ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.10.2024

Просмотров: 259

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос № 44 Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема: причины, основные понятия.

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей.

Вопрос № 45 Формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

29 Декабря 1995 г. № 223-фз

Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Вопрос № 46 Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема.

Федеральный закон Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной защиты.

Учреждения социальной защиты, составляющие систему социальной защиты населения Москвы, подчинены дсзн Москвы и решают вопросы:

Категории обслуживаемого населения

Виды социальной помощи и услуг

Центры социального обслуживания (цсо)

Стационарные (дома-интернаты) и реабилитационные учреждения социальной защиты.

Социальное обслуживание - мероприятия направленное на предоставление социальных услуг, заключающихся в оказании социальной помощи клиенту для преодоления им трудной жизненной ситуации.

Предназначено для оказания остро нуждающимся семьям и отдельным гражданам услуг социально-экономического характера.

Вопрос № 47 Социально-педагогическая деятельность в дошкольных образовательных учреждениях.

В) просвещение

В) просвещение

Вопрос № 48 Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях

Вопрос № 49 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях начального профессионального образования.

Методы работы социального педагога

Вопрос № 50 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования.

1. Общие положения.

2. Функции

3. Должностные обязанности

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Вопрос № 51 Технологии социально-педагогической работы с семьей.

1. Сбор первичной информации.

2. Исследование особенностей функционирования семьи.

3. Определение цели работы.

Ведения документации социальным педагогом.

Формы работы социального педагога с семьей

Методика работы с различными категориями семей.

Вопрос № 52 Понятие метода и методики социально-педагогической деятельности. Комплексное использование всех групп методов организации социально-педагогической деятельности.

Различные подходы к классификации методов работы социального педагога.

Вопрос № 53 Понятие и общая характеристика социально-педагогических технологий.

Виды социально-педагогических технологий.

Вопрос № 54 Структура и содержание социально-педагогических технологий.

Вопрос № 55 Диагностические технологии в работе социального педагога: направления, методы, методики, этапы и процедуры.

Методика диагностики личности

Методика диагностики семьи

Методика диагностики подростковых и юношеских групп

Методика диагностики микросреды

Профессионально-этические нормы работы социального педагога в психолого-педагогической диагностической деятельности.

Вопрос № 56 Профориентационная работа в образовательном учреждении: направления, формы и методы. Диагностические профориентационные методы в работе социального педагога.

Профессиональное просвещение

Вопрос № 57 Технологии социально-педагогической работы с личностью и группой (технологии реабилитации, коррекции, адаптации).

1. Определение исходного реабилитационного потенциала:

2. Составление индивидуальной комплексной программы ре­абилитации:

3. Реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка:

Вопрос № 58 Консультирование в системе методов работы социального педагога.

Этапы ведения консультативной беседы

Этап 1. Знакомство с клиентом и начало беседы

Этап 2. Распрос клиента.

Деятельность консультанта на подэтапе

Этап 3. Оказание воздействия

Деятельность консультанта на подэтапе

Этап 4. Завершение консультативной беседы

Вопрос № 59 Технология социального посредничества в решении комплекса проблем детей и подростков.

60. Технология организации досуга. Использование игровых технологий в организации досуга.

61.Детские и молодежные субкультуры в социализации детей и подростков. Методика и технология работы сп с детскими и молодежными организациями.

Типология неформальных подростковых молодежных групп (по к. В. Седых)

62.Направления и функции досуговой деятельности в образовательном

  • диагностический — обобщение и осмысление конкрет­ного социально-педагогического опыта; апробация новаций, т.е. определение факта новаторства и условий его распространения; описание и накопление ценной методической информации;

  • конструктивный — определение пути реализации тео­ретических идей в массовой социально-педагогической практи­ке, т.е. подготовка рекомендаций для социальных педагогов с уче­том региональных особенностей, реализация адекватных форм и методов социально-педагогической работы; определение перспек­тив и технологий овладения профессиональным мастерством.

Таким образом, назначение методики работы социального педагога можно охарактеризовать тремя признаками:

  • определение цели социально-педагогической работы;

  • определение способов решения проблемы клиента;

  • определение характера взаимоотношений социального педагога и подопечных.

Методика работы социального педагога имеет дело с класса­ми типичных ситуаций (например, ситуации профилактики девиантного поведения, социальной адаптации выпускников детс­кого дома, трудоустройства молодежи). Для каждого класса она нарабатывает определенный комплекс социально-педагогических средств, вариантов решения проблемы и выявляет условия их эф­фективного применения. Социальный педагог-практик выбира­ет то, что, по его мнению, приемлемо для конкретной ситуации, конкретных условий.

2. Методика работы социального педагога - совокупность форм, средств, методов, приемов социаль­но-педагогической деятельности, поддержки индивида в трудной жизненной ситуации.Система последовательных взаимосвязан­ных действий социального педагога и подопечного, обеспечива­ющих эффективное решение проблемы.

Форма социально-педагогической работы это способ организации процесса, от­ражающий внутреннюю связь его различных элементов и характеризующий взаимоотношения социального педагога и его подо­печных.

Понятие «форма организации социально-педагогической ра­боты» может употребляться в широком и узком смысле.

В широ­ком понимании формы социально-педагогической работы харак­теризуют организацию социально-педагогической деятельности в целом, т.е. в различных институтах воспитания, учреж­дениях социальной сферы; с различными проблемными группа­ми подопечных: о работе в городской, сельской, военной среде. При такой классификации организационных форм имеются в виду не отдельные, разовые акции, а весь процесс социально-педаго­гической работы.


В узком смысле классификация организационных форм со­циально-педагогической работы зависит от того, как организована эта работа: участвует ли в ней большинство населения в социуме, небольшая группа заинтересованных лиц или отдельные подопеч­ные:

  • индивидуальная социально-педагогическая работа;

  • групповая социально-педагогическая работа (с постоян­ным или меняющимся составом подопечных);

  • социально-педагогическая работа в микросоциуме.

Или, классификация форм организации социально-педагогической работы в за­висимости от методики воспитательного воздействия. При такой классификации формы подразделяются на группы:

  • психотерапевтического воздействия (трудотерапия, биб­лиотерапия, арттерапия и др.);

  • пассивной социальной помощи (консультирование, пат­ронаж, социальное обслуживание на дому и др.);

  • активной помощи (клубная и кружковая работа, учас­тие в социально полезной общественной деятельности и т.д.).

В сложном процессе социально-педагогической работы нельзя довольствоваться какой-либо одной формой орга­низации. Важное требование к социально-педагогической дея­тельности — применение разнообразных форм ее организации, адекватных конкретной социальной ситуации.

В од­ном ряду с понятием «форма работы» стоит понятие «средство социально-педагогической работы» — все то, что используютсоциальные педагоги для решения социально-педагогической проблемы.

Средства социально-педагогической работы можно рассмат­ривать в широком и в узком понимании. В первом случае к ним относятся виды деятельности, способствующие решению или пре­дупреждению социальной проблемы: образование, трудовая дея­тельность, занятия спортом, досуг, об­щественная работа. Во втором - материальные и идеальные элементы действительности, ис­пользуемые как орудие деятельности (технические средства, про­изведения искусства, речь социального педагога и т.д.).

Составным элементом методики работы социального педа­гога является метод. Методы работы социального педагога — способы взаимо­действия специалиста и подопечного с целью решения конк­ретной социально-педагогической проблемы.

Каждый метод выступает как инструмент, с помощью кото­рого педагог воздействует на сознание, чувства, поведение подо­печного, его отношения с окружающей средой, организует разно­образную социальную деятельность. Понятия «метод социально-педагогической работы» и «форма организации соци­ально-педагогической работы» близки по своему содержанию.


В теории и практике социально-педагогической деятельнос­ти употребляется и такое понятие, как «прием работы социаль­ного педагога» — составная часть, деталь метода социально-педа­гогической работы. Поэтому иног­да методы рассматриваются как определенное сочетание, сово­купность различных приемов.

Прием- устойчивый, зафиксированный в общей или профессиональной культуре социального педагога способ действия в определенных условиях, единичное, одноактное действие. Например, метод убеждения реализует­ся при помощи таких приемов, как внушение, разъяснение, ана­лиз ситуации, беседа.

Выбор форм, методов и приемов социально-педагогической работы зависит от задач и содержания социально-педагогической деятельности, от возрастных и индивидуальных особенностей по­допечного, его микросоциального окружения, уровня образова­ния, адаптационных способностей, а также от профессиональ­ной компетенции и мастерства социального педагога.


Различные подходы к классификации методов работы социального педагога.

Классификация методов работы социального педагога — выстроенная по определенному признаку система, с помо­щью которой у них выявляют общее и особенное, теоретичес­кую и практическую составляющие, что способствует осоз­нанному выбору и наиболее эффективному их применению.

Классификация общих методов социально-педагогической деятельности может иметь следующую структуру:

  • методы формирования сознания подопечного (объяснение, разъяснение, беседа, диспут и т.д.);

  • методы организации деятельности и формирования пози­тивного социального опыта подопечного (приучение, упражнение, требование, создание воспитывающих ситуаций, инструктаж и т.д.);

  • методы стимулирования и мотивации деятельности и по­ведения подопечного (эмоциональное воздействие, поощрение, на­казание, игровые методы и т.д.);

  • методы контроля эффективности социально-педагоги­ческого процесса (диагностика, анализ результатов деятельности подопечных, социально-педагогический мониторинг, самоана­лиз и т.д.).

При классификации на основе функций социально-педагоги­ческой деятельности можно выделить следующие группы методов:

  • социально-педагогической помощи и поддержки;

  • психолого-педагогической коррекции;

  • социальной адаптации;

  • профилактики;

  • реабилитации;

  • исследовательские методы.

С учетом основных направлений профессиональной деятель­ности социального педагога можно выделить следующие методы:

  • диагностика социальных ценностей личности (наблюде­ние, беседа, анкетирование, интервью, экспертная оценка, мо­ниторинг, биографический метод и др.);

  • профессиональное взаимодействие с подопечным (убежде­ние, внушение, информирование, консультирование, гуманиза­ция условий учебы, труда и быта и др.);

  • организация социально-педагогического процесса (органи­зация профессионального взаимодействия со специалистами раз­личных служб, индивидуальная, групповая, коллективная работа с подопечными и др.);

  • социально-экономические (денежная помощь, компенсаций; патронаж, бытовое обслуживание и др.);

  • организационно-управленческие (инструктирование, подбор и расстановка кадров, ме­тод требования, критики и самокритики, контроля и проверки выполнения).


Классификация по характеру социальных ролей, которые выполняет социальный педагог (например, методы посреднической деятельности, пра­возащитной деятельности, волонтерской работы, консультатив­ной деятельности и т.д.).

В реальных условиях социально-педагогической деятельно­сти методы работы социального педагога выступают в сложном единстве. На каком-то определенном этапе социально-педагоги­ческого процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде, но без соответствующего под­крепления другими методами, без взаимодействия с ними невоз­можно достичь намеченной цели.

(Никитина Н. И., Глухова М. Ф.)

Вопрос № 53 Понятие и общая характеристика социально-педагогических технологий.

Технология – система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта.

Достоинством технологии, актуальным для социально-педагогической деятельности, является возможность ее осуществления другим человеком после специального обучения, освоения. Ключевым звеном любой технологии является детальное определение конечного результата и точное достижение его. Столь жесткие требования к использованию технологии в социальных процессах претерпели ряд изменений:

А) в отличие от промышленных технологий, которые представляют собой строго определенную последовательность процессов и операций, при замене которых страдает результативность, социальные технологии более гибкие;

Б) нужная последовательность процессов или мероприятий не гарантирует достижения полной эффективности, т. к. человек многофакторная система, на него оказывают влияние внешние воздействия, поэтому предсказать эффект того или иного влияния часто невозможно;

В) огромную роль играет обратная связь, возможно выборочное повторение отдельных частей процесса.

Социальная технология– система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов.

Педагогическая технология- последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленная на достижение конкретной педагогической цели [Никитина Н. И., Глухова М. Ф.].

Разновидностью социальных технологий выступают социально-педагогические технологии.