Файл: Экономика культуры Учебник.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 1231

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры и массовых коммуникаций рф

Глава 1. От натурального хозяйства к рынку

Глава 2 Рыночная система с использованием наемного труда

Глава 3 Государство в смешанной экономике

Пример 3.1

Пример 3.2

Пример 3.3

Пример 3.4

Пример 3.5

Раздел II Экономическая теория культурной деятельности

Глава 4 Общественные товары

Глава 5 Дискуссия вокруг мериторики

Глава 6 Экономическая социодинамика

Глава 7 Рынок культурных благ

На производство культурных благ

Глава 8 Особенности факторных рынков в сфере культуры

Часть 2

Глава 9 Правовые основы экономики культуры

Пример 9.1

Глава 10

Пример 10.1

Пример 10.2

Пример 10.3

Раздел IV

Введение

Глава 11

В культуре и промышленности (Российская Федерация)7

Пример 11.1

Глава 12 Принципы, формы и система оплаты труда

Раздел V Финансовые отношения в сфере культуры

Глава 13 Государственные расходы на культуру

В общей сумме доходов*

По состоянию на начало 2005 г.

Показатели их измерения

Глава 14 Налоговые правоотношения государства и культуры

Глава 15 Внебюджетные источники финансирования

Круг организаций – субъектов культурной деятельности – косвенно определен еще одним официальным документом – Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД)6. Необходимо отметить, что этот документ, следующий за Статистической классификацией видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе, отвел сфере культуры не слишком почетное место. Она помещена в подразделе «Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта» раздела «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг«.

К видам культурной деятельности ОКВЭД отнес следующие:

  • производство, прокат и показ фильмов; деятельность в области радиовещания и телевидения;

  • создание произведений искусства; реставрация произведений искусства (картин и т. п.);

  • деятельность по организации и постановке театральных и оперных представлений, концертов и прочих сценических выступлений;

  • деятельность актеров, режиссеров, композиторов, художников, скульпторов и прочих представителей творческих профессий, выступающих на индивидуальной основе;

  • деятельность концертных и театральных залов, агентств по продаже билетов, студий звукозаписи;

  • деятельность цирков, ярмарок и парков с аттракционами, танцплощадок, дискотек, школ танцев;

  • деятельность библиотек всех видов, читальных залов, залов для прослушивания, просмотровых залов, лекториев, планетариев, государственных архивов;

  • деятельность учреждений клубного типа: клубов, дворцов и домов культуры, домов народного творчества и т. п.;

  • деятельность музеев всех видов, включая исторические дома-музеи, музеи на открытом воздухе и т. п.;

  • деятельность по охране исторических мест и зданий; деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников.

Перечень по ОКВЭД принципиально не отличается от списка видов деятельности и организаций, приведенных в таблице 10.1. Однако некоторые различия следует отметить. В указанной таблице в отличие от ОКВЭД к видам организаций, ведущих культурную деятельность, отнесены различные творческие союзы и другие общественные организации, объединяющие создателей, исполнителей, интерпретаторов произведений искусства, а также образовательные учреждения, научно-исследовательские институты. Творческие союзы и общества изначально создавались как субъекты культурной деятельности, но по статусу — это общественные объединения. Поэтому классификатор и содержит их в соответствующем разделе.


В другом разделе ОКВЭД оказались и образовательные учреждения, являющиеся активными участниками культурной деятельности, основная цель которых состоит в подготовке и повышении квалификации специалистов для различных областей культуры и искусства. Среди них высшие и средние специальные учебные заведения сферы театрального, хореографического, изобразительного искусства, консерватории и музыкальные училища, вузы и училища культуры, подготавливающие специалистов в области музейной и библиотечной работы, руководителей самодеятельных коллективов и др., а также институты повышения квалификации работников культуры.

Не относит к сфере культуры ОКВЭД и научные учреждения, исследующие эту сферу. С точки зрения «Основ законодательства Российской Федерации о культуре» в круг субъектов культурной деятельности безусловно включаются те научные организации, которые специально созданы для проведения фундаментальных и прикладных исследований в области культуры. В качестве примера можно назвать такие известные научные организации, как Государственный институт искусствознания, Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева, Российский институт истории искусств. Российский институт культурологии.

Еще один официальный документ, косвенно определяющий состав сферы культуры, - Государственный бюджет Российской Федерации. Этот документ принципиально важен в контексте рассмотрения особенностей экономики культуры в России. Ежегодно в стране принимается федеральный закон о федеральном бюджете на очередной год. И в нем приводится распределение ассигнований из федерального бюджета по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации. Анализ 15 раздела этой классификации «Культура, искусство и кинематография» дает основания с точки зрения государственного бюджета отнести к интересующей нас сфере:

  • дворцы и дома культуры, другие учреждения клубного типа;

  • музеи и постоянные выставки;

  • библиотеки;

  • театры, концертные организации и другие организации исполнительских искусств; Я цирковые организации; ';: архивы;

  • кинематографию;

  • содержание особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации;

  • мероприятия, предусмотренные Федеральной целевой программой «Культура России (2001-2005 годы)»;

  • прочие учреждения и мероприятия в области культуры и искусства7.


Следует заметить, что последний список короче двух предыдущих, сформированных на основании «Основ законодательства Российской Федерации о культуре» и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности. Все учебные заведения, в том числе и находящиеся в системе Министерства культуры и средств массовой информации Российской Федерации, финансируются отдельно, по 14 разделу функциональной бюджетной классификации - «Образование». Государственная поддержка государственных телерадиокомпаний, издательств, средств массовой информации осуществляется по 16 разделу - «Средства массовой информации», а научные исследования в области культуры финансируются по б разделу - «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу». Проведение выставок за рубежом, как и некоторые другие виды международного культурного сотрудничества, поддерживается бюджетом в рамках раздела 3 - «Международная деятельность».

10.2

Структура управления и органы культуры. Должно ли государство управлять культурой? И что значит «управлять культурой»? Подобные вопросы не имеют однозначного ответа. Все зависит от политического и экономического уклада государства и от принятой им государственной политики в области культуры.

В современном мире даже демократические государства с развитой рыночной экономикой по-разному относятся к регулированию культурной деятельности. Если в США практически нет государственных организаций культуры, а государственная поддержка этой сферы осуществляется исключительно косвенными способами, то, например, во Франции организации государственного сектора, находящиеся в ведении Министерства культуры этой страны, весьма многочисленны, и распространена практика прямой государственной поддержки культурной деятельности. Тоталитарное государство обычно осуществляет всеобъемлющий контроль сферы культуры. Это подтверждается семидесятилетней практикой функционирования системы управления культурой в Советском Союзе, где культура и искусство относились к идеологическим инструментам, призванным пропагандировать и проводить в жизнь коммунистические идеалы. Указанное обстоятельство определяло главные характеристики этой системы: жесткая централизация в вопросах создания, материального обеспечения, финансирования, оперативного руководства и оценки деятельности организаций культуры, многоступенчатая цензура их художественно-творческой деятельности, назначение на руководящие должности любого уровня в основном членов КПСС, ограниченная хозяйственная самостоятельность организаций.


Реализовывались эти установки системой государственного управления культурой, во главе которой было Министерство культуры СССР, находившееся в подчинении Совета Министров СССР. Следующий уровень пирамиды составляли министерства культуры союзных республик, находившиеся в двойном подчинении. Так, Министерство культуры РСФСР подчинялось одновременно Совету Министров РСФСР и Министерству культуры СССР. Принцип двойного подчинения распространялся и на последующие уровни пирамиды: министерства культуры автономных республик и управления культуры краев и областей в РСФСР подчинялись своим советам министров или исполкомам и одновременно Министерству культуры РСФСР. И так далее - вплоть до районных отделов культуры. Необходимо напомнить также о чрезвычайно важном для того времени обстоятельстве: над государственной системой стояла параллельная партийная пирамида - от первичной партийной организации практически на каждом предприятии, в каждом учреждении до Центрального комитета КПСС и его Политбюро.

Перемены в нашей стране, начало которым было сложено во второй половине 1980-х гг., в корне изменили ситуацию. Сначала потеряла свою монополию, а затем прекратила существование КПСС. Соответственно были ликвидированы первичные партийные организации КПСС, деятельность любых партий на предприятиях, в учреждениях выла законодательно запрещена. Была сломана вертикаль управления в сфере культуры, которая в прошлые времена обеспечивала жесткую централизацию. В новых условиях решение об открытии новых организаций культуры принимается на месте без всякого согласования в каких-либо центральных органах власти; сняты ограничения по финансированию организаций из различных источников; появилась свобода в вопросах ценообразования; ликвидирована цензура; организации культуры и искусства получили полную свободу в творчестве и т. п. Можно утверждать, что в последнее десятилетие XX в. культура в России функционировала в условиях формирующегося демократического правового государства.

При этом под правовым понимается такое государство, где права граждан определяются не решениями того или иного чиновника, не постановлениями правящей партии или назначенного ею правительства, а законами, принятыми демократически избранным парламентом или всенародным референдумом и неукоснительно исполняемыми всеми звеньями государственной власти и гражданами. Это относится и к культуре - в правовом государстве политика в сфере управления культурой определяется законодательством.


Следует напомнить, что Россия по государственному устройству - федерация, объединяющая 89 государственных образований, называемых субъектами федерации. Все они - республики, края, области, национальные округа, автономная область и два города федерального значения (Москва и С.-Петербург) - поименованы в статье 65 Конституции Российской Федерации. Здесь же, в статьях 12, 130-133 определены функции местного самоуправления. Конституция определила также полномочия федерации в сфере культуры. В соответствии со статьей 71 (п. е) в ведении Российской Федерации находится «установление основ федеральной политики и федеральные программы в области... культурного... развития Российской Федерации». Кроме того, статьей 72 Конституции определено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся охрана памятников истории и культуры, а также общие вопросы культуры.

Реализуя эти конституционные полномочия, высший законодательный орган Российской Федерации — Федеральное собрание Российской Федерации (состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной думы) принимает влияющие на культуру федеральные законы.

Президент Российской Федерации, являющийся главой государства, издает соответствующие указы, а правительство Российской Федерации — федеральный орган исполнительной власти - постановления. Среди этих нормативно-правовых актов, как было показано в предыдущей главе, есть специализированные, предназначенные для регулирования отношений в сфере культуры или ее отдельных отраслях, а также важнейшие акты общего характера, регулирующие среди прочих и сферу культуры.

Некоторые органы исполнительной власти Российской Федерации в соответствии с российским законодательством вправе издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всеми физическими и юридическими лицами на территории России. Среди них в первую очередь надо назвать Министерство финансов и Министерство экономического развития и торговли, составляющие основу так называемого экономического блока в системе федеральных органов исполнительной власти, а также Министерство здравоохранения и социального развития, принимающее нормативные правовые акты в области труда и заработной платы, оказывающие существенное влияние на сферу культуры. В целом же достаточно сложно найти среди федеральных министерств и ведомств те, которые не имеют отношения к вопросам управления сферой культуры. Приведем несколько примеров из современной российской практики.