ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.10.2024

Просмотров: 292

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос № 44 Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема: причины, основные понятия.

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей.

Вопрос № 45 Формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

29 Декабря 1995 г. № 223-фз

Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Вопрос № 46 Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема.

Федеральный закон Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной защиты.

Учреждения социальной защиты, составляющие систему социальной защиты населения Москвы, подчинены дсзн Москвы и решают вопросы:

Категории обслуживаемого населения

Виды социальной помощи и услуг

Центры социального обслуживания (цсо)

Стационарные (дома-интернаты) и реабилитационные учреждения социальной защиты.

Социальное обслуживание - мероприятия направленное на предоставление социальных услуг, заключающихся в оказании социальной помощи клиенту для преодоления им трудной жизненной ситуации.

Предназначено для оказания остро нуждающимся семьям и отдельным гражданам услуг социально-экономического характера.

Вопрос № 47 Социально-педагогическая деятельность в дошкольных образовательных учреждениях.

В) просвещение

В) просвещение

Вопрос № 48 Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях

Вопрос № 49 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях начального профессионального образования.

Методы работы социального педагога

Вопрос № 50 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования.

1. Общие положения.

2. Функции

3. Должностные обязанности

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Вопрос № 51 Технологии социально-педагогической работы с семьей.

1. Сбор первичной информации.

2. Исследование особенностей функционирования семьи.

3. Определение цели работы.

Ведения документации социальным педагогом.

Формы работы социального педагога с семьей

Методика работы с различными категориями семей.

Вопрос № 52 Понятие метода и методики социально-педагогической деятельности. Комплексное использование всех групп методов организации социально-педагогической деятельности.

Различные подходы к классификации методов работы социального педагога.

Вопрос № 53 Понятие и общая характеристика социально-педагогических технологий.

Виды социально-педагогических технологий.

Вопрос № 54 Структура и содержание социально-педагогических технологий.

Вопрос № 55 Диагностические технологии в работе социального педагога: направления, методы, методики, этапы и процедуры.

Методика диагностики личности

Методика диагностики семьи

Методика диагностики подростковых и юношеских групп

Методика диагностики микросреды

Профессионально-этические нормы работы социального педагога в психолого-педагогической диагностической деятельности.

Вопрос № 56 Профориентационная работа в образовательном учреждении: направления, формы и методы. Диагностические профориентационные методы в работе социального педагога.

Профессиональное просвещение

Вопрос № 57 Технологии социально-педагогической работы с личностью и группой (технологии реабилитации, коррекции, адаптации).

1. Определение исходного реабилитационного потенциала:

2. Составление индивидуальной комплексной программы ре­абилитации:

3. Реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка:

Вопрос № 58 Консультирование в системе методов работы социального педагога.

Этапы ведения консультативной беседы

Этап 1. Знакомство с клиентом и начало беседы

Этап 2. Распрос клиента.

Деятельность консультанта на подэтапе

Этап 3. Оказание воздействия

Деятельность консультанта на подэтапе

Этап 4. Завершение консультативной беседы

Вопрос № 59 Технология социального посредничества в решении комплекса проблем детей и подростков.

60. Технология организации досуга. Использование игровых технологий в организации досуга.

61.Детские и молодежные субкультуры в социализации детей и подростков. Методика и технология работы сп с детскими и молодежными организациями.

Типология неформальных подростковых молодежных групп (по к. В. Седых)

62.Направления и функции досуговой деятельности в образовательном

Ребенок приходит в УДО по ряду причин. Среди них выде­ляют следующие:

  • творческие (креативные) потребности, обусловленные как желанием родителей развить индивидуальные способности детей, так и стремлением детей к самореализации в избранном виде деятельности;

  • познавательные потребности детей и их родителей, оп­ределяемые стремлением к расширению объема знаний, в том числе и в областях, выходящих за рамки программ школьного образования;

  • коммуникативные потребности детей и подростков в об­щении со сверстниками, взрослыми, педагогами;

  • компенсаторные потребности детей, вызванные желани­ем за счет дополнительных знаний решить личные проблемы, ле­жащие в сфере обучения или общения;

  • профориентационные прагматические потребности школь­ников, связанные с установкой на допрофессиональную подго­товку;

  • досуговые потребности детей различных возрастных ка­тегорий, обусловленные стремлением к содержательной органи­зации свободного времени.

Примерная должностная инструкция

социального педагога учреждения дополнительного образования


1. Общие положения.

1.1. Социальный педагог назначается и освобождается от должности директором УДО. На период отпуска или временной нетрудоспособности его обязанности могут быть возложены на одного из сотрудников методического отдела из числа наиболее опытных.

Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора УДО, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

1.2. Социальный педагог должен иметь профессиональное высшее об­разование без предъявления требований к стажу.

1.3. Социальный педагог подчиняется непосредственно заведующему методическим отделом.

1.4. В своей деятельности социальный педагог руководствуется Кон­ституцией Российской Федерации. Законом Российской Федерации «Об об­разовании», Семейным кодексом Российской Федерации, Указами Президен­та Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания детей и подростков; административ­ным, трудовым, хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Ус­тавом и локальными правовыми актами УДО (в том числе Правилами внут­реннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией). Социальный педагог соблюдает про­фессиональный этический кодекс.

1.5. Социальный педагог должен знать: общую и социальную педаго­гику, педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию, осно­вы валеологии и социальной гигиены; социально-педагогические и психоло­гические диагностические методики.

2. Функции

2.1. Организует и руководит взаимодействием родителей, педагогов и воспитанников.

3. Должностные обязанности

3.1. Консультирует:

> педагогов и родителей по вопросам социальной педагогики;

> воспитанников УДО по вопросам профориентации.

3.2. Планирует и организует:

> консультации для педагогов, родителей и воспитанников;

> диагностическую работу по вопросам социальной педагогики;

> лекционные и практические занятия по вопросам социальной пе­дагогики с родителями и педагогами.

3.3. Разрабатывает:

> материалы по проблемам воспитания;


> документы, обеспечивающие реализацию образовательных про­грамм, с учетом современных требований социальной педагогики;

> диагностические карты для воспитанников и родителей;

> документы и материалы по работе с родителями.

3.4. Анализирует:

> результаты диагностических исследований;

> документы и материалы по работе с родителями.

  1. Права

Имеет право:

4.1. Присутствовать на учебных занятиях, тестированиях, просмотрах, спортивно-массовых и досуговых мероприятиях, проводимых с воспитанни­ками УДО.

4.2. Принимать участие в создании стратегических документов, влия­ющих на деятельность в ходе реализации образовательных программ.

4.3. Принимать участие в разработке любых управленческих решений, касающихся вопросов реализации образовательных программ.

4.4. Принимать участие в аттестации педагогов УДО.

4.5. Вносить предложения о поощрении участников учебно-методичес­кой работы.

4.6. Повышать квалификацию.

4.7. Проводить групповые и индивидуальные диагностические обсле­дования и эксперименты для исследовательских целей.

5. Ответственность

5.1. За неисполнение без уважительных причин Устава и Правил внут­реннего распорядка УДО, законных распоряжений директора УДО и иных локальных административных актов, должностных обязанностей, установ­ленных настоящей инструкцией, специалист психологической службы не­сет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым за­конодательством.


6. Взаимоотношения. Связи по должности

6.1. Работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному ди­ректором УДО.

6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и календарный месяц. План работы утверждается заведующим отделом.

6.3. Представляет заведующему отделом письменный отчет о своей деятельности и результатах работы по итогам учебного года.

6.4. Получает от заведующего отделом информацию норматив но-пра­вового и организационно-методического характера, знакомится под распис­ку с соответствующими документами.

6.5. Сотрудничает с администрацией УДО по вопросам обеспечения гуманного отношения к детям для обеспечения индивидуального развития воспитанников на каждом возрастном этапе.

6.6. Сотрудничает с научными, научно-методическими и психологичес­кими объединениями и специалистами для повышения квалификации.

(Н. И. Никитина, М. Ф. Глухова)

Вопрос № 51 Технологии социально-педагогической работы с семьей.

Для профессиональной работы социального педагога важ­ны такие характеристики семьи, как дееспособность и активность.

Дееспособность семьи может быть:

  • ограниченная (в силу психосоматических, возрастных особеннос­тей ее члены неспособны самостоятельно зарабатывать средства к существо­ванию и вписаться в систему социальных отношений; например, семьи пен­сионеров, инвалидов);

  • временно ограниченная (какие-либо особенности членов семьи лишь временно ограничивают социально-экономическую самостоятельность; например, семьи безработных, беженцев);

  • неограниченная (члены семей имеют полный спектр возможнос­тей вписаться в социальное пространство и адаптироваться к изменяющим­ся условиям, не носящим характер социального катаклизма).

Активность семьи характеризует ее ориентацию на наращивание и ак­туализацию ее ресурсов, т. е. степень самообеспечения и самопомощи. Вы­деляют три вида активности:

  • собственно активность (ориентация на свои силы, высокая мобиль­ность, развитие адаптационных способностей);

  • ограниченная активность (ориентация на самообеспечение в ка­кой-либо одной сфере жизнедеятельности);


    • пассивность (ориентация на иждивенчество, низкая мобильность, неразвитость адаптационных способностей).

Линейное планирование работы с семьей

(каждое последующее действие вытекает из предыдущего).

Основные элементы планирования работы с семьей:

1. Сбор первичной информации.

2. Исследование особенностей функционирования семьи.

Комплексный анализ жизнедеятельности семьи.

  • Гомеостаз: семья поддерживает неизменность, уравновешенность семейной системы. Для любой хорошо функционирующей семьи характерен определенный стереотип поведения, поддерживающий гомеостаз. При из­менениях происходит выход из равновесия, что сопровождается стрессом.

  • Правила и нормы — система внутрисемейных правил, касающих­ся прав и обязанностей, поведения членов семьи. При нарушении этих пра­вил возникает стресс, напряженность отношений.

  • Гибкость характеризуется тем, насколько семья способна прини­мать изменения. Гибкая семья хорошо принимает изменения, у ригидной се­мьи изменения сопровождаются стрессом (например, потеря работы).

  • Динамика семейных отношений характеризуется тем, как члены семьи ежедневно общаются между собой.

  • Внешние границы семьи. Система взаимоотношений семьи с ок­ружением (друзья, родственники и т.д.).

  • Внутренние границы семьи. Особенности функционирования под­систем семьи (например, отец — сын, дети между собой, отец — мать, муж — жена и т.д.).

  • Структура власти семьи. В чьих руках власть в семье? Особеннос­ти власти (открытая — скрытая и т.д.).

  • Эмоциональность семьи. Какова эмоциональная шкала семьи? Как выражаются эмоции в семье (бурно, сдержанно, преобладает равнодушие, сочувствие и т.д.)?

  • Ценности и убеждения семьи. В чем заключаются ценности се­мьи, какие убеждения семья разделяет?

  • Роли в семье. Какие роли существуют в семье (например, прими­ритель, защитник, авторитет и т.д.)?

  • Стиль общения семьи. Открытость общения. Как происходит об­щение семьи?

  • Сильные стороны семьи. Какие сильные стороны существуют у се­мьи? Кто является их носителем?