Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1305
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ
Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ
1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА
2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ
3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры
3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА
4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ
4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА
Для овладения диалогическим общением с детьми необходимо уметь разговаривать вопросами; уметь поддерживать порядок при коллективном обсуждений проблем с детьми, акцентировать внимание учащихся на наиболее интересных мыслях, предложениях; создавать возможность высказаться каждому ученику; включать в разговор наиболее, застенчивых менее развитых учащихся; видеть в коллективном разговоре каждого ученика, его реакции, угадывать его желание высказаться, согласие или несогласие с выступающими.
Необходимо, чтобы в общении учителей с детьми присутствовала шутка, но не следует превращать все дело в шутку. Как говорил К.Д. Ушинский, нужна ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма.
Кроме того, необычайно важно для учителя умение чувствовать ученика, осуществлять ориентировку в условиях общения, ибо он иногда не понимает, не чувствует, что можно сказать ученику в той или иной ситуации, а чего нельзя говорить; где удобнее поговорить с учеником по тому или иному вопросу; как убедить ребенка, успокоить его, как выразить ему свое сочувствие.
Педагогически одаренный человек, овладевший педагогической теорией и сделавший педагогический труд главным содержанием и смыслом своей жизни, просто не может разминуться с успехом.
Информационная культура педагога — свод правил поведения в информационном обществе, способы и нормы общения с системами искусственного интеллекта, ведения диалога в человеко-машинных системах «гибридного интеллекта», пользование средствами телематики, глобальными и локальными информационно-вычислительными сетями. Она включает в себя способность человека осознать и освоить информационную картину Мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей, свободно ориентироваться в информационном обществе, адаптироваться к нему.
Формирование информационной культуры педагога осуществляется прежде всего в процессе организованного обучения информатике и информационным технологиям в школе и включения современных электронных средств передачи информации в учебно-воспитательный процесс-
3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры
Слово heurisko по-гречески означает «отыскиваю», «нахожу», «открываю». Эвристику, прежде всего, связывают с системой словесного обучения Сократа, который путем особых вопросов и рассуждений помогал собеседнику самостоятельно приходить к постановке или решению проблемы.
Современная наука по-разному трактует термин «эвристика»:
♦ догадки, основанные на общем опыте решения задач;
♦ логический прием или совокупность приемов по решению задач, выполнению теоретических исследований, конструированию моделей;
♦ метод открытия нового (истины), в том числе метод проб и ошибок;
♦ метод (совокупность методов) обучения, например, дискуссии;
♦ деятельность, характеризующая процесс творческого, продуктивного мышления, вдохновленного исследования;
♦ раздел психологии;
♦ научная область, изучающая специфику творческой деятельности;
♦ наука о творчестве.
Для традиционного российского педагога стало привычным опираться на руководящую роль науки: пользоваться разработанными учеными программами, учебниками, методическими материалами. В результате у многих педагогов недостаточно развита способность к педагогическому целеполаганию, планированию, анализу и оценке своей профессиональной деятельности. Лишь в последние годы благодаря обилию и разнообразию публикуемых материалов педагогу выпала нелегкая, но такая интересная возможность выбора необходимого учебно-методического обеспечения педагогического процесса.
Творческий педагог организует свой профессиональный рост через такие процессы, как: самоорганизация, творческая самореализация, профессиональное саморазвитие, в ходе которых он овладевает многим для себя новым, в том числе и эвристическими методами и рефлексией.
Результаты, достигнутые педагогом на этом пути, делятся на внешние и внутренние.
Внешние результаты деятельности - это составленные и реализованные педагогами авторские образовательные программы, методические тексты и разработки, организованные учебные или воспитательные процессы, собственные образовательные продукты в преподаваемом предмете
, образовательные характеристики воспитанников, данные результатов обучения и воспитания.
Внутренние результаты деятельности педагогов — развитие их профессиональных способностей, уточнение отношения к различным смыслам образования, самоопределение в концепции изучаемого предмета и всей школы; изменения в характере организации педагогического процесса, в эвристическом мастерстве.
Педагог эвристической ориентации обладает следующими качествами:
♦ осознает смысл и цели педагогической деятельности, связывает их с творческой самореализацией природных возможностей детей; имеет собственную педагогическую позицию, которую соотносит с позицией других педагогов и образовательного учреждения в целом; умеет формулировать и творчески решать собственно педагогические и функционально педагогические задачи;
♦ умеет составить целостную образовательную (воспитательную) программу, учитывающую реальных детей, требования государственных образовательных стандартов, новые государственно-общественные подходы к воспитанию, общешкольные установки, свои педагогические ориентиры; соотносит окружающую быстро изменяющуюся реальность с собственной деятельностью, корректируя образовательный (воспитательный) процесс по мере необходимости;
♦ умеет видеть индивидуальные способности воспитанников и выстраивать педагогически целесообразное взаимодействие с ними с учетом индивидуальных особенностей каждого; способен организовать рождение детских творческих замыслов и помогать детям в их реализации и, в конечном счете, в творческом развитии их личности;
♦ владеет формами и методами эвристической деятельности: использует личный опыт и мотивы воспитанников, помогает им поставить цель, обеспечивает их выбором видов деятельности, учит соотносить свою цель с результатом, применяет доступные детям формы рефлексии и самооценки;
♦ способен изменять направление поиска в соответствии с изменяющейся, реальностью; умеет увидеть детские открытия и иные формы культурного самовыражения воспитанников, помогает их развитию; владеет различными формами организации индивидуальной творческой работы и ее защиты;
♦ умеет подготовить качественную характеристику образовательных изменений воспитанника, оценить многообразную палитру развития его личностных качеств;
♦ способен к личностному творческому росту, рефлексивной деятельности, осознанию собственных изменений.
Для эвристической деятельности педагога характерны, как пишет А.В. Хуторской, следующие признаки:
1) осуществляется учителем на основе его личностного образовательного потенциала, индивидуальных способностей, мотивов и целей;
2) приводит к созданию нового для учителя образовательного продукта, соответствующего типу осуществляемой деятельности;
3) вызывает субъективные трудности и проблемы в деятельности учителя, обусловленные недостаточным владением методами, средствами и другими условиями, необходимыми для ее осуществления.
Таким образом, эвристическая составляющая педагогической культуры работника образования понимается как творческая природа его педагогической деятельности, выражающаяся в индивидуально-творческом развитии педагога и детей, в сочетании приемов алгоритмизации и творчества, в способности педагога к импровизации, к усвоению чужого опыта путем творческого осмысления, переработки и органического включения его в собственную практику.
Изучение практики отечественных педагогов-новаторов конца 80-х — начала 90-х годов прошлого века показало, что в применяемых ими системах и технологиях явственно просматривается эвристический компонент, хотя и подходы были весьма различными. Проанализировав их деятельность, А.В. Хуторской выделяет семь таких подходов:
1) ремесленный, когда учащиеся в своей деятельности опираются на знания и опыт учителя;
2) ускоренный, суть которого выражает скорее творческое решение педагогом социальной задачи на ускорение образовательных процессов, чем на творческую самореализацию детей;
3) углубленно-смысловой, когда склонные к интеллектуальной деятельности учащиеся с помощью репетиторов, учителей-тьюторов, занятий в спецшколах интенсивно продвигаются вглубь изучаемого предмета; к данной категории учителей можно отнести и сторонников проблемного обучения, ставящих задачу обучения через отыскание и решение научных проблем изучаемого предмета;
4) методологический, суть которого состоит в переводе деятельности школьников с традиционной на так называемую, метапредметную;
5) личностно-гуманистический, когда для педагога важно, что движение идет не «с предметом к детям», а «с детьми к предмету» (Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин);
6) коммуникационный, к которому относятся оргдеятельностные, коммунарские и пр., когда через внешнюю мотивировку деятельность детей приобретает творческий характер (И.П. Иванов, С.Н. Лысенкова);
7) философский, где творчество детей имеет ярко выраженную внутреннюю мировоззренческую направленность, а результаты обучения рассматриваются и оцениваются с позиции личностного самосозидания ученика.
Подводя итог рассмотрению эвристической составляющей педагогической культуры учителя, воспитателя, социального педагога, еще раз подчеркнем, что только тот педагог, в чьей деятельности происходит динамичное изменение соотношения между воспроизводящими и творческими элементами в пользу последних, в состоянии эффективно воспитывать творческую, самостоятельную и ответственную личность.
3.2.4. Личностный компонент педагогической культуры
Личностный компонент педагогической культуры проявляется в самореализации сущностных сил педагога — его потребностей, способностей, интересов, дарований в педагогической деятельности. Процесс самореализации складывается из ряда взаимосвязанных этапов: самопознание, самооценка, саморегуляция, самоутверждение, которые раскрывают интеллектуальный, профессионально-нравственный потенциал личности педагога.
Важное место в культурологической подготовке педагога занимает его приобщение к современной бытовой культуре, основным правилам этикета и важнейшим нравственным категориям; правилам поведения в гостях и дома, в общественных местах (в театре, музее, ресторане, кафе, столовой), правилам речевого поведения (различным формам обращения: просьбы, приглашения, извинения, советы, приветствия, прощания, знакомства), правилам ведения беседы, диалога, диспута.
Одним из важнейших компонентов педагогической культуры является следованием правилам служебного этикета (этика ведения делового разговора руководителя с подчиненным, этика обращения с коллегами и руководителями), принципам деловых разговоров (уважение к собеседнику, такт, точность и конкретность разговора, целесообразность обсуждения вопросов, конструктивный характер разговора). Будущим педагогам необходимо ознакомиться с приемами, которые помогают сохранять ровность в общении: предупреждение раздражительности, нетерпимости, оскорбительного тона.