Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1295
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ
Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ
1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА
2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ
3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры
3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА
4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ
4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА
♦ педагог решает ряд новых, и сложных профессионально-педагогических задач, требующих интеграции знаний, практических умений и навыков из таких смежных с педагогикой наук, как философия, психология, медицина, социология, культурология, религиоведение, экономика, право, кибернетика, что требует от него значительных усилий и способностей к непрерывному образованию.
Очевидно, что разрешение указанных проблем предъявляет к личности современного педагога требования по формированию таких качеств, как: профессиональная компетентность, духовность, интеллигентность, конкурентоспособность.
Рассмотрение перспектив развития педагогической профессии целесообразно осуществлять в единстве и взаимосвязи, по крайней мере, трех аспектов:
1) потребность в педагогической профессии (социальная потребность, государственная и личностно-индивидуальная);
2) содержательное наполнение педагогической профессии;
3) конкурентоспособность педагогической профессии на рынке труда.
1. Потребность в педагогической профессии. Кому нужна эта профессия, и в какой мере? От ответа на этот вопрос зависит, насколько массовой она будет в ближайшие 100 лет и каков будет ее социальный статус.
Анализ мировых и отечественных тенденций развития образования позволяет прогнозировать высокую востребованность педагогической профессии. Эта профессия по-прежнему останется массовой, пользующейся уважением в обществе и у молодежи. Ее социальный статус наконец-то будет повышаться. Учительство, к примеру, как наиболее распространенная профессиональная группа, все более активно заявляет о себе на общественно-политической арене: учителя принимают участие в делах общины, в борьбе за мир и экологическое выживание, в борьбе с такими социальными пороками, как наркомания и насилие над детьми. Они не могут эффективно работать без интеграции своих усилий с семьей и общественностью, а повышение педагогической культуры родителей и представителей общественности — непременное условие результативной работы современного учителя.
Развитие всех педагогических профессий ориентировано на:
♦ повседневную связь с представителями всех общественных и властных структур, социальных институтов, средств массовой информации с целью координации деятельности и формирования положительного представления о профессии педагога и современной системе образования вообще; профессиональную ориентацию и профессиональный отбор, так как восприятие профессии педагога среди потенциальных студентов педагогических высших и средних специальных учебных заведений, опирающееся лишь на воспоминания о собственном учении в школе, чаще всего бывает довольно случайным и примитивным; в такой ситуации именно педагог-профессионал способен провести квалифицированную агитацию не только с опорой на идеальную модель педагога, но и на собственную практическую деятельность;
♦ поиск более тесных и действенных связей между педагогами и родителями, обновление практики взаимоотношений между семьей и школой; для этого на уровне класса и школы создаются родительские комитеты (советы), а для повышения педагогической культуры родителей во многих странах имеются различные формы занятий с ними (родительские университеты, академии, клубы), в помощь родителям издаются журналы («Семья и школа» — в России и Чехии, «Родители» — в Австралии, Великобритании и США и др.), проводятся серии теле- и радиопередач по актуальным вопросам воспитания детей;
♦ вовлечение педагогов в управление образовательным учреждением: как профессионал он должен быть включен в процесс принятия решений о деятельности образовательного учреждения в целом; для этого в школах многих стран мира существуют педагогические советы, творческие объединения и группы, которые вносят предложения и берут на себя ответственность в решении всех важных вопросов деятельности образовательного учреждения. Обществу педагог нужен для воспроизводства социальной системы как транслятор цивилизационного опыта и духовных ценностей предшествующих поколений, как гарант стабильности общественного развития. Об этом достаточно подробно говорилось выше.
Государство будет заинтересовано в дальнейшей поддержке и развитии педагогической профессии, поскольку речь идет о политической и социально-экономической его стабильности, о его, в конце концов, безопасности во всех аспектах (технологической, военной, информационной и культурной). Следовательно, допустимо будет предположить, что эта поддержка будет проявляться в обеспечении приоритетности сферы образования по сравнению с другими сферами народного хозяйства. В частности, будет развиваться экономическое стимулирование труда педагогов, расширение социальных льгот для этой категории граждан, совершенствование системы подготовки и. переподготовки профессиональных педагогов, совершенствование нормативно-правовой основы их деятельности.
Развивающейся личности на всех жизненных этапах профессиональные педагоги нужны для реализации разнообразных образовательных потребностей как профессионалы сферы образовательных услуг.
В связи с этим будет увеличиваться дифференциация педагогического труда, происходить рост педагогических специальностей и специализаций.
Внутрипрофессиональная дифференциация обусловлена развитием все более совершенных и эффективных обособленных видов деятельности в пределах педагогической профессии. Процесс обособления видов педагогической деятельности связан, прежде всего, с существенным усложнением характера образования, которое, в свою очередь, вызвано изменениями социально-экономических условий жизни, последствиями научно-технического и социального прогресса. Еще одним обстоятельством, приводящим к появлению новых педагогических специальностей, является увеличение спроса на квалифицированное обучение и воспитание. Вместе с тем «в условиях все более явно проявляющейся внутрипрофессиональной дифференциации деятельность педагогов разных специальностей характеризуются, тем не менее, общими однородными элементами. Все более отмечается общность решаемых организационных и сугубо педагогических задач.
Кроме того, можно прогнозировать, что наряду с учительской профессией как основной педагогической профессией на современном этапе развития образования, будут все более нарастающими темпами развиваться и востребоваться педагогические профессии, обеспечивающие потребности населения в дополнительном образовании. Об этом говорит тот факт, что увеличивается разнообразие образовательных программ, все более ориентированных на удовлетворение многообразных образовательных запросов детей с учетом этноконфессиональных, социокультурных и особых нужд ребенка. Существует даже точка зрения, что дополнительное образование должно стать более важным и массовым, чем общее образование.
2. Содержательное наполнение педагогической профессии. Имеется в виду, какой по своей сути будет эта профессия и, прежде всего, каким будет субъект данной профессии. Какие требования будут актуальны для педагога будущего со стороны личности, общества и государства? Этот аспект развития профессии педагога связан с мировыми и отечественными тенденциями развития образования, которые находят свое выражение в системе профессиональной подготовки педагогических кадров.
Очевидным является тот факт, что и в современном мире едва ли найдется много профессий, подобных учительской, к которым общество предъявляло бы столь противоречивые и обширные требования:
♦ он (учитель) должен быть справедлив, но гуманен и снисходителен, строго и последовательно проводить свою линию, но учитывать при этом интересы каждого ребенка и поощрять таланты;
♦ учитель должен добиваться выполнения учебного плана всеми учащимися и при этом учитывать индивидуальный темп учения «проблемных» детей, т.е. отстающих в учении и особенно одаренных. Короче говоря, в такой ситуации учителю, по меткому определению Валентина Герцога (ФРГ), предстоит «провести туристическую группу, состоящую из классных спортсменов и инвалидов, через непроходимую местность в туманную погоду в северо-южном направлении, причем так, чтобы все они в добром здравии, в хорошем расположении духа и прекрасном настроении одновременно бы достигли трех различных целей своего путешествия». Все профессии располагают конкретным перечнем выраженных на профессиональном языке понятий и умений, в которых достаточно компетентно разбираются лишь представители именно данных профессий. Едва ли найдется много представителей общества, напрямую не связанных с данной конкретной профессией, которые берутся судить и проявлять себя каким-то практическим образом в таких профессиях, как электромонтер или каменщик, хирург или микробиолог, инженер или экономист. Но в мире есть две профессии — врач-терапевт и педагог, — в сферу профессиональных компетенций которых не стесняются вмешиваться представители всех остальных профессий. Правда, после неудачных попыток вмешательства в медицинскую сферу, результаты
которых сказываются достаточно скоро, у многих надолго пропадает такая охота; в сферу же деятельности педагога считают себя вправе вмешиваться все. Такая тривиализация, осуществляемая на пошлом бытовом уровне по отношению к профессии «педагог», вызвана, с одной стороны, тем, что население сплошь состоит из одних «педагогов», к коим якобы относятся отцы и матери, дедушки и бабушки, все бывшие учащиеся, руководители предприятий и учреждений различных типов и уровней, которые в совокупности сплошь и рядом пополняют армию «любителей от педагогики». С другой стороны, профессионалы (учителя и воспитатели) сами далеко не всегда дают понять обществу и отдельным гражданам, сколь специфична и особенна их профессия с точки зрения современной науки и практики, и сколь значимо для профессии наличие специальной подготовки. В этом есть определенный просчет системы профессиональной педагогической подготовки, которая должна прежде всего будущему педагогу:
♦ показать связь и взаимозависимость в профессии и обществе, из-за возросшей комплексности и противоречивости ожиданий общества от профессии учителя и наметившихся в связи с этим тенденций к непрерывному реформированию образовательно-воспитательной сферы педагоги часто теряют даже ближайшие ориентиры; в такой ситуации важно определить для себя приоритеты профессиональной деятельности и взаимосвязь между целями, ценностями, образовательными структурами, методами и педагогическими стратегиями, материальными и учебными ресурсами, управлением и руководством в процессе обучения и воспитания;
♦ дать толчок к положительным переменам: представления об идеалах могут и должны мотивировать педагога на инновационную деятельность, которая осуществляется в совместных с коллегами проектах, экспериментах;
♦ помочь развить в себе вкус к коллективной и коллегиальной деятельности: педагоги часто ощущают себя борцами-одиночками со всеми своими положительными и отрицательными сторонами; к отрицательной стороне, без сомнения, можно отнести чувство изоляции, которое приводит педагогов (особенно воспитателей детских садов и учителей начальной школы) к такому самовосприятию (кстати, подстегиваемому обществом и средствами массовой информации), что это люди «не от мира сего», этакие «общественные экзоты», «синие чулки»; некоторой компенсацией педагогам в их противостоянии такому общественному мнению, бытующему на вульгарно-бытовом уровне, могут быть коллегиальное сотрудничество и профессиональное объединение;
♦ помочь развить в себе стремление к профессиональной свободе: под этим мы подразумеваем право каждого педагога на ограничение его от непрофессионального бюрократического вмешательства и регламентации, право самому определять (исходя из конкретной учебно-воспитательной ситуации) способы организации, отбор содержания, методы и приемы обучения и воспитания. Анализ тенденций развития европейской и мировой школы позволяет нам выделить четко выраженный период переноса акцента в отношениях между педагогом и воспитанником с субъект-объектных («педагог - коллектив воспитанников (учащихся)» на субъект-субъектные («педагог - воспитанник (ученик)», и даже на отношения в системе «один учитель — один ученик» (выполнение учителем как в очной, так и в заочной форме индивидуализированного образовательного заказа, например, репетиторство, домашнее образование, гувернерство, образовательный консалтинг, написание письменных работ, тьюторство и пр.) т.е. на диалоговые отношения, что предполагает полную реализацию своего потенциала каждым воспитанником (обучающимся) при непосредственном интеллектуально духовном взаимодействии с педагогом, направляющим этот процесс в наиболее благоприятное русло. Не дети сегодня должны приспосабливаться к условиям и установленным правилам школы, а школа и ее работники должны максимально учитывать интересы детей - только в таком случае школа станет вторым домом для детей — Домом радостного постижения разумного, доброго и вечного.
Существует значительная категория граждан, которая вынуждена или желает получать образование (как основное, так и дополнительное) автономно, изолированно, не посещая образовательное учреждение. В ответ на этот запрос возникают новые образовательные технологии (например, дистанционное обучение) которые существенно расширяют и изменяют образ педагогической профессии.
Обобщая сказанное выше, можно с уверенностью прогнозировать, что особенно востребованными сегодня и в будущем становятся такие качества педагога, как: умение работать в команде, быть консультантом и экспертом, иметь организаторские способности и уметь налаживать международные связи, быть способным и готовым к кооперативным действиям со всеми педагогическими работниками школы, родителями, общественными организациями, владеть всеми современными педагогическими технологиями и методами (открытое обучение, недельное планирование, социальное и проектное обучение, развивающее обучение и т.д.). В своей новой роли педагог все в большей степени берет на себя функции консультанта, эксперта, супервизора по отношению не только к детям, но и к родителям и лицам из ближайшего окружения школы, нуждающимся в такой помощи педагога-профессионала.