ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.10.2024

Просмотров: 281

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос № 44 Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема: причины, основные понятия.

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей.

Вопрос № 45 Формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

29 Декабря 1995 г. № 223-фз

Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Вопрос № 46 Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема.

Федеральный закон Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной защиты.

Учреждения социальной защиты, составляющие систему социальной защиты населения Москвы, подчинены дсзн Москвы и решают вопросы:

Категории обслуживаемого населения

Виды социальной помощи и услуг

Центры социального обслуживания (цсо)

Стационарные (дома-интернаты) и реабилитационные учреждения социальной защиты.

Социальное обслуживание - мероприятия направленное на предоставление социальных услуг, заключающихся в оказании социальной помощи клиенту для преодоления им трудной жизненной ситуации.

Предназначено для оказания остро нуждающимся семьям и отдельным гражданам услуг социально-экономического характера.

Вопрос № 47 Социально-педагогическая деятельность в дошкольных образовательных учреждениях.

В) просвещение

В) просвещение

Вопрос № 48 Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях

Вопрос № 49 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях начального профессионального образования.

Методы работы социального педагога

Вопрос № 50 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования.

1. Общие положения.

2. Функции

3. Должностные обязанности

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Вопрос № 51 Технологии социально-педагогической работы с семьей.

1. Сбор первичной информации.

2. Исследование особенностей функционирования семьи.

3. Определение цели работы.

Ведения документации социальным педагогом.

Формы работы социального педагога с семьей

Методика работы с различными категориями семей.

Вопрос № 52 Понятие метода и методики социально-педагогической деятельности. Комплексное использование всех групп методов организации социально-педагогической деятельности.

Различные подходы к классификации методов работы социального педагога.

Вопрос № 53 Понятие и общая характеристика социально-педагогических технологий.

Виды социально-педагогических технологий.

Вопрос № 54 Структура и содержание социально-педагогических технологий.

Вопрос № 55 Диагностические технологии в работе социального педагога: направления, методы, методики, этапы и процедуры.

Методика диагностики личности

Методика диагностики семьи

Методика диагностики подростковых и юношеских групп

Методика диагностики микросреды

Профессионально-этические нормы работы социального педагога в психолого-педагогической диагностической деятельности.

Вопрос № 56 Профориентационная работа в образовательном учреждении: направления, формы и методы. Диагностические профориентационные методы в работе социального педагога.

Профессиональное просвещение

Вопрос № 57 Технологии социально-педагогической работы с личностью и группой (технологии реабилитации, коррекции, адаптации).

1. Определение исходного реабилитационного потенциала:

2. Составление индивидуальной комплексной программы ре­абилитации:

3. Реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка:

Вопрос № 58 Консультирование в системе методов работы социального педагога.

Этапы ведения консультативной беседы

Этап 1. Знакомство с клиентом и начало беседы

Этап 2. Распрос клиента.

Деятельность консультанта на подэтапе

Этап 3. Оказание воздействия

Деятельность консультанта на подэтапе

Этап 4. Завершение консультативной беседы

Вопрос № 59 Технология социального посредничества в решении комплекса проблем детей и подростков.

60. Технология организации досуга. Использование игровых технологий в организации досуга.

61.Детские и молодежные субкультуры в социализации детей и подростков. Методика и технология работы сп с детскими и молодежными организациями.

Типология неформальных подростковых молодежных групп (по к. В. Седых)

62.Направления и функции досуговой деятельности в образовательном

Обязательной документацией для социального педагога см. по аналогии вопроса № 47.

Основные направления работы социального педагога в ДОУ:

1) Работа с ребенком

А) диагностическая работа

Б) коррекционная работа

2) Работа с семьей

А) диагностическая работа

Б) консультирование

В) просвещение

Г) коррекционная работа

3) Работа с педагогами

А) диагностическая работа

Б) консультирование

В) просвещение

Г) коррекционная работа

4) Работа в социуме

А) диагностическая работа

Б) консультирование

В) просвещение

Более подробно работа социального педагога представлена в примерном плане (выделено жирным цветом):

Планы работ социальных служб

Вид работы

Сроки

Ответственный

Работа с ребенком

1. Диагностическое направление:

- диагностика интеллектуального развития;

Сентябрь

Психолог

- диагностика уровня воспитанности;

Ноябрь

Социальный

- диагностика социального статуса в группе;

Май

педагог

- диагностика физического здоровья ребенка;

Декабрь

Врач

- диагностика психического здоровья ребенка;

Сентябрь

- диагностика положения ребенка в семье (КРС);

Ноябрь

Социальный

- диагностика личностных особенностей (характерологические

Май

педагог

особенности, эмоционально- волевая сфера)

Декабрь

2. Коррекционная работа:

- индивидуальная работа психолога на основе диагностики;

В течение

Социальный

- групповые занятия по развитию интеллектуальных способностей;

года

педагог

- индивидуальные и групповые занятия по коррекции эмоционально-

Психолог,

волевой сферы;

воспитатель

- индивидуальная группа занятия по коррекции характерологических

Кружки,

особенностей;

- работа по коррекции социального статуса;

- развитие коммуникационных качеств ребенка;

- индивидуальная группа коррекции физического, психического здоровья

В течение

Воспитатель

года

Работа с семьей

1. Диагностические направления:

1 . Диагностика стиля семейного воспитания

Май-

Психолог

2. Диагностика взаимоотношений в семье

сентябрь

3. Составление паспорта семьи

Октябрь

4. Диагностика психического здоровья

Ноябрь

5. Диагностика физического здоровья

Ноябрь

Врачи

6. Диагностика социального статуса семей

Декабрь

Соц. педагог

7. Диагностика психолого-педагогических потребностей родителей

В течение

Психолог

8. Дифференциация семей на типы

года

9. Оформление документации

2. Консультирование:

1 . Консультация по итогам психологической диагностики детей

В течение

Психолог

2. Консультация по итогам медицинской диагностики

года

Социальный

3. Консультация по итогам диагностики семей

педагог

4. Консультация по итогам медицинского обследования семей

Врачи

5. Консультация по проблемам взаимоотношения детей, родителей и

Воспитатели

Воспитателей

6. Консультация специалистов по возникающим проблемам

Психолог

3. Просвещение:

1 . Цикл бесед для родителей:

В течение

а) возрастные особенности дошкольников;

года

Воспитатель

б) проблемы воспитания дошкольников;

Психолог

в) физическое здоровье дошкольников;

Врач

г) психологическое здоровье дошкольников;

Соц. педагог

д) половое воспитание дошкольников;

Психолог

е) нравственно-психологическая атмосфера семьи

Педагог

4. Коррекционная работа:

1 . Индивид. работа психолога по проблемам воспитания ребенка в семье

В течение

Психолог

2. Групповая работа с различными типами семей (на основе дифференциации)

года

Социальный педагог

3. Групповая работа по проблемам оздоровления детей с определенными нарушениями

Сентябрь

Врач

4. Индивидуальная работа врачей с родителями

Октябрь

5. Совместная работа родителей и детей

Декабрь

Соц. педагог

Работа с педагогами

1. Диагностическое направление:

1 . Диагностика психолого-педагогических знаний, умений, навыков

В течение

Педагог

2. Диагностика психологического здоровья

года

3. Диагностика физического здоровья

Врачи

4. Диагностика коммуникативных способностей

Психолог

5. Оформление документации

Соц. педагог

2. Консультирование:

1 . Консультирование по итогам диагностики педагогов.

В течение

Психолог

2. Консультирование по итогам диагностики детей.

года

Соц. педагог

3. Консультирование по итогам диагностики родителей.

Воспитатель

4. Консультирование по возникшим проблемам.

Психолог

3. Просвещение:

1. Учебно-методические семинары по проблемам:

Февраль

Психолог

а) психические, физические особенности дошкольников;

Психолог Врач

б) индивидуальный подход к воспитанию ребенка;

Март

в) семья, как фактор социализации личности ребенка;

Апрель

г) дезадаптация детей дошкольного возраста

д) проблемы валеологического воспитания в условиях д/с

Врач, психолог

4. Коррекционная работа:

1 . Индивидуальная работа с педагогами по проблемам работы с детьми

В течение

Воспитатель

2. Индивидуальная работа с педагогами, воспитателями

года

Психолог

3. Работа специалистов с педагогами и воспитателями по психолого-

В течение

Социальный

педагогическим занятиям

года

педагог

Работа в социуме

1. Диагностическое направление:

1 . Составление паспорта микрорайона

Декабрь

Соц. педагог

2. Консультирование:

1. Консультирование жителей микрорайона по психолого-педагогическим,

В течение

Психолог,

медицинским проблемам.

года

врач

3. Просвещение:

1 . Цикл лекций для жителей микрорайона

В течение года

Соц. педагог


(В. Н. Гуров)


Вопрос № 48 Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях

Школа одно из традиционных мест деятельности социальных педагогов. Введение ставки социального педагога в школе определяется ст. 55 Федерального закона РФ «Об образовании». Социальный педагог является равноправным членом педагогического коллектива. Он принимает участие в работе педагогических советов и методических объединений.

График работы социального педагога утверждается руководителем образовательного учреждения. Шакурова М. В., 2002

Исходя из должностных обязанностей с.п. (см. вопрос № 9.), можно выделить следующие основные направления социально-педагогической работы в образовательном учреждении:

  • Помощь семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком;

  • Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение учреждения;

  • Привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций;

  • Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтных ситуаций, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающие интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;

  • Индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей и педагогов, администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятия стресса, воспитания детей в семье и т.п.

  • Выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организацией;

  • Помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми, в выявлении проблем в учебно-воспитательной работе и определении мер их преодоления;

  • Проектирование, разработка планов и программ по различным направлениям деятельности образовательного учреждения;

  • Пропаганда и разъяснение прав детей, семьи, педагогов;

  • Решение практических вопросов обеспечения учебно-воспитательной работы за пределами расписания учебных занятий.

В выше описанных направлениях деятельности отражены все функции с. п., которые он реализуют в своей работе в общеобразовательном учреждении. ( функции см. вопрос № 8)


Однако сам выбор мероприятий не произволен, а обусловлен предварительно полученными данными, которые нуждаются в анализе и социально-педагогической интерпретации. Поэтому определенное время в деятельности социального педагога, особенно на начальном этапе, занимает изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обучающихся и социальной микросреды, условий жизни. В процессе изучения выявляются интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, типология семей, их социокультурный и педагогический портрет и др. Поэтому в методическом багаже социального педагога значительное место занимают диагностические методики: тесты, опросники, анкеты и др.

Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи, общения и отношений людей, социальный педагог дифференцирует выявленные проблемы и «выводит» на их решение психологов, социальных работников, врачей, юристов, представителей органов власти и общественности (посредническая функция). Для этого необходимы налаженные связи социального педагога с различными социальными службами микрорайона, района, города, учреждениями и общественными объединениями, хорошее знание структур и круга обязанностей административных органов, их местонахождение и телефоны. Только при этих условиях можно оказать действительно эффективную помощь детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, трудоустройстве, лечении, отдыхе, материальной помощи, психокоррекции, патронаже, обеспечении жильем, пособиями, пенсиями и других видах социальной помощи.

Важное место в деятельности социального педагога занимают стимулирование, разработка и собственно развитие социально ценной деятельности обучающихся и взрослых, поддержка социальных инициатив, мероприятий, акций, социальных проектов и программ.

Под социальной инициативой понимается деятельность, направленная на преобразование социокультурной среды в интересах гармонизации социального поля ребенка, учитывающая историко-культурный опыт и современное состояние теории и практики социально-педагогической работы. Например: помощь в деятельности детско-молодежных общественных объединений через регулярно организуемые сборы; разработке и проведению системы мероприятий, обеспечивающих новое наполнение внеурочной воспитательной работы с учащимися; решению вопросов занятости детей и молодежи, оказанию помощи в самостоятельной организации досуга и развлечений.


В конечном счете вся деятельность социального педагога должна способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечению охраны их жизни и здоровья, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

Обязательной документацией для социального педагога является:

1. Социально-педагогическая характеристика микрорайона.

2. Медико-психолого-педагогическая характеристика клиентов (Эти документы относятся к числу документов для внутреннего пользования и не подлежат широкой огласке).

3. Перспективный план работы на год, утвержденный директором школы, план работы на месяц.

5. Журнал тематических групповых консультаций, журнал индивидуальных консультаций для отдельных групп населения; журнал социального педагога (запись каждодневной деятельности)

6. Программы на школу по отдельным направлениям социально-педагогической работы (Программа по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних средней общеобразовательной школы на год и т. д.) ;

7. Документация: по учету правонарушений, по внутришкольному учет детей и семей «группы риска»; по освоению индивидуальных образовательных маршрутов детьми, стоящими на внутришкольном контроле; по контролю за движением учащихся; действий и результатов преодоления нарушений;

8. Документация по вопросам опеки и попечительства, регистрации по месту жительства и трудоустройству, защите прав ребенка в органах МВД и судебных органах;

9. Журнал учета обращений родителей, учителей, учащихся и разрешение поставленных ими проблем;

10. Данные по изучению социального состава семей, социального портрета ученика, класса, школы, социальных ожиданий родителей, учащихся, педагогов, как субъектов образовательного процесса;

11.Методические рекомендации для родителей;

12.Методические рекомендации для классных руководителей, учителей по решению проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях;

13.Систематизированная информация по городским и районным службам для родителей и детей о возможных путях решения их проблем.

Литература: Семенова Г. С. Методика работы социального педагога, 2003

Социальный педагог в своей работе взаимодействует: