Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 908

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

1.3. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА

2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ

3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры

3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ

4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

4.4. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5



Педагогическая квалификация, в свою очередь, — это уровень и вид профессионально-педагогической подготов­ленности, характеризующий возможности специалиста в решении определенного класса задач (см. Приложение 2). В рамках педагогической специальности выделяют, кро­ме того, педагогические специализации, которые связаны с конкретным предметом труда и конкретной функцией специалиста. Педагогические специальности объединены в профессиональную группу «Образование».

Основанием дифференциации педагогических специ­альностей является специфика объекта и целей деятель­ности специалистов данной группы. Обобщенным объектом профессиональной деятельности педагогов является человек, его личность. Отношения педагога и объекта его деятельности складываются как субъект-субъектные («че­ловек - человек»). Поэтому основанием дифференциации специальностей данной группы являются различные пред­метные области знаний, науки, культуры, искусства, ко­торые выступают в качестве средства взаимодействия, (например, математика, химия, экономика, биология и др.). Второе основание для дифференциации специальнос­ти — это возрастные периоды развития личности, отличающиеся в том числе выраженной спецификой взаимодействия педагога с развивающейся личностью (дошкольный, младший школьный, подростковый возрасты, юность, зрелость, старость).

Следующим основанием для дифференциации специ­альностей педагогического профиля служат особенности развития личности, связанные с психофизическими и со­циальными факторами (нарушения слуха, зрения, умствен­ная неполноценность, девиантное поведение и др.).

Разнообразие педагогических специальностей и дол­жностей может быть типологизировано с точки зрения многообразия образовательных учреждений различного уровня, в которых трудятся представители различных пе­дагогических профессий. Рассмотрим эту типологию.

1. Дошкольные образовательные учреждения

Педагогическая специальность «Педагогика и методи­ка дошкольного образования» (код: 031100), квалифика­ция — организатор-методист дошкольного образования.

В России функционирует около 54 тыс. дошкольных об­разовательных учреждений (ДОУ), в которых воспитыва­ется более 4 млн. детей. В настоящий период сохраняется актуальность приобретения таких профессий, как: орга­низатор-методист дошкольного образования, педагог-де-фектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Эта актуальность обусловлена важностью обеспечения педагогической поддержки раз­вития ребенка на раннем этапе его жизненного пути. Отрадно, что это
понимается и на уровне общественного сознания, и на государственном уровне. Минобразованием России (ныне Министерство образования и науки Рос­сийской Федерации) проведена структурная перестройка сети ДОУ. Контингент педагогов составляет около 292 тыс. человек, в том числе около 100 тыс. учителей-дефектологов, примерно столько же учителей-логопедов и педаго­гов-психологов.

2. Учреждения общего среднего образования

Учитель общеобразовательного учреждения. В России насчитывается около 70 тыс. общеобразова­тельных учреждений, в которых обучается более 20 млн. учащихся. В общеобразовательных школах работает около 1,77 млн. учителей. Как свидетельствует статистика, учи­тельская профессия, несмотря на некоторое сокращение педагогического контингента, остается самой массовой среди педагогических профессий. Она насчитывает 21 спе­циальность (см. Приложение 3).

3. Учреждения дополнительного образования детей

Педагог дополнительного образования детей. Система дополнительного образования детей объе­диняет в единый процесс воспитание, обучение и раз­витие личности ребенка. В настоящее время сеть учреж­дений дополнительного образования детей Министер­ства образования и науки Российской Федерации вклю­чает в себя около 9 тыс. учреждений муниципального и регионального уровня десяти разновидностей (центр, дво­рец, дом, клуб, детская студия, станция, детский парк, школа, музей, оздоровительно-образовательный лагерь).

4. Учреждения начального и среднего профессионального образования

Мастер производственного обучения, преподаватели дисцип­лин учреждений начального профессионального образования.

В системе начального профессионального образования функционирует около 4 тыс. учреждений, в которых обу­чается 1,65 млн. человек, а преподавательский контингент составляет более 153 тыс. человек.

За последние годы сформировалась сеть учреждений нового типа — профессиональных лицеев, готовящих ра­бочие кадры высшей квалификации. В соответствии с по­требностями рынка труда введен новый, интегрированный перечень профессий, разработаны государственные обра­зовательные стандарты, базисные учебные планы.

В настоящее время среднее профессиональное образова­ние имеют 22% населения России, а в экономике и соци­альной сфере страны работает 21,6 млн. таких специалис­тов, что составляет 34% от общей численности занятых.



Система среднего профессионального образования вклкь чает в себя более 2,7 тыс. государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений, в которых обуча­ется 2,5 млн. студентов по 280 специальностям. Ежегодно на протяжении последних 10 лет студентами средних специ­альных учебных заведений становятся около 11% выпуск­ников основных общеобразовательных школ и около 23% выпускников средних (полных) школ. Преподавательский корпус составляет более 134 тыс. человек.

5. Учреждения высшего профессионального образования

Преподаватели учреждений высшего профессионального образования.

В настоящее время на территории Российской Федера­ции действует более 1 тыс. гражданских высших учебных за­ведений, в том числе: 654 государственных высших учебных заведения федерального ведения, 35 государственных выс­ших учебных заведений подчинения субъектов Российской Федерации, 12 муниципальных вузов, 410 негосударствен­ных вузов. Общее число студентов - около 5,2 млн. человек, профессорско-преподавательский состав — 653 тыс. человек. 6. Учреждения специального (коррекционного) образования Учителя учреждений специального (коррекционного) об­разования: учитель-тифлопедагог, учитель-сурдопедагог, учи-тель-олигофренопедагог, учитель-логопед.

Среди обучающихся в системе специального образова­ния 56,2 тыс. детей-инвалидов и 40,5 тыс. детей-сирот. В последние годы в целях расширения доступности образо­вания для детей с ограниченными возможностями в си­стеме специального (коррекционного) образования про­изошли позитивные изменения: в практической сфере си­стемы общего образования заметно увеличилось количе­ство разнообразных интегрированных форм обучения лиц с ограниченными возможностями; реализуется програм­ма создания государственной системы раннего выявления отклонений в развитии детей и оказания им специальной помощи; открываются образовательные учреждения но­вого вида для детей с ранним аутизмом; увеличивается количество специальных образовательных учреждений для получения профессионального образования лицами с ог­раниченными возможностями здоровья; развивается сеть учреждений нового типа для детей, нуждающихся в пси­холого-педагогической и медико-социальной помощи.

7. Другие педагоги — специалисты образовательных уч­реждений

К данной категории относятся представители педагоги­ческой профессии, которые осуществляют педагогическую деятельность в соответствии со спецификой своей специ­альности и квалификации в различных образовательных учреждениях. Это социальный педагог, педагог-психолог, пе­дагог-организатор, старший вожатый и др.


Специфика их профессионально-педагогических обя­занностей, требуемый уровень знаний и квалификации отражены в тарифно-квалификационных характеристиках.

В целях упрощения работы с данным пособием в даль­нейшем мы будем использовать обобщенное понятие «пе­дагог» для обозначения всех перечисленных выше педа­гогических специальностей и должностей.

1.2.5. Особенности становления и развития педагогической профессии в России


Основные мировые тенденции возникновения и раз­вития педагогической профессии характерны и для отече­ственной педагогической истории и современности. Од­нако, естественно, имеются и специфические черты.

К сожалению, от древнейших времен до нас дошло мало прямых свидетельств об укладе жизни и быта наших пред­ков, а тем более о методах обучения детей. Но современ­ные науки — археология, история, языкознание, лингви­стика, этимология — располагают достаточным материа­лом для того, чтобы представить в общих чертах процесс передачи жизненного и социального опыта, знаний, уме­ний и навыков от старшего поколения младшему.

В те времена, как и в последующие исторические эпо­хи, общие цели, задачи обучения и воспитания подраста­ющих поколений определялись общественно-экономическими факторами, мировоззренческими идеями, аними­стическим (анимизм - от лат. anema — дух, душа - вера в существование души и духов) восприятием явлений окру­жающей природной среды. Задолго до того, как на терри­тории будущей Руси в недрах племенных союзов начали кристаллизоваться институты государственности, народом уже был накоплен опыт воспитания. Этот опыт находил отражение в устном народном творчестве, во всех не­исчерпаемо разнообразных жанрах фольклора.

В традициях русского народа мать признавалась первой естественной воспитательницей ребенка, от нее дитя вос­принимало обычаи, традиции рода. Бесконечно разнооб­разные пестушки, потешки, запреты (запуки) служили для ребенка источником знаний о ближайшем окружении, о предметах обихода, о животных, птицах и др. От матери ребенок получал знание языка, представления о явлениях природы. Загадки служили средством умственного разви­тия. Поговорки, пословицы, хороводы, игры приобщали отрока к заботам старших членов семьи, к трудовой дея­тельности и жизни, отвечающей принятым в общине и племени нравственным, законам. С незапамятных времен формировались способы и средства устного предания, чрез­вычайно эффективные для сохранения накапливаемого опыта и передачи его новым поколениям. Тогда же складыва­лись традиции народной педагогики, которые во все пос­ледующие века служили корректным противовесом педа­гогике церковной, государственной, а в новейшее время — партийной и экстремистской и являются ценностной ос­новой формирования личности и деятельности професси­ональных педагогов современной России.


Вводившееся при князе Владимире христианство (988) должно было укреплять связи между отдельными частями Киевского государства, а школа — служить средством хри­стианизации народа. Есть основания предполагать, что из­вестная по летописям школа для «нарочитой чади», т.е. для детей придворной знати, приближенных князя, бояр, дружинников являлась дворцовым учебным заведением, готовившим будущих деятелей государства. Целью педагогической деятельности работников этой школы было не обучение грамоте, известной на Руси задолго до князя Владимира, а подготовка государственных служащих. Большую просветительскую, а значит, и педагогическую ра­боту проводили грамотные люди, называемые в народе «баснотворцами», «беседованниками», «писательниками», «наставниками».

Колыбель трех братских народов — русского, украин­ского и белорусского - Киевская Русь представлена та­ким уникальным памятником педагогики, как «Поучение детям» Владимира Мономаха. Для понимания содержатель­ной и ценностной составляющей педагогической профес­сиональной деятельности представляется важным знаком­ство будущих педагогов с этим произведением. В этом историко-педагогическом документе отражены педагогичес­кие идеалы Древней Руси, представляющие результат слияния двух начал: традиций древних славян, с одной стороны, и христианства, ставшего государственной ре­лигией, - с другой. Эти идеалы послужили основанием практической педагогической деятельности в России на многие века.

О достижениях и характере условно профессиональной педагогической деятельности на Руси XI—XIII вв. свидетель­ствует широкое распространение грамотности в этот период.

Татаро-монгольское нашествие нанесло огромный ущерб русскому просвещению. Но уже в XIV в. и особенно в пер­вой половине XV в. оно делает новые впечатляющие успехи. Во второй половине XV — начале XVI в. грамотность вновь стала довольно распространенным явлением среди русских людей. Общественные потребности диктовали необходимость создания устойчивых форм просвещения. В 1551 г. Стогла­вый собор признает необходимым открывать училища при всех приходских церквях, в домах священников и дьяко­нов, что отражает возрастание общественного интереса к педагогической деятельности.

XVI в. был отмечен таким выдающимся событием в об­ласти просвещения, как появление книгопечатания. В 1564 г. дьякон одной из московских церквей Иван Федо­ров издает свою первую печатную книгу «Апостол», а ровно через десять лет — печатный букварь «для пользы русского народа».