ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.10.2024

Просмотров: 250

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос № 44 Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема: причины, основные понятия.

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей.

Вопрос № 45 Формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

29 Декабря 1995 г. № 223-фз

Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Вопрос № 46 Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема.

Федеральный закон Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной защиты.

Учреждения социальной защиты, составляющие систему социальной защиты населения Москвы, подчинены дсзн Москвы и решают вопросы:

Категории обслуживаемого населения

Виды социальной помощи и услуг

Центры социального обслуживания (цсо)

Стационарные (дома-интернаты) и реабилитационные учреждения социальной защиты.

Социальное обслуживание - мероприятия направленное на предоставление социальных услуг, заключающихся в оказании социальной помощи клиенту для преодоления им трудной жизненной ситуации.

Предназначено для оказания остро нуждающимся семьям и отдельным гражданам услуг социально-экономического характера.

Вопрос № 47 Социально-педагогическая деятельность в дошкольных образовательных учреждениях.

В) просвещение

В) просвещение

Вопрос № 48 Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях

Вопрос № 49 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях начального профессионального образования.

Методы работы социального педагога

Вопрос № 50 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования.

1. Общие положения.

2. Функции

3. Должностные обязанности

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Вопрос № 51 Технологии социально-педагогической работы с семьей.

1. Сбор первичной информации.

2. Исследование особенностей функционирования семьи.

3. Определение цели работы.

Ведения документации социальным педагогом.

Формы работы социального педагога с семьей

Методика работы с различными категориями семей.

Вопрос № 52 Понятие метода и методики социально-педагогической деятельности. Комплексное использование всех групп методов организации социально-педагогической деятельности.

Различные подходы к классификации методов работы социального педагога.

Вопрос № 53 Понятие и общая характеристика социально-педагогических технологий.

Виды социально-педагогических технологий.

Вопрос № 54 Структура и содержание социально-педагогических технологий.

Вопрос № 55 Диагностические технологии в работе социального педагога: направления, методы, методики, этапы и процедуры.

Методика диагностики личности

Методика диагностики семьи

Методика диагностики подростковых и юношеских групп

Методика диагностики микросреды

Профессионально-этические нормы работы социального педагога в психолого-педагогической диагностической деятельности.

Вопрос № 56 Профориентационная работа в образовательном учреждении: направления, формы и методы. Диагностические профориентационные методы в работе социального педагога.

Профессиональное просвещение

Вопрос № 57 Технологии социально-педагогической работы с личностью и группой (технологии реабилитации, коррекции, адаптации).

1. Определение исходного реабилитационного потенциала:

2. Составление индивидуальной комплексной программы ре­абилитации:

3. Реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка:

Вопрос № 58 Консультирование в системе методов работы социального педагога.

Этапы ведения консультативной беседы

Этап 1. Знакомство с клиентом и начало беседы

Этап 2. Распрос клиента.

Деятельность консультанта на подэтапе

Этап 3. Оказание воздействия

Деятельность консультанта на подэтапе

Этап 4. Завершение консультативной беседы

Вопрос № 59 Технология социального посредничества в решении комплекса проблем детей и подростков.

60. Технология организации досуга. Использование игровых технологий в организации досуга.

61.Детские и молодежные субкультуры в социализации детей и подростков. Методика и технология работы сп с детскими и молодежными организациями.

Типология неформальных подростковых молодежных групп (по к. В. Седых)

62.Направления и функции досуговой деятельности в образовательном


Деятельность консультанта на подэтапе

«Проверка консультативных гипотез»

Для проверки своих консультативных гипотез психолог-кон­сультант может избрать два алгоритма:

1. Начать задавать клиенту вопросы, направленные на уточнение возникших у консультанта идей.

2. Изложить клиенту свою гипотезу (интерпретацию) и спросить его, что он по этому поводу думает. Редко бывает так, чтобы клиент сразу же принял гипотезу и согласился с ней. Обычно завязывается диалог, в результате которого гипо­теза корректируется, обрастает множеством значимых и характерных для данной ситуации фактов и пережива­ний, т. е. она максимально индивидуализируется. Но и в том и в другом случае для того, чтобы гипотеза кон­сультанта подтвердилась или была опровергнута, необходимо обсудить две-три конкретные ситуации, которые должны быть:

а) тесно связаны с содержанием основных жалоб клиента;

б) типичны для жизни клиента;

в) желательно развернуты, описывать негативные, позитив­ные и нейтральные характеристики отношений.

Работа с конкретными ситуациями важна потому, что чем более подробно говорит человек, тем меньше в его рассказе от­печатков субъективности, односторонности, тем больше воз­можностей для консультанта понять те аспекты реальности, которые не замечаются рассказчиком.

На всем протяжении второго этапа консультативной беседы необходимо стимулировать клиента на описание собственных чувств и чувств других людей. Чувства глубже отражают дей­ствительность, больше говорят о плохо осознаваемых, часто скрытых для самого клиента желаниях и конфликтах, лежа­щих в основе проблем.

После того как консультант проверит свои гипоте­зы и, возможно, найдет причину, лежащую в основе проблемы клиента, логично перейти к оказанию воздействия. Переход к оказанию воздействия - начало следующего, третьего этапа консультативной беседы.

Этап 3. Оказание воздействия

Продолжительность данного этапа - 5-10 мин при сред­ней продолжительности консультативной беседы 45 мин -1 ч 10 мин. Данный этап можно условно разделить на два подэтапа:

1. Коррекция установок клиента.

2. Коррекция поведения клиента.

Деятельность консультанта на подэтапе

«Коррекция установок клиента»

Задача консультанта на этом подэтапе будет вы­полнена, если в сознании клиента обозначится следующая це­почка событий: а) чувство или переживание клиента, длительно существующее или периодически возникающее в связи с логикой развития отношений, толкающее его на то, чтобы добиваться достижения своих целей и удовлетворения своих потребностей; б) неадекватные средства, изби­раемые для реализации этих целей, приводящие к сложности во взаимоотношениях; в) негативная реакция партнера в этом взаимоотношении, часто усугубляющая проблемы клиента.


Мы ставим клиента перед фактом: вот чего он хочет, желает, вот что он делает, а вот к чему это реально приводит.

Зачем мы делаем это? Зачем мы выстраиваем в его сознании эту цепочку событий? Для того, чтобы изменились установки клиента на неэффективное поведение, чтобы он осознал их неэффективность, чтобы начал искать более эффективное пове­дение применительно к своей ситуации. В этом и состоит суть коррекции установок клиента.

Для того, чтобы успешно выстраивать в сознании клиента ра­зобранную выше цепочку событий, психолог-консультант мо­жет использовать разные средства, приемы. Перечислим неко­торые из них.

1. Акцентуирование противоречий рассказа клиента, т. е. подчеркивание их, делание их заметными, осознаваемыми, ана­лизируемыми.

2. Переформулирование и переструктурирование ок­ружающей клиента реальности при помощи комментариев - интерпретация ситуации клиента на основе личного опыта или теоретических знаний.

3. Постановка клиента в рефлексивную позицию, т. е. предложение клиенту посмотреть на происходящее глазами других участников ситуации и оценить с их позиции собст­венное поведение.

4. Открытая конфронтация с клиентом и его деструктив­ными действиями, если ничто иное не в силах пробить его много­численные психологические защиты, и его поведение наносит вред окружающим.

5. Помещение клиента в такую ситуацию, которая помог­ла бы ему получить новый значимый опыт, призванный изме­нить его деструктивные поведенческие установки. Домашнее за­дание, которое позволило бы клиенту осознать деструктивность своих действий.

6. Пересказ клиенту основных реалий его рассказа, час­тые резюме (повторения в сжатом виде основных фактов, фигу­рирующих в рассказе клиента, и чувств, с ними связанных). Цель — создать условия для того, чтобы клиент сам задумался над своей ситуацией, погрузился в нее глубже и смог сам сделать необходимые выводы.

7. Анализ эмоциональной подоплеки происходящего, ин­терпретация и обсуждение реалий эмоциональной жизни клиента.

8. Самораскрытие консультанта, которое пред­полагает сообщение клиенту о своих чувствах по поводу его за­труднений, рассказ о своем собственном или известном и личностно значимом опыте преодоления подобных проблем.

Таким образом, результатом работы консультанта на первом подэтапе третьего этапа консульти­рования будет в той или иной степени выраженное непринятие прежних способов поведения в проблемных ситуациях, установ­ка на поиск новых, более конструктивных, отвечающих реали­ям возникшей ситуации способов поведения. Переход собствен­но к коррекции поведения - начало второго подэтапа третьего этапа консультативной беседы.


Деятельность психолога-консультанта на подэтапе

«Коррекция поведения клиента»

На этом подэтапе консультант должен помочь клиенту сформулировать возможные альтернативы привычно­му поведению, а затем, внимательно анализируя и критически оценивая их, выбрать тот вариант, который для клиента явля­ется наиболее подходящим. Клиент может сам найти конструктивные альтернативы своему поведению, наблюдая за действиями друзей, близ­ких, анализируя произведения культуры, искусства, на что его можно направить. Консультант должен стремиться к тому, чтобы клиент нашел альтернативу своему поведению именно сам, чтобы это была именно его альтернатива, чтобы она органично вырастала из его жизненного опыта. Но в некоторых случаях консультанту допустимо и предлагать возможные поведенческие альтернативы кли­енту.

Разработка плана конкретного позитивного реагирова­ния клиента предполагает, что консультант и клиент детально спланируют, где и ко­гда, в каком месте и в какое время, в какой форме новое конструктивное поведение будет иметь место. Будут обсуж­дены все подводные камни, возможные препятствия на пути этого поведения. Иначе позитивное поведение может быть отложено на очень далекое время, а то и вообще не состояться.


Этап 4. Завершение консультативной беседы

Продолжительность этапа - 5-10 мин при средней продол­жительности консультативной беседы 45 мин - 1 ч 10 мин. На этом этапе обычно консультантом выполняются следующие действия:

1. Подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за время приема). Это связано с тем, что повто­ренное в конце беседы запоминается лучше.

2. Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших от­ношений клиента с консультантом или другими необходи­мыми специалистами. Дается адрес других специалистов (например, нарколога) и время их приема. Формулируется, какие задачи будут решаться в ходе последующих встреч и сколько конкретно встреч может для этого понадобиться. Лучше предварительно договориться о следующей встрече, чем оставить этот вопрос неопределенным. Лучше, чтобы ме­сто и время приема были постоянными. Решается вопрос о переадресовке клиента другому консультанту, если есть ос­нования полагать, что он будет более компетентным в данной ситуации, обсуждается вопрос домашних заданий клиенту.

3. Прощание консультанта с клиентом. Клиента следу­ет проводить хотя бы до двери, сказать ему несколько теплых слов на прощание. Желательно несколько раз упомянуть кли­ента по имени. Нежелательно, чтобы вслед за одним клиентом сразу же входил следующий. Это может оттолкнуть тех, кому нужны доверительные отношения. Консультант должен быть готов признать возможные ограничения своей компетенции, не вступать в излишние споры.

С.А. Капустин (1993) полагает, что после хорошей работы консультантом клиент оказывается в ситуации неопределенности выбора - решать проблему или продолжать жить как раньше. И то и другое болезненно.

Эта ситуация противоречивости, неопределенности выбо­ра длится от нескольких секунд до нескольких дней и гово­рит о том, что удалось расширить представление клиента о себе и собственной ситуации, создать базу для изменений. Это состояние сильного душевного потрясения, что может выглядеть внешне как растерянность, вина, агрессия, рас­каяние, уязвленное самолюбие, отчаяние, надежда. Речь может стать сбивчивой. Это может быть и состояние задум­чивости, размышления над проблемой. Это также зачастую и состояние внутренней конфронтации с консультантом, проявлением чего могут быть попытки его дискредитиро­вать.

Следует отметить, что все-таки несмотря на весомость при­веденных выше аргументов, большинство кон­сультантов предпочитают, чтобы клиент уходил от них со светлым и радостным выражением лица. На это и направлена их активность на заключительном этапе консультативной бесе­ды.