Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 777

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1

В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

оздоровительного лагеря как объект организационно-методического сопровождения

Практические аспекты организационно-методического сопровождения реализации программ дополнительного образования

Выводы по первой главе исследования

ГЛАВА 2

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА АПРОБАЦИИ

оздоровительного лагеря

Рисунок 1. Состав учреждений дополнительного образования Ростовской области в 2015 году

Таблица 1 Направления реализуемых дополнительных образовательных программ в

Рисунок 2. Динамика контингента обучающихся в организациях дополнительного образования детей в Ростовской области

Рисунок 3. Структура сети организаций дополнительного образования детей по направлениям

Рисунок. 4. Процентный состав категорий детей с нарушениями в развитии, занимающих по дополнительным образовательным программам

Обеспечение образовательной деятельности УДО оснащенными зданиями, строениями, сооружениями, помещениями и территориями

Условия реализации модели организационно-методического

Опытно-экспериментальная работа по апробации модели организационно-методического сопровождения дополнительного

Рисунок 7. Стабильность коллектива на первой неделе лагерной смены

Рисунок 9. Уровень адаптированности детей в группе на этапе констатирующего наблюдения

Рисунок 10. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ

Рисунок 11. Степень взаимодействия с педагогическим составом

Рисунок 12. Стабильность коллектива на второй неделе лагерной смены

Рисунок 14. Уровень тревожности детей на второй неделе лагерной смены

Рисунок 15. Уровень тревожности детей на третьей неделе лагерной смены

Рисунок 16. Уровень адаптированности детей в группе на второй неделе лагерной смены

Рисунок 18. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ на момент окончания лагерной смены

Рисунок 19. Степень взаимодействия с педагогическим составом на момент окончания лагерной смены

Выводы по второй главе исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Анкета «Я выбираю…»

Методика «Диагностика интереса»

Методика «Дерево»

Методика «Градусник»

Диагностика мотивации

Анкета участников мероприятия или занятия

Методика «Поведение в конфликтах»

Методика «Определение индекса групповой сплочённости Сишора»

Регистрационный бланк

Методика оценки психологической атмосферы в коллективе

Регистрационный бланк

Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе

Анкета итоговая (конец смены)

Приложение Б

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ «ЭКСПРЕСС»»

Задачи программы:

Формы реализации:

ДОЛ « ЭКСПРЕСС» ОАО РЖД КАБАРДИНКА

спортивные площадки и залы представлены в большем количестве на селе, но город является лидером по обеспеченности компьютерными центрами, библиотеками, музеями, плавательными бассейнами и выставочными залами.

Рисунок 5. Обеспечение образовательной деятельности учреждений дополнительного образования оснащенными зданиями, строениями, сооружениями, помещениями и территориями

Таким образом, проведенное мониторинговое исследование показало, что социально-педагогическое, физкультурно-спортивное, техническое и художественное направления являются самыми реализуемыми в Ростовской

области. Стоит отметить, что направления, ориентированные на патриотическое воспитание и раннее развитие детей, в настоящее время недостаточно развиты и требуют особенного внимания. Отдельного внимания заслуживают и недостаточно используемые на сегодняшний день ресурсы туристских баз и детских оздоровительных лагерей, которые можно задействовать для организации практик дополнительного образования детей круглогодично.

Мы полагаем, что для развития системы дополнительного образования детей большим потенциалом обладают ресурсы детских оздоровительных лагерей, синтезирующие в своем пространстве признаки информальности и неформальности современного образования. Следовательно, актуализирована необходимость организации дополнительного образования детей, реализуемого в пространстве детского оздоровительного лагеря.

Отметим, что особенности пространства детского оздоровительного лагеря, а также существующие традиции
образовательно-воспитательной работы в детском оздоровительном лагере, детерминируют необходимость использования в качестве методологических оснований организации дополнительного образования детей, положения аксиологического, событийного, проектного и деятельностного подходов, отражающих личностно-ориентированную, гуманистическую направленность такого типа образования. Поясним свою позицию в отношении выбора методологических подходов, составляющих концептуальную основу построения дополнительного образования детей в детском оздоровительном лагере.

Аксиологическийподходкак неотъемлемая часть гуманистической педагогической традиции является одним из основных в ходе организации дополнительного образования детей. Согласно его положениям, каждый человек является высшей ценностью общества, а его личностное развитие определяет прогрессивное развитие самого общества. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» подчеркивает, что современное

образование в процессе создания условий для самоопределения и социализации обучающегося должно опираться на социокультурные и духовно- нравственные ценности. Как методологическое основание организации дополнительного образования детей, аксиологический подход, с одной стороны, определяет ценностные аспекты содержания программ дополнительного образования, реализуемых в пространстве детского оздоровительного лагеря. С другой стороны, в контексте аксиологического подхода пространство детского оздоровительного лагеря рассматривается как пространство образования и воспитания, в котором основными ценностными

ориентирами деятельности педагогов являются каждый ребенок, его личностные качества, процесс его становления как члена общества.

Событийныйподходопределяет содержательную и процессуальную составляющие лагерной смены. Специфика данного подхода заложена изначально неоднозначностью его этимологии, что позволяет в контексте нашего исследования интерпретировать его двояко. Один аспект его понимания, позволяет нам рассматривать детский оздоровительный лагерь как уникальное событийное пространство, элементы которого направлены на достижение конкретных результатов лагерной смены. События в зависимости от цели лагерной смены и ее содержательного контекста могут быть направлены на воспитание и духовно-нравственное развитие обучающихся, социальное развитие, формирование здорового образа жизни, социально- педагогическую адаптацию и реабилитацию, воспитание активной гражданской позиции, развитие информационной грамотности, формирование экологической культуры воспитанников и др. [189] Другой аспект событийного подхода позволяет рассмотреть детский оздоровительный лагерь как пространство со-бытия, совместного пребывания, совместной деятельности, сотворчества. Дети сами являются творцами окружающей их действительности, активно участвуют в организации событий, происходящих в пространстве детского оздоровительного лагеря. По нашему мнению, возможен и третий

аспект рассмотрения событийного подхода, соотносимый с контекстом нашего исследования, и сочетающий первый и второй аспекты. Пространство детского оздоровительного лагеря является со-бытийным пространством жизни
и деятельности воспитанников, в котором сочетаются специально организованные события. Эти события направлены на формирование личностных качеств детей в процессе организации их активного взаимодействия и совместного конструирования со-бытийной реальности.

Рассмотрение организационных особенностей дополнительного образования детей, а также специфические особенности пространства детского оздоровительного лагеря позволили нам обратиться к положениям проектногоподхода.Основными коллективными субъектами лагерной смены являются кратковременные детские коллективы, для которых оптимальной формой деятельности является выполнение проектов. В контексте проектного подхода детский оздоровительный лагерь становится пространством развития творческого потенциала воспитанников, раскрывающегося в процессе совместной деятельности. Воспитанники могут выполнять индивидуальные, групповые и коллективные проекты. Основной их особенностью является единство цели, определяемое ориентирами общей лагерной смены. По мнению С.В. Лобынцевой, проектирование в пространстве детского оздоровительного лагеря является ведущей технологией, которая «помогает каждому участнику смены получить максимально возможные конкретные результаты, опыт активного участия в создании и реализации проектов, личностно значимых для каждого подростка. Это позволяет обеспечить индивидуализацию воспитания, а также субъектную позицию в данной деятельности» [154, с. 16; 273]. При этом подчеркнем, что проектом может быть как конкретный продукт деятельности, так и собственная индивидуальная траектория движения воспитанника в пространстве детского
оздоровительного лагеря.

Положения деятельностного подхода в контексте нашего исследования являются органичным дополнением к уже представленным выше

методологическим основаниям организации дополнительного образования детей в пространстве детского оздоровительного лагеря. В целом детский оздоровительный лагерь можно рассмотреть как пространство, позволяющее ребенку реализовать себя как субъекта различных видов деятельности (интеллектуальной, спортивной, творческой и др.). В пространстве детского оздоровительного лагеря воспитанник имеет возможность развивать свои личностные характеристики, проявляя их в процессе индивидуальной или совместной деятельности. Включение в совместную деятельность дает ребенку возможность, с одной стороны, осознать свою роль в коллективе, почувствовать ответственность за достижение общего результата, с другой, в пространстве детского оздоровительного лагеря создаются условия для проектирования индивидуальной деятельностной траектории воспитанника, основанной на его интересах, индивидуальных особенностях и образовательных потребностях. Данная дихотомия подтверждает актуальность положений деятельностного подхода и определяет специфику его использования при организации и реализации дополнительного образования детей в условиях детского оздоровительного лагеря.

Предваряя описание содержательных характеристик элементов составляющих дополнительное образование детей в детском оздоровительном лагере, обратимся к специфике пространства детского оздоровительного лагеря.