ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.10.2024

Просмотров: 274

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос № 44 Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема: причины, основные понятия.

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей.

Вопрос № 45 Формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

29 Декабря 1995 г. № 223-фз

Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Вопрос № 46 Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема.

Федеральный закон Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной защиты.

Учреждения социальной защиты, составляющие систему социальной защиты населения Москвы, подчинены дсзн Москвы и решают вопросы:

Категории обслуживаемого населения

Виды социальной помощи и услуг

Центры социального обслуживания (цсо)

Стационарные (дома-интернаты) и реабилитационные учреждения социальной защиты.

Социальное обслуживание - мероприятия направленное на предоставление социальных услуг, заключающихся в оказании социальной помощи клиенту для преодоления им трудной жизненной ситуации.

Предназначено для оказания остро нуждающимся семьям и отдельным гражданам услуг социально-экономического характера.

Вопрос № 47 Социально-педагогическая деятельность в дошкольных образовательных учреждениях.

В) просвещение

В) просвещение

Вопрос № 48 Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях

Вопрос № 49 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях начального профессионального образования.

Методы работы социального педагога

Вопрос № 50 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования.

1. Общие положения.

2. Функции

3. Должностные обязанности

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Вопрос № 51 Технологии социально-педагогической работы с семьей.

1. Сбор первичной информации.

2. Исследование особенностей функционирования семьи.

3. Определение цели работы.

Ведения документации социальным педагогом.

Формы работы социального педагога с семьей

Методика работы с различными категориями семей.

Вопрос № 52 Понятие метода и методики социально-педагогической деятельности. Комплексное использование всех групп методов организации социально-педагогической деятельности.

Различные подходы к классификации методов работы социального педагога.

Вопрос № 53 Понятие и общая характеристика социально-педагогических технологий.

Виды социально-педагогических технологий.

Вопрос № 54 Структура и содержание социально-педагогических технологий.

Вопрос № 55 Диагностические технологии в работе социального педагога: направления, методы, методики, этапы и процедуры.

Методика диагностики личности

Методика диагностики семьи

Методика диагностики подростковых и юношеских групп

Методика диагностики микросреды

Профессионально-этические нормы работы социального педагога в психолого-педагогической диагностической деятельности.

Вопрос № 56 Профориентационная работа в образовательном учреждении: направления, формы и методы. Диагностические профориентационные методы в работе социального педагога.

Профессиональное просвещение

Вопрос № 57 Технологии социально-педагогической работы с личностью и группой (технологии реабилитации, коррекции, адаптации).

1. Определение исходного реабилитационного потенциала:

2. Составление индивидуальной комплексной программы ре­абилитации:

3. Реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка:

Вопрос № 58 Консультирование в системе методов работы социального педагога.

Этапы ведения консультативной беседы

Этап 1. Знакомство с клиентом и начало беседы

Этап 2. Распрос клиента.

Деятельность консультанта на подэтапе

Этап 3. Оказание воздействия

Деятельность консультанта на подэтапе

Этап 4. Завершение консультативной беседы

Вопрос № 59 Технология социального посредничества в решении комплекса проблем детей и подростков.

60. Технология организации досуга. Использование игровых технологий в организации досуга.

61.Детские и молодежные субкультуры в социализации детей и подростков. Методика и технология работы сп с детскими и молодежными организациями.

Типология неформальных подростковых молодежных групп (по к. В. Седых)

62.Направления и функции досуговой деятельности в образовательном

(Елизаров А. Н.)

Вопрос № 59 Технология социального посредничества в решении комплекса проблем детей и подростков.

Социально-педагогические технология– один из сложившихся на основе предшествующего опыта или выявленных и обоснованных путей достижения определенной социально-педагогической цели. (Л. В. Мардахаев) Она может рассматриваться: как описание этапов, методов и средств социально-педагогической деятельности, обеспечивающих достижение определенного результата.

Социальное посредничество – это содействие достижению согласия между социальными субъектами для решения социальных проблем одного из них и оказания ему помощи. В роли такого субъекта может выступать группа, коллектив, отдельная личность. Рассмотрим технологию социального посредничества в решении комплекса проблем детей и подростков.

Для решения социальных проблем могут привлекаться несколько субъектов (государственное социальное учреждение, общественные организации, коммерческие структуры, специалисты и т. д.). Быть социальным посредником – значит объяснять интересы и взгляды одной стороны другой.

В социально-педагогической практике посредничество реализуется в следующих формах:

  • Посредничество в решении правовых, бытовых, медико-реабилитационных проблем подростков.

Участие в оформлении опеки (попечительство), взаимодействие с инстанциями при решении вопросов о защите имущественных прав несовершеннолетнего, участие в дознании и судопроизводстве по правонарушениям, совершенным несовершеннолетним и т. п.

  • Социально-педагогическое посредничество

Суть данного посредничества состоит в обеспечении педагогически целесообразных взаимодействий между личностью, группой, семьей, обществом, государством. Согласно методическому письму «О социально-педагогической работе с детьми» социальный педагог- это прежде всего посредник, связующее звено между личностью ребенка (в данном случае) и государственно-общественными социальными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о ребенке и его семье.

Логику деятельности социально педагога в посредничестве можно представить следующим образом:

А) диагностика проблемы, оценка возможностей ее решения, соотнесение с имеющейся информацией о характере услуг, которые оказываются населению различными организациями и учреждениями;


Б) выбор учреждения, способного наилучшим образом решить проблему, рекомендация его клиенту;

В) помощь в установлении контакта, содействие приему подростка в соответствующем учреждении, организации, у специалиста;

Г) проверка результативности контакта, продвижения в решении проблемы. С этой целью необходимо организовать обратную связь с клиентом и/или специалистами учреждения. Пока контакт не станет прочным, социальный педагог должен держать ситуацию под контролем.

При посредничестве возникает необходимость в договоре.Договор представляет собой результат процесса переговоров. Он может быть устный или письменный, официальный или неофициальный, двусторонний (социальный педагог - клиент) или трехсторонний (социальный педагог -специалист (учреждение) – клиент). Цель договора – разъяснить сторонам различные аспекты предоставляемых услуг. Договор об услуг в целом не носит юридического характера. С некоторыми клиентами очень трудно достичь соглашения. В таком случае задача социального педагога – дипломатично обсудить болезненно-чувствительные проблемы клиента. Он должен всячески способствовать достижению соглашения с клиентом и помогать ему и обоим сторонам следовать правилам договора.

Предметом договора может быть:

  • цель проводимой работы, ключевые проблемы

  • задачи предоставляемых услуг

  • временные рамки совместной деятельности

  • различные процедуры или специальные методики, которые будут использоваться

  • особые требования социального центра или службы (например, о часах работы, о специалистах, о необходимости сообщения в суд или другие службы и т. п.)

(Шакурова М. В.)


60. Технология организации досуга. Использование игровых технологий в организации досуга.

Дополнительное образование детей – особое самостоятельное образование, изначально ориентированное на свободный выбор ребенком видов и форм деятельности, формирование его собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации и способностей.

Оно охватывает:

  • сферу свободного времени ребенка

  • сферу реализации познавательных интересов личности (это определяет особенности организации системы доп.образования.)

Особенности:

-это рационально организованный досуг

-учет потребностей семьи, общества, ребенка.

-учет прав ребенка

-учет социально-демографической ситуации региона

Совместно с общеобразовательными учреждениями доп.образование составляет целостную образовательную систему, в которой ребенок развивается. Система доп.образования включает в себя 2 основные части:

1.доп.образование в специализированных учреждениях

2. доп.образование на базе общеобразовательных учреждений.

Организация деятельности

- организует деятельность в течение всего года и имеет семидневную рабочую неделю.

Модификации:

1. По направленности: многопрофильные и профильные

2. По времени существования: долговременные и временные

3. По типам:

  • Центр творчества (деятельность в своем учреждении и округах)

  • Дворец или дом творчества (специально построенное учреждение)

  • Станция (профильное учреждение, специально оборудованное для обучения по профильным программам, для ведения наблюдения и исследования)

  • Школа (спортивная, музыкальная, театральная)- профильное учреждение.

  • Студия (сочетает в работе учебную, экспериментальную, практическую деятельность.)

  • Клуб (совместная деятельность, отдых, общение, развлечение)

  • Детский лагерь- временное учреждение, специально оборудованное.

  • Детский парк (природная среда или парковая зона.

61.Детские и молодежные субкультуры в социализации детей и подростков. Методика и технология работы сп с детскими и молодежными организациями.

В последние три-четыре десятилетия устойчивый интерес исследователей вызывают молодежные субкультуры. Связано это, наверное, с тем обстоятельством, что молодежные субкультуры, или часть их стали важным средством эволюционного обновления современного общества.


Социально-педагогические аспекты субкультуры как фактора социализации рассмотрены в трудах И. А. Баевой, Л. А. Регуша, В. А. Мудрика, Е. Н. Чесноковой.

По мнению А. В. Мудрика, субкультура(от латинскогоsub– под иcultura– возделывание, воспитание, развитие) – совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т. п.), влияющих на стиль жизни и мышление определённых номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представлений социума).

Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные и социальные слои населения, профессиональные группы, религиозные секты, сексуальные меньшинства, массовые неформальные течения (хиппи, «фанаты», и т. п.), преступные группы и организации, любители определённых занятий (охотники, рыбаки, филателисты, нумизматы и т. п.).

Субкультура – это автономное относительно целостное образование. Она включает в себя ряд более или менее ярко выраженных признаков: специфический набор ценностных ориентаций, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношения, а также статусная структура; набор предпочитаемых источников информации; своеобразные увлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения; жаргон; фольклор.


Типология неформальных подростковых молодежных групп (по к. В. Седых)

Направленность

Влияние на

личность

Содержание деятельности

Структура организации

Просоциальная

Положительная

Общественно полезная деятельность

Демократическая

Асоциальная

Индифферентное

Совместные развлечения (коллекционирование, музыка и т. п.)

Анархическая

Антисоциальная

отрицательное

Общественно опасная (правонарушения, пьянство и т. п.)

Аутократическая, авторитарная

Психологическим основанием возникновения подростково-молодежных групп (группировок) является одна из ведущих поведенческих реакций данного возрастного периода —реакция группирования со сверстниками.

Процесс вхождения (примыкания) подавляющего большинства подростков в ту или иную неформальную молодежную группу можно отразить как процесс последовательного удовлетворения базовых потребностей человека: потребностей в самоутверждении и общении.

Следует особо отметить тот факт, что неформальная среда общения порой является для подростка единственной сферой социализации. Нередко, имея сложные взаимоотношения в семье или не посещая регулярно какое-либо внешкольное учреждение, подросток вынужден примыкать к той или иной группе (группировке), автоматически принимая систему ее норм и ценностей, которая не всегда оказывается социально положительной. Для очень большого числа подростков ценностные ориентации и моральные принципы, проповедуемые референтно значимой группой, являются личностно значимыми, причем эта значимость намного превосходит в сознании подростка «семейные» и «школьные» нормы и ценности. Именно этим во многом объясняется низкая эффективность воспитательных мер воздействия на трудного подростка: в его сознании совершенное им объективно негативное действие таковым не является, так как является одобряемым с точки зрения референтной группы.