ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.10.2024
Просмотров: 368
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос № 44 Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема: причины, основные понятия.
Социально-педагогическая деятельность в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей.
Вопрос № 45 Формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
Вопрос № 46 Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема.
Федеральный закон Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной защиты.
Категории обслуживаемого населения
Виды социальной помощи и услуг
Центры социального обслуживания (цсо)
Стационарные (дома-интернаты) и реабилитационные учреждения социальной защиты.
Вопрос № 47 Социально-педагогическая деятельность в дошкольных образовательных учреждениях.
Вопрос № 48 Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях
Методы работы социального педагога
Вопрос № 50 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
Вопрос № 51 Технологии социально-педагогической работы с семьей.
2. Исследование особенностей функционирования семьи.
Ведения документации социальным педагогом.
Формы работы социального педагога с семьей
Методика работы с различными категориями семей.
Различные подходы к классификации методов работы социального педагога.
Вопрос № 53 Понятие и общая характеристика социально-педагогических технологий.
Виды социально-педагогических технологий.
Вопрос № 54 Структура и содержание социально-педагогических технологий.
Методика диагностики подростковых и юношеских групп
Методика диагностики микросреды
1. Определение исходного реабилитационного потенциала:
2. Составление индивидуальной комплексной программы реабилитации:
3. Реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка:
Вопрос № 58 Консультирование в системе методов работы социального педагога.
Этапы ведения консультативной беседы
Этап 1. Знакомство с клиентом и начало беседы
Деятельность консультанта на подэтапе
Деятельность консультанта на подэтапе
Этап 4. Завершение консультативной беседы
Вопрос № 59 Технология социального посредничества в решении комплекса проблем детей и подростков.
60. Технология организации досуга. Использование игровых технологий в организации досуга.
Типология неформальных подростковых молодежных групп (по к. В. Седых)
62.Направления и функции досуговой деятельности в образовательном
Ребенок приходит в УДО по ряду причин. Среди них выделяют следующие:
творческие (креативные) потребности, обусловленные как желанием родителей развить индивидуальные способности детей, так и стремлением детей к самореализации в избранном виде деятельности;
познавательные потребности детей и их родителей, определяемые стремлением к расширению объема знаний, в том числе и в областях, выходящих за рамки программ школьного образования;
коммуникативные потребности детей и подростков в общении со сверстниками, взрослыми, педагогами;
компенсаторные потребности детей, вызванные желанием за счет дополнительных знаний решить личные проблемы, лежащие в сфере обучения или общения;
профориентационные прагматические потребности школьников, связанные с установкой на допрофессиональную подготовку;
досуговые потребности детей различных возрастных категорий, обусловленные стремлением к содержательной организации свободного времени.
Примерная должностная инструкция
социального педагога учреждения дополнительного образования
1. Общие положения.
1.1. Социальный педагог назначается и освобождается от должности директором УДО. На период отпуска или временной нетрудоспособности его обязанности могут быть возложены на одного из сотрудников методического отдела из числа наиболее опытных.
Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора УДО, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.
1.2. Социальный педагог должен иметь профессиональное высшее образование без предъявления требований к стажу.
1.3. Социальный педагог подчиняется непосредственно заведующему методическим отделом.
1.4. В своей деятельности социальный педагог руководствуется Конституцией Российской Федерации. Законом Российской Федерации «Об образовании», Семейным кодексом Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания детей и подростков; административным, трудовым, хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами УДО (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией). Социальный педагог соблюдает профессиональный этический кодекс.
1.5. Социальный педагог должен знать: общую и социальную педагогику, педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию, основы валеологии и социальной гигиены; социально-педагогические и психологические диагностические методики.
2. Функции
2.1. Организует и руководит взаимодействием родителей, педагогов и воспитанников.
3. Должностные обязанности
3.1. Консультирует:
> педагогов и родителей по вопросам социальной педагогики;
> воспитанников УДО по вопросам профориентации.
3.2. Планирует и организует:
> консультации для педагогов, родителей и воспитанников;
> диагностическую работу по вопросам социальной педагогики;
> лекционные и практические занятия по вопросам социальной педагогики с родителями и педагогами.
3.3. Разрабатывает:
> материалы по проблемам воспитания;
> документы, обеспечивающие реализацию образовательных программ, с учетом современных требований социальной педагогики;
> диагностические карты для воспитанников и родителей;
> документы и материалы по работе с родителями.
3.4. Анализирует:
> результаты диагностических исследований;
> документы и материалы по работе с родителями.
Права
Имеет право:
4.1. Присутствовать на учебных занятиях, тестированиях, просмотрах, спортивно-массовых и досуговых мероприятиях, проводимых с воспитанниками УДО.
4.2. Принимать участие в создании стратегических документов, влияющих на деятельность в ходе реализации образовательных программ.
4.3. Принимать участие в разработке любых управленческих решений, касающихся вопросов реализации образовательных программ.
4.4. Принимать участие в аттестации педагогов УДО.
4.5. Вносить предложения о поощрении участников учебно-методической работы.
4.6. Повышать квалификацию.
4.7. Проводить групповые и индивидуальные диагностические обследования и эксперименты для исследовательских целей.
5. Ответственность
5.1. За неисполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего распорядка УДО, законных распоряжений директора УДО и иных локальных административных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, специалист психологической службы несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
6.1. Работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором УДО.
6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и календарный месяц. План работы утверждается заведующим отделом.
6.3. Представляет заведующему отделом письменный отчет о своей деятельности и результатах работы по итогам учебного года.
6.4. Получает от заведующего отделом информацию норматив но-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.5. Сотрудничает с администрацией УДО по вопросам обеспечения гуманного отношения к детям для обеспечения индивидуального развития воспитанников на каждом возрастном этапе.
6.6. Сотрудничает с научными, научно-методическими и психологическими объединениями и специалистами для повышения квалификации.
(Н. И. Никитина, М. Ф. Глухова)
Вопрос № 51 Технологии социально-педагогической работы с семьей.
Для профессиональной работы социального педагога важны такие характеристики семьи, как дееспособность и активность.
Дееспособность семьи может быть:
ограниченная (в силу психосоматических, возрастных особенностей ее члены неспособны самостоятельно зарабатывать средства к существованию и вписаться в систему социальных отношений; например, семьи пенсионеров, инвалидов);
временно ограниченная (какие-либо особенности членов семьи лишь временно ограничивают социально-экономическую самостоятельность; например, семьи безработных, беженцев);
неограниченная (члены семей имеют полный спектр возможностей вписаться в социальное пространство и адаптироваться к изменяющимся условиям, не носящим характер социального катаклизма).
Активность семьи характеризует ее ориентацию на наращивание и актуализацию ее ресурсов, т. е. степень самообеспечения и самопомощи. Выделяют три вида активности:
собственно активность (ориентация на свои силы, высокая мобильность, развитие адаптационных способностей);
ограниченная активность (ориентация на самообеспечение в какой-либо одной сфере жизнедеятельности);
пассивность (ориентация на иждивенчество, низкая мобильность, неразвитость адаптационных способностей).
Линейное планирование работы с семьей
(каждое последующее действие вытекает из предыдущего).
Основные элементы планирования работы с семьей:
1. Сбор первичной информации.
2. Исследование особенностей функционирования семьи.
Комплексный анализ жизнедеятельности семьи.
Гомеостаз: семья поддерживает неизменность, уравновешенность семейной системы. Для любой хорошо функционирующей семьи характерен определенный стереотип поведения, поддерживающий гомеостаз. При изменениях происходит выход из равновесия, что сопровождается стрессом.
Правила и нормы — система внутрисемейных правил, касающихся прав и обязанностей, поведения членов семьи. При нарушении этих правил возникает стресс, напряженность отношений.
Гибкость характеризуется тем, насколько семья способна принимать изменения. Гибкая семья хорошо принимает изменения, у ригидной семьи изменения сопровождаются стрессом (например, потеря работы).
Динамика семейных отношений характеризуется тем, как члены семьи ежедневно общаются между собой.
Внешние границы семьи. Система взаимоотношений семьи с окружением (друзья, родственники и т.д.).
Внутренние границы семьи. Особенности функционирования подсистем семьи (например, отец — сын, дети между собой, отец — мать, муж — жена и т.д.).
Структура власти семьи. В чьих руках власть в семье? Особенности власти (открытая — скрытая и т.д.).
Эмоциональность семьи. Какова эмоциональная шкала семьи? Как выражаются эмоции в семье (бурно, сдержанно, преобладает равнодушие, сочувствие и т.д.)?
Ценности и убеждения семьи. В чем заключаются ценности семьи, какие убеждения семья разделяет?
Роли в семье. Какие роли существуют в семье (например, примиритель, защитник, авторитет и т.д.)?
Стиль общения семьи. Открытость общения. Как происходит общение семьи?
Сильные стороны семьи. Какие сильные стороны существуют у семьи? Кто является их носителем?