ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.10.2024

Просмотров: 396

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос № 44 Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема: причины, основные понятия.

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей.

Вопрос № 45 Формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

29 Декабря 1995 г. № 223-фз

Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Вопрос № 46 Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема.

Федеральный закон Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной защиты.

Учреждения социальной защиты, составляющие систему социальной защиты населения Москвы, подчинены дсзн Москвы и решают вопросы:

Категории обслуживаемого населения

Виды социальной помощи и услуг

Центры социального обслуживания (цсо)

Стационарные (дома-интернаты) и реабилитационные учреждения социальной защиты.

Социальное обслуживание - мероприятия направленное на предоставление социальных услуг, заключающихся в оказании социальной помощи клиенту для преодоления им трудной жизненной ситуации.

Предназначено для оказания остро нуждающимся семьям и отдельным гражданам услуг социально-экономического характера.

Вопрос № 47 Социально-педагогическая деятельность в дошкольных образовательных учреждениях.

В) просвещение

В) просвещение

Вопрос № 48 Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях

Вопрос № 49 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях начального профессионального образования.

Методы работы социального педагога

Вопрос № 50 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования.

1. Общие положения.

2. Функции

3. Должностные обязанности

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Вопрос № 51 Технологии социально-педагогической работы с семьей.

1. Сбор первичной информации.

2. Исследование особенностей функционирования семьи.

3. Определение цели работы.

Ведения документации социальным педагогом.

Формы работы социального педагога с семьей

Методика работы с различными категориями семей.

Вопрос № 52 Понятие метода и методики социально-педагогической деятельности. Комплексное использование всех групп методов организации социально-педагогической деятельности.

Различные подходы к классификации методов работы социального педагога.

Вопрос № 53 Понятие и общая характеристика социально-педагогических технологий.

Виды социально-педагогических технологий.

Вопрос № 54 Структура и содержание социально-педагогических технологий.

Вопрос № 55 Диагностические технологии в работе социального педагога: направления, методы, методики, этапы и процедуры.

Методика диагностики личности

Методика диагностики семьи

Методика диагностики подростковых и юношеских групп

Методика диагностики микросреды

Профессионально-этические нормы работы социального педагога в психолого-педагогической диагностической деятельности.

Вопрос № 56 Профориентационная работа в образовательном учреждении: направления, формы и методы. Диагностические профориентационные методы в работе социального педагога.

Профессиональное просвещение

Вопрос № 57 Технологии социально-педагогической работы с личностью и группой (технологии реабилитации, коррекции, адаптации).

1. Определение исходного реабилитационного потенциала:

2. Составление индивидуальной комплексной программы ре­абилитации:

3. Реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка:

Вопрос № 58 Консультирование в системе методов работы социального педагога.

Этапы ведения консультативной беседы

Этап 1. Знакомство с клиентом и начало беседы

Этап 2. Распрос клиента.

Деятельность консультанта на подэтапе

Этап 3. Оказание воздействия

Деятельность консультанта на подэтапе

Этап 4. Завершение консультативной беседы

Вопрос № 59 Технология социального посредничества в решении комплекса проблем детей и подростков.

60. Технология организации досуга. Использование игровых технологий в организации досуга.

61.Детские и молодежные субкультуры в социализации детей и подростков. Методика и технология работы сп с детскими и молодежными организациями.

Типология неформальных подростковых молодежных групп (по к. В. Седых)

62.Направления и функции досуговой деятельности в образовательном

(Никитина Н. И., Глухова М. В.)


Вопрос № 58 Консультирование в системе методов работы социального педагога.

Консультирование - как особый вид профессиональной деятельности получило повсеместное распространение с 60-х гг. XXстолетия с создания первых ассоциаций профессиональных консультантов.

Консультативной работой в той или иной степени занимаются пред­ставители различных профессий (психологи, врачи, юристы, со­циальные педагоги и работники, учителя и др.).

По определению Британской ассоциации консультирова­ния, под этим термином «подразумевается работа с индивидуу­мами и их взаимоотношениями, направленная на развитие, под­держку во время кризиса, наставничество или решение проблем... Задача консультирования — предоставить клиенту возможность проанализировать, обнаружить и прояснить способы более удов­летворительной и полноценной жизни...».

Как отмечает Р. Кочюнас, имеется много сходных определе­ний и все они включают несколько общих основных положений:

> консультирование способствует развитию личности;

> консультирование помогает обучаться новому пове­дению;

> в консультировании акцентируется ответственность кли­ента, т. е. признается, что независимый, ответственный человек способен в соответствующих обстоятельствах принимать самосто­ятельные решения, а консультант создает условия, которые по­ощряют волевое поведение клиента;

> консультирование помогает человеку выбирать и дей­ствовать по собственному усмотрению;

> консультирование помогает развитию способности че­ловека адекватно и полноценно воспринимать себя и других лю­дей, изменять и делать гибкой систему внутри- и межличностных отношений;

Вопрос определения целейконсультирования не является про­стым, так как во многом зависит и от разнообразных потребнос­тей клиентов, и от позиции самого консультанта. Однако можно выделить несколько основополагающих целей, которые наибо­лее часто встречаются в литературе:

> способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, не­смотря на некоторые неизбежные социальные ограничения;

> обеспечить оптимальное принятие жизненно важных ре­шений (научить клиента распределять свое время и энергию, оце­нивать последствия риска, адекватно оценивать свойства своей личности, преодолевать эмоциональные стрессы).


Существует много классификацийформ консультативной по­мощи.

По объектуконсультирования различают индивидуальное, груп­повое, семейное.

По критериювозрастарассматривают консультирование де­тей и взрослых.

По критерию контактас клиентом выделяют очное (контак­тное) и заочное (дистантное: телефонное, письменное, через пе­чатные научно-популярные издания, руководство по самопомо­щи).

По содержанию запроса клиентаразличают семейное, интим­но-личностное, психологическое, юридическое, медицинское, де­ловое, социально-педагогическое.

Предметом социально-педагогического консультирования мо­гут быть:

> от решения проблем школьной дезадаптации;

> до содействие в трудоустройстве, оформлении льгот, субси­дий, инвалидностей, материальной помощи в кризисной ситуации и т.п.

Профессионально значимые качества эф­фективного консультанта.

> проявление искреннего интереса к людям и терпение в общении с ними;

> эмоциональная стабильность;

> способность вызывать доверие у других людей;

> уважение ценностей и прав других людей;

> проницательность;

> отсутствие предубеждений;

> сознание профессионального долга;

> эмпатия и чуткость (но не высокая сензитивность);

> объективность (неотождествление себя с клиентом);

> высокий социальный интеллект;

В соответствии с требованиями Британской ассоциации кон­сультантов эффективный консультант — это прежде всего личностно и социально зрелый человек, способный работать с разнообразными запросами клиентов, выстраивать помогающие отношения, способный быть самокритичным.

(Никитина Н. И., Глухова М. Ф.)


Этапы ведения консультативной беседы

Процесс консультативной беседы можно условно разделить на четыре этапа:

Этап 1. Знакомство с клиентом и начало беседы

Длительность данного этапа 5-10 мин при средней продол­жительности одной консультативной беседы 45 мин - 1ч 10 мин. На протяжении этого этапа психолог-консультант вы­полняет следующие действия:

Можно встать навстречу клиенту или встретить его в две­рях кабинета, что будет восприниматься клиентом как де­монстрация доброжелательности и заинтересованности.

Желательно подбадривать клиента словами типа «Прохо­дите, пожалуйста», «Усаживайтесь поудобнее».

После первых минут контакта с клиентом рекомендуется предоставить ему паузу 45-60 с, чтобы он мог собраться с мыслями и оглядеться.

После паузы желательно начать собственно знакомство. Можно сказать клиенту: «Давайте познакомимся. Как мне вас называть? » После этого необходимо представиться кли­енту. Представляться лучше всего так, как представился клиент. Можно обсудить, удобно ли будет клиенту, если его будут называть таким образом.

Результатом этой части беседы должно стать осознанное решение клиента о вступлении в процесс консультиро­вания. Это обычно хорошо видно как на вербальном, так и невербальном уровнях.

На на­чало второго этапа психологического консультирования важно иметь заранее заготовленную фразу, которая по­зволяла бы осуществлять этот переход, чтобы не расте­ряться неожиданно под впечатлениями первого знаком­ства с клиентом, не попасть в ситуацию, когда не знаешь с чего начать. Пример такой стандартной фразы: «Что вас привело ко мне? » С произнесения этой фразы начина­ется следующий этап психологического консультирова­ния.

Этап 2. Распрос клиента.

Формирование и проверка консультативных гипотез

Длительность данного этапа 25-35 мин при средней продол­жительности консультативной беседы 45 мин — 1 ч 10 мин. Дан­ный этап можно условно разбить на два подэтапа:

1. Формирование консультативных гипотез.

2. Проверка консультативных гипотез.

Деятельность консультанта на подэтапе

«Формирование консультативных гипотез»

1. Эмпатическое слушание. Чутко воспринимать внутренний мир другого человека. Этому соответствует активный отклик консультанта на то, что рассказывает клиент, частое про­изнесение слов типа «конечно», «угу», «да-да».


2. Принятие концепции клиента на этапе расспроса. Это оз­начает то, что мы не должны вступать в споры с клиентом на этом этапе, обличать, уличать его, чтобы не вызвать от­ветную защитную реакцию.

3. Структурирование беседы. Первый прием: задавая ка­кой-либо вопрос, меняя тему обсуждения, консультанту следует объяснять клиенту, почему он это делает, чем это вызвано, чтобы для клиента сохранялась хотя бы види­мость логики всех переходов в разговоре. Второй прием: краткое комментирование того, что говорит клиент, регулярное подведение итогов сказанного. Это помогает клиенту быть более последовательным и лаконичным в своей речи, не повторять одно и то же. Кроме того, клиент полу­чает возможность прислушаться к себе, услышать себя, понять себя. Клиент получает стимул еще раз про­верить себя, обдумать, действительно ли это так.

4. Осмысление того, что говорит клиент. Осмысление это имеет целью формулирование одной или нескольких кон­сультативных гипотез.

Гипотеза - предположительное суждение о закономерной (причин­ной) связи явлений. Принято выделять две составляющие гипотезы - зависимую переменную (испытывающую влияние, отвечающую на вопрос «что?») и независи­мую переменную (оказывающую влияние на зависимую переменную, отвечающую на вопрос «почему?»). Зависимая переменная, казалось бы, всегда отчетливо представлена в консультировании - это те трудности, с которыми столкнулся клиент, те события, которые его волнуют, приведшие его к вам. Однако необходимо выявить суть этих затруднений, т. е. найти независимую переменную. Каждая гипоте­за - это попытка консультанта понять ситуацию клиента. Чем больше ги­потез возникает у консультанта при столкновении с ситуа­цией, тем более он профессионально оснащен, тем легче ему работать.

На первом подэтапе второго этапа консультант старается занимать по преимуществу пассивную позицию, по­буждая клиента к активному и довольно спонтанному (само­произвольному, без участия воли психолога и клиента) расска­зу. Одновременно он старается осмысливать ситуацию и фор­мулировать консультативные гипотезы. Когда у него формируется несколько подобных гипотез, возникает естественное желание занять более активную позицию — задавать конкрет­ные вопросы, направленные на проверку консультативных ги­потез, или предпринять какие-либо другие действия для их проверки. Этому, как правило, соответствует и желание клиен­та услышать что-либо от консультанта; он уже высказал все, что мог и хотел. Переход консультанта из пассивно­го состояния в активное, связанное с проверкой возникших у него консультативных гипотез второго подэтапа второго эта­па консультативной беседы.