Файл: Учебное пособие соответствует фгос во по специальности 23. 05. 04 Эксплуатация железных дорог.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 525
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
2. ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ
2.1. Инфраструктура терминально-логистических центров
2.2. Классификация терминально-логистических центров
3. СКЛАДСКИЕ КОМПЛЕКСЫ. ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ
3.1. Роль складов в логистических системах
3.2. Классификация складов и особенности складских объектов разных типов
3.3. Основные функции складов в логистической системе
3.4. Устройство современного склада как технической системы
3.6. Обработка грузов на складе
3.7. Проектирование технического оснащения склада
4. УСТРОЙСТВО И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ КОНТЕЙНЕРНЫХ ТЕРМИНАЛОВ
4.1. Основные функции контейнерных терминалов
4.2. Характеристика терминала как объекта в логистической цепи
4.3. Оборудование контейнерных терминалов
4.4. Схемы терминальных операций с контейнерами
4.5. Проектирование контейнерных терминалов
5. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ КОМПОНОВКИ ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ
5.1. Типовые технологические решения терминально-логистических центров
5.2. Критерии выбора мест расположения терминально-логистических центров
5.3. Структурно-планировочные требования к инфраструктуре терминально-логистических центров
5.5. Интегрированная таможенная инфраструктура
5.6. Современные таможенные технологии
5.8. Экономическая эффективность создания терминально-логистических центров
Производственные склады входят составными элементами в структуру ключевых для предприятий систем – основного производства. К ним относятся:
-
цеховые склады; -
участковые склады; -
инструментальные кладовые.
3. Склады готовой продукции. Это большая группа складов и комплексных систем переработки и хранения продукции, действующих в сфере обращения. Склады логистики распределения служат для поддержания непрерывности движения товаров из сферы производства в сферу потребления. Их основное назначение – преобразовывать производственный ассортимент в торговый и бесперебойно обеспечивать различных потребителей, включая розничную сеть. Они могут принадлежать производителям и предприятиям торговли.
1. Склады готовой продукции и распределительные склады производителей. В различных регионах продаж (центральные и филиальные склады) занимаются складированием тарных и штучных грузов относительно однородной продукции (в пределах ассортиментного перечня одного изготовителя) с быстрой оборачиваемостью; реализуют крупные партии. Это позволяет осуществлять автоматизированную и высокомеханизированную переработку груза.
2. Склады оптовой торговли товарами широкого потребления. В основном снабжают мелких потребителей и розничную сеть, концентрируют запасы с широкой номенклатурой и неравномерной оборачиваемостью товаров (иногда сезонного спроса), реализуемых различными партиями. На таких складах целесообразно внедрять автоматизированную обработку грузов, здесь предпочтительнее высокомеханизированная и механизированная обработка (возможно, с ручной комплектацией заказа).
3. Склады розничной торговли снабжают розничную торговую сеть, объединенную со складом в единую организационно-хозяйственную единицу. Здесь хранится товар с большим ассортиментом партий, чтобы постоянно поддерживать в магазинах широкий ассортимент товара. Реализация со склада осуществляется мелкими партиями частыми поставками, к тому же такие склады, как правило, не бывают крупными, поэтому на них рациональнее всего вводить механизированную обработку груза с ручной комплектацией заказа, поскольку практически всегда сначала происходит расформирование поступающей на склад грузовой единицы (поддон, контейнер).
Особое место в системе складского хозяйства на макроуровне принадлежит складам, предназначенным для хранения материальных резервов государственного характера, т. е.
складам госрезерва.
Довольно значительная группа складов и систем переработки принадлежит транспортным организациям. К ним относят:
-
грузовые дворы товарных станций; -
прирельсовые площадки; -
площадки общего пользования; -
грузовые терминалы и площадки морских и речных портов.
По характеру выполняемых операций грузопереработки они относятся к транзитно-перевалочным. Срок хранения грузов сведен к минимуму, поскольку целью такого склада является эффективное и современное снабжение клиентов путем перевалки груза с одного вида транспорта (или транспортного средства) на другой. Грузы поступают и отправляются крупными партиями, при этом поступающая грузовая единица (пакет на стандартном поддоне или контейнер) на складе не расформировывается. На таких складах необходим высокий уровень механизации.
Очень важным признаком классификации складов является товарная специализация, в соответствии с которой они подразделяются:
-
на специализированные склады (комплексы); -
универсальные склады (комплексы).
На специализацию складов оказывают влияние объемы производства и потребления, а также физико-химические свойства материалов.
В зависимости от вида материальных ресурсов они могут быть разделены на склады:
-
твердого и жидкого топлива; -
горючесмазочных материалов; -
строительных материалов; -
лесных материалов; -
взрывоопасных грузов, лакокрасочных материалов и ядохимикатов; -
металлопродукции и т. д.
На универсальных же складах хранятся материалы большей номенклатуры, которая иногда достигает не одну тысячу наименований.
В зависимости от возможностей использования тары склады могут быть предназначены:
-
для тарно-упаковочных материалов:
-
в ящиках; -
бутылях; -
мешках; -
банках; -
баллонах; -
бочках; -
контейнерах и др.;
-
неупаковочных материалов, в том числе:
-
штучных; -
кусковых; -
сыпучих; -
жидких; -
газообразных материалов и пр.
По фракционному составу хранящихся грузов склады сыпучих грузов могут быть разделены на склады крупнокусковых, мелкокусковых, крупно- и мелкозернистых, порошкообразных и пылевидных грузов, а по сыпучести грузов – на склады хорошо сыпучих, вязких и пластичных грузов.
По техническому устройству склады подразделяются на склады неотапливаемые, склады отапливаемые с температурой +5 или +16 С, холодильные склады с температурой –5 и –18 С, а также на закрытые, полузакрытые и открытые.
1. К закрытым складам относятся здания и сооружения, которые имеют кровлю и ограждения со всех сторон. К этой категории причисляют также:
-
бункеры; -
силосы; -
закрытые резервуары и др.
Склады закрытого типа используются для хранения материалов, качество которых ухудшается под влиянием атмосферных воздействий.
2. Полузакрытые склады – это сооружения, имеющие навес, одну, две или три стены или ограждения. На складах полузакрытого типа могут храниться строительные материалы, пиломатериалы, мелкосортный прокат черных металлов и другая продукция.
3. К открытым складам относятся сооружения в виде:
-
эстакад; -
открытых бункеров; -
траншей; -
площадок, подготовленных для проведения складских работ и хранения материалов.
Открытые склады используются для хранения крупногабаритных грузов, например:
-
крупносортного проката черных и цветных металлов; -
лесоматериалов; -
нерудных материалов; -
твердого топлива; -
железобетонных изделий и конструкций; -
продукции в контейнерах и т. д.
В зависимости от технической оснащенности и технологии переработки грузов склады делятся [8]:
-
на немеханизированные; -
механизированные; -
комплексно-механизированные; -
автоматизированные; -
автоматические; -
роботизированные.
Приведем характерные особенности этих групп складов.
Немеханизированные склады – это склады, на которых перегрузочно-складские работы выполняются вручную или с применением средств малой механизации (ручные двух- и четырехколесные тележки, наклонные роликовые дорожки, ручные вилочные тележки с гидроприводом подъема и т. д.).
Механизированные склады – это склады, на которых на основных операциях перемещения и складирования грузов применяются средства механизации с ручным давлением, а отдельные вспомогательные операции выполняются вручную или с использованием средств малой механизации: в закрытых помещениях, как правило, с применением напольного безрельсового транспорта
, а на открытых площадках – бензиновыми, газовыми и дизельными автопогрузчиками, мостовыми и козловыми кранами и т. п.
Комплексно-механизированные или высокомеханизированные склады – это склады, на которых все грузовые операции выполняются с применением машин и механизмов с ручным управлением.
Автоматизированные склады – это комплексно-механизированные склады, на которых отдельные операции выполняются машинами и механизмами с полуавтоматическим управлением, с вводом команд операторами на пульте в диалоговом (интерактивном) режиме.
Автоматические склады – это комплексно-механизированные склады, на которых основные технологические операции переработки и складирования грузов выполняются автоматически, без участия оператора, а команды действия исполнительных механизмов и устройств вводятся по каналам связи от управляющего компьютера в реальном масштабе времени.
Роботизированные склады – это автоматизированные склады, на которых отдельные операции выполняются перепрограммируемыми средствами робототехники с гибкой системой автоматического управления (САУ).
По этажности и конструктивным особенностям закрытые склады разделяются на пять групп:
-
одноэтажные; -
многоэтажные; -
одноэтажные павильонного типа; -
высотные с высотой зоны складирования грузов 8–10 м и более; -
с перепадом высот.
Склады также классифицируются по признаку емкости. В связи с этим различают склады:
-
малой емкости; -
средней емкости; -
большой емкости.
Помимо перечисленных признаков системы хранения и переработки, а также соответствующие им склады классифицируются по мощности:
-
с высокой скоростью оборачиваемости материальных ресурсов (например, на цементных элеваторах); -
со средней скоростью оборачиваемости материальных ресурсов (склады (системы) торговых посреднических структур); -
долговременного хранения (склады госрезервов, сезонные склады).
Классификация складов по мощности приведена в табл. 3.1.
Таблица 3.1
Классификация складов
по величине годового грузопотока, тыс. т/год [8]
Группа складов | Склады промышленных предприятий | Складские базы, логистические центры | Перевалочные склады на магистральном транспорте, грузовые терминалы |
Мелкие | До 1–5 | До 10 | До 100 |
Средние | До 25 | 10–50 | 100–500 |
Крупные | 25–50 | 50–200 и более | 500–1000 |
Мощность склада – максимально возможный грузооборот за определенный период времени с соблюдением нормативов и технологических процессов, предусмотренных проектом или принятых в период эксплуатации.
По способу подхода внешнего железнодорожного транспорта к складу различают склады с наружным подходом железнодорожного пути и с внутренним вводом железнодорожного пути внутрь склада. Ввод автомобильного транспорта внутрь складов, как правило, запрещается из-за засорения воздуха в складе выхлопными газами двигателя автомобиля.
По конструкции и расположению складского здания склады могут быть отдельно стоящие, встроенные или сблокированные с производственными зданиями, из сборных железобетонных конструкций, из стальных конструкций, бескаркасные с опорными стеллажами, из деревянных клееных конструкций, хребтово-эстакадные склады сыпучих грузов, шатровые, шатрово-полубункерные, с повышенными путями и т. д.
В зависимости от конструктивных материалов, которые используются в строительстве, склады делятся на построенные:
-
из железобетонных конструкций; -
кирпича; -
металла; -
дерева; -
непроницаемых оболочек.
Объем и конфигурация последних поддерживается за счет создания излишнего внутреннего давления воздуха или за счет опоры на специальные легкие конструкции.
По степени огнестойкости складские помещения подразделяются:
-
на несгораемые; -
трудносгораемые; -
сгораемые.
При этом следует учитывать не только степень огнестойкости самих помещений, но и степень возгораемости хранимых в них материальных ресурсов.
Важным признаком классификации складов является величина партий прибытия и отправления грузов. Размеры выдаваемых партий грузов могут резко колебаться даже на одном и том же складе. Для склада сравнительно мелких или легковесных грузов можно условно разделить порции выдачи грузов на мелкие (до 5–10 кг), средние (10–50 кг), крупные (50–300 кг) и весьма крупные (свыше 300 кг и до нескольких тонн).
На складах более крупных, тяжелых и массовых грузов, естественно, масса партий грузов будет больше, соответственно до 100 кг, 100–500 кг,
500–1000 кг, свыше 1000 кг и до нескольких десятков тонн. Для некоторых видов грузов целесообразно партии приема и выдачи измерять не в единицах массы, а в штуках (например, 50 деталей или заготовок, 2–3 поддона с грузом и т. д.).