ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.10.2024
Просмотров: 394
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос № 44 Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема: причины, основные понятия.
Социально-педагогическая деятельность в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей.
Вопрос № 45 Формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
Вопрос № 46 Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема.
Федеральный закон Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной защиты.
Категории обслуживаемого населения
Виды социальной помощи и услуг
Центры социального обслуживания (цсо)
Стационарные (дома-интернаты) и реабилитационные учреждения социальной защиты.
Вопрос № 47 Социально-педагогическая деятельность в дошкольных образовательных учреждениях.
Вопрос № 48 Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях
Методы работы социального педагога
Вопрос № 50 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
Вопрос № 51 Технологии социально-педагогической работы с семьей.
2. Исследование особенностей функционирования семьи.
Ведения документации социальным педагогом.
Формы работы социального педагога с семьей
Методика работы с различными категориями семей.
Различные подходы к классификации методов работы социального педагога.
Вопрос № 53 Понятие и общая характеристика социально-педагогических технологий.
Виды социально-педагогических технологий.
Вопрос № 54 Структура и содержание социально-педагогических технологий.
Методика диагностики подростковых и юношеских групп
Методика диагностики микросреды
1. Определение исходного реабилитационного потенциала:
2. Составление индивидуальной комплексной программы реабилитации:
3. Реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка:
Вопрос № 58 Консультирование в системе методов работы социального педагога.
Этапы ведения консультативной беседы
Этап 1. Знакомство с клиентом и начало беседы
Деятельность консультанта на подэтапе
Деятельность консультанта на подэтапе
Этап 4. Завершение консультативной беседы
Вопрос № 59 Технология социального посредничества в решении комплекса проблем детей и подростков.
60. Технология организации досуга. Использование игровых технологий в организации досуга.
Типология неформальных подростковых молодежных групп (по к. В. Седых)
62.Направления и функции досуговой деятельности в образовательном
- 1-ый уровень - администрация района (Муниципалитет, Управы, КДН и ЗП, ОВД, ПДН)
- 2-ый уровень – их учреждения (образовательные учреждения дошкольные и школьные, Центры социальной помощи семье и детям, Центры социального обслуживания, центры психолого-медико-педагогической помощи, диспансеры и т. д.)
-3-ий уровень – их специалисты
-4-ый уровень – представители общественных структур, жители микрорайона, члены контактных групп
Вопрос № 49 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях начального профессионального образования.
Особой социальной группой, являющейся объектом деятельности социального педагога, можно считать учащихся профессиональных училищ (ПУ).
Решая задачу социальной адаптации этой категории подростков, педагогический коллектив училища должен рассматривать ее в двух аспектах: с одной стороны, принятие воспитанниками социальной роли учащегося профессиональной школы, с другой, — включение их в самостоятельную трудовую деятельность в условиях рыночных отношений.
Многие учащиеся ПУ приходят из общеобразовательной школы с отрицательным отношением к знаниям. Как показывает практика, формирование профессиональных навыков, приемов обращения с инструментами, обучение управлению станками идет у них успешнее, чем овладение теоретическими основами профессии. Это обусловлено и отношением таких учащихся к умственной деятельности, недостатками их интеллектуального развития вследствие педагогической запущенности. Выяснив, какая сторона преобладает (негативное отношение к теории или неумение заниматься ею), необходимо определить степень активизации каждой из них в индивидуальной работе с учащимися.
Можно выделить следующие причины слабой успеваемости или неуспеваемости учащихся ПУ: низкий уровень познавательной активности, слабое развитие познавательных интересов; отсутствие интереса к избранной профессии; трудности в изучении отдельного предмета или отсутствие необходимой помощи учащемуся; некоторые личные качества (например, безответственность); конфликтные отношения с педагогом и перенос отношения к нему на предмет; причины физиологического и патологического характера.
Особенности жизни и воспитания накладывают на многих учащихся ПУ своеобразный отпечаток, который иной раз ошибочно принимают за интеллектуальную ограниченность.
В настоящее время целесообразно вести речь об особом направлении социально-педагогической работы с данной категорией подростков. Предпосылки специфики такой работы заключаются в следующем:
> отклонения в поведении немалого числа учащихся ПУ обусловлены их педагогической запущенностью, невниманием к их воспитанию, безнадзорностью;
> многие подростки сомневаются в правильности выбора профессии, ее перспективности, возможности дальнейшего трудоустройства;
> для учащихся ПУ характерны многочисленные личные проблемы, проблемы взаимоотношений с педагогами, с товарищами по группе, конфликтность в семье, проблемы со здоровьем.
Основным структурным компонентом организации педагогического процесса в ПУ является учебно-производственная группа. Именно в ней организуется учебная, производственная, досуговая деятельность, формируются социальные отношения между учащимися.
Непосредственное руководство группой осуществляет мастер производственного обучения. Кураторство в плане организации познавательной деятельности учащихся осуществляет классный руководитель.
В сотрудничестве с мастерами производственного обучения, кураторами групп социальный педагог должен организовать в ПУ реализацию системы профилактической и реабилитационной работы с учащимися, приложить максимум усилий для изучения воспитанников и выявления среди них имеющих склонность к девиантному поведению.
Сегодня во многих профессиональных училищах созданы психологические и социально-педагогические службы. Можно выделить следующие наиболее актуальные задачи этих служб:
> психологическая и социально-педагогическая диагностика ученических групп в целях разработки рекомендаций по улучшению психологического климата в коллективе, снижения уровня конфликтности между учащимися и педагогами;
> индивидуальная диагностика и консультирование учащихся, оказание разносторонней помощи в решении сложных жизненных проблем;
> создание условий для раскрытия способностей учащихся, совершенствования их в совместной с педагогами и сверстниками социально значимой деятельности, отвечающей интересам и природным склонностям подростков к общению, творчеству;
> формирование у воспитанников знаний, умений и навыков, необходимых для социальной адаптации, закрепления в профессиональной деятельности;
> развитие коммуникативных, организаторских способностей, повышение социальной активности, тренировка навыков межличностного и делового общения;
> проведение специальных занятий, направленных на снижение уровня тревожности, агрессивности, на развитие навыков самоконтроля, саморегуляции.
Опираясь на задачи социально-педагогической службы, можно выделить группу функций, реализация которых направлена на повышение уровня социальной адаптации учащегося ПУ.
Диагностическая — изучение психологических, возрастных особенностей личности воспитанника, его способностей, состояния физического и нравственного здоровья; степени и направленности влияния микросферы; структуры учебного коллектива; характера группового взаимодействия.
Организаторская — организация социально значимой деятельности в социуме, включение в нее подростка в качестве активного субъекта.
Координирующе-посредническая — координация усилий медицинских, культурных, спортивных, правовых учреждений, общественных и благотворительных организаций, коллективов педагогов и учащихся для совместного решения проблем социального и профессионального становления подростка, для представления интересов учащихся на разных уровнях.
Профилактическая — использование социально-правовых, юридических, психолого-педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений, способных оказать антипедагогическое воздействие, обеспечение защиты прав подростков.
Организационно-коммуникативная — установление деловых и личностных контактов с педагогами, родителями на принципах взаимного уважения, доверия, сотрудничества.
Прогностическая — прогнозирование процесса развития личности учащегося в период его обучения в ПУ и после его окончания.
Функция психологической поддержки — оказание помощи учащимся в решении проблем личностного характера, в снятии нервного напряжения, состояния тревожности, различного рода «комплексов», используя психокоррекционные и другие методы воздействия.
Методы работы социального педагога
Изучение учащихся. Социальному педагогу необходимо изучить:
> общие данные всех учащихся, познакомиться с их биографиями (сведениями о родителях, месте рождения, проживания, месте учебы до поступления в ПУ);
> состояние здоровья учащихся (здесь важен контакт с медицинскими работниками; особое внимание должно уделяться психическому здоровью подростков, состоянию их нервной системы);
> индивидуальные особенности ученика, специфику развития интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, действенно-практической, экзистенциальной сфер личности, особенности процессов саморегуляции;
> факторы, провоцирующие девиантное поведение: особенности настроения, взгляды, система ценностных отношений, самооценка, оценка окружающей действительности, сфера интересов, потребностей и желаний;
> особенности семейного воспитания, взаимоотношения в семье;
> положение учащегося в группе.
Полученные данные могут быть занесены в специальную карту, содержание которой периодически обновляется в зависимости от получаемой информации.
Возраст учащихся ПУ — возраст активного познания мира и человеческих взаимоотношений, бурного умственного развития, проявления и развития разнообразных задатков и способностей, критического отношения к окружающему. Все это создает благоприятные возможности для воспитания сознательного, творческого отношения к учебной и трудовой деятельности. (Н. И. Никитина, М. Ф. Глухова)
Вопрос № 50 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования.
Учреждение дополнительного образования (УДО) — тип образовательного учреждения, которое реализует программы различной направленности, выходящие за пределы основных общеобразовательных программ, в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан.
Основные задачи такого учреждения: обеспечение необходимых условий для развития личности, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга,
УДО занимается разнообразными видами деятельности, что создает особую микросреду, основанную на неформальности отношений, добровольности участия, свободе выбора досуговой и познавательной деятельности. В свободной, эмоционально насыщенной атмосфере наиболее ярко раскрывается индивидуальность каждого ребенка, происходит обмен опытом, вырабатывается собственная жизненная позиция, формируются общественные и нравственные интересы и качества, художественные и эстетические вкусы, личностные потребности.