Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1295

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

1.3. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА

2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ

3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры

3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ

4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

4.4. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5



♦ педагог решает ряд новых, и сложных профессиональ­но-педагогических задач, требующих интеграции зна­ний, практических умений и навыков из таких смеж­ных с педагогикой наук, как философия, психология, медицина, социология, культурология, религиоведение, экономика, право, кибернетика, что требует от него зна­чительных усилий и способностей к непрерывному об­разованию.

Очевидно, что разрешение указанных проблем предъяв­ляет к личности современного педагога требования по формированию таких качеств, как: профессиональная компе­тентность, духовность, интеллигентность, конкурентоспо­собность.

Рассмотрение перспектив развития педагогической про­фессии целесообразно осуществлять в единстве и взаимо­связи, по крайней мере, трех аспектов:

1) потребность в педагогической профессии (социальная потребность, государственная и личностно-индивидуальная);

2) содержательное наполнение педагогической профессии;

3) конкурентоспособность педагогической профессии на рынке труда.

1. Потребность в педагогической профессии. Кому нуж­на эта профессия, и в какой мере? От ответа на этот воп­рос зависит, насколько массовой она будет в ближайшие 100 лет и каков будет ее социальный статус.

Анализ мировых и отечественных тенденций развития образования позволяет прогнозировать высокую востре­бованность педагогической профессии. Эта профессия по-прежнему останется массовой, пользующейся уважением в обществе и у молодежи. Ее социальный статус наконец-то будет повышаться. Учительство, к примеру, как наибо­лее распространенная профессиональная группа, все бо­лее активно заявляет о себе на общественно-политиче­ской арене: учителя принимают участие в делах общины, в борьбе за мир и экологическое выживание, в борьбе с такими социальными пороками, как наркомания и наси­лие над детьми. Они не могут эффективно работать без интеграции своих усилий с семьей и общественностью, а повышение педагогической культуры родителей и пред­ставителей общественности — непременное условие резуль­тативной работы современного учителя.

Развитие всех педагогических профессий ориентирова­но на:

♦ повседневную связь с представителями всех общественных и властных структур, социальных институтов, средств мас­совой информации с целью координации деятельности и формирования положительного представления о профес­сии педагога и современной системе образования вообще; профессиональную ориентацию и профессиональный от­бор, так как восприятие профессии педагога среди потенциальных студентов педагогических высших и сред­них специальных учебных заведений, опирающееся лишь на воспоминания о собственном учении в школе, чаще всего бывает довольно случайным и примитивным; в такой ситуации именно педагог-профессионал спосо­бен провести квалифицированную агитацию не только с опорой на идеальную модель педагога, но и на соб­ственную практическую деятельность;


♦ поиск более тесных и действенных связей между педа­гогами и родителями, обновление практики взаимоот­ношений между семьей и школой; для этого на уровне класса и школы создаются родительские комитеты (со­веты), а для повышения педагогической культуры ро­дителей во многих странах имеются различные формы занятий с ними (родительские университеты, академии, клубы), в помощь родителям издаются журналы («Се­мья и школа» — в России и Чехии, «Родители» — в Австралии, Великобритании и США и др.), проводятся серии теле- и радиопередач по актуальным вопросам воспитания детей;

♦ вовлечение педагогов в управление образовательным учреж­дением: как профессионал он должен быть включен в процесс принятия решений о деятельности образователь­ного учреждения в целом; для этого в школах многих стран мира существуют педагогические советы, творческие объединения и группы, которые вносят предложения и берут на себя ответственность в решении всех важных вопросов деятельности образовательного учреждения. Обществу педагог нужен для воспроизводства социаль­ной системы как транслятор цивилизационного опыта и духовных ценностей предшествующих поколений, как га­рант стабильности общественного развития. Об этом дос­таточно подробно говорилось выше.

Государство будет заинтересовано в дальнейшей под­держке и развитии педагогической профессии, посколь­ку речь идет о политической и социально-экономичес­кой его стабильности, о его, в конце концов, безопасно­сти во всех аспектах (технологической, военной, инфор­мационной и культурной). Следовательно, допустимо будет предположить, что эта поддержка будет проявляться в обеспечении приоритетности сферы образования по сравнению с другими сферами народного хозяйства. В частности, будет развиваться экономическое стимулиро­вание труда педагогов, расширение социальных льгот для этой категории граждан, совершенствование системы под­готовки и. переподготовки профессиональных педагогов, совершенствование нормативно-правовой основы их де­ятельности.

Развивающейся личности на всех жизненных этапах профессиональные педагоги нужны для реализации раз­нообразных образовательных потребностей как профес­сионалы сферы образовательных услуг.

В связи с этим будет увеличиваться дифференциация педагогического труда, происходить рост педагогических специальностей и специализаций.

Внутрипрофессиональная дифференциация обусловле­на развитием все более совершенных и эффективных обо­собленных видов деятельности в пределах педагогической профессии. Процесс обособления видов педагогической де­ятельности связан, прежде всего, с существенным услож­нением характера образования, которое, в свою очередь, вызвано изменениями социально-экономических условий жизни, последствиями научно-технического и социально­го прогресса. Еще одним обстоятельством, приводящим к появлению новых педагогических специальностей, являет­ся увеличение спроса на квалифицированное обучение и воспитание. Вместе с тем «в условиях все более явно про­являющейся внутрипрофессиональной дифференциации деятельность педагогов разных специальностей характери­зуются, тем не менее, общими однородными элементами. Все более отмечается общность решаемых организационных и сугубо педагогических задач.



Кроме того, можно прогнозировать, что наряду с учи­тельской профессией как основной педагогической про­фессией на современном этапе развития образования, бу­дут все более нарастающими темпами развиваться и востребоваться педагогические профессии, обеспечивающие потребности населения в дополнительном образовании. Об этом говорит тот факт, что увеличивается разнообразие образовательных программ, все более ориентированных на удовлетворение многообразных образовательных зап­росов детей с учетом этноконфессиональных, социокуль­турных и особых нужд ребенка. Существует даже точка зре­ния, что дополнительное образование должно стать более важным и массовым, чем общее образование.

2. Содержательное наполнение педагогической профессии. Имеется в виду, какой по своей сути будет эта профессия и, прежде всего, каким будет субъект данной профессии. Какие требования будут актуальны для педагога будущего со стороны личности, общества и государства? Этот ас­пект развития профессии педагога связан с мировыми и отечественными тенденциями развития образования, ко­торые находят свое выражение в системе профессиональ­ной подготовки педагогических кадров.

Очевидным является тот факт, что и в современном мире едва ли найдется много профессий, подобных учи­тельской, к которым общество предъявляло бы столь про­тиворечивые и обширные требования:

♦ он (учитель) должен быть справедлив, но гуманен и снисходителен, строго и последовательно проводить свою линию, но учитывать при этом интересы каждого ребенка и поощрять таланты;

♦ учитель должен добиваться выполнения учебного пла­на всеми учащимися и при этом учитывать индивиду­альный темп учения «проблемных» детей, т.е. отстаю­щих в учении и особенно одаренных. Короче говоря, в такой ситуации учителю, по меткому определению Ва­лентина Герцога (ФРГ), предстоит «провести туристи­ческую группу, состоящую из классных спортсменов и инвалидов, через непроходимую местность в туманную погоду в северо-южном направлении, причем так, что­бы все они в добром здравии, в хорошем расположе­нии духа и прекрасном настроении одновременно бы достигли трех различных целей своего путешествия». Все профессии располагают конкретным перечнем выраженных на профессиональном языке понятий и уме­ний, в которых достаточно компетентно разбираются лишь представители именно данных профессий. Едва ли най­дется много представителей общества, напрямую не свя­занных с данной конкретной профессией, которые берутся судить и проявлять себя каким-то практическим об­разом в таких профессиях, как электромонтер или камен­щик, хирург или микробиолог, инженер или экономист. Но в мире есть две профессии — врач-терапевт и педагог, — в сферу профессиональных компетенций которых не стес­няются вмешиваться представители всех остальных про­фессий. Правда, после неудачных попыток вмешательства в медицинскую сферу, результаты
которых сказываются достаточно скоро, у многих надолго пропадает такая охо­та; в сферу же деятельности педагога считают себя вправе вмешиваться все. Такая тривиализация, осуществляемая на пошлом бытовом уровне по отношению к профессии «педагог», вызвана, с одной стороны, тем, что население сплошь состоит из одних «педагогов», к коим якобы отно­сятся отцы и матери, дедушки и бабушки, все бывшие уча­щиеся, руководители предприятий и учреждений различ­ных типов и уровней, которые в совокупности сплошь и рядом пополняют армию «любителей от педагогики». С другой стороны, профессионалы (учителя и воспитате­ли) сами далеко не всегда дают понять обществу и отдель­ным гражданам, сколь специфична и особенна их профес­сия с точки зрения современной науки и практики, и сколь значимо для профессии наличие специальной подготовки. В этом есть определенный просчет системы профес­сиональной педагогической подготовки, которая должна прежде всего будущему педагогу:

♦ показать связь и взаимозависимость в профессии и обще­стве, из-за возросшей комплексности и противоречивости ожиданий общества от профессии учителя и наметившихся в связи с этим тенденций к непрерывному реформиро­ванию образовательно-воспитательной сферы педагоги часто теряют даже ближайшие ориентиры; в такой ситуации важно определить для себя приоритеты професси­ональной деятельности и взаимосвязь между целями, ценностями, образовательными структурами, методами и педагогическими стратегиями, материальными и учеб­ными ресурсами, управлением и руководством в про­цессе обучения и воспитания;

♦ дать толчок к положительным переменам: представления об идеалах могут и должны мотивировать педагога на инновационную деятельность, которая осуществляется в совместных с коллегами проектах, экспериментах;

♦ помочь развить в себе вкус к коллективной и коллеги­альной деятельности: педагоги часто ощущают себя бор­цами-одиночками со всеми своими положительными и отрицательными сторонами; к отрицательной стороне, без сомнения, можно отнести чувство изоляции, кото­рое приводит педагогов (особенно воспитателей детс­ких садов и учителей начальной школы) к такому самовосприятию (кстати, подстегиваемому обществом и средствами массовой информации), что это люди «не от мира сего», этакие «общественные экзоты», «синие чулки»; некоторой компенсацией педагогам в их проти­востоянии такому общественному мнению, бытующему на вульгарно-бытовом уровне, могут быть коллегиаль­ное сотрудничество и профессиональное объединение;


♦ помочь развить в себе стремление к профессиональной сво­боде: под этим мы подразумеваем право каждого педа­гога на ограничение его от непрофессионального бюрок­ратического вмешательства и регламентации, право самому определять (исходя из конкретной учебно-вос­питательной ситуации) способы организации, отбор содержания, методы и приемы обучения и воспитания. Анализ тенденций развития европейской и мировой школы позволяет нам выделить четко выраженный пери­од переноса акцента в отношениях между педагогом и вос­питанником с субъект-объектных («педагог - коллектив воспитанников (учащихся)» на субъект-субъектные («педа­гог - воспитанник (ученик)», и даже на отношения в сис­теме «один учитель — один ученик» (выполнение учителем как в очной, так и в заочной форме индивидуализирован­ного образовательного заказа, например, репетиторство, до­машнее образование, гувернерство, образовательный кон­салтинг, написание письменных работ, тьюторство и пр.) т.е. на диалоговые отношения, что предполагает полную реализацию своего потенциала каждым воспитанником (обу­чающимся) при непосредственном интеллектуально духовном взаимодействии с педагогом, направляющим этот про­цесс в наиболее благоприятное русло. Не дети сегодня долж­ны приспосабливаться к условиям и установленным прави­лам школы, а школа и ее работники должны максимально учитывать интересы детей - только в таком случае школа станет вторым домом для детей — Домом радостного по­стижения разумного, доброго и вечного.

Существует значительная категория граждан, которая вынуждена или желает получать образование (как основ­ное, так и дополнительное) автономно, изолированно, не посещая образовательное учреждение. В ответ на этот запрос возникают новые образовательные технологии (на­пример, дистанционное обучение) которые существенно расширяют и изменяют образ педагогической профессии.

Обобщая сказанное выше, можно с уверенностью про­гнозировать, что особенно востребованными сегодня и в будущем становятся такие качества педагога, как: умение работать в команде, быть консультантом и экспертом, иметь организаторские способности и уметь налаживать между­народные связи, быть способным и готовым к кооператив­ным действиям со всеми педагогическими работниками школы, родителями, общественными организациями, вла­деть всеми современными педагогическими технологиями и методами (открытое обучение, недельное планирование, социальное и проектное обучение, развивающее обучение и т.д.). В своей новой роли педагог все в большей степени берет на себя функции консультанта, эксперта, супервизо­ра по отношению не только к детям, но и к родителям и лицам из ближайшего окружения школы, нуждающимся в такой помощи педагога-профессионала.