Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1305

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

1.3. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА

2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ

3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры

3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ

4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

4.4. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5



Для овладения диалогическим общением с детьми не­обходимо уметь разговаривать вопросами; уметь поддер­живать порядок при коллективном обсуждений проблем с детьми, акцентировать внимание учащихся на наиболее интересных мыслях, предложениях; создавать возможность высказаться каждому ученику; включать в разговор наи­более, застенчивых менее развитых учащихся; видеть в коллективном разговоре каждого ученика, его реакции, угадывать его желание высказаться, согласие или несог­ласие с выступающими.

Необходимо, чтобы в общении учителей с детьми при­сутствовала шутка, но не следует превращать все дело в шутку. Как говорил К.Д. Ушинский, нужна ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, добро­та без слабости, порядок без педантизма.

Кроме того, необычайно важно для учителя умение чувствовать ученика, осуществлять ориентировку в усло­виях общения, ибо он иногда не понимает, не чувствует, что можно сказать ученику в той или иной ситуации, а чего нельзя говорить; где удобнее поговорить с учеником по тому или иному вопросу; как убедить ребенка, успоко­ить его, как выразить ему свое сочувствие.

Педагогически одаренный человек, овладевший педа­гогической теорией и сделавший педагогический труд глав­ным содержанием и смыслом своей жизни, просто не может разминуться с успехом.

Информационная культура педагога — свод правил пове­дения в информационном обществе, способы и нормы общения с системами искусственного интеллекта, ведения диалога в человеко-машинных системах «гибридного ин­теллекта», пользование средствами телематики, глобаль­ными и локальными информационно-вычислительными сетями. Она включает в себя способность человека осознать и освоить информационную картину Мира как систему сим­волов и знаков, прямых и обратных информационных связей, свободно ориентироваться в информационном обще­стве, адаптироваться к нему.

Формирование информационной культуры педагога осу­ществляется прежде всего в процессе организованного обу­чения информатике и информационным технологиям в школе и включения современных электронных средств пе­редачи информации в учебно-воспитательный процесс-

3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры


Слово heurisko по-гречески означает «отыскиваю», «на­хожу», «открываю». Эвристику, прежде всего, связывают с системой словесного обучения Сократа, который путем особых вопросов и рассуждений помогал собеседнику са­мостоятельно приходить к постановке или решению про­блемы.

Современная наука по-разному трактует термин «эв­ристика»:

♦ догадки, основанные на общем опыте решения задач;

♦ логический прием или совокупность приемов по реше­нию задач, выполнению теоретических исследований, конструированию моделей;

♦ метод открытия нового (истины), в том числе метод проб и ошибок;

♦ метод (совокупность методов) обучения, например, дискуссии;

♦ деятельность, характеризующая процесс творческого, продуктивного мышления, вдохновленного исследова­ния;

♦ раздел психологии;

♦ научная область, изучающая специфику творческой деятельности;

♦ наука о творчестве.

Для традиционного российского педагога стало при­вычным опираться на руководящую роль науки: пользо­ваться разработанными учеными программами, учеб­никами, методическими материалами. В результате у многих педагогов недостаточно развита способность к педаго­гическому целеполаганию, планированию, анализу и оцен­ке своей профессиональной деятельности. Лишь в после­дние годы благодаря обилию и разнообразию публикуемых материалов педагогу выпала нелегкая, но такая интересная возможность выбора необходимого учебно-методического обеспечения педагогического процесса.

Творческий педагог организует свой профессиональ­ный рост через такие процессы, как: самоорганизация, творческая самореализация, профессиональное самораз­витие, в ходе которых он овладевает многим для себя но­вым, в том числе и эвристическими методами и рефлек­сией.

Результаты, достигнутые педагогом на этом пути, де­лятся на внешние и внутренние.

Внешние результаты деятельности - это составленные и реализованные педагогами авторские образовательные программы, методические тексты и разработки, органи­зованные учебные или воспитательные процессы, соб­ственные образовательные продукты в преподаваемом предмете

, образовательные характеристики воспитанни­ков, данные результатов обучения и воспитания.

Внутренние результаты деятельности педагогов — развитие их профессиональных способностей, уточнение от­ношения к различным смыслам образования, самоопре­деление в концепции изучаемого предмета и всей школы; изменения в характере организации педагогического про­цесса, в эвристическом мастерстве.

Педагог эвристической ориентации обладает следую­щими качествами:

♦ осознает смысл и цели педагогической деятельности, связывает их с творческой самореализацией природ­ных возможностей детей; имеет собственную педагоги­ческую позицию, которую соотносит с позицией дру­гих педагогов и образовательного учреждения в целом; умеет формулировать и творчески решать собственно педагогические и функционально педагогические за­дачи;

♦ умеет составить целостную образовательную (воспита­тельную) программу, учитывающую реальных детей, требования государственных образовательных стандартов, новые государственно-общественные подходы к воспитанию, общешкольные установки, свои педагоги­ческие ориентиры; соотносит окружающую быстро из­меняющуюся реальность с собственной деятельностью, корректируя образовательный (воспитательный) про­цесс по мере необходимости;

♦ умеет видеть индивидуальные способности воспитан­ников и выстраивать педагогически целесообразное вза­имодействие с ними с учетом индивидуальных особен­ностей каждого; способен организовать рождение дет­ских творческих замыслов и помогать детям в их реали­зации и, в конечном счете, в творческом развитии их личности;

♦ владеет формами и методами эвристической деятель­ности: использует личный опыт и мотивы воспитанни­ков, помогает им поставить цель, обеспечивает их вы­бором видов деятельности, учит соотносить свою цель с результатом, применяет доступные детям формы реф­лексии и самооценки;

♦ способен изменять направление поиска в соответствии с изменяющейся, реальностью; умеет увидеть детские открытия и иные формы культурного самовыражения воспитанников, помогает их развитию; владеет различ­ными формами организации индивидуальной творче­ской работы и ее защиты;

♦ умеет подготовить качественную характеристику обра­зовательных изменений воспитанника, оценить мно­гообразную палитру развития его личностных качеств;


♦ способен к личностному творческому росту, рефлек­сивной деятельности, осознанию собственных изме­нений.

Для эвристической деятельности педагога характерны, как пишет А.В. Хуторской, следующие признаки:

1) осуществляется учителем на основе его личностного образовательного потенциала, индивидуальных способ­ностей, мотивов и целей;

2) приводит к созданию нового для учителя образова­тельного продукта, соответствующего типу осуще­ствляемой деятельности;

3) вызывает субъективные трудности и проблемы в де­ятельности учителя, обусловленные недостаточным вла­дением методами, средствами и другими условиями, необходимыми для ее осуществления.

Таким образом, эвристическая составляющая педагоги­ческой культуры работника образования понимается как творческая природа его педагогической деятельности, выра­жающаяся в индивидуально-творческом развитии педагога и детей, в сочетании приемов алгоритмизации и творчества, в способности педагога к импровизации, к усвоению чужого опыта путем творческого осмысления, переработки и орга­нического включения его в собственную практику.

Изучение практики отечественных педагогов-новаторов конца 80-х — начала 90-х годов прошлого века показало, что в применяемых ими системах и технологиях явственно просматривается эвристический компонент, хотя и подхо­ды были весьма различными. Проанализировав их деятель­ность, А.В. Хуторской выделяет семь таких подходов:

1) ремесленный, когда учащиеся в своей деятельности опи­раются на знания и опыт учителя;

2) ускоренный, суть которого выражает скорее творческое решение педагогом социальной задачи на ускорение образовательных процессов, чем на творческую само­реализацию детей;

3) углубленно-смысловой, когда склонные к интеллектуаль­ной деятельности учащиеся с помощью репетиторов, учи­телей-тьюторов, занятий в спецшколах интенсивно про­двигаются вглубь изучаемого предмета; к данной катего­рии учителей можно отнести и сторонников проблемно­го обучения, ставящих задачу обучения через отыскание и решение научных проблем изучаемого предмета;

4) методологический, суть которого состоит в переводе де­ятельности школьников с традиционной на так назы­ваемую, метапредметную;

5) личностно-гуманистический, когда для педагога важно, что движение идет не «с предметом к детям», а «с деть­ми к предмету» (Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин);


6) коммуникационный, к которому относятся оргдеятельностные, коммунарские и пр., когда через внешнюю мо­тивировку деятельность детей приобретает творческий характер (И.П. Иванов, С.Н. Лысенкова);

7) философский, где творчество детей имеет ярко выра­женную внутреннюю мировоззренческую направленность, а результаты обучения рассматриваются и оце­ниваются с позиции личностного самосозидания уче­ника.

Подводя итог рассмотрению эвристической составля­ющей педагогической культуры учителя, воспитателя, со­циального педагога, еще раз подчеркнем, что только тот педагог, в чьей деятельности происходит динамичное из­менение соотношения между воспроизводящими и твор­ческими элементами в пользу последних, в состоянии эф­фективно воспитывать творческую, самостоятельную и от­ветственную личность.

3.2.4. Личностный компонент педагогической культуры


Личностный компонент педагогической культуры про­является в самореализации сущностных сил педагога — его потребностей, способностей, интересов, дарований в пе­дагогической деятельности. Процесс самореализации скла­дывается из ряда взаимосвязанных этапов: самопознание, самооценка, саморегуляция, самоутверждение, которые раскрывают интеллектуальный, профессионально-нрав­ственный потенциал личности педагога.

Важное место в культурологической подготовке педа­гога занимает его приобщение к современной бытовой куль­туре, основным правилам этикета и важнейшим нравствен­ным категориям; правилам поведения в гостях и дома, в общественных местах (в театре, музее, ресторане, кафе, столовой), правилам речевого поведения (различным фор­мам обращения: просьбы, приглашения, извинения, со­веты, приветствия, прощания, знакомства), правилам ве­дения беседы, диалога, диспута.

Одним из важнейших компонентов педагогической культуры является следованием правилам служебного эти­кета (этика ведения делового разговора руководителя с подчиненным, этика обращения с коллегами и руководи­телями), принципам деловых разговоров (уважение к со­беседнику, такт, точность и конкретность разговора, це­лесообразность обсуждения вопросов, конструктивный характер разговора). Будущим педагогам необходимо оз­накомиться с приемами, которые помогают сохранять ров­ность в общении: предупреждение раздражительности, нетерпимости, оскорбительного тона.