ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.10.2024

Просмотров: 418

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос № 44 Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема: причины, основные понятия.

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей.

Вопрос № 45 Формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

29 Декабря 1995 г. № 223-фз

Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Вопрос № 46 Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема.

Федеральный закон Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной защиты.

Учреждения социальной защиты, составляющие систему социальной защиты населения Москвы, подчинены дсзн Москвы и решают вопросы:

Категории обслуживаемого населения

Виды социальной помощи и услуг

Центры социального обслуживания (цсо)

Стационарные (дома-интернаты) и реабилитационные учреждения социальной защиты.

Социальное обслуживание - мероприятия направленное на предоставление социальных услуг, заключающихся в оказании социальной помощи клиенту для преодоления им трудной жизненной ситуации.

Предназначено для оказания остро нуждающимся семьям и отдельным гражданам услуг социально-экономического характера.

Вопрос № 47 Социально-педагогическая деятельность в дошкольных образовательных учреждениях.

В) просвещение

В) просвещение

Вопрос № 48 Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях

Вопрос № 49 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях начального профессионального образования.

Методы работы социального педагога

Вопрос № 50 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования.

1. Общие положения.

2. Функции

3. Должностные обязанности

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Вопрос № 51 Технологии социально-педагогической работы с семьей.

1. Сбор первичной информации.

2. Исследование особенностей функционирования семьи.

3. Определение цели работы.

Ведения документации социальным педагогом.

Формы работы социального педагога с семьей

Методика работы с различными категориями семей.

Вопрос № 52 Понятие метода и методики социально-педагогической деятельности. Комплексное использование всех групп методов организации социально-педагогической деятельности.

Различные подходы к классификации методов работы социального педагога.

Вопрос № 53 Понятие и общая характеристика социально-педагогических технологий.

Виды социально-педагогических технологий.

Вопрос № 54 Структура и содержание социально-педагогических технологий.

Вопрос № 55 Диагностические технологии в работе социального педагога: направления, методы, методики, этапы и процедуры.

Методика диагностики личности

Методика диагностики семьи

Методика диагностики подростковых и юношеских групп

Методика диагностики микросреды

Профессионально-этические нормы работы социального педагога в психолого-педагогической диагностической деятельности.

Вопрос № 56 Профориентационная работа в образовательном учреждении: направления, формы и методы. Диагностические профориентационные методы в работе социального педагога.

Профессиональное просвещение

Вопрос № 57 Технологии социально-педагогической работы с личностью и группой (технологии реабилитации, коррекции, адаптации).

1. Определение исходного реабилитационного потенциала:

2. Составление индивидуальной комплексной программы ре­абилитации:

3. Реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка:

Вопрос № 58 Консультирование в системе методов работы социального педагога.

Этапы ведения консультативной беседы

Этап 1. Знакомство с клиентом и начало беседы

Этап 2. Распрос клиента.

Деятельность консультанта на подэтапе

Этап 3. Оказание воздействия

Деятельность консультанта на подэтапе

Этап 4. Завершение консультативной беседы

Вопрос № 59 Технология социального посредничества в решении комплекса проблем детей и подростков.

60. Технология организации досуга. Использование игровых технологий в организации досуга.

61.Детские и молодежные субкультуры в социализации детей и подростков. Методика и технология работы сп с детскими и молодежными организациями.

Типология неформальных подростковых молодежных групп (по к. В. Седых)

62.Направления и функции досуговой деятельности в образовательном

3. Определение цели работы.

У социального педагога су­ществуют профессиональные цели в отношении семьи. Однако он должен учитывать, что у семьи есть собственные цели (даже если они первоначально имеют форму проблем). Социальному педагогу необходимо определить­ся: в чьих целях он собирается работать? Скорее всего, семья не будет активно сотрудничать с социальным педагогом в достижении только его целей.

Согласование целей — процесс, когда сформулированные семьей и про­фессионалом цели сравниваются, выделяются общие составляющие. Это по­хоже на процесс ведения деловых переговоров, где обе стороны равны.

Основные этапы формулирования целей в работе с семьей.

  • Установление контакта с семьей.

  • Сообщение семье общей установки, направлений совместной де­ятельности.

  • Составление перечня того, в чем нуждается семья.

  • Помощь семье в формулировке целей работы со специалистами (при необходимости проблему семьи социальный педагог переформулирует в цель).

  • Помощь семье в определении приоритета целей и задач совмест­ной работы (что является первоочередным, самым важным)?

  • Формулировка общей цели (семья, социальный педагог, предста­вители соответствующих служб).

Требования к целям: реалистичность;соответствие возможностям членов семьи; достижимость для членов семьи; учет специфики социального окружения семьи; соответствие функциям и возможностям социального педагога; соответствие собственным целям семьи;измеримость результата достижения цели по конкретным показателям.

4. Конкретные действия по улучшению проблемной ситуации.

5. Ведение семейного случая.

6. Определение временных рамок случая.

7. Процедура закрытия случая.

Ведения документации социальным педагогом.

Семейный план это своеобразный дневник, где отражены все ос­новные моменты работы с семьей.

Основные элементы семейного плана:

  • описание ситуации/проблемы;

  • описание семьи (исследование семьи);

  • цели случая (семьи, социального педагога, служб);

  • возможности, умения членов семьи, необходимые для разреше­ния ситуации;

  • действия (кто, что будет делать) и время выполнения действий; показатели (критерии) окончания (пересмотра) работы (случая).


Показатели эффек­тивности работы педагога с семьей: появление интереса у родителей к содержанию занятий, возник­новение дискуссий по инициативе самих родителей, увеличение количества и качества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внут­реннего мира, отношения с окружающими; стремление родителей к сотруд­ничеству.

Формы работы социального педагога с семьей

Условно формы работы социального педагога с семьей можно раз­делить на:

Индивидуальные (беседы, консультирование, посещение семьи).

Индивидуальная работа с родителями начинается, как прави­ло, с обстоятельной беседы по поводу истории развития ребенка. Во время первой встречи важно понять мотивы обращения за консультацией.

Беседа, проводимая по итогам изучения ситуации, направ­лена на:

  • обсуждение общего состояния ребенка, особенностей его характера, степени и причин выявленных трудностей;

  • обсуждение проблем родителей, их отношения к труд­ностям ребенка;

  • совместную разработку системы конкретных мер помо­щи или специальной работы совместно с другими специалистами;

  • планирование следующих встреч.

Посещение семьи на дому начинается с налаживания контак­та. Задачи первого визита в семью: показать, что вы как специа­лист настроены на результативное сотрудничество; снять напря­женность, которая может возникнуть при посещении социальным педагогом их дома.

Основные элементы первого визита специалиста в семью:

Знакомство. Представьтесь, будьте при этом доброжелатель­ным, спокойным и, если получится, уверенным в себе.

Социально-психологическая беседа. Если волнуетесь, чувству­ете, что сами или семья не готовы к содержательной части диа­лога, — не спешите (иногда первый визит может этой фазой и за­вершиться). В этом случае договоритесь о времени следующего визита и распрощайтесь.

Содержательная часть.

  • Объясните, что хорошего может получить семья от об­щения с вами как с профессионалом. Семья может принять ваши объяснения, а может — нет.

  • Спросите, в какой помощи семья нуждается, согласна ли она сотрудничать. Помните, что отказ семьи от сотрудниче­ства не является окончательным.

  • Обязательно проверьте, как члены семьи вас поняли и как восприняли.

  • Узнайте, каким семья видит ваше сотрудничество.

  • Оцените качество контакта с семьей.


Спокойно выслушайте ответы членов семьи, примите их за основу вашего будущего диалога. Ответы семьи могут вам и не понравиться, но они являются той первоначальной базой, на ко­торой придется налаживать отношения.

Групповые (групповые консультации, тренинги для группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка, создание групп взаимопомощи).

Коллективные (различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, родительские конференции, встречи с представителя­ми медицинских, социальных);

Наглядно-информационные (выставки творческих работ детей и родителей, выпуск газет, школьных журналов).


Методика работы с различными категориями семей.

Основные направления работы социального педагога с малообеспе­ченными семьями:

  • выявление такого рода семей, наблюдение за ними, изучение их состояния, потребностей, специфики воспитания детей и внутрисемейных отношений;

  • определение направлений помощи, необходимости привлечения специалистов и организаций;

  • содействие в оказании юридической, психологической помощи;

  • организация досуга и отдыха детей из данной категории семей совместно с профсоюзными организациями, администрацией предприятий, находящихся на данной территории;

  • оказание помощи в трудоустройстве несовершеннолетних членов семьи;

  • помощь в создании ассоциаций, специальных фондов, объедине­ний, групп взаимопомощи;

  • содействие в установлении контактов с уже с существующими об­щественными организациями на данной территории.

К семьям безработных относят семьи с одним или несколькими безра­ботными. Основные направления работы с семьями безработных:

  • выявление семей безработных, наблюдение за ними, изучение их состояния, потребностей;

  • определение основных проблем семей;

  • обеспечение психологической, юридической помощи безработным и членам их семей; оказание информационных и посреднических услуг;

  • организация досуга и отдыха детей;

  • содействие самому безработному, членам его семьи, в том числе несовершеннолетним, в трудоустройстве;

  • создания групп взаимопомощи; содействие в установление кон­тактов с уже имеющимися общественными организациями и фондами;

  • социальный патронаж детей группы риска из семей безработных граждан, обследование данных семей на предмет присвоения статуса мало­обеспеченной семьи для получения дополнительной социальной помощи и льгот и т.д.

Многодетные семьи. Под многодетной принято понимать семью, име­ющую трех и более детей.

Основные направления работы с многодетными семьями:

  • выявление и учет многодетных семей, составление комплексной характеристики семьи;

  • определение материального положения семьи, ее проблем и по­требностей;

  • помощь в получении различных пособий, льгот, действующих для многодетных семей;

  • консультирование, оказание психолого-педагогической, юриди­ческой помощи, посреднических услуг;

  • социально-педагогический патронаж детей, контроль за их успевае­мостью, диагностика (при необходимости коррекция) межличностных отношений;

  • наблюдение за состоянием здоровья членов многодетной семьи;

  • организация благотворительных акций в пользу многодетных семей;

  • взаимодействие с территориальными ассоциациями многодетных семей.


(Никитина Н. И., Глухова М. Ф.)

Вопрос № 52 Понятие метода и методики социально-педагогической деятельности. Комплексное использование всех групп методов организации социально-педагогической деятельности.

Понятие «методика работы социального педагога» имеет два толкования:

  • отрасль социально-педагогических знаний;

  • совокупность форм, средств, методов, приемов социаль­но-педагогической деятельности.

1. Методика работы социального педагога - отрасль соци­ально-педагогических знаний, изучающая адекватные способы реше­ния социальных проблем индивида, социально-педагогических и воспитательных задач, стоящих перед личностью, семьей, со­циумом, обществом.

Основные задачи методики работы социального педагога зак­лючаются в следующем:

  • разработка основных направлений, принципов, форм, средств, методов, приемов организации социально-педагогичес­кой работы с различными категориями подопечных, различными социальными группами;

  • разработка основных направлений, принципов, форм, средств, методов, приемов обучения, которые помогут социаль­ным педагогам овладеть искусством помощи людям, нуждающим­ся в ней;

  • разработка механизмов изучения, анализа, внедрения передового отечественного и зарубежного опыта социально-пе­дагогической работы в практику профессиональной деятельнос­ти социальных педагогов.

Методика работы социального педагога как самостоятель­ная научная дисциплина носит теоретико-прикладной характер и осуществляется с использованием различных отраслей чело­веческого знания. Методику социаль­но-педагогической работы можно рассматривать как прикладную систему научных знаний.

Теория социально-педагогической работы обосновывает об­щепедагогические и психологические требования к организации профессионального социально-педагогического процесса.

Практика социально-педагогической работы — это проведе­ние реальными людьми в конкретных условиях целенаправленной системы социально-правовой защиты, социальной помощи людям, нуждающимся в ней. На практике осуществля­ются цели и задачи, принципы и содержание, методы и формы, приемы и средства социально-педагогической работы. Содержание методики работы социального педагога как от­расли знания включает два основных компонента: