Файл: Экономика культуры Учебник.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 1189

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры и массовых коммуникаций рф

Глава 1. От натурального хозяйства к рынку

Глава 2 Рыночная система с использованием наемного труда

Глава 3 Государство в смешанной экономике

Пример 3.1

Пример 3.2

Пример 3.3

Пример 3.4

Пример 3.5

Раздел II Экономическая теория культурной деятельности

Глава 4 Общественные товары

Глава 5 Дискуссия вокруг мериторики

Глава 6 Экономическая социодинамика

Глава 7 Рынок культурных благ

На производство культурных благ

Глава 8 Особенности факторных рынков в сфере культуры

Часть 2

Глава 9 Правовые основы экономики культуры

Пример 9.1

Глава 10

Пример 10.1

Пример 10.2

Пример 10.3

Раздел IV

Введение

Глава 11

В культуре и промышленности (Российская Федерация)7

Пример 11.1

Глава 12 Принципы, формы и система оплаты труда

Раздел V Финансовые отношения в сфере культуры

Глава 13 Государственные расходы на культуру

В общей сумме доходов*

По состоянию на начало 2005 г.

Показатели их измерения

Глава 14 Налоговые правоотношения государства и культуры

Глава 15 Внебюджетные источники финансирования

Вопросы имущественных отношений, в первую очередь касающихся недвижимых памятников истории и культуры, нашли также отражение в иных федеральных законах. Так, федеральный закон «О государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21 июля 1997 г. предусматривает, что органы охраны объектов культурного наследия направляют в учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о недвижимом имуществе, отнесенном к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации или к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении их в единый государственный реестр объектов культурного наследия, о принятом решении о включении выявленного объекта культурного наследия или об отказе включить выявленный объект культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия, об особенностях, составляющих предмет охраны указанного имущества как объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия, и об обязательствах по его сохранению.

Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» № 102-ФЗ от 16 июля 1998 г. устанавливает, что удовлетворение требований залогодержателя не допускается, если предметом ипотеки является имущество, имеющее значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества. Если залогодержатель оставил за собой заложенное имущество, которое по своему характеру и назначению не может ему принадлежать, в том числе имущество, имеющее значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества, он обязан в течение года произвести отчуждение данного имущества.

Сохранению движимых культурных ценностей посвящены некоторые статьи федеральных законов «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12 декабря 1998 г. и «О чрезвычайном положении» № 3-ФКЗ от 30 мая 2001 г.

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 8 августа 2001 г. устанавливает, что лицензированию подлежит деятельность, связанная с публичным показом аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале, с воспроизведением (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей, а также деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).


Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» № 164-ФЗ от 8 декабря 2003 г. призван обеспечить благоприятные условия для внешнеторговой деятельности, защиты экономических и политических интересов Российской Федерации. Этот закон был принят в рамках подготовки к вступлению России во Всемирную торговую организацию и содержит многие позиции, требуемые или рекомендуемые ВТО. Указанный закон отдает приоритет защите культурных ценностей и регулирует отношения по его обеспечению.

Из новелл закона стоит отметить следующее. В предмет правового регулирования вошла внешняя торговля интеллектуальной собственностью. Под торговлей в данном случае понимается передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу. В отличие от иных внешнеторговых сделок, к сделкам, предметом которых являются результаты интеллектуальной деятельности, не выдвигается требование об обязательном пересечении границы материальным носителем, в котором такой результат выражен. Данный подход может негативно сказаться на некоторых аспектах культурной деятельности, например, на проведении зарубежных гастролей. Еще одна проблема для отношений в сфере культуры заложена в регулировании внешнеторговых бартерных сделок, предметом которых могут быть результаты интеллектуальной деятельности. Такие сделки могут заключаться только при условии обмена равноценными по стоимости объектами, однако единых и адекватных методик оценки этих объектов в области художественного творчества в российском законодательстве и на практике не существует.

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» № 125-ФЗ от 26 сентября 1997 г. также содержит нормы, регулирующие отношения в сфере культуры. Так, в числе обязанностей государства установлена финансовая, материальная и иная помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране культовых зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также содействие религиозным организациям в осуществлении ими культурно-просветительской деятельности.

Федеральный закон «Об обязательном экземпляре Документов» № 77-ФЗ от 29 декабря 1994 г. также имеет отношение к сфере культуры, поскольку определяет политику государства в области комплектования полного национального библиотечно-информационного фонда документов Российской Федерации и развития системы государственной библиографии. Он предусматривает обеспечение сохранности обязательного экземпляра документов и его общественное использование, вменяет в обязанность организациям культуры предоставление обязательных экземпляров документов специально уполномоченным организациям, многие из которых также являются субъектами правоотношений в сфере культуры.


Правило обязательного экземпляра распространяется на издания текстовые, нотные, картографические, изоиздания, издания для слепых и слабовидящих, аудиовизуальную продукцию (кино-, видео-, фоно-, фотопродукцию и ее комбинации на любых видах носителей). Получателями обязательных экземпляров являются Российская книжная палата, крупнейшие библиотеки, Государственный фонд телевизионных и радиопрограмм, Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации, Российский государственный архив кинофотодокументов. Российский государственный архив фонодокументов. Закон также устанавливает, что Министерство культуры Российской Федерации может выдавать прокатные удостоверения на кино- и видеофильмы только после передачи их копий на государственное хранение. Копирование и репродуцирование обязательного экземпляра в целях библиотечно-информационного обслуживания граждан и организаций Российской Федерации осуществляются в соответствии с законом Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах».

Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» № 135-ФЗ от 11 августа 1995 г., на который многие участники правоотношений в сфере культуры возлагали в свое время большие надежды, устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в Российской Федерации. Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, по бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Благотворительность может осуществляться в целях содействия деятельности в сфере культуры, искусства, просвещения, духовного развития личности, а также в сфере охраны и должного содержания зданий, объектов, территорий и мест захоронения, имеющих историческое, культовое, культурное значение. Благотворителями считаются лица, осуществляющие пожертвования в формах бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности, бескорыстного наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами собственности, бескорыстного выполнения работ, предоставления услуг. Кроме того, участниками благотворительной деятельности являются также и граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации; часто их называют волонтерами.


Законом установлены особые возможности для благотворительных организаций, в том числе по осуществлению хозяйственной и внереализационной деятельности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления призваны оказывать участникам благотворительной деятельности поддержку в следующих формах: предоставление льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей и других льгот, материально-техническое обеспечение и субсидирование благотворительных организаций (включая полное или частичное освобождение от оплаты услуг, оказываемых государственными и муниципальными организациями, от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом), финансирование на конкурсной основе благотворительных программ. Разрабатываемых благотворительными организациями, размещение на конкурсной основе государственных и муниципальных социальных заказов, передача в собственность благотворительных организаций на бесплатной или льготной основе государственного или муниципального имущества в процессе его разгосударствления и приватизации. Следует признать, что на практике реализация этих норм закона «0 благотворительной деятельности и благотворительных организациях» не привела к ожидаемым результатам.

Федеральный закон «О рекламе» № 108-ФЗ от 18 июля 1995 г. среди прочего устанавливает важные нормы для регулирования сферы культуры. Так, в соответствии с этим законом признается неэтичной реклама, порочащая объекты искусства, которые составляют национальное или мировое культурное достояние. Запрещается реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий, распространяемая любыми способами в культурных организациях, а также на расстоянии ближе 100 метров от них. Особое значение имеют положения, не разрешающие прерывать рекламой детские, образовательные и религиозные радио- и телепередачи, а также без согласия правообладателей — радиопостановки и передаваемые по телевидению художественные фильмы. При показе аудиовизуальных произведений в кинозале запрещается прерывать рекламой демонстрацию фильма, за исключением перерывов между сериями (частями).

Относящиеся к сфере культуры нормы появились и в федеральном законе «Об ограничении курения табака» №87-ФЗ от 10 июля 2001 г. Этот акт запрещает продажу табачных изделий и курение табака в организациях культуры, за исключением курения табака в специально отведенных для этого местах, а также устанавливает обязанность федеральных органов исполнительной власти по культуре через средства массовой информации регулярно осуществлять пропаганду знаний о вреде курения табака. Закон предусматривает также содержательные ограничения для отдельных видов произведений. Так, не допускается демонстрация курения табака во вновь создаваемых телевизионных фильмах, в кинофильмах и спектаклях, если та кое действие не является неотъемлемой частью художественного замысла, и демонстрация в средствах массовой информации курения табака общественными и политическими деятелями.


Федеральные законы «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» № 82-ФЗ от 30 апреля 1999 г., «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» № 104-ФЗ от 20 июля 2000 г., «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» № 49-ФЗ от 7 мая 2001 г. устанавливают в качестве принципов правового регулирования сохранение и развитие самобытной культуры малочисленных народов, сохранение исторически сложившихся социальных и культурных связей лиц, относящихся к малочисленным народам, сохранение целостности объектов историко-культурного наследия и т. п.

Вопросы культуры регулируются даже такими, казалось бы, далекими от этой сферы законодательными актами, как:

  • Федеральный закон «О лотереях», предусматривающий целевые отчисления от лотереи для финансирования социально значимых объектов и мероприятий, в том числе направленных на развитие культуры и искусства, включая творчество народов Российской Федерации, а также для осуществления благотворительной деятельности;

  • Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», запрещающий вывешивать (расклеивать, размещать) печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность;

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, устанавливающий особый правовой статус и порядок подъема имущества культурного характера, имеющего доисторическое, археологическое или историческое значение, если оно находится на морском дне.

Интересы сферы культуры в целом и участников культурной деятельности должны непременно учитываться не только в законодательных актах всех направлений, но и при разработке и реализации программ развития отдельных направлений жизни общества. Однако на сегодняшний день это очевидное требование соблюдается не всегда.

9.3

Проблемы правового обеспечения культурной деятельности. Многие положения, регулирующие отношения в сфере культуры, нуждаются в пересмотре в силу следующих причин:

  • значительный нормативный массив был принят до введения в действие основополагающих законодательных актов, в результате чего отдельные положения вошли в противоречие с Конституцией, кодексами и иными законами;

  • некоторые нормы морально устарели, не отражают актуальных реалий, не отвечают современным нуждам, не регулируют вновь возникшие отношения;

  • в результате правоприменительной практики были выявлены дефекты и пробелы как в специальном, так и в общем законодательстве;

  • взятые Россией за последние годы международные обязательства должны найти отражение во внутреннем законодательстве.