ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.10.2024
Просмотров: 375
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос № 44 Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема: причины, основные понятия.
Социально-педагогическая деятельность в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей.
Вопрос № 45 Формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
Вопрос № 46 Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема.
Федеральный закон Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной защиты.
Категории обслуживаемого населения
Виды социальной помощи и услуг
Центры социального обслуживания (цсо)
Стационарные (дома-интернаты) и реабилитационные учреждения социальной защиты.
Вопрос № 47 Социально-педагогическая деятельность в дошкольных образовательных учреждениях.
Вопрос № 48 Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях
Методы работы социального педагога
Вопрос № 50 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
Вопрос № 51 Технологии социально-педагогической работы с семьей.
2. Исследование особенностей функционирования семьи.
Ведения документации социальным педагогом.
Формы работы социального педагога с семьей
Методика работы с различными категориями семей.
Различные подходы к классификации методов работы социального педагога.
Вопрос № 53 Понятие и общая характеристика социально-педагогических технологий.
Виды социально-педагогических технологий.
Вопрос № 54 Структура и содержание социально-педагогических технологий.
Методика диагностики подростковых и юношеских групп
Методика диагностики микросреды
1. Определение исходного реабилитационного потенциала:
2. Составление индивидуальной комплексной программы реабилитации:
3. Реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка:
Вопрос № 58 Консультирование в системе методов работы социального педагога.
Этапы ведения консультативной беседы
Этап 1. Знакомство с клиентом и начало беседы
Деятельность консультанта на подэтапе
Деятельность консультанта на подэтапе
Этап 4. Завершение консультативной беседы
Вопрос № 59 Технология социального посредничества в решении комплекса проблем детей и подростков.
60. Технология организации досуга. Использование игровых технологий в организации досуга.
Типология неформальных подростковых молодежных групп (по к. В. Седых)
62.Направления и функции досуговой деятельности в образовательном
(Елизаров А. Н.)
Вопрос № 59 Технология социального посредничества в решении комплекса проблем детей и подростков.
Социально-педагогические технология– один из сложившихся на основе предшествующего опыта или выявленных и обоснованных путей достижения определенной социально-педагогической цели. (Л. В. Мардахаев) Она может рассматриваться: как описание этапов, методов и средств социально-педагогической деятельности, обеспечивающих достижение определенного результата.
Социальное посредничество – это содействие достижению согласия между социальными субъектами для решения социальных проблем одного из них и оказания ему помощи. В роли такого субъекта может выступать группа, коллектив, отдельная личность. Рассмотрим технологию социального посредничества в решении комплекса проблем детей и подростков.
Для решения социальных проблем могут привлекаться несколько субъектов (государственное социальное учреждение, общественные организации, коммерческие структуры, специалисты и т. д.). Быть социальным посредником – значит объяснять интересы и взгляды одной стороны другой.
В социально-педагогической практике посредничество реализуется в следующих формах:
Посредничество в решении правовых, бытовых, медико-реабилитационных проблем подростков.
Участие в оформлении опеки (попечительство), взаимодействие с инстанциями при решении вопросов о защите имущественных прав несовершеннолетнего, участие в дознании и судопроизводстве по правонарушениям, совершенным несовершеннолетним и т. п.
Социально-педагогическое посредничество
Суть данного посредничества состоит в обеспечении педагогически целесообразных взаимодействий между личностью, группой, семьей, обществом, государством. Согласно методическому письму «О социально-педагогической работе с детьми» социальный педагог- это прежде всего посредник, связующее звено между личностью ребенка (в данном случае) и государственно-общественными социальными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о ребенке и его семье.
Логику деятельности социально педагога в посредничестве можно представить следующим образом:
А) диагностика проблемы, оценка возможностей ее решения, соотнесение с имеющейся информацией о характере услуг, которые оказываются населению различными организациями и учреждениями;
Б) выбор учреждения, способного наилучшим образом решить проблему, рекомендация его клиенту;
В) помощь в установлении контакта, содействие приему подростка в соответствующем учреждении, организации, у специалиста;
Г) проверка результативности контакта, продвижения в решении проблемы. С этой целью необходимо организовать обратную связь с клиентом и/или специалистами учреждения. Пока контакт не станет прочным, социальный педагог должен держать ситуацию под контролем.
При посредничестве возникает необходимость в договоре.Договор представляет собой результат процесса переговоров. Он может быть устный или письменный, официальный или неофициальный, двусторонний (социальный педагог - клиент) или трехсторонний (социальный педагог -специалист (учреждение) – клиент). Цель договора – разъяснить сторонам различные аспекты предоставляемых услуг. Договор об услуг в целом не носит юридического характера. С некоторыми клиентами очень трудно достичь соглашения. В таком случае задача социального педагога – дипломатично обсудить болезненно-чувствительные проблемы клиента. Он должен всячески способствовать достижению соглашения с клиентом и помогать ему и обоим сторонам следовать правилам договора.
Предметом договора может быть:
цель проводимой работы, ключевые проблемы
задачи предоставляемых услуг
временные рамки совместной деятельности
различные процедуры или специальные методики, которые будут использоваться
особые требования социального центра или службы (например, о часах работы, о специалистах, о необходимости сообщения в суд или другие службы и т. п.)
(Шакурова М. В.)
60. Технология организации досуга. Использование игровых технологий в организации досуга.
Дополнительное образование детей – особое самостоятельное образование, изначально ориентированное на свободный выбор ребенком видов и форм деятельности, формирование его собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации и способностей.
Оно охватывает:
сферу свободного времени ребенка
сферу реализации познавательных интересов личности (это определяет особенности организации системы доп.образования.)
Особенности:
-это рационально организованный досуг
-учет потребностей семьи, общества, ребенка.
-учет прав ребенка
-учет социально-демографической ситуации региона
Совместно с общеобразовательными учреждениями доп.образование составляет целостную образовательную систему, в которой ребенок развивается. Система доп.образования включает в себя 2 основные части:
1.доп.образование в специализированных учреждениях
2. доп.образование на базе общеобразовательных учреждений.
Организация деятельности
- организует деятельность в течение всего года и имеет семидневную рабочую неделю.
Модификации:
1. По направленности: многопрофильные и профильные
2. По времени существования: долговременные и временные
3. По типам:
Центр творчества (деятельность в своем учреждении и округах)
Дворец или дом творчества (специально построенное учреждение)
Станция (профильное учреждение, специально оборудованное для обучения по профильным программам, для ведения наблюдения и исследования)
Школа (спортивная, музыкальная, театральная)- профильное учреждение.
Студия (сочетает в работе учебную, экспериментальную, практическую деятельность.)
Клуб (совместная деятельность, отдых, общение, развлечение)
Детский лагерь- временное учреждение, специально оборудованное.
Детский парк (природная среда или парковая зона.
61.Детские и молодежные субкультуры в социализации детей и подростков. Методика и технология работы сп с детскими и молодежными организациями.
В последние три-четыре десятилетия устойчивый интерес исследователей вызывают молодежные субкультуры. Связано это, наверное, с тем обстоятельством, что молодежные субкультуры, или часть их стали важным средством эволюционного обновления современного общества.
Социально-педагогические аспекты субкультуры как фактора социализации рассмотрены в трудах И. А. Баевой, Л. А. Регуша, В. А. Мудрика, Е. Н. Чесноковой.
По мнению А. В. Мудрика, субкультура(от латинскогоsub– под иcultura– возделывание, воспитание, развитие) – совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т. п.), влияющих на стиль жизни и мышление определённых номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представлений социума).
Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные и социальные слои населения, профессиональные группы, религиозные секты, сексуальные меньшинства, массовые неформальные течения (хиппи, «фанаты», и т. п.), преступные группы и организации, любители определённых занятий (охотники, рыбаки, филателисты, нумизматы и т. п.).
Субкультура – это автономное относительно целостное образование. Она включает в себя ряд более или менее ярко выраженных признаков: специфический набор ценностных ориентаций, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношения, а также статусная структура; набор предпочитаемых источников информации; своеобразные увлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения; жаргон; фольклор.
Типология неформальных подростковых молодежных групп (по к. В. Седых)
Направленность |
Влияние на личность |
Содержание деятельности |
Структура организации |
Просоциальная |
Положительная |
Общественно полезная деятельность |
Демократическая |
Асоциальная |
Индифферентное |
Совместные развлечения (коллекционирование, музыка и т. п.) |
Анархическая |
Антисоциальная |
отрицательное |
Общественно опасная (правонарушения, пьянство и т. п.) |
Аутократическая, авторитарная |
Психологическим основанием возникновения подростково-молодежных групп (группировок) является одна из ведущих поведенческих реакций данного возрастного периода —реакция группирования со сверстниками.
Процесс вхождения (примыкания) подавляющего большинства подростков в ту или иную неформальную молодежную группу можно отразить как процесс последовательного удовлетворения базовых потребностей человека: потребностей в самоутверждении и общении.
Следует особо отметить тот факт, что неформальная среда общения порой является для подростка единственной сферой социализации. Нередко, имея сложные взаимоотношения в семье или не посещая регулярно какое-либо внешкольное учреждение, подросток вынужден примыкать к той или иной группе (группировке), автоматически принимая систему ее норм и ценностей, которая не всегда оказывается социально положительной. Для очень большого числа подростков ценностные ориентации и моральные принципы, проповедуемые референтно значимой группой, являются личностно значимыми, причем эта значимость намного превосходит в сознании подростка «семейные» и «школьные» нормы и ценности. Именно этим во многом объясняется низкая эффективность воспитательных мер воздействия на трудного подростка: в его сознании совершенное им объективно негативное действие таковым не является, так как является одобряемым с точки зрения референтной группы.