ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.10.2024
Просмотров: 385
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос № 44 Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема: причины, основные понятия.
Социально-педагогическая деятельность в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей.
Вопрос № 45 Формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
Вопрос № 46 Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема.
Федеральный закон Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной защиты.
Категории обслуживаемого населения
Виды социальной помощи и услуг
Центры социального обслуживания (цсо)
Стационарные (дома-интернаты) и реабилитационные учреждения социальной защиты.
Вопрос № 47 Социально-педагогическая деятельность в дошкольных образовательных учреждениях.
Вопрос № 48 Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях
Методы работы социального педагога
Вопрос № 50 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
Вопрос № 51 Технологии социально-педагогической работы с семьей.
2. Исследование особенностей функционирования семьи.
Ведения документации социальным педагогом.
Формы работы социального педагога с семьей
Методика работы с различными категориями семей.
Различные подходы к классификации методов работы социального педагога.
Вопрос № 53 Понятие и общая характеристика социально-педагогических технологий.
Виды социально-педагогических технологий.
Вопрос № 54 Структура и содержание социально-педагогических технологий.
Методика диагностики подростковых и юношеских групп
Методика диагностики микросреды
1. Определение исходного реабилитационного потенциала:
2. Составление индивидуальной комплексной программы реабилитации:
3. Реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка:
Вопрос № 58 Консультирование в системе методов работы социального педагога.
Этапы ведения консультативной беседы
Этап 1. Знакомство с клиентом и начало беседы
Деятельность консультанта на подэтапе
Деятельность консультанта на подэтапе
Этап 4. Завершение консультативной беседы
Вопрос № 59 Технология социального посредничества в решении комплекса проблем детей и подростков.
60. Технология организации досуга. Использование игровых технологий в организации досуга.
Типология неформальных подростковых молодежных групп (по к. В. Седых)
62.Направления и функции досуговой деятельности в образовательном
Профессиональная пригодность - это уровень соответствия физических качеств и психофизических особенностей человека профессиональным требования [Кулагина И. Ю., 1996]. Если эти качества и особенности не достигают нужных требований, происходит перегрузка. Это случай профессиональной неполноценности, от которой страдают и общество и личность.
Социально-профессиональная адаптация молодежи.
Профессиональная адаптация - важнейший этап процесса профессионального самоопределения человека. На этом этапе выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы оказались реальными. Поэтому адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с молодежью.
В профессиональной адаптации можно выделить две взаимосвязанные стороны: профессиональную и социально- психологическую.
“Профессиональная адаптация включает в себя овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, умением быстро ориентироваться в различных производственных ситуациях, контролировать и программировать свои действия” [Кулагина И. Ю., 1996].
“Социально-психологическая адаптация заключается в приспособлении молодого работника к правилам поведения, действующим в конкретной социально-профессиональной группе. Сюда входит ознакомление с целями и задачами коллектива, его традициями, отношениями между руководителями и подчиненными и т.п.” [Кулагина И. Ю., 1996].
Профессиональное воспитание учащихся.
“В процессе профессионального становления будущего квалифицированного рабочего можно выделить три четко выраженных периода:
1. Период поступления в профессиональное учебное заведение (профессиональная ориентация в школе, мотивированный выбор старшеклассниками той или иной профессии, профессиональное обучение).
2. Период обучения в профессиональном учебном заведении (овладение соответствующими теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, предварительная апробация правильности выбора, развитие профессиональных способностей).
3. Начало трудовой деятельности (профессиональная адаптация в период прохождения производственной практики, закрепление и развитие полученных в школе, профтехучилище, техникуме, вузе умений и навыков, приобретение опыта работы, окончательное утверждение в избранной профессии)” [Кулагина И. Ю., 1996].
Вопрос № 57 Технологии социально-педагогической работы с личностью и группой (технологии реабилитации, коррекции, адаптации).
В профессиональной деятельности социального педагога особое место занимает реабилитационная, коррекционная и адаптационная работа с подопечными.
Реабилитация — комплекс медицинских, социально-экономических, педагогических, юридических мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций, дефекта, социального отклонения.
Процесс реабилитации нацелен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и на определенные изменения самой среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам.
Основные принципы осуществления реабилитации: дифферен-цированность, комплексность, последовательность, преемственность, доступность и преимущественно бесплатность для наиболее нуждающихся (беженцев, безработных, инвалидов и др.).
Основные этапы индивидуальной реабилитационной работы с воспитанником (по Б.А. Кугану)
1. Определение исходного реабилитационного потенциала:
социально-бытовой аспект — оценка возможностей развития социально-бытовых навыков;
медико-физиологический аспект — первичное медицинское обследование, сбор анамнестических данных;
медико-психологический аспект — выявление острых психологических проблем, сбор психологического анамнеза, оказание психологической поддержки при наличии кризисного состояния;
педагогический аспект — определение уровня образовательной подготовки, составление рекомендаций по обучению, выявление педагогических проблем;
социально-трудовой аспект — выявление отношений к трудовой деятельности, определение профессиональных интересов.
2. Составление индивидуальной комплексной программы реабилитации:
социально-бытовой аспект — развитие навыков социально-бытового самообслуживания;
медико-физиологический аспект — составление комплекса медицинских реабилитационных мероприятий;
психологический аспект — подбор комплекса индивидуально-ориентированных методик психокоррекции, психотерапии;
педагогический аспект — разработка индивидуального плана обучения, воспитания (в частности, физического, нравственного, интеллектуального, эстетического, трудового, правового воспитания);
социально-трудовой аспект — разработка плана трудового обучения.
3. Реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка:
социально-бытовой аспект — адаптация ребенка к условиям жизни учреждения, социально-бытовое обучение и воспитание;
медико-физиологический аспект — периодическое медицинское обследование, назначение курсов медикаментозногои физиотерапевтического лечения, направление на санаторно-курортное лечение;
психологический аспект — периодическая психологическая диагностика, психокоррекция и психотерапия выявленных нарушений адаптации, индивидуальное психологическое консультирование, включение в группу психологического тренинга;
педагогический аспект — реализация индивидуального плана обучения и воспитания;
социально-трудовой аспект — профессиональная ориентация, воспитание положительного отношения к труду, трудовое обучение.
В системе средств социально-педагогической реабилитации ведущая роль отводится созданию ситуации успеха, уменьшению эмоциональной значимости проблемной (конфликтной, кризисной) ситуации.
Социально-педагогическая коррекция —деятельность специалиста по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям, нормам.
Основные функции коррекции (по А.И. Кочетову):
восстановительная — восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у воспитанника до появления дезадаптации, обращение к предыдущему положительному социальному опыту;
компенсаторная — формирование у подопечного стремления компенсировать ситуации неуспеха в одной сфере жизни успехом в увлекающей его деятельности;
стимулирующая — активизация положительной социально полезной деятельности воспитанника, оказание эмоциональной поддержки, небезразличное отношение социального педагога к личности подопечного, его поступкам;
исправительная — исправление отрицательных качеств, использование методов коррекции поведения (убеждение, пример, тренинги, психотерапевтические методики, включение в группу поддержки).
Под адаптациейпонимают процесс и результат взаимодействия индивида (группы) с кардинально меняющейся средой, в ходе которого постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон.
Можно выделить четыре вида адаптации человека: биологическую, физиологическую, психологическую, социальную. Они тесно взаимосвязаны, но иногда могут иметь относительную независимость или приобретать временный приоритет.
Социальная адаптация является важнейшим механизмом социализации. Но если социализация представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает, что в относительно короткий промежуток времени личность или группа активно осваивает новую социальную среду, которая возникает либо в результате социального или территориального перемещения, либо при изменении социальных условий.
Процесс социальной адаптации необходимо рассматривать на трех уровнях:общество (макросреда), социальная группа (микросреда), сам индивид (внутриличностная адаптация) — стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидуумов.
Социальная адаптация на уровне отдельных личностей включает:
реализацию механизма взаимодействия личности с микросредой путем определенного приспособления к ней через общение, поведение, деятельность;
усвоение норм, моральных ценностей ближайшего позитивного социального окружения путем их рационального осознания или путем интериоризации;
достижение состояния адаптированности субъекта путем установления динамичного равновесия между его личностными установками и ожиданиями социальной среды при наличии контроля с ее стороны.
Существуют следующие механизмы социально-психологической адаптации личности:
когнитивный (включает все психические процессы, связанные с познанием: ощущения, восприятие и т. д.);
эмоциональный (включает различные чувства, эмоциональные состояния: беспокойство, сочувствие, осуждение, тревога и т. д.);
поведенческий (определенная целенаправленная деятельность человека в социальной практике).
В процессе адаптации человек входит в широкую систему профессиональных, деловых, межличностных, социальных отношений, которые позволяют ему приспособиться к условиям социума. Система социальной адаптации включает разные виды адаптивных процессов: бытовая и досуговая адаптация; производственная и профессиональная; политическая и экономическая; адаптация к формам общественного сознания (наука, религия, искусство, мораль и пр.); к природе и др. Любой вид социальной адаптации требует от человека определенных способностей. Характер и степень адаптации (либо дезадаптации) личности зависит во многом от биологических, физиологических, психических свойств человека и его социального развития.