Файл: Гендерология и феминология_сост_Чумаков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.08.2024

Просмотров: 2472

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Факультет социальной работы и клинической психологии

Волгоград 2010

Оглавление

Введение

Раздел 1. Общетеоретические аспекты гендерологии и феминологии

Тема 1. Гендерология и феминология как науки. Понятие гендер

Тема 2. Количественные и качественные методы гендерных исследований

Тема 3. Философские и социальные истоки феминологии

3.Научно-философские предпосылки формирования феминологии

Тема 4. Влияние религий на феминологию и гендерные отношения

Тема 5. Развитие феминологии в россии

Тема 6. Возникновение и развитие женского движения за рубежом и в россии

Тема 7. Феминизм «второй волны» за рубежом.

Тема 8. Положение женщин и женское движение в ссср и современной россии

2.Сущность женского движения в современной России

Тема 9. Общественная реакция на женское движение

Тема 10. Медико-биологические и психические особенности мужчин и женщин

Тема 11. Теоретический анализ гендера в различных гуманитарных науках

Тема 12. Теории гендерной социализации и гендерной идентичности

2. Гендерная идентичность, роли, стереотипы и мифы

Тема 13. Многообразие гендер-типов в современой культуре

Тема 14. Гендерные аспекты политики и социального законодательства

Тема 15. Гендерные аспекты экономики

3.Понятие феминизации бедности

Тема 16. Гендерные аспекты системы образования

1. Научные основы, сущность и основные понятия гендерного подхода в педагогике

2.Принципы гендерного подхода в педагогике

Тема 17. Гендерные аспекты демографии. Репродуктивное поведение мужчин и женщин

Раздел 6. Гендерный аспект теории и практики социальной работы

Тема 18. Сущность гендерно-ориентированной социальной работы

Тема 19. Технологии и методы гендерно-ориентированной социальной работы

Тема 20. Теория и практика психосоциальной работы с женщинами

Литература

Дополнительная литература

1. Согласно э.Гофману гендер это:

7. Феминология исходит из того, что культуре присущи:

19. В этой методологии в фокусе анализа находится индивид, организация или определенная социальная практика.

20. Биографический метод в гендерологии является примером:

21. Принято различать три основных типа этого метода: полные, те­матические и отредактированные.

28. По мнению е.Р.Ярской, одним из эффективных инструментов специалиста по социальной работе является:

30. Согласно к. Левину…

32. Согласно Сократу, Платону, Аристотелю

17. Согласно данной парадигме, модели «мужского» и «женского» поведения задаются обществом:

46. Холизм, или принцип целостного подхода в «феминистской социальной работе:

47. Возраст бывает (выделите 3 верных варианта):

48. Цель психосоциальной работы:

1 Вариант

Вариант 2

Вариант 3

Гендерная самоактуализация - высший уровень проявления духовного и творческого гендерного потенциала личности, стремление к полному выявлению и развитию своих личностных возможно­стей; переход из состояния возможностей в состояние дей­ствительности.

Гендерная самореализация – процесс раскрытия творческого гендерного потенциала личности в избранных видах жизнедеятельности, раскрытие и становление гендерной индивидуальности, самостоятельное достижение поставленных целей, удовлетворенность достигнутыми результатами в самоосуществлении себя как субъекта жизни, открытость новым достижениям.

Гендерное самовыражение – процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему гендерных качеств и способностей.

Культура взаимоотношений полов – система взаимоот­ношений полов, которая приобщает обучаемых к выполнению различных гендерных ролей, осознанию, утверждению себя как представителя определенного пола и соответствующему гендерному поведению.


2.Принципы гендерного подхода в педагогике

Принцип природосообразности предписывает учитывать гендерные, возрастные особенности детей, беречь детскую индивидуальность, не стремиться ее переделы­вать и каждого ребенка принимать, учить и воспитывать таким, какой он есть, создавая доступные ему зоны развития.

Принцип культуросообразности означа­ет, что культурное ядро содержания гендерного воспитания должны со­ставлять универсальные общечеловеческие, общенациональ­ные и региональные ценности, а отношение к ребенку должно быть как к свободной, целост­ной личности, способной по мере своего культурного развития к самостоятельному выбору ценностей, самоопреде­лению в мире культуры и творческой самореализации.

Принцип субъектности означает отношение к ребенку как к активному, свободному, равноправному участнику учебно-воспитательного процесса.

Принцип ценностно-смысловой направленности проявляется в обращенности к целостному человеку, способному самостоятельно обустроить свою жизнь и наполнить ее лично­стными смыслами. Роль образования при этом состоит в том, чтобы открыть учащимся мир ценностей, из которого они мо­гут выбирать смыслы для решения своих жизненных проблем.

Принцип самоактуализации проявляется в побуждении и поддержке стремления учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

Принцип выбора означает, что невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка без выбора.

Принцип творчества и успеха проявляется в том, что индивидуальная и кол­лективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося, а достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществле­ние ребенком дальнейшей работы по самосовершенствова­нию и самостроительству своего «я».

Принцип доверия и поддержки означает веру в ребенка, доверие ему, поддержку его устремлений к гендерной самореализации и самоутверждению.

Рассмотрим принципы, отражающие только специфику гендерного подхода:

Принцип эгалитаризма: проявляется в направленности на равенство полов (в правах, возможностях, в проявлении лидерства во взаимодействии и т.д.) в разнообразых сферах жизнедеятельности. Данный принцип необходимо рассматривать как естественную модель человеческих отношений в обществе.


Принцип формирования гендерной идентичности означает, что формирование гендерной идентичности необходимо осуществлять в культурной, педагогически организованной среде.

Принцип гендерного равновесия означает, что в образовательном учреждении в преподавательском составе должно быть примерно равное количество женщин и мужчин – педагогов, которые своим каждодневным поведением дают своим воспитанникам эталонный вариант гендерного поведения.

Условия практической реализации гендерного подхода в педагогике были выделены с учетом трех уровней:

1) Макроуровень – возможность отступления от традиционных патриархатных моделей устройства общества; привлечение в школу педагогов-мужчин; совместное обучение и воспитание мальчиков и девочек;

2) Мезоуровень – развитие гендерной компетентности педагога, включающей гендерную компетентность в педагогической деятельности, гендерную компетентность в педагогическом общении и личностно-индивидуальную гендерную компетентность;

3) Микроуровень – учет гендерных особенностей как обучаемых, так и обучающих; развитие гендерного самосознания воспитанников; отношение к ребенку как к субъекту жизни, способному к культурному гендерному саморазвитию; поощрение видов деятельности, соответствующих интересам личности; выявление скрытых возможностей мальчиков (юношей) и девочек (девушек) и стимулирование учащихся к самосовершенствованию гендерной индивидуальности.


Тема 17. Гендерные аспекты демографии. Репродуктивное поведение мужчин и женщин

Вопросы:

  1. Взаимообусловленность гендера и репродуктивного поведения мужчин и женщин

  2. Институт семьи

  3. Подходы к изучению репродуктивности населения

  4. Политика государства по регулированию репродуктивного поведения

  1. Взаимообусловленность гендера и репродуктивного поведения мужчин и женщин

Гендерная система общества напрямую влияет на демографическую ситуацию. Гендер и демография - взаимозависимые социальные аспекты.

По мнению Н.А.Цветковой, демографическая ситуация такова, что беременность и рождение детей должны поддерживаться всемерно и повсеместно. Однако этот процесс сдерживается в силу действия ряда субъективных и объективных факторов:

1. Прогрессирует тенденция преобладания количества женщин детородного возраста (20-44г.) над количеством мужчин того же возраста;

2. Возросшие потребности и уровень свободы личности влекут за собой рост уровня притязаний к жизни у современного молодого поколения; карьера как ценность более притягательна по сравнению с ценностью материнства,

3. Негативный опыт родительских семей, претерпевающих крушения по причине сексуализации российского общества в целом толкает молодое поколение к принятию решения скорее в пользу гражданского брака или развода, нежели к поиску способов сохранения и углубления отношений и бракосочетанию;

4. Отсутствие общественных институтов отцовства и материнства делают социальную ситуацию неуправляемой, молодое поколение – лишенным какого-либо позитивного опыта реализации материнской сферы и отцовства;

5. «Слабые» матери из пристрастившихся к бедности, безработице, алкоголю, асоциальному поведению семей воспроизводят себе подобных детей, страдающих зависимым поведением, т. е. социально незрелых с чрезмерной привязанностью к матери;

6. Негативный характер мышления значительной части молодёжи сводит до минимума ценность тех ресурсов, которые могут быть использованы в современных условиях жизнедеятельности.

Факторы влияющие на репродуктивное поведение.

  • Быстрый переход от патриархально-крестьянского уклада к индустриальному обществу, всеобщая пролетаризация женского труда, урбанизация, сопровождавшаяся на протяжении всего советского периода истории тяжелейшим жилищным кризисом.

  • Хроническое отставание объема необходимой социальной помощи от реальных потребностей – все эти, а также многие другие факторы оказывали и продолжают оказывать прямое воздействие на репродуктивное поведение женщин и их семей.

  • Уклад повседневной жизни, структура домохозяйства в условиях города обусловили изменение репродуктивных установок миллионов женщин и их семей, что и предопределило переход к малодетной семье.

  • Установка на малодетность с неизбежностью сужала контекст положительных оценок материнства. Несмотря на то, что на официальном уровне многодетность всячески поддерживалась и одобрялась (посредством введения почетного звания «Мать-героиня», награждений правительственными наградами, а также предоставления разнообразных льгот для многодетных семей), общественное мнение к многодетности относилось осторожно, а иногда с явным неодобрением и даже враждебностью.

  • Несмотря на гарантированные государством социальные гарантии, многие из многодетных семей не преуспели в мобилизации внутренних ресурсов выживания и маргинализировались.

  • Вокруг многодетных матерей и их детей возникала зона социального неодобрения и даже отторжения.


В ухудшении здоровья решающее значение имеют социальные факторы: отсутствие работы или угроза ее утратить, низкий доход на душу населения, плохое жилье и питание, некачественная вода и за­грязненный воздух, вредные привычки и т.д. Многие инфекцион­ные болезни у женщин протекают тяжелее, чем у мужчин.