Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 791

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1

В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

оздоровительного лагеря как объект организационно-методического сопровождения

Практические аспекты организационно-методического сопровождения реализации программ дополнительного образования

Выводы по первой главе исследования

ГЛАВА 2

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА АПРОБАЦИИ

оздоровительного лагеря

Рисунок 1. Состав учреждений дополнительного образования Ростовской области в 2015 году

Таблица 1 Направления реализуемых дополнительных образовательных программ в

Рисунок 2. Динамика контингента обучающихся в организациях дополнительного образования детей в Ростовской области

Рисунок 3. Структура сети организаций дополнительного образования детей по направлениям

Рисунок. 4. Процентный состав категорий детей с нарушениями в развитии, занимающих по дополнительным образовательным программам

Обеспечение образовательной деятельности УДО оснащенными зданиями, строениями, сооружениями, помещениями и территориями

Условия реализации модели организационно-методического

Опытно-экспериментальная работа по апробации модели организационно-методического сопровождения дополнительного

Рисунок 7. Стабильность коллектива на первой неделе лагерной смены

Рисунок 9. Уровень адаптированности детей в группе на этапе констатирующего наблюдения

Рисунок 10. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ

Рисунок 11. Степень взаимодействия с педагогическим составом

Рисунок 12. Стабильность коллектива на второй неделе лагерной смены

Рисунок 14. Уровень тревожности детей на второй неделе лагерной смены

Рисунок 15. Уровень тревожности детей на третьей неделе лагерной смены

Рисунок 16. Уровень адаптированности детей в группе на второй неделе лагерной смены

Рисунок 18. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ на момент окончания лагерной смены

Рисунок 19. Степень взаимодействия с педагогическим составом на момент окончания лагерной смены

Выводы по второй главе исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Анкета «Я выбираю…»

Методика «Диагностика интереса»

Методика «Дерево»

Методика «Градусник»

Диагностика мотивации

Анкета участников мероприятия или занятия

Методика «Поведение в конфликтах»

Методика «Определение индекса групповой сплочённости Сишора»

Регистрационный бланк

Методика оценки психологической атмосферы в коллективе

Регистрационный бланк

Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе

Анкета итоговая (конец смены)

Приложение Б

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ «ЭКСПРЕСС»»

Задачи программы:

Формы реализации:

ДОЛ « ЭКСПРЕСС» ОАО РЖД КАБАРДИНКА

концепций психологии управления, социальной и педагогической фасилитации и супервизии, адаптированные к условиям дополнительного образования детей в пространстве ДОЛ.

  1. Организационно-методическое сопровождение выступает неотъемлемой частью дополнительного образования детей в условиях детского оздоровительного лагеря и может быть рассмотрено как процесс, включающийкомплекс мер, направленных на обеспечение эффективности дополнительногообразованиядетейвпространстведетскогооздоровительноголагерясучетоминтересовипотребностейвсехегосубъектов.Активными субъектами-интересантами организационно-методического сопровождения являются вожатые, педагоги-организаторы, воспитатели. При этом процесс организационно-методического сопровождения дополнительного образования косвенно затрагивает и воспитанников детского оздоровительного лагеря, результативность деятельности которых является «индикатором» его эффективности. Организационно-методическое сопровождение дополнительного образования является не только средством методической поддержки педагогов, реализующих дополнительные общеразвивающие программы в условиях детского оздоровительного лагеря, но и позволяет им использовать вариативные стратегии взаимодействия с каждым ребенком,

находящимся в кратковременном детском коллективе, и реализовать возможности собственного профессионального совершенствования.

  1. Пространство детского оздоровительного лагеря, синтезируя признаки информальности и неформальности получения образования, обладает специфическими характеристиками, такими как: вариативность, открытость, мобильность, инклюзивность. В таком пространстве реализуется дополнительное образование детей, элементы структуры которого основаны на положениях аксиологического, событийного, проектного и деятельностного подходов, максимально отражающих личностно-ориентированную и гуманистическую направленность дополнительного образования детей.


Особенности пространства детского оздоровительного лагеря и методологические положения аксиологического, событийного, проектного и деятельностного подходов позволили определить в качестве основных элементов составляющих структуру дополнительного образования детей в пространстве детского оздоровительного лагеря: целевой, содержательный, технологическийи рефлексивный. Основные ценностные и целевые ориентиры реализации дополнительного образования в пространстве детского оздоровительного лагеря в условиях кратковременного детского коллектива составляют содержание целевогоэлемента структуры дополнительного образования детей. Дополнительные общеразвивающие и мини-программы, реализуемые в период сезонных и межсезонных лагерных смен, включены в содержательный элемент структуры дополнительного образования детей. Технологическийэлемент структуры дополнительного образования детей представлен педагогическими технологиями и соответствующими им методами, приемами и формами работы с детьми в пространстве детского оздоровительного лагеря. Рефлексивныйэлемент структуры дополнительного образования детей включает в себя на анализ и оценку (самооценку) результатов деятельности вожатого и воспитанников в формате проектов, которые направлены на решение образовательных задач и

стимулируют развитие адаптивных способностей, навыков социальной коммуникации и работы

в команде.

  1. Организационно-методическое сопровождение, как неотъемлемая часть дополнительного образования детей в условиях детского оздоровительного лагеря, представлено в виде модели, включающей подготовительный, диагностический,координирующий и рефлексивный этапы. В рамках подготовительного этапапроисходит формирование готовности педагогического коллектива детского оздоровительного лагеря к разработке и реализации дополнительной общеразвивающей программы и дополнительных мини-программ. Диагностический этап направлен на поддержание стабильности эмоционально- психологического состояния членов педагогического коллектива детского оздоровительного лагеря и влияет на окончательное формирование содержания программы дополнительного образования детей, которое будет реализовано в период лагерной смены. В течение координирующегоэтапаобеспечивается слаженность и согласованность действий педагогического состава, методиста, педагога-психолога и администрации лагеря в процессе реализации дополнительной общеразвивающей программы и дополнительных мини-программ, а также результативность их освоения детьми в период лагерной смены. На рефлексивномэтапепроисходит анализ результатов дополнительного образования с целью последующей корректировки организации дополнительного образования детей во время следующей лагерной смены, оказания необходимой методической поддержки вожатым, которые остаются работать на следующей смене, и подготовки вновь прибывших вожатых к работе по дополнительным мини- программам с учетом имеющегося опыта их реализации.

  2. Организационно-методическое сопровождение дополнительного образования детей в пространстве детского оздоровительного лагеря требует наличия совокупности образовательных, кадровых, материально-технических и фасилитационных условий. Образовательные условия представлены методическим инструментарием, необходимым для разработки и реализации дополнительных


общеразвивающих программ и дополнительных мини-программ, ориентированных на учет возможных интересов и образовательных потребностей всех категорий воспитанников детского оздоровительного лагеря. Кадровыеусловия определяются совместно организованной работой методиста и педагога- психолога по сопровождению всех участников дополнительного образования детей в условиях детского оздоровительного лагеря. Материально-технические условияделают возможным для администрации лагеря, методиста и педагога-психолога прогнозирование вероятного контингента детей, которые могут посетить детский оздоровительний лагерь, опосредованно позволяя, таким образом, определить возможную потребность в кадрах и содержательный вектор дополнительной общеразвивающей программы, а также возможные варианты методического обеспечения, необходимого для реализации дополнительного образования в условиях детского оздоровительного лагеря. Фасилитационныеусловиясвязаны с организованной поддержкой инициативы и творчества детей, а также возможностью взаимной поддержки и личностно-профессионального развития членов педагогического коллектива детского оздоровительного лагеря.

  1. Опытно-экспериментальная работа, проводимая на базе детского оздоровительного лагеря «Экспресс» ОАО РЖД, показала эффективность дополнительного образования детей при использовании разработанной модели организационно-методического сопровождения: результаты диагностики экспериментальных отрядов показали устойчивую положительную динамику на протяжении всего периода работы. На основании результатов проведенного исследования был разработан пошаговый алгоритм использования модели организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей в пространстве детского оздоровительного лагеря и условий, необходимых для ее реализации в конкретном детского оздоровительного лагеря, включающий подготовительный, адаптационный, организационный и рефлексивный шаги. Предлагаемый алгоритм прошел апробацию в детских оздоровительных лагерях Ростовской области, получил положительные отзывы и рекомендован к


использованию при разработке содержания программ повышения квалификации работников образования, непосредственно связанных с организацией отдыха и досуга детей в системе дополнительного образования и детских оздоровительных лагерях Ростовской области.

Проведенное исследование и выводы, сделанные в ходе работы, позволили обозначить ряд перспективных направлений исследовательского поиска, среди которых:

  1. Организация дополнительного образования детей с особыми образовательными потребностями в условиях детского оздоровительного лагеря в межсезонный период.

  2. Разработка технологий и методик работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, при реализации дополнительных образовательных программ в условиях детского оздоровительного лагеря.

  3. Профессиональная подготовка кадрового состава детского оздоровительного лагеря к реализации организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей.