Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1273
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ
Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ
1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА
2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ
3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры
3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА
4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ
4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА
Педагогическая квалификация, в свою очередь, — это уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, характеризующий возможности специалиста в решении определенного класса задач (см. Приложение 2). В рамках педагогической специальности выделяют, кроме того, педагогические специализации, которые связаны с конкретным предметом труда и конкретной функцией специалиста. Педагогические специальности объединены в профессиональную группу «Образование».
Основанием дифференциации педагогических специальностей является специфика объекта и целей деятельности специалистов данной группы. Обобщенным объектом профессиональной деятельности педагогов является человек, его личность. Отношения педагога и объекта его деятельности складываются как субъект-субъектные («человек - человек»). Поэтому основанием дифференциации специальностей данной группы являются различные предметные области знаний, науки, культуры, искусства, которые выступают в качестве средства взаимодействия, (например, математика, химия, экономика, биология и др.). Второе основание для дифференциации специальности — это возрастные периоды развития личности, отличающиеся в том числе выраженной спецификой взаимодействия педагога с развивающейся личностью (дошкольный, младший школьный, подростковый возрасты, юность, зрелость, старость).
Следующим основанием для дифференциации специальностей педагогического профиля служат особенности развития личности, связанные с психофизическими и социальными факторами (нарушения слуха, зрения, умственная неполноценность, девиантное поведение и др.).
Разнообразие педагогических специальностей и должностей может быть типологизировано с точки зрения многообразия образовательных учреждений различного уровня, в которых трудятся представители различных педагогических профессий. Рассмотрим эту типологию.
1. Дошкольные образовательные учреждения
Педагогическая специальность «Педагогика и методика дошкольного образования» (код: 031100), квалификация — организатор-методист дошкольного образования.
В России функционирует около 54 тыс. дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), в которых воспитывается более 4 млн. детей. В настоящий период сохраняется актуальность приобретения таких профессий, как: организатор-методист дошкольного образования, педагог-де-фектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Эта актуальность обусловлена важностью обеспечения педагогической поддержки развития ребенка на раннем этапе его жизненного пути. Отрадно, что это
понимается и на уровне общественного сознания, и на государственном уровне. Минобразованием России (ныне Министерство образования и науки Российской Федерации) проведена структурная перестройка сети ДОУ. Контингент педагогов составляет около 292 тыс. человек, в том числе около 100 тыс. учителей-дефектологов, примерно столько же учителей-логопедов и педагогов-психологов.
2. Учреждения общего среднего образования
Учитель общеобразовательного учреждения. В России насчитывается около 70 тыс. общеобразовательных учреждений, в которых обучается более 20 млн. учащихся. В общеобразовательных школах работает около 1,77 млн. учителей. Как свидетельствует статистика, учительская профессия, несмотря на некоторое сокращение педагогического контингента, остается самой массовой среди педагогических профессий. Она насчитывает 21 специальность (см. Приложение 3).
3. Учреждения дополнительного образования детей
Педагог дополнительного образования детей. Система дополнительного образования детей объединяет в единый процесс воспитание, обучение и развитие личности ребенка. В настоящее время сеть учреждений дополнительного образования детей Министерства образования и науки Российской Федерации включает в себя около 9 тыс. учреждений муниципального и регионального уровня десяти разновидностей (центр, дворец, дом, клуб, детская студия, станция, детский парк, школа, музей, оздоровительно-образовательный лагерь).
4. Учреждения начального и среднего профессионального образования
Мастер производственного обучения, преподаватели дисциплин учреждений начального профессионального образования.
В системе начального профессионального образования функционирует около 4 тыс. учреждений, в которых обучается 1,65 млн. человек, а преподавательский контингент составляет более 153 тыс. человек.
За последние годы сформировалась сеть учреждений нового типа — профессиональных лицеев, готовящих рабочие кадры высшей квалификации. В соответствии с потребностями рынка труда введен новый, интегрированный перечень профессий, разработаны государственные образовательные стандарты, базисные учебные планы.
В настоящее время среднее профессиональное образование имеют 22% населения России, а в экономике и социальной сфере страны работает 21,6 млн. таких специалистов, что составляет 34% от общей численности занятых.
Система среднего профессионального образования вклкь чает в себя более 2,7 тыс. государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений, в которых обучается 2,5 млн. студентов по 280 специальностям. Ежегодно на протяжении последних 10 лет студентами средних специальных учебных заведений становятся около 11% выпускников основных общеобразовательных школ и около 23% выпускников средних (полных) школ. Преподавательский корпус составляет более 134 тыс. человек.
5. Учреждения высшего профессионального образования
Преподаватели учреждений высшего профессионального образования.
В настоящее время на территории Российской Федерации действует более 1 тыс. гражданских высших учебных заведений, в том числе: 654 государственных высших учебных заведения федерального ведения, 35 государственных высших учебных заведений подчинения субъектов Российской Федерации, 12 муниципальных вузов, 410 негосударственных вузов. Общее число студентов - около 5,2 млн. человек, профессорско-преподавательский состав — 653 тыс. человек. 6. Учреждения специального (коррекционного) образования Учителя учреждений специального (коррекционного) образования: учитель-тифлопедагог, учитель-сурдопедагог, учи-тель-олигофренопедагог, учитель-логопед.
Среди обучающихся в системе специального образования 56,2 тыс. детей-инвалидов и 40,5 тыс. детей-сирот. В последние годы в целях расширения доступности образования для детей с ограниченными возможностями в системе специального (коррекционного) образования произошли позитивные изменения: в практической сфере системы общего образования заметно увеличилось количество разнообразных интегрированных форм обучения лиц с ограниченными возможностями; реализуется программа создания государственной системы раннего выявления отклонений в развитии детей и оказания им специальной помощи; открываются образовательные учреждения нового вида для детей с ранним аутизмом; увеличивается количество специальных образовательных учреждений для получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья; развивается сеть учреждений нового типа для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
7. Другие педагоги — специалисты образовательных учреждений
К данной категории относятся представители педагогической профессии, которые осуществляют педагогическую деятельность в соответствии со спецификой своей специальности и квалификации в различных образовательных учреждениях. Это социальный педагог, педагог-психолог, педагог-организатор, старший вожатый и др.
Специфика их профессионально-педагогических обязанностей, требуемый уровень знаний и квалификации отражены в тарифно-квалификационных характеристиках.
В целях упрощения работы с данным пособием в дальнейшем мы будем использовать обобщенное понятие «педагог» для обозначения всех перечисленных выше педагогических специальностей и должностей.
1.2.5. Особенности становления и развития педагогической профессии в России
Основные мировые тенденции возникновения и развития педагогической профессии характерны и для отечественной педагогической истории и современности. Однако, естественно, имеются и специфические черты.
К сожалению, от древнейших времен до нас дошло мало прямых свидетельств об укладе жизни и быта наших предков, а тем более о методах обучения детей. Но современные науки — археология, история, языкознание, лингвистика, этимология — располагают достаточным материалом для того, чтобы представить в общих чертах процесс передачи жизненного и социального опыта, знаний, умений и навыков от старшего поколения младшему.
В те времена, как и в последующие исторические эпохи, общие цели, задачи обучения и воспитания подрастающих поколений определялись общественно-экономическими факторами, мировоззренческими идеями, анимистическим (анимизм - от лат. anema — дух, душа - вера в существование души и духов) восприятием явлений окружающей природной среды. Задолго до того, как на территории будущей Руси в недрах племенных союзов начали кристаллизоваться институты государственности, народом уже был накоплен опыт воспитания. Этот опыт находил отражение в устном народном творчестве, во всех неисчерпаемо разнообразных жанрах фольклора.
В традициях русского народа мать признавалась первой естественной воспитательницей ребенка, от нее дитя воспринимало обычаи, традиции рода. Бесконечно разнообразные пестушки, потешки, запреты (запуки) служили для ребенка источником знаний о ближайшем окружении, о предметах обихода, о животных, птицах и др. От матери ребенок получал знание языка, представления о явлениях природы. Загадки служили средством умственного развития. Поговорки, пословицы, хороводы, игры приобщали отрока к заботам старших членов семьи, к трудовой деятельности и жизни, отвечающей принятым в общине и племени нравственным, законам. С незапамятных времен формировались способы и средства устного предания, чрезвычайно эффективные для сохранения накапливаемого опыта и передачи его новым поколениям. Тогда же складывались традиции народной педагогики, которые во все последующие века служили корректным противовесом педагогике церковной, государственной, а в новейшее время — партийной и экстремистской и являются ценностной основой формирования личности и деятельности профессиональных педагогов современной России.
Вводившееся при князе Владимире христианство (988) должно было укреплять связи между отдельными частями Киевского государства, а школа — служить средством христианизации народа. Есть основания предполагать, что известная по летописям школа для «нарочитой чади», т.е. для детей придворной знати, приближенных князя, бояр, дружинников являлась дворцовым учебным заведением, готовившим будущих деятелей государства. Целью педагогической деятельности работников этой школы было не обучение грамоте, известной на Руси задолго до князя Владимира, а подготовка государственных служащих. Большую просветительскую, а значит, и педагогическую работу проводили грамотные люди, называемые в народе «баснотворцами», «беседованниками», «писательниками», «наставниками».
Колыбель трех братских народов — русского, украинского и белорусского - Киевская Русь представлена таким уникальным памятником педагогики, как «Поучение детям» Владимира Мономаха. Для понимания содержательной и ценностной составляющей педагогической профессиональной деятельности представляется важным знакомство будущих педагогов с этим произведением. В этом историко-педагогическом документе отражены педагогические идеалы Древней Руси, представляющие результат слияния двух начал: традиций древних славян, с одной стороны, и христианства, ставшего государственной религией, - с другой. Эти идеалы послужили основанием практической педагогической деятельности в России на многие века.
О достижениях и характере условно профессиональной педагогической деятельности на Руси XI—XIII вв. свидетельствует широкое распространение грамотности в этот период.
Татаро-монгольское нашествие нанесло огромный ущерб русскому просвещению. Но уже в XIV в. и особенно в первой половине XV в. оно делает новые впечатляющие успехи. Во второй половине XV — начале XVI в. грамотность вновь стала довольно распространенным явлением среди русских людей. Общественные потребности диктовали необходимость создания устойчивых форм просвещения. В 1551 г. Стоглавый собор признает необходимым открывать училища при всех приходских церквях, в домах священников и дьяконов, что отражает возрастание общественного интереса к педагогической деятельности.
XVI в. был отмечен таким выдающимся событием в области просвещения, как появление книгопечатания. В 1564 г. дьякон одной из московских церквей Иван Федоров издает свою первую печатную книгу «Апостол», а ровно через десять лет — печатный букварь «для пользы русского народа».