ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.10.2024
Просмотров: 397
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос № 44 Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема: причины, основные понятия.
Социально-педагогическая деятельность в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей.
Вопрос № 45 Формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
Вопрос № 46 Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема.
Федеральный закон Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной защиты.
Категории обслуживаемого населения
Виды социальной помощи и услуг
Центры социального обслуживания (цсо)
Стационарные (дома-интернаты) и реабилитационные учреждения социальной защиты.
Вопрос № 47 Социально-педагогическая деятельность в дошкольных образовательных учреждениях.
Вопрос № 48 Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях
Методы работы социального педагога
Вопрос № 50 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
Вопрос № 51 Технологии социально-педагогической работы с семьей.
2. Исследование особенностей функционирования семьи.
Ведения документации социальным педагогом.
Формы работы социального педагога с семьей
Методика работы с различными категориями семей.
Различные подходы к классификации методов работы социального педагога.
Вопрос № 53 Понятие и общая характеристика социально-педагогических технологий.
Виды социально-педагогических технологий.
Вопрос № 54 Структура и содержание социально-педагогических технологий.
Методика диагностики подростковых и юношеских групп
Методика диагностики микросреды
1. Определение исходного реабилитационного потенциала:
2. Составление индивидуальной комплексной программы реабилитации:
3. Реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка:
Вопрос № 58 Консультирование в системе методов работы социального педагога.
Этапы ведения консультативной беседы
Этап 1. Знакомство с клиентом и начало беседы
Деятельность консультанта на подэтапе
Деятельность консультанта на подэтапе
Этап 4. Завершение консультативной беседы
Вопрос № 59 Технология социального посредничества в решении комплекса проблем детей и подростков.
60. Технология организации досуга. Использование игровых технологий в организации досуга.
Типология неформальных подростковых молодежных групп (по к. В. Седых)
62.Направления и функции досуговой деятельности в образовательном
диагностический — обобщение и осмысление конкретного социально-педагогического опыта; апробация новаций, т.е. определение факта новаторства и условий его распространения; описание и накопление ценной методической информации;
конструктивный — определение пути реализации теоретических идей в массовой социально-педагогической практике, т.е. подготовка рекомендаций для социальных педагогов с учетом региональных особенностей, реализация адекватных форм и методов социально-педагогической работы; определение перспектив и технологий овладения профессиональным мастерством.
Таким образом, назначение методики работы социального педагога можно охарактеризовать тремя признаками:
определение цели социально-педагогической работы;
определение способов решения проблемы клиента;
определение характера взаимоотношений социального педагога и подопечных.
Методика работы социального педагога имеет дело с классами типичных ситуаций (например, ситуации профилактики девиантного поведения, социальной адаптации выпускников детского дома, трудоустройства молодежи). Для каждого класса она нарабатывает определенный комплекс социально-педагогических средств, вариантов решения проблемы и выявляет условия их эффективного применения. Социальный педагог-практик выбирает то, что, по его мнению, приемлемо для конкретной ситуации, конкретных условий.
2. Методика работы социального педагога - совокупность форм, средств, методов, приемов социально-педагогической деятельности, поддержки индивида в трудной жизненной ситуации.Система последовательных взаимосвязанных действий социального педагога и подопечного, обеспечивающих эффективное решение проблемы.
Форма социально-педагогической работы — это способ организации процесса, отражающий внутреннюю связь его различных элементов и характеризующий взаимоотношения социального педагога и его подопечных.
Понятие «форма организации социально-педагогической работы» может употребляться в широком и узком смысле.
В широком понимании формы социально-педагогической работы характеризуют организацию социально-педагогической деятельности в целом, т.е. в различных институтах воспитания, учреждениях социальной сферы; с различными проблемными группами подопечных: о работе в городской, сельской, военной среде. При такой классификации организационных форм имеются в виду не отдельные, разовые акции, а весь процесс социально-педагогической работы.
В узком смысле классификация организационных форм социально-педагогической работы зависит от того, как организована эта работа: участвует ли в ней большинство населения в социуме, небольшая группа заинтересованных лиц или отдельные подопечные:
индивидуальная социально-педагогическая работа;
групповая социально-педагогическая работа (с постоянным или меняющимся составом подопечных);
социально-педагогическая работа в микросоциуме.
Или, классификация форм организации социально-педагогической работы в зависимости от методики воспитательного воздействия. При такой классификации формы подразделяются на группы:
психотерапевтического воздействия (трудотерапия, библиотерапия, арттерапия и др.);
пассивной социальной помощи (консультирование, патронаж, социальное обслуживание на дому и др.);
активной помощи (клубная и кружковая работа, участие в социально полезной общественной деятельности и т.д.).
В сложном процессе социально-педагогической работы нельзя довольствоваться какой-либо одной формой организации. Важное требование к социально-педагогической деятельности — применение разнообразных форм ее организации, адекватных конкретной социальной ситуации.
В одном ряду с понятием «форма работы» стоит понятие «средство социально-педагогической работы» — все то, что используютсоциальные педагоги для решения социально-педагогической проблемы.
Средства социально-педагогической работы можно рассматривать в широком и в узком понимании. В первом случае к ним относятся виды деятельности, способствующие решению или предупреждению социальной проблемы: образование, трудовая деятельность, занятия спортом, досуг, общественная работа. Во втором - материальные и идеальные элементы действительности, используемые как орудие деятельности (технические средства, произведения искусства, речь социального педагога и т.д.).
Составным элементом методики работы социального педагога является метод. Методы работы социального педагога — способы взаимодействия специалиста и подопечного с целью решения конкретной социально-педагогической проблемы.
Каждый метод выступает как инструмент, с помощью которого педагог воздействует на сознание, чувства, поведение подопечного, его отношения с окружающей средой, организует разнообразную социальную деятельность. Понятия «метод социально-педагогической работы» и «форма организации социально-педагогической работы» близки по своему содержанию.
В теории и практике социально-педагогической деятельности употребляется и такое понятие, как «прием работы социального педагога» — составная часть, деталь метода социально-педагогической работы. Поэтому иногда методы рассматриваются как определенное сочетание, совокупность различных приемов.
Прием- устойчивый, зафиксированный в общей или профессиональной культуре социального педагога способ действия в определенных условиях, единичное, одноактное действие. Например, метод убеждения реализуется при помощи таких приемов, как внушение, разъяснение, анализ ситуации, беседа.
Выбор форм, методов и приемов социально-педагогической работы зависит от задач и содержания социально-педагогической деятельности, от возрастных и индивидуальных особенностей подопечного, его микросоциального окружения, уровня образования, адаптационных способностей, а также от профессиональной компетенции и мастерства социального педагога.
Различные подходы к классификации методов работы социального педагога.
Классификация методов работы социального педагога — выстроенная по определенному признаку система, с помощью которой у них выявляют общее и особенное, теоретическую и практическую составляющие, что способствует осознанному выбору и наиболее эффективному их применению.
Классификация общих методов социально-педагогической деятельности может иметь следующую структуру:
методы формирования сознания подопечного (объяснение, разъяснение, беседа, диспут и т.д.);
методы организации деятельности и формирования позитивного социального опыта подопечного (приучение, упражнение, требование, создание воспитывающих ситуаций, инструктаж и т.д.);
методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения подопечного (эмоциональное воздействие, поощрение, наказание, игровые методы и т.д.);
методы контроля эффективности социально-педагогического процесса (диагностика, анализ результатов деятельности подопечных, социально-педагогический мониторинг, самоанализ и т.д.).
При классификации на основе функций социально-педагогической деятельности можно выделить следующие группы методов:
социально-педагогической помощи и поддержки;
психолого-педагогической коррекции;
социальной адаптации;
профилактики;
реабилитации;
исследовательские методы.
С учетом основных направлений профессиональной деятельности социального педагога можно выделить следующие методы:
диагностика социальных ценностей личности (наблюдение, беседа, анкетирование, интервью, экспертная оценка, мониторинг, биографический метод и др.);
профессиональное взаимодействие с подопечным (убеждение, внушение, информирование, консультирование, гуманизация условий учебы, труда и быта и др.);
организация социально-педагогического процесса (организация профессионального взаимодействия со специалистами различных служб, индивидуальная, групповая, коллективная работа с подопечными и др.);
социально-экономические (денежная помощь, компенсаций; патронаж, бытовое обслуживание и др.);
организационно-управленческие (инструктирование, подбор и расстановка кадров, метод требования, критики и самокритики, контроля и проверки выполнения).
Классификация по характеру социальных ролей, которые выполняет социальный педагог (например, методы посреднической деятельности, правозащитной деятельности, волонтерской работы, консультативной деятельности и т.д.).
В реальных условиях социально-педагогической деятельности методы работы социального педагога выступают в сложном единстве. На каком-то определенном этапе социально-педагогического процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде, но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними невозможно достичь намеченной цели.
(Никитина Н. И., Глухова М. Ф.)
Вопрос № 53 Понятие и общая характеристика социально-педагогических технологий.
Технология – система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта.
Достоинством технологии, актуальным для социально-педагогической деятельности, является возможность ее осуществления другим человеком после специального обучения, освоения. Ключевым звеном любой технологии является детальное определение конечного результата и точное достижение его. Столь жесткие требования к использованию технологии в социальных процессах претерпели ряд изменений:
А) в отличие от промышленных технологий, которые представляют собой строго определенную последовательность процессов и операций, при замене которых страдает результативность, социальные технологии более гибкие;
Б) нужная последовательность процессов или мероприятий не гарантирует достижения полной эффективности, т. к. человек многофакторная система, на него оказывают влияние внешние воздействия, поэтому предсказать эффект того или иного влияния часто невозможно;
В) огромную роль играет обратная связь, возможно выборочное повторение отдельных частей процесса.
Социальная технология– система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов.
Педагогическая технология- последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленная на достижение конкретной педагогической цели [Никитина Н. И., Глухова М. Ф.].
Разновидностью социальных технологий выступают социально-педагогические технологии.