ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.10.2024

Просмотров: 399

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос № 44 Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема: причины, основные понятия.

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей.

Вопрос № 45 Формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

29 Декабря 1995 г. № 223-фз

Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Вопрос № 46 Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема.

Федеральный закон Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной защиты.

Учреждения социальной защиты, составляющие систему социальной защиты населения Москвы, подчинены дсзн Москвы и решают вопросы:

Категории обслуживаемого населения

Виды социальной помощи и услуг

Центры социального обслуживания (цсо)

Стационарные (дома-интернаты) и реабилитационные учреждения социальной защиты.

Социальное обслуживание - мероприятия направленное на предоставление социальных услуг, заключающихся в оказании социальной помощи клиенту для преодоления им трудной жизненной ситуации.

Предназначено для оказания остро нуждающимся семьям и отдельным гражданам услуг социально-экономического характера.

Вопрос № 47 Социально-педагогическая деятельность в дошкольных образовательных учреждениях.

В) просвещение

В) просвещение

Вопрос № 48 Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях

Вопрос № 49 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях начального профессионального образования.

Методы работы социального педагога

Вопрос № 50 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования.

1. Общие положения.

2. Функции

3. Должностные обязанности

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Вопрос № 51 Технологии социально-педагогической работы с семьей.

1. Сбор первичной информации.

2. Исследование особенностей функционирования семьи.

3. Определение цели работы.

Ведения документации социальным педагогом.

Формы работы социального педагога с семьей

Методика работы с различными категориями семей.

Вопрос № 52 Понятие метода и методики социально-педагогической деятельности. Комплексное использование всех групп методов организации социально-педагогической деятельности.

Различные подходы к классификации методов работы социального педагога.

Вопрос № 53 Понятие и общая характеристика социально-педагогических технологий.

Виды социально-педагогических технологий.

Вопрос № 54 Структура и содержание социально-педагогических технологий.

Вопрос № 55 Диагностические технологии в работе социального педагога: направления, методы, методики, этапы и процедуры.

Методика диагностики личности

Методика диагностики семьи

Методика диагностики подростковых и юношеских групп

Методика диагностики микросреды

Профессионально-этические нормы работы социального педагога в психолого-педагогической диагностической деятельности.

Вопрос № 56 Профориентационная работа в образовательном учреждении: направления, формы и методы. Диагностические профориентационные методы в работе социального педагога.

Профессиональное просвещение

Вопрос № 57 Технологии социально-педагогической работы с личностью и группой (технологии реабилитации, коррекции, адаптации).

1. Определение исходного реабилитационного потенциала:

2. Составление индивидуальной комплексной программы ре­абилитации:

3. Реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка:

Вопрос № 58 Консультирование в системе методов работы социального педагога.

Этапы ведения консультативной беседы

Этап 1. Знакомство с клиентом и начало беседы

Этап 2. Распрос клиента.

Деятельность консультанта на подэтапе

Этап 3. Оказание воздействия

Деятельность консультанта на подэтапе

Этап 4. Завершение консультативной беседы

Вопрос № 59 Технология социального посредничества в решении комплекса проблем детей и подростков.

60. Технология организации досуга. Использование игровых технологий в организации досуга.

61.Детские и молодежные субкультуры в социализации детей и подростков. Методика и технология работы сп с детскими и молодежными организациями.

Типология неформальных подростковых молодежных групп (по к. В. Седых)

62.Направления и функции досуговой деятельности в образовательном

(Основная деятельность органы опеки и попечительства и органы юстиции)

Государственное попечение - создание неусыновленному ребенку нормальных условий для его воспитания и развития путем помещения в специально созданные для этого учреждения.

В домах ребенка живут дети и воспитываются брошенные дети, дети-сироты с рождения до 3-ех лет, затем эти дети подлежат усыновлению либо переходят в детские дома или школы-интернаты. Отличие детских домов от школ-интернатов состоит в том, что воспитанники детских домов обучаются и получают образование в ближайшем к детскому дому школах, а воспитанники школ-интернатов живут и обучаются в этом же учреждении.

По возрастным признакам детские дома могут подразделяться на детские дома для дошкольников, для школьников и разновозрастные детские дома.

Основными задачами детских домов являются:

  • Создание благоприятных, комфортных условий, приближенных к домашним, способствующих нормальному развитию ребенка;

  • Обеспечение охраны здоровья ребенка:

  • Обеспечение социальной защиты ребенка, его медико-педагогической и социальной адаптации;

  • Охрана интересов и прав воспитанников;

  • Освоение детьми образовательных программ, получение достойного образования в интересах личности, общества и государства;

  • Формирование общей культуры воспитанников, их адаптации к жизни;

  • Формирование потребностей у воспитанников к саморазвитию и самоопределению;

  • Создание условий для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.

(Галагузова М. А.)

Социальные приюты для детей и подростков – учреждения, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства. (Никитина Н. И., Глухова М. Ф.)

Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, - учреждения, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей до 16 лет, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве с использованием различных форм передачи на воспитание в семьи граждан. (Никитина Н. И., Глухова М. Ф.)

Принципиально новой формой воспитания осиротевших де­тей является детский дом семейного типа. «Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с полным государственным попечением детей и выплатой денежного со­держания лицам, взявшим их на воспитание». Роль родителей выполняют специально подготовленные к тому люди — родители-воспитатели, а время пребывания и задачи, которые ставятся перед семейным детс­ким домом, совпадают с задачами обычного детского дома. (Галагузова М. А.)


Детский дом с организацией жизни по типу замещающей семьи или Дом детства. В последние годы в организации жизнедеятельности интернатов происходят опре­деленные перемены: появляются смешанные детские дома, в ко­торых живут дети от 2 до 18 лет, внутри детских домов группы становятся разновозрастными, в них вместе живут родные братья и сестры разного возраста. Эти изменения, а также открытость детского дома, способствующая широким связям детей с окружа­ющей средой, приближение условий проживания к обычным до­машним, повышение комфортности жилья создают условия для организации жизнедеятельности детей по типу «замещающей се­мьи» и позволяют таким учреждениям называться Домом детства семейного типа.

В группе Дома детства не более 8—10 детей, они подобраны по «семейному» признаку; родные братья и сестры составляют, как правило, основу группы. За такой группой закреплены вос­питатель и помощник воспитателя. Средства, отпускаемые на группу, распределяются на семейном совете, на котором сами дети принимают участие в решении внутренних вопросов груп­пы-семьи и всего дома. Вещи индивиду­ального пользования приобретаются воспитателем и ребенком в магазине, хранятся в специально отведенном для каждого вос­питанника месте.

Такая организация жизни детей-сирот создает предпосылки для их обучения через естественный жизненный опыт, для воспи­тания самой обстановкой. Может быть, впервые дети получат свою квартиру, комнату, вещи, игрушки. При разновозрастном соста­ве, сохранении родственных связей создается особый психологи­ческий климат, устанавливаются особые отношения между детьми: заботы старших о младших, дружбы братьев и сестер У детей повышается степень защищенности, уменьшает­ся тревожность, появляется чувство дома.

(Никитина Н. И., Глухова М. Ф.)

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят Государственной Думой Российской Федерации


29 Декабря 1995 г. № 223-фз

(Извлечение)

Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 122. ВЫЯВЛЕНИЕ И УЧЕТ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕ­НИЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Должностные лица учреждений (дошкольных образовательных уч­реждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и дру­гих учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, ука­занных в п. 1 ст. 121 настоящего Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установ­лении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспе­чить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

2. Руководители воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учрежде­ний, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и по­печительства по месту нахождения данного учреждения.

3. Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступ­ления сведений, указанных в пп. 1 и 2 настоящей статьи, обеспечивает уст­ройство ребенка (ст. 123 настоящего Кодекса) и при невозможности пере­дать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной вла­сти субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в тече­ние месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устрой­ство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Россий­ской Федерации, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Пра­вительством Российской Федерации, для учета в государственном банке дан­ных о детях, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия в по­следующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.


Порядок формирования и пользования государственным банком дан­ных о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется федераль­ным законом.

4. За неисполнение обязанностей, предусмотренных пп. 2 и 3 насто­ящей статьи, за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспи­тание в семью, руководители учреждений и должностные лица указанных в пп. 2 и 3 настоящей статьи органов привлекаются к ответственности в по­рядке, установленном законом.

Статья 150. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОПЕКУНА (ПОПЕЧИТЕЛЯ) РЕБЕНКА

1. Опекун (попечитель) ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здо­ровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

Опекун (попечитель) вправе самостоятельно определять способы вос­питания ребенка, находящегося под опекой (попечительством), с учетом мне­ния ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства, а также при соблюдении требований, предусмотренных п. 1 ст. 65 настоящего Кодекса. Опекун (попечитель) с учетом мнения ребенка имеет право выбора образо­вательного учреждения и формы обучения ребенка до получения им основ­ного общего образования и обязан обеспечить получение ребенком основ­ного общего образования.

2. Опекун (попечитель) вправе требовать по суду возврата ребенка, на­ходящегося под опекой (попечительством), от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе от близких родственников ребенка.

  1. Опекун (попечитель) не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением слу­чаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.

  2. Гражданские права и обязанности опекуна (попечителя) опреде­ляются ст. 36—38 Гражданского кодекса Российской Федерации.

  3. Обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка, на­ходящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечи­телем) безвозмездно.

На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачива­ются денежные средства в порядке и размере, установленных Правитель­ством Российской Федерации.


Вопрос № 46 Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема.

Безнадзорные дети – дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, положительного влияния со стороны родителей или лиц их заменяющих. Безнадзорный ребенок живет с родителями под одной крышей, сохраняет связи с семьей, имеет эмоциональную привязанность к какому-либо из членов семьи, но связи эти находятся в стадии разрушения. Безнадзорность детей – первый шаг к беспризорности, социальной дезадаптации. Шишковец Т. А.

Беспризорные дети – безнадзорный не имеющий места жительства и (или) места пребывания.  Никитина Н. И. Глухова М. Ф.

Как правило, беспризорность связана с противоправным поведением. Шишковец Т. А.

Бродяжничество – социальное явление, характеризующееся скитанием лиц без определенного места жительства в течении длительного времени по территории страны либо в пределах населенного пункта.

Особенно остро проблема детской беспризорности стоит в крупных городах страны. Они становятся центрами обитания беспризорных детей, прибывших из разных регионов. Условно беспризорных детей можно разделить на следующие группы.

Первая группа. Дети мигрантов. Как правило, нередко движения мигрантов происходят семьями, но многочисленные житейские ситуации, происходящие в пути следования, нередко разлучают детей и родителей.

Вторая группа. Дети, самовольно ушедшие из дома. Дети-беглецы покидают родительский кров из-за жестокого с ними обращения, пьянства или наркомании родителей, сексуального насилия и по др. причинам. Семейное неблагополучие является одной из главных причин, влияющих на состояние правонарушений несовершеннолетних, на безнадзорность детей и подростков.

Третья группа. Несовершеннолетние оставшиеся без попечения родителей либо иного попечения в силу различных трагических обстоятельств, катастроф.

Четвертая группа. Несовершеннолетние оказавшиеся в мегаполисе, пытаясь скрыться от суда и следствия после совершения уголовно-наказуемых деяний.

Пятая группа состоит из лиц, самовольно покинувших специальные детские учреждения – спецшколы, детские дома, школы-интернаты. Ранее эти дети входили в одну из четырех перечисленных групп.Никитина Н. И. Глухова М. Ф.