ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.10.2024
Просмотров: 418
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос № 44 Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема: причины, основные понятия.
Социально-педагогическая деятельность в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей.
Вопрос № 45 Формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
Вопрос № 46 Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема.
Федеральный закон Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной защиты.
Категории обслуживаемого населения
Виды социальной помощи и услуг
Центры социального обслуживания (цсо)
Стационарные (дома-интернаты) и реабилитационные учреждения социальной защиты.
Вопрос № 47 Социально-педагогическая деятельность в дошкольных образовательных учреждениях.
Вопрос № 48 Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях
Методы работы социального педагога
Вопрос № 50 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
Вопрос № 51 Технологии социально-педагогической работы с семьей.
2. Исследование особенностей функционирования семьи.
Ведения документации социальным педагогом.
Формы работы социального педагога с семьей
Методика работы с различными категориями семей.
Различные подходы к классификации методов работы социального педагога.
Вопрос № 53 Понятие и общая характеристика социально-педагогических технологий.
Виды социально-педагогических технологий.
Вопрос № 54 Структура и содержание социально-педагогических технологий.
Методика диагностики подростковых и юношеских групп
Методика диагностики микросреды
1. Определение исходного реабилитационного потенциала:
2. Составление индивидуальной комплексной программы реабилитации:
3. Реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка:
Вопрос № 58 Консультирование в системе методов работы социального педагога.
Этапы ведения консультативной беседы
Этап 1. Знакомство с клиентом и начало беседы
Деятельность консультанта на подэтапе
Деятельность консультанта на подэтапе
Этап 4. Завершение консультативной беседы
Вопрос № 59 Технология социального посредничества в решении комплекса проблем детей и подростков.
60. Технология организации досуга. Использование игровых технологий в организации досуга.
Типология неформальных подростковых молодежных групп (по к. В. Седых)
62.Направления и функции досуговой деятельности в образовательном
3. Определение цели работы.
У социального педагога существуют профессиональные цели в отношении семьи. Однако он должен учитывать, что у семьи есть собственные цели (даже если они первоначально имеют форму проблем). Социальному педагогу необходимо определиться: в чьих целях он собирается работать? Скорее всего, семья не будет активно сотрудничать с социальным педагогом в достижении только его целей.
Согласование целей — процесс, когда сформулированные семьей и профессионалом цели сравниваются, выделяются общие составляющие. Это похоже на процесс ведения деловых переговоров, где обе стороны равны.
Основные этапы формулирования целей в работе с семьей.
Установление контакта с семьей.
Сообщение семье общей установки, направлений совместной деятельности.
Составление перечня того, в чем нуждается семья.
Помощь семье в формулировке целей работы со специалистами (при необходимости проблему семьи социальный педагог переформулирует в цель).
Помощь семье в определении приоритета целей и задач совместной работы (что является первоочередным, самым важным)?
Формулировка общей цели (семья, социальный педагог, представители соответствующих служб).
Требования к целям: реалистичность;соответствие возможностям членов семьи; достижимость для членов семьи; учет специфики социального окружения семьи; соответствие функциям и возможностям социального педагога; соответствие собственным целям семьи;измеримость результата достижения цели по конкретным показателям.
4. Конкретные действия по улучшению проблемной ситуации.
5. Ведение семейного случая.
6. Определение временных рамок случая.
7. Процедура закрытия случая.
Ведения документации социальным педагогом.
Семейный план — это своеобразный дневник, где отражены все основные моменты работы с семьей.
Основные элементы семейного плана:
описание ситуации/проблемы;
описание семьи (исследование семьи);
цели случая (семьи, социального педагога, служб);
возможности, умения членов семьи, необходимые для разрешения ситуации;
действия (кто, что будет делать) и время выполнения действий; показатели (критерии) окончания (пересмотра) работы (случая).
Показатели эффективности работы педагога с семьей: появление интереса у родителей к содержанию занятий, возникновение дискуссий по инициативе самих родителей, увеличение количества и качества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира, отношения с окружающими; стремление родителей к сотрудничеству.
Формы работы социального педагога с семьей
Условно формы работы социального педагога с семьей можно разделить на:
Индивидуальные (беседы, консультирование, посещение семьи).
Индивидуальная работа с родителями начинается, как правило, с обстоятельной беседы по поводу истории развития ребенка. Во время первой встречи важно понять мотивы обращения за консультацией.
Беседа, проводимая по итогам изучения ситуации, направлена на:
обсуждение общего состояния ребенка, особенностей его характера, степени и причин выявленных трудностей;
обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям ребенка;
совместную разработку системы конкретных мер помощи или специальной работы совместно с другими специалистами;
планирование следующих встреч.
Посещение семьи на дому начинается с налаживания контакта. Задачи первого визита в семью: показать, что вы как специалист настроены на результативное сотрудничество; снять напряженность, которая может возникнуть при посещении социальным педагогом их дома.
Основные элементы первого визита специалиста в семью:
Знакомство. Представьтесь, будьте при этом доброжелательным, спокойным и, если получится, уверенным в себе.
Социально-психологическая беседа. Если волнуетесь, чувствуете, что сами или семья не готовы к содержательной части диалога, — не спешите (иногда первый визит может этой фазой и завершиться). В этом случае договоритесь о времени следующего визита и распрощайтесь.
Содержательная часть.
Объясните, что хорошего может получить семья от общения с вами как с профессионалом. Семья может принять ваши объяснения, а может — нет.
Спросите, в какой помощи семья нуждается, согласна ли она сотрудничать. Помните, что отказ семьи от сотрудничества не является окончательным.
Обязательно проверьте, как члены семьи вас поняли и как восприняли.
Узнайте, каким семья видит ваше сотрудничество.
Оцените качество контакта с семьей.
Спокойно выслушайте ответы членов семьи, примите их за основу вашего будущего диалога. Ответы семьи могут вам и не понравиться, но они являются той первоначальной базой, на которой придется налаживать отношения.
Групповые (групповые консультации, тренинги для группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка, создание групп взаимопомощи).
Коллективные (различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, родительские конференции, встречи с представителями медицинских, социальных);
Наглядно-информационные (выставки творческих работ детей и родителей, выпуск газет, школьных журналов).
Методика работы с различными категориями семей.
Основные направления работы социального педагога с малообеспеченными семьями:
выявление такого рода семей, наблюдение за ними, изучение их состояния, потребностей, специфики воспитания детей и внутрисемейных отношений;
определение направлений помощи, необходимости привлечения специалистов и организаций;
содействие в оказании юридической, психологической помощи;
организация досуга и отдыха детей из данной категории семей совместно с профсоюзными организациями, администрацией предприятий, находящихся на данной территории;
оказание помощи в трудоустройстве несовершеннолетних членов семьи;
помощь в создании ассоциаций, специальных фондов, объединений, групп взаимопомощи;
содействие в установлении контактов с уже с существующими общественными организациями на данной территории.
К семьям безработных относят семьи с одним или несколькими безработными. Основные направления работы с семьями безработных:
выявление семей безработных, наблюдение за ними, изучение их состояния, потребностей;
определение основных проблем семей;
обеспечение психологической, юридической помощи безработным и членам их семей; оказание информационных и посреднических услуг;
организация досуга и отдыха детей;
содействие самому безработному, членам его семьи, в том числе несовершеннолетним, в трудоустройстве;
создания групп взаимопомощи; содействие в установление контактов с уже имеющимися общественными организациями и фондами;
социальный патронаж детей группы риска из семей безработных граждан, обследование данных семей на предмет присвоения статуса малообеспеченной семьи для получения дополнительной социальной помощи и льгот и т.д.
Многодетные семьи. Под многодетной принято понимать семью, имеющую трех и более детей.
Основные направления работы с многодетными семьями:
выявление и учет многодетных семей, составление комплексной характеристики семьи;
определение материального положения семьи, ее проблем и потребностей;
помощь в получении различных пособий, льгот, действующих для многодетных семей;
консультирование, оказание психолого-педагогической, юридической помощи, посреднических услуг;
социально-педагогический патронаж детей, контроль за их успеваемостью, диагностика (при необходимости коррекция) межличностных отношений;
наблюдение за состоянием здоровья членов многодетной семьи;
организация благотворительных акций в пользу многодетных семей;
взаимодействие с территориальными ассоциациями многодетных семей.
(Никитина Н. И., Глухова М. Ф.)
Вопрос № 52 Понятие метода и методики социально-педагогической деятельности. Комплексное использование всех групп методов организации социально-педагогической деятельности.
Понятие «методика работы социального педагога» имеет два толкования:
отрасль социально-педагогических знаний;
совокупность форм, средств, методов, приемов социально-педагогической деятельности.
1. Методика работы социального педагога - отрасль социально-педагогических знаний, изучающая адекватные способы решения социальных проблем индивида, социально-педагогических и воспитательных задач, стоящих перед личностью, семьей, социумом, обществом.
Основные задачи методики работы социального педагога заключаются в следующем:
разработка основных направлений, принципов, форм, средств, методов, приемов организации социально-педагогической работы с различными категориями подопечных, различными социальными группами;
разработка основных направлений, принципов, форм, средств, методов, приемов обучения, которые помогут социальным педагогам овладеть искусством помощи людям, нуждающимся в ней;
разработка механизмов изучения, анализа, внедрения передового отечественного и зарубежного опыта социально-педагогической работы в практику профессиональной деятельности социальных педагогов.
Методика работы социального педагога как самостоятельная научная дисциплина носит теоретико-прикладной характер и осуществляется с использованием различных отраслей человеческого знания. Методику социально-педагогической работы можно рассматривать как прикладную систему научных знаний.
Теория социально-педагогической работы обосновывает общепедагогические и психологические требования к организации профессионального социально-педагогического процесса.
Практика социально-педагогической работы — это проведение реальными людьми в конкретных условиях целенаправленной системы социально-правовой защиты, социальной помощи людям, нуждающимся в ней. На практике осуществляются цели и задачи, принципы и содержание, методы и формы, приемы и средства социально-педагогической работы. Содержание методики работы социального педагога как отрасли знания включает два основных компонента: