ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.10.2024
Просмотров: 399
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос № 44 Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема: причины, основные понятия.
Социально-педагогическая деятельность в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей.
Вопрос № 45 Формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
Вопрос № 46 Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема.
Федеральный закон Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной защиты.
Категории обслуживаемого населения
Виды социальной помощи и услуг
Центры социального обслуживания (цсо)
Стационарные (дома-интернаты) и реабилитационные учреждения социальной защиты.
Вопрос № 47 Социально-педагогическая деятельность в дошкольных образовательных учреждениях.
Вопрос № 48 Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях
Методы работы социального педагога
Вопрос № 50 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
Вопрос № 51 Технологии социально-педагогической работы с семьей.
2. Исследование особенностей функционирования семьи.
Ведения документации социальным педагогом.
Формы работы социального педагога с семьей
Методика работы с различными категориями семей.
Различные подходы к классификации методов работы социального педагога.
Вопрос № 53 Понятие и общая характеристика социально-педагогических технологий.
Виды социально-педагогических технологий.
Вопрос № 54 Структура и содержание социально-педагогических технологий.
Методика диагностики подростковых и юношеских групп
Методика диагностики микросреды
1. Определение исходного реабилитационного потенциала:
2. Составление индивидуальной комплексной программы реабилитации:
3. Реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка:
Вопрос № 58 Консультирование в системе методов работы социального педагога.
Этапы ведения консультативной беседы
Этап 1. Знакомство с клиентом и начало беседы
Деятельность консультанта на подэтапе
Деятельность консультанта на подэтапе
Этап 4. Завершение консультативной беседы
Вопрос № 59 Технология социального посредничества в решении комплекса проблем детей и подростков.
60. Технология организации досуга. Использование игровых технологий в организации досуга.
Типология неформальных подростковых молодежных групп (по к. В. Седых)
62.Направления и функции досуговой деятельности в образовательном
(Основная деятельность органы опеки и попечительства и органы юстиции)
Государственное попечение - создание неусыновленному ребенку нормальных условий для его воспитания и развития путем помещения в специально созданные для этого учреждения.
В домах ребенка живут дети и воспитываются брошенные дети, дети-сироты с рождения до 3-ех лет, затем эти дети подлежат усыновлению либо переходят в детские дома или школы-интернаты. Отличие детских домов от школ-интернатов состоит в том, что воспитанники детских домов обучаются и получают образование в ближайшем к детскому дому школах, а воспитанники школ-интернатов живут и обучаются в этом же учреждении.
По возрастным признакам детские дома могут подразделяться на детские дома для дошкольников, для школьников и разновозрастные детские дома.
Основными задачами детских домов являются:
Создание благоприятных, комфортных условий, приближенных к домашним, способствующих нормальному развитию ребенка;
Обеспечение охраны здоровья ребенка:
Обеспечение социальной защиты ребенка, его медико-педагогической и социальной адаптации;
Охрана интересов и прав воспитанников;
Освоение детьми образовательных программ, получение достойного образования в интересах личности, общества и государства;
Формирование общей культуры воспитанников, их адаптации к жизни;
Формирование потребностей у воспитанников к саморазвитию и самоопределению;
Создание условий для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.
(Галагузова М. А.)
Социальные приюты для детей и подростков – учреждения, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства. (Никитина Н. И., Глухова М. Ф.)
Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, - учреждения, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей до 16 лет, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве с использованием различных форм передачи на воспитание в семьи граждан. (Никитина Н. И., Глухова М. Ф.)
Принципиально новой формой воспитания осиротевших детей является детский дом семейного типа. «Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с полным государственным попечением детей и выплатой денежного содержания лицам, взявшим их на воспитание». Роль родителей выполняют специально подготовленные к тому люди — родители-воспитатели, а время пребывания и задачи, которые ставятся перед семейным детским домом, совпадают с задачами обычного детского дома. (Галагузова М. А.)
Детский дом с организацией жизни по типу замещающей семьи или Дом детства. В последние годы в организации жизнедеятельности интернатов происходят определенные перемены: появляются смешанные детские дома, в которых живут дети от 2 до 18 лет, внутри детских домов группы становятся разновозрастными, в них вместе живут родные братья и сестры разного возраста. Эти изменения, а также открытость детского дома, способствующая широким связям детей с окружающей средой, приближение условий проживания к обычным домашним, повышение комфортности жилья создают условия для организации жизнедеятельности детей по типу «замещающей семьи» и позволяют таким учреждениям называться Домом детства семейного типа.
В группе Дома детства не более 8—10 детей, они подобраны по «семейному» признаку; родные братья и сестры составляют, как правило, основу группы. За такой группой закреплены воспитатель и помощник воспитателя. Средства, отпускаемые на группу, распределяются на семейном совете, на котором сами дети принимают участие в решении внутренних вопросов группы-семьи и всего дома. Вещи индивидуального пользования приобретаются воспитателем и ребенком в магазине, хранятся в специально отведенном для каждого воспитанника месте.
Такая организация жизни детей-сирот создает предпосылки для их обучения через естественный жизненный опыт, для воспитания самой обстановкой. Может быть, впервые дети получат свою квартиру, комнату, вещи, игрушки. При разновозрастном составе, сохранении родственных связей создается особый психологический климат, устанавливаются особые отношения между детьми: заботы старших о младших, дружбы братьев и сестер У детей повышается степень защищенности, уменьшается тревожность, появляется чувство дома.
(Никитина Н. И., Глухова М. Ф.)
СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят Государственной Думой Российской Федерации
29 Декабря 1995 г. № 223-фз
(Извлечение)
Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
Статья 122. ВЫЯВЛЕНИЕ И УЧЕТ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в п. 1 ст. 121 настоящего Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.
Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.
2. Руководители воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения.
3. Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в пп. 1 и 2 настоящей статьи, обеспечивает устройство ребенка (ст. 123 настоящего Кодекса) и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для учета в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.
Порядок формирования и пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется федеральным законом.
4. За неисполнение обязанностей, предусмотренных пп. 2 и 3 настоящей статьи, за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, руководители учреждений и должностные лица указанных в пп. 2 и 3 настоящей статьи органов привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом.
Статья 150. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОПЕКУНА (ПОПЕЧИТЕЛЯ) РЕБЕНКА
1. Опекун (попечитель) ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.
Опекун (попечитель) вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой (попечительством), с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства, а также при соблюдении требований, предусмотренных п. 1 ст. 65 настоящего Кодекса. Опекун (попечитель) с учетом мнения ребенка имеет право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка до получения им основного общего образования и обязан обеспечить получение ребенком основного общего образования.
2. Опекун (попечитель) вправе требовать по суду возврата ребенка, находящегося под опекой (попечительством), от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе от близких родственников ребенка.
Опекун (попечитель) не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.
Гражданские права и обязанности опекуна (попечителя) определяются ст. 36—38 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно.
На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации.
Вопрос № 46 Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема.
Безнадзорные дети – дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, положительного влияния со стороны родителей или лиц их заменяющих. Безнадзорный ребенок живет с родителями под одной крышей, сохраняет связи с семьей, имеет эмоциональную привязанность к какому-либо из членов семьи, но связи эти находятся в стадии разрушения. Безнадзорность детей – первый шаг к беспризорности, социальной дезадаптации. Шишковец Т. А.
Беспризорные дети – безнадзорный не имеющий места жительства и (или) места пребывания. Никитина Н. И. Глухова М. Ф.
Как правило, беспризорность связана с противоправным поведением. Шишковец Т. А.
Бродяжничество – социальное явление, характеризующееся скитанием лиц без определенного места жительства в течении длительного времени по территории страны либо в пределах населенного пункта.
Особенно остро проблема детской беспризорности стоит в крупных городах страны. Они становятся центрами обитания беспризорных детей, прибывших из разных регионов. Условно беспризорных детей можно разделить на следующие группы.
Первая группа. Дети мигрантов. Как правило, нередко движения мигрантов происходят семьями, но многочисленные житейские ситуации, происходящие в пути следования, нередко разлучают детей и родителей.
Вторая группа. Дети, самовольно ушедшие из дома. Дети-беглецы покидают родительский кров из-за жестокого с ними обращения, пьянства или наркомании родителей, сексуального насилия и по др. причинам. Семейное неблагополучие является одной из главных причин, влияющих на состояние правонарушений несовершеннолетних, на безнадзорность детей и подростков.
Третья группа. Несовершеннолетние оставшиеся без попечения родителей либо иного попечения в силу различных трагических обстоятельств, катастроф.
Четвертая группа. Несовершеннолетние оказавшиеся в мегаполисе, пытаясь скрыться от суда и следствия после совершения уголовно-наказуемых деяний.
Пятая группа состоит из лиц, самовольно покинувших специальные детские учреждения – спецшколы, детские дома, школы-интернаты. Ранее эти дети входили в одну из четырех перечисленных групп.Никитина Н. И. Глухова М. Ф.