблем. современности, Саути использует преимущественно средневековые сюжеты: баллада «Суд божий над епископом», в которой ставится тема греха и возмездия. Интересна идея соотнесения сожженных крестьян с мышами, которые разорвут на кусочки епископа. Чувство страха создается с помощью деталей. Используются некоторые приемы готики: тайна портрета, предрекающая страшную смерть епископа.
Как и Колридж, С. акцентирует внимание на чудесном, сверхъестественном (баллада «Варвик»). Критические интонации против войн, всю тяжесть которых несет простой народ (стих.«Бленхеймский бой»). !Тв-о Саути сконцентрировало наиболее противоречивые и слабые стороны поэзии лейкистов из-за полит. неустойчивостью взглядов. Во 2 период тв-ва- ослаблением интереса к поэзии, пишет прозу(«Жизнь Нельсона», 1813)
Т. о., для представителей «озерной школы» характерно сочетание смелых эстетических исканий, интерес к родной истории, стилизация форм народного творчества — и консервативность политических и философских взглядов.
19. Концепция творчества и творческой личности в творчестве У. Вордсворта.
Вордсворт выступал против просветительской философии, тем не менее в его взглядах сохраняется просветительская идея естественного человека и природного равенства людей. Вордсворт наследует руссоистский идеал природы, веру в ее доброе начало. Вслед за Бернсом Вордсворт открыл возвышенное и прекрасное в душе простого человека. Вордсворт обосновал «смелую для своего времени мысль - об особых нравственных и поэтических преимуществах деревенской жизни как предмета поэзии». В поэзии Вордсворта сказывается противоречие между созерцательным подходом к жизни и сочувственным отношением к беднякам, между идеей покорности судьбе и негодованием по поводу участи неимущих в современном мире. Социально-политические взгляды раннего Вордсворта выражены в письме к епископу Уотсопу. Письмо получило название «Апология французской революции». Вордсворт выступает сторонником борьбы против тирании феодалов и возмущается тем, что собственнический порядок в обществе обрекает простых людей на нищету. В предисловии к изданию «Лирических баллад» в 1815 г. Вордсворт пишет о необходимых условиях поэзии. Это - наблюдение и описание, чувствительность, размышление, воображение, фантазия, вымысел, оценка. Воображение призвано возбуждать и поддерживать вечное в человеческой природе, оно раскрывает и выражает внутренние свойства человека.
В «Лирических балладах» рассказывается о бедственном положении сельских тружеников Англии. Основная драматическая тема стихотворений - распад прежних устоев жизни мелких земледельцев, разложение патриархальных семейных отношений, нищенское существование обездоленных людей. Частое обращение к образам детей в поэзии Вордсворта (стихотворение «Мечты бедной Сьюзен» связано с мыслью поэта о том, что именно детскому сознанию свойственно то воображение, которое необходимо для романтической поэзии. В детстве, по мнению Вордсворта, человек ближе всего к божественному началу. В стихотворении «Нас семеро» поэт умиляется простоте и неведению восьмилетней крестьянской девочки, для которой не существует различия между жизнью и смертью