ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.10.2024

Просмотров: 360

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос № 44 Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема: причины, основные понятия.

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей.

Вопрос № 45 Формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

29 Декабря 1995 г. № 223-фз

Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Вопрос № 46 Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема.

Федеральный закон Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной защиты.

Учреждения социальной защиты, составляющие систему социальной защиты населения Москвы, подчинены дсзн Москвы и решают вопросы:

Категории обслуживаемого населения

Виды социальной помощи и услуг

Центры социального обслуживания (цсо)

Стационарные (дома-интернаты) и реабилитационные учреждения социальной защиты.

Социальное обслуживание - мероприятия направленное на предоставление социальных услуг, заключающихся в оказании социальной помощи клиенту для преодоления им трудной жизненной ситуации.

Предназначено для оказания остро нуждающимся семьям и отдельным гражданам услуг социально-экономического характера.

Вопрос № 47 Социально-педагогическая деятельность в дошкольных образовательных учреждениях.

В) просвещение

В) просвещение

Вопрос № 48 Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях

Вопрос № 49 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях начального профессионального образования.

Методы работы социального педагога

Вопрос № 50 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования.

1. Общие положения.

2. Функции

3. Должностные обязанности

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Вопрос № 51 Технологии социально-педагогической работы с семьей.

1. Сбор первичной информации.

2. Исследование особенностей функционирования семьи.

3. Определение цели работы.

Ведения документации социальным педагогом.

Формы работы социального педагога с семьей

Методика работы с различными категориями семей.

Вопрос № 52 Понятие метода и методики социально-педагогической деятельности. Комплексное использование всех групп методов организации социально-педагогической деятельности.

Различные подходы к классификации методов работы социального педагога.

Вопрос № 53 Понятие и общая характеристика социально-педагогических технологий.

Виды социально-педагогических технологий.

Вопрос № 54 Структура и содержание социально-педагогических технологий.

Вопрос № 55 Диагностические технологии в работе социального педагога: направления, методы, методики, этапы и процедуры.

Методика диагностики личности

Методика диагностики семьи

Методика диагностики подростковых и юношеских групп

Методика диагностики микросреды

Профессионально-этические нормы работы социального педагога в психолого-педагогической диагностической деятельности.

Вопрос № 56 Профориентационная работа в образовательном учреждении: направления, формы и методы. Диагностические профориентационные методы в работе социального педагога.

Профессиональное просвещение

Вопрос № 57 Технологии социально-педагогической работы с личностью и группой (технологии реабилитации, коррекции, адаптации).

1. Определение исходного реабилитационного потенциала:

2. Составление индивидуальной комплексной программы ре­абилитации:

3. Реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка:

Вопрос № 58 Консультирование в системе методов работы социального педагога.

Этапы ведения консультативной беседы

Этап 1. Знакомство с клиентом и начало беседы

Этап 2. Распрос клиента.

Деятельность консультанта на подэтапе

Этап 3. Оказание воздействия

Деятельность консультанта на подэтапе

Этап 4. Завершение консультативной беседы

Вопрос № 59 Технология социального посредничества в решении комплекса проблем детей и подростков.

60. Технология организации досуга. Использование игровых технологий в организации досуга.

61.Детские и молодежные субкультуры в социализации детей и подростков. Методика и технология работы сп с детскими и молодежными организациями.

Типология неформальных подростковых молодежных групп (по к. В. Седых)

62.Направления и функции досуговой деятельности в образовательном

2. Деятельностные технологии:

  • Направленные на совершенствование социально-педагогической работы как вида деятельности;

  • Направленные на улучшения деятельности организационных структур социально-педагогической работы (техники управления, прогнозирования, моделирования, проектирования);

  • Оптимизирующие деятельность социального педагога консультирования, корректировка, установление проблемы и т. п.);

  • Улучшающие деятельность клиента (установка на успех, снятие комплексов, улучшение коммуникативных навыков и т. п.).

3. Средовые технологии.Например, технологии оздоровления окружающей человека среды (как природной, так и социальной) и ее совершенствования (коррекция процессов общения, техники профилактики и разрешения конфликтных ситуаций, развитие стрессоустойчивости, превентивные меры по преодолению нарушений адаптации и т. п.).

Каждый вид социально-педагогической технологии имеет свои особенности и способы освоения.


Вопрос № 54 Структура и содержание социально-педагогических технологий.

По Шакуровой М. В.

Основу технологического процесса составляет алгоритм действий (операций).

Алгоритм - программа решения задач, точно предписывающая, как и в какой последовательности операций можно получить результат, определенный исходными данными.

Операция- простейшее действие, направленное на достижение конкретной, не разлагаемой на более простую осознанную цель (подцели). Совокупность операций, объединенных общей целью (подцелью), составляет процедуру технологического процесса.

В технологиях социального типа он не столь жестко задан, отдельные его этапы могут повторяться, дублироваться, взаимозаменяться либо отпускаться. Алгоритм обеспечивает повторяемость, тиражируемость технологии.

Представим обобщенный вариант:

  1. диагностический этап.

А. Анализ исходной ситуации:

а) определение степени трудности и опасности ситуации для ребенка;

б) определении того, входит ли она в круг проблем, которые должен решать социальный педагог;

в) выявление причин, ее породивших;

г) постановка проблемы;

д) определение степени переживания и осознания проблемы ребенком, т.е. ее актуальности для него;

е) готовность или неготовность ребенка к решению проблемы.

Б. Постановка задачи социально-педагогической защиты (проектирование).

В. Определение своей компетентности в оказании помощи или круга лиц, способных ее оказать. Планирование деятельности.

2. Оказание помощи ребенку в выявлении и осознании проблемы и ее причин или создание условий для актуализации проблемы ребенка.

3. Совместное проектирование решения трудной ситуации.

4. Определение способов социально-педагогической защиты (непосредственные, прямые, косвенные, опосредованные).

5.Помощь ребенку в нахождении способов разрешения проблемы или создание условий для поиска им этих способов.

6. Анализ результатов выхода из проблемы.

7. Оценка собственной деятельности.

8. Последствия - формирование установки ребенка на самостоятельное преодоление подобных проблем.

9. Осуществление контроля за состоянием ребенка и его развитием.


Л. В. Мардахаевпредлагает пять взаимосвязанных этапов:

Структура— взаиморасположение и связь основных частей чего-либо; строение. Строение позволяет выявить компонентный состав изучаемого явления.Компонент— составная часть чего-либо.

В социально-педагогической деятельности, как правило, выделяют оп­ределенные этапы (подэтапы) действий, обеспечивающие в сво­ей совокупности достижение поставленной (прогнозируемой) цели.

Анализ содержания социально-педагогической технологии общего типа показывает, что в ней целесообразно выделять: цель (основное назначение технологии); объект технологии (человек, социально-педагогическая технология в целом, ее этапы, подэтапы, опреде­ленная социально-педагогическая деятельность, результат деятель­ности и пр.); исходный материал для организации реализационной деятельности и пять этапов, которые определяются их основным функциональным предназначением. Эти этапы выполняют наиболее важные функциональные роли, имеющие существенное значение для достижения прогнозируемой цели. Вот эти пять этапов:

  • диагностико-прогностический;

  • этап выбора (разработки) оптимальной технологии;

  • этап непосредственной подготовки к реализации выбранной технологии;

  • реализационный;

  • экспертно-оценочный.

Структура общей социально-педагогической технологии. Типовая структура такой технологии включает пять этапов.

Диагностика-прогностический— это этап диагностики объек­та, определения его социально-педагогических проблем (основ­ной проблемы) и построения прогноза вероятного развития, вос­питания, изменения. Прогноз направлен на выявление потенциа­ла объекта как основы разрешения его социально-педагогических проблем.

Этап выбора (разработки) оптимальной технологииИмея необходимую инфор­мацию об индивидуальности клиента и его социально-педагоги­ческих проблемах, специалист определяет цель социально-педа­гогической работы с ним. Профессиональная компетентность спе­циалиста в области технологий решения различных социально-педагогических проблем позволяет ему выбрать одну из них как наиболее оптимальную для конкретной ситуации. Эта технология должна обеспечить наиболее полное достижение прогнозируемой цели. Не случайно такие технологии называют целевыми. (технология индивидуального развития, педагогической коррек­ции, педагогической реабилитации, исправления и пр.)


Этап непосредственной подготовки к реализации выбранной технологии необходим для выявления материальных, технических, организационных и методических аспектов, возникающих в связи с необходимостью обеспечения эффективности реализации выб­ранной (разработанной) социально-педагогической технологии.

Реализационный— это основной этап, ради которого предус­матривался и проводился весь комплекс предшествующих мер.

Экспертно-оценочный— это этап, позволяющий оценить ре­зультат реализации социально-педагогической технологии и всей выполненной работы.

Структура частных (функциональных) социально-педагогических технологий.

Структуру общей социально-педагогической техноло­гии, с определенной долей допущения, можно применить и к частным. Однако при этом нужно помнить, что в каждой частной технологии имеются свои этапы, свидетельствующие об особен­ностях ее содержания и реализации. Эти этапы являются своего рода подэтапами общей технологии, когда в рамках ее идет реа­лизация частной технологии.

1. Структура диагностико-прогностичсской технологии.Такая тех­нология состоит из двух этапов: диагностики и прогнозирования, каждый из которых имеет свои подэтапы деятельности.

Диагностическийэтап направлен на общую или частную ди­агностику и выявление индивидуальности объекта социально-педагогической деятельности. Это обусловлено тем, что всякая социально-педагогическая технология носит адресный характер. Она ориентирована на конкретную личность, на определенную целевую установку и условия их реализации. В зависимости от социальных проблем объекта (ребенка, подростка, юноши, зре­лого человека и пр.), а также его индивидуальных возможно­стей, в том числе компенсаторных, или ограничений (физиче­ских, физиологических, психологических), своеобразия повсе­дневного социального проявления, диагностика предусматрива­ет выявление:

  • индивидуальных отклонений в развитии и самореализации человека и возникших в связи с ними социальных проблем;

  • состояния здоровья;

  • индивидуальных особенностей, возможностей человека, его позитивного потенциала, составляющего основу социально-пе­дагогической работы, направленной на компенсационное или иное наиболее целесообразное преодоление недостатков в развитии, профессиональной подготовке и самореализации;

  • особенностей позиции человека, его отношения к самораз­витию, самосовершенствованию, активности и устремленности в самостоятельном достижении социально-педагогических целей в работе над собой, а также его отношения к воспитателю;

  • условий среды, в которых он живет, имеет или не имеет возможности для самореализации.


Учитывая, что социальный педагог нередко имеет дело с чело­веком, имеющим особые нужды, диагностика часто требует учас­тия в ней нескольких специалистов (их иногда называют бригадой специалистов): врачей различных направлений, психологов, пе­дагогов.

Структурно этап диагностики включает ряд подэтапов. Среди них следует выделить такие:

  • анализ первичной информации тех сведений, которые специа­лист получает при первом знакомстве и которые нужны для при­нятия решения о необходимости диагностики объекта;

  • формулирование выводов — определение объекта (что), предме­та (содержание) диагностики и того, как ее следует обеспечить (способ диагностики);

  • подготовка к диагностической деятельности (техническая и ме­тодическая, субъекта и объекта);

  • собственно диагностика — реализация методов и методик диаг­ностики;

  • анализ результатов диагностики и постановка диагноза.

На основе полученных данных делается вывод об индивидуаль­ности объекта и формулируется социально-педагогическая пробле­ма. На практике, как правило, таких проблем несколько.

Прогнозирование(социально-педагогическое прогнозирование). С уче­том полученных в результате диагностики данных об объекте со­циальный педагог имеет возможность направленного прогнози­рования. Предметом его выступают:

а) направленность и интенсивность индивидуального разви­тия, коррекция развития и воспитания человека, социального воспитания, перевоспитания, исправления, педагогической реа­билитации, адаптации, при необходимости стимулирование дез­адаптации, а также обучения его, в том числе в вопросах самооб­служивания, профессиональной ориентации и подготовки (на­чальной, средней);

б) возможности человека в целостном развитии либо по опре­деленным направлениям;

в) возможная зона ближайшего развития, воспитания объек­та в интересующей социального педагога области.

г) возможности создания оптимальных условий, обеспечива­ющих реализацию возможностей зоны ближайшего развития, вос­питания.

На основе систематизации опыта прогностической деятельно­сти специалистов в ней выделены основные структурные подэтапы. К ним следует отнести:

  • анализ результатов диагностики и социально-педагогической про­блемы (проблем) объекта прогнозирования;

  • выводы по результатам анализа — определение объекта, пред­мета (что нуждается в прогнозировании и его содержание) и спо­соба прогнозирования;

  • подготовку к прогнозной деятельности (техническая и методи­ческая);

  • собственно прогнозную деятельность — прогнозирование зоны ближайшего развития, воспитания; перспектив позитивного из­менения; перспективы ближайшей динамики изучаемой пробле­мы и пр.;

  • анализ прогнозного материала и формулирование выводов.