ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.10.2024

Просмотров: 253

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос № 44 Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема: причины, основные понятия.

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей.

Вопрос № 45 Формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

29 Декабря 1995 г. № 223-фз

Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Вопрос № 46 Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема.

Федеральный закон Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной защиты.

Учреждения социальной защиты, составляющие систему социальной защиты населения Москвы, подчинены дсзн Москвы и решают вопросы:

Категории обслуживаемого населения

Виды социальной помощи и услуг

Центры социального обслуживания (цсо)

Стационарные (дома-интернаты) и реабилитационные учреждения социальной защиты.

Социальное обслуживание - мероприятия направленное на предоставление социальных услуг, заключающихся в оказании социальной помощи клиенту для преодоления им трудной жизненной ситуации.

Предназначено для оказания остро нуждающимся семьям и отдельным гражданам услуг социально-экономического характера.

Вопрос № 47 Социально-педагогическая деятельность в дошкольных образовательных учреждениях.

В) просвещение

В) просвещение

Вопрос № 48 Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях

Вопрос № 49 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях начального профессионального образования.

Методы работы социального педагога

Вопрос № 50 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования.

1. Общие положения.

2. Функции

3. Должностные обязанности

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Вопрос № 51 Технологии социально-педагогической работы с семьей.

1. Сбор первичной информации.

2. Исследование особенностей функционирования семьи.

3. Определение цели работы.

Ведения документации социальным педагогом.

Формы работы социального педагога с семьей

Методика работы с различными категориями семей.

Вопрос № 52 Понятие метода и методики социально-педагогической деятельности. Комплексное использование всех групп методов организации социально-педагогической деятельности.

Различные подходы к классификации методов работы социального педагога.

Вопрос № 53 Понятие и общая характеристика социально-педагогических технологий.

Виды социально-педагогических технологий.

Вопрос № 54 Структура и содержание социально-педагогических технологий.

Вопрос № 55 Диагностические технологии в работе социального педагога: направления, методы, методики, этапы и процедуры.

Методика диагностики личности

Методика диагностики семьи

Методика диагностики подростковых и юношеских групп

Методика диагностики микросреды

Профессионально-этические нормы работы социального педагога в психолого-педагогической диагностической деятельности.

Вопрос № 56 Профориентационная работа в образовательном учреждении: направления, формы и методы. Диагностические профориентационные методы в работе социального педагога.

Профессиональное просвещение

Вопрос № 57 Технологии социально-педагогической работы с личностью и группой (технологии реабилитации, коррекции, адаптации).

1. Определение исходного реабилитационного потенциала:

2. Составление индивидуальной комплексной программы ре­абилитации:

3. Реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка:

Вопрос № 58 Консультирование в системе методов работы социального педагога.

Этапы ведения консультативной беседы

Этап 1. Знакомство с клиентом и начало беседы

Этап 2. Распрос клиента.

Деятельность консультанта на подэтапе

Этап 3. Оказание воздействия

Деятельность консультанта на подэтапе

Этап 4. Завершение консультативной беседы

Вопрос № 59 Технология социального посредничества в решении комплекса проблем детей и подростков.

60. Технология организации досуга. Использование игровых технологий в организации досуга.

61.Детские и молодежные субкультуры в социализации детей и подростков. Методика и технология работы сп с детскими и молодежными организациями.

Типология неформальных подростковых молодежных групп (по к. В. Седых)

62.Направления и функции досуговой деятельности в образовательном

Профессиональная пригодность - это уровень соответствия физических качеств и психофизических особенностей человека профессиональным требования [Кулагина И. Ю., 1996]. Если эти качества и особенности не достигают нужных требований, происходит перегрузка. Это случай профессиональной неполноценности, от которой страдают и общество и личность.

Социально-профессиональная адаптация молодежи.

Профессиональная адаптация - важнейший этап процесса профессионального самоопределения человека. На этом этапе выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы оказались реальными. Поэтому адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с молодежью.

В профессиональной адаптации можно выделить две взаимосвязанные стороны: профессиональную и социально- психологическую.

“Профессиональная адаптация включает в себя овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, умением быстро ориентироваться в различных производственных ситуациях, контролировать и программировать свои действия” [Кулагина И. Ю., 1996].

“Социально-психологическая адаптация заключается в приспособлении молодого работника к правилам поведения, действующим в конкретной социально-профессиональной группе. Сюда входит ознакомление с целями и задачами коллектива, его традициями, отношениями между руководителями и подчиненными и т.п.” [Кулагина И. Ю., 1996].

Профессиональное воспитание учащихся.

“В процессе профессионального становления будущего квалифицированного рабочего можно выделить три четко выраженных периода:

1. Период поступления в профессиональное учебное заведение (профессиональная ориентация в школе, мотивированный выбор старшеклассниками той или иной профессии, профессиональное обучение).

2. Период обучения в профессиональном учебном заведении (овладение соответствующими теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, предварительная апробация правильности выбора, развитие профессиональных способностей).

3. Начало трудовой деятельности (профессиональная адаптация в период прохождения производственной практики, закрепление и развитие полученных в школе, профтехучилище, техникуме, вузе умений и навыков, приобретение опыта работы, окончательное утверждение в избранной профессии)” [Кулагина И. Ю., 1996].



Вопрос № 57 Технологии социально-педагогической работы с личностью и группой (технологии реабилитации, коррекции, адаптации).

В профессиональной деятельности социального педагога особое место занимает реабилитационная, коррекционная и адаптационная работа с по­допечными.

Реабилитация — ком­плекс медицинских, социально-экономических, педагогичес­ких, юридических мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций, дефекта, социального отклонения.

Процесс реабилитации нацелен не только на восстановле­ние способности человека к жизнедеятельности в социальной сре­де, но и на определенные изменения самой среды, условий жиз­недеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам.

Основные принципы осуществления реабилитации: дифферен-цированность, комплексность, последовательность, преемствен­ность, доступность и преимущественно бесплатность для наибо­лее нуждающихся (беженцев, безработных, инвалидов и др.).

Основные этапы индивидуальной реабилитационной работы с воспитанником (по Б.А. Кугану)

1. Определение исходного реабилитационного потенциала:

  • социально-бытовой аспект — оценка возможностей раз­вития социально-бытовых навыков;

  • медико-физиологический аспект — первичное медицинское обследование, сбор анамнестических данных;

  • медико-психологический аспект — выявление острых пси­хологических проблем, сбор психологического анамнеза, оказание психологической поддержки при наличии кризисного состояния;

  • педагогический аспект — определение уровня образова­тельной подготовки, составление рекомендаций по обучению, вы­явление педагогических проблем;

  • социально-трудовой аспект — выявление отношений к трудовой деятельности, определение профессиональных ин­тересов.

2. Составление индивидуальной комплексной программы ре­абилитации:

  • социально-бытовой аспект — развитие навыков социаль­но-бытового самообслуживания;

  • медико-физиологический аспект — составление комплек­са медицинских реабилитационных мероприятий;

  • психологический аспект — подбор комплекса индиви­дуально-ориентированных методик психокоррекции, психоте­рапии;

  • педагогический аспект — разработка индивидуального пла­на обучения, воспитания (в частности, физического, нравственно­го, интеллектуального, эстетического, трудового, правового вос­питания);

  • социально-трудовой аспект — разработка плана трудового обучения.


3. Реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка:

  • социально-бытовой аспект — адаптация ребенка к услови­ям жизни учреждения, социально-бытовое обучение и воспитание;

  • медико-физиологический аспект — периодическое меди­цинское обследование, назначение курсов медикаментозногои физиотерапевтического лечения, направление на санаторно-ку­рортное лечение;

  • психологический аспект — периодическая психологичес­кая диагностика, психокоррекция и психотерапия выявленных нарушений адаптации, индивидуальное психологическое консуль­тирование, включение в группу психологического тренинга;

  • педагогический аспект — реализация индивидуального плана обучения и воспитания;

  • социально-трудовой аспект — профессиональная ориен­тация, воспитание положительного отношения к труду, трудовое обучение.

В системе средств социально-педагогической реабилитации ве­дущая роль отводится созданию ситуации успеха, уменьшению эмо­циональной значимости проблемной (конфликтной, кризисной) ситуации.

Социально-педагогическая коррекция —деятельность спе­циалиста по исправлению тех особенностей психологическо­го, педагогического, социального плана, которые не соответ­ствуют принятым в обществе моделям, нормам.

Основные функции коррекции (по А.И. Кочетову):

  • восстановительная — восстановление тех положитель­ных качеств, которые преобладали у воспитанника до появления дезадаптации, обращение к предыдущему положительному соци­альному опыту;

  • компенсаторная — формирование у подопечного стрем­ления компенсировать ситуации неуспеха в одной сфере жизни успехом в увлекающей его деятельности;

  • стимулирующая — активизация положительной социаль­но полезной деятельности воспитанника, оказание эмоциональ­ной поддержки, небезразличное отношение социального педаго­га к личности подопечного, его поступкам;

  • исправительная — исправление отрицательных качеств, использование методов коррекции поведения (убеждение, пример, тренинги, психотерапевтические методики, включение в группу поддержки).

Под адаптациейпонимают процесс и результат взаимодействия индивида (группы) с кардинально меняющейся средой, в ходе которого по­степенно согласуются требования и ожидания обеих сторон.


Можно выделить четыре вида адаптации человека: биологическую, физиологическую, психологическую, социальную. Они тесно взаимосвяза­ны, но иногда могут иметь относительную независимость или приобретать временный приоритет.

Социальная адаптация является важнейшим механизмом социализации. Но если социализация представляет собой по­степенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает, что в относи­тельно короткий промежуток времени личность или группа активно осваива­ет новую социальную среду, которая возникает либо в результате социаль­ного или территориального перемещения, либо при изменении социальных условий.

Процесс социальной адаптации необходимо рассматривать на трех уровнях:общество (макросреда), социальная группа (микросреда), сам индивид (внутриличностная адаптация) — стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с пози­ции других индивидуумов.

Социальная адаптация на уровне отдельных личностей включает:

  • реализацию механизма взаимодействия личности с микросредой путем определенного приспособления к ней через общение, поведение, дея­тельность;

  • усвоение норм, моральных ценностей ближайшего позитивного социального окружения путем их рационального осознания или путем интериоризации;

  • достижение состояния адаптированности субъекта путем установ­ления динамичного равновесия между его личностными установками и ожи­даниями социальной среды при наличии контроля с ее стороны.

Существуют следующие механизмы социально-психологической адап­тации личности:

  • когнитивный (включает все психические процессы, связанные с по­знанием: ощущения, восприятие и т. д.);

  • эмоциональный (включает различные чувства, эмоциональные со­стояния: беспокойство, сочувствие, осуждение, тревога и т. д.);

  • поведенческий (определенная целенаправленная деятельность че­ловека в социальной практике).

В процессе адаптации человек входит в широкую систему профессио­нальных, деловых, межличностных, социальных отношений, которые позволя­ют ему приспособиться к условиям социума. Система социальной адаптации включает разные виды адаптивных процессов: бытовая и досуговая адапта­ция; производственная и профессиональная; политическая и экономическая; адаптация к формам общественного сознания (наука, религия, искусство, мо­раль и пр.); к природе и др. Любой вид социальной адаптации требует от чело­века определенных способностей. Характер и степень адаптации (либо дез­адаптации) личности зависит во многом от биологических, физиологических, психических свойств человека и его социального развития.