Файл: Гендерология и феминология_сост_Чумаков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.08.2024

Просмотров: 2487

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Факультет социальной работы и клинической психологии

Волгоград 2010

Оглавление

Введение

Раздел 1. Общетеоретические аспекты гендерологии и феминологии

Тема 1. Гендерология и феминология как науки. Понятие гендер

Тема 2. Количественные и качественные методы гендерных исследований

Тема 3. Философские и социальные истоки феминологии

3.Научно-философские предпосылки формирования феминологии

Тема 4. Влияние религий на феминологию и гендерные отношения

Тема 5. Развитие феминологии в россии

Тема 6. Возникновение и развитие женского движения за рубежом и в россии

Тема 7. Феминизм «второй волны» за рубежом.

Тема 8. Положение женщин и женское движение в ссср и современной россии

2.Сущность женского движения в современной России

Тема 9. Общественная реакция на женское движение

Тема 10. Медико-биологические и психические особенности мужчин и женщин

Тема 11. Теоретический анализ гендера в различных гуманитарных науках

Тема 12. Теории гендерной социализации и гендерной идентичности

2. Гендерная идентичность, роли, стереотипы и мифы

Тема 13. Многообразие гендер-типов в современой культуре

Тема 14. Гендерные аспекты политики и социального законодательства

Тема 15. Гендерные аспекты экономики

3.Понятие феминизации бедности

Тема 16. Гендерные аспекты системы образования

1. Научные основы, сущность и основные понятия гендерного подхода в педагогике

2.Принципы гендерного подхода в педагогике

Тема 17. Гендерные аспекты демографии. Репродуктивное поведение мужчин и женщин

Раздел 6. Гендерный аспект теории и практики социальной работы

Тема 18. Сущность гендерно-ориентированной социальной работы

Тема 19. Технологии и методы гендерно-ориентированной социальной работы

Тема 20. Теория и практика психосоциальной работы с женщинами

Литература

Дополнительная литература

1. Согласно э.Гофману гендер это:

7. Феминология исходит из того, что культуре присущи:

19. В этой методологии в фокусе анализа находится индивид, организация или определенная социальная практика.

20. Биографический метод в гендерологии является примером:

21. Принято различать три основных типа этого метода: полные, те­матические и отредактированные.

28. По мнению е.Р.Ярской, одним из эффективных инструментов специалиста по социальной работе является:

30. Согласно к. Левину…

32. Согласно Сократу, Платону, Аристотелю

17. Согласно данной парадигме, модели «мужского» и «женского» поведения задаются обществом:

46. Холизм, или принцип целостного подхода в «феминистской социальной работе:

47. Возраст бывает (выделите 3 верных варианта):

48. Цель психосоциальной работы:

1 Вариант

Вариант 2

Вариант 3

  1. Институт семьи

Главные понятия социологии семьи:

Семья — группа людей, члены которой имеют кровнородственные связи и взрослые несут ответственность за воспитание детей.

Родство — связи между индивидами, основанные на браке или родственных отношениях по крови (отец, мать, ба­бушка, дедушка и т.д.).

Брак — социально признанный и одобренный союз между двумя взрослыми индивидами.

В современном мире наибольшее распространение получили три разновидности семьи:

а) супружеская пара с детьми или без детей (нуклеарная семья);

б) один из родителей с детьми (неполная нуклеарная семья);

в) супружеская пара с детьми или без детей с одним из роди­телей супругов и другими родственниками (сложная семья).

Исследователи гендерного аспекта семьи выделяют 4 типа брачных отношений:

  • групповой брак;

  • полигиния (один мужчина и несколько женщин);

  • полиандрия (одна женщина и несколько мужчин);

  • моногамия (один мужчина и одна женщина) в двух формах: пожизненная и допускающая развод.

В 60-е годы появляется феномен, обозначенный как кризис семьи:

  • возросло число бездетных семей либо имею­щих одного ребенка,

  • увеличились сроки между последовательны­ми рождениями,

  • растет число разводов и внебрачных связей

  • сниже­ние рождаемости,

  • рост числа разводов.

Кризис семьи проявился в следующих факторах:

  1. Первый фактор — старение брака. По исследованиям западноевропейских социологов и демографов, с 1972 г. возраст вступления в первый брак начал увеличиваться.

  2. Падение уровня рождаемости — второй фактор кризиса семьи. Только Албания, Ирландия и Исландия имеют уровень рождаемости, обеспечивающий воспроизводство населения. Самая низкая рождаемость в Италии, Америке, Швеции, Великобрита­нии.

  3. Третий фактор — многократные браки и разводы, достаточно распространенные сегодня. Это явление распространилось в 1960-е годы, когда резко выросло число женщин, за­нимающихся профессионально-трудовой деятельностью.

Волгоградские ученые выделяют несколько иные аспекты кризиса семьи, они считают, что в настоящее время с семьей связаны три негативных процесса.


Первый возникает вследствие влияния на семью кризисных изменений, затронувших все социальное пространство. Кризисное состояние российского общества ведет к кризису семьи.

Второй связан с критикой семейной жизни, согласно которой положение женщины в домохозяйстве связано с ее неблагоприятным положением в обществе в целом, а институт современной семьи в действительности маскирует систему эксплуатации жен их мужьями.

Третий касается тенденций трудностей социализации молодого поколения в связи с трансформацией российского общества.

  1. Подходы к изучению репродуктивности населения

Выделяются три ведущих подхода к изучению проблемы репродуктивности.

  1. Мальтузианский дискурс, направленный на оправдание сокращения численности населения на планете, регулирование рождаемости и, соответственно, всех демографических процессов.

  2. Евгенический дискурс, предусматривающий улучшение качества населения на планете.

  3. Дискурс человеческих ресурсов.

Каждому дискурсу соответствует совершенно определен­ная государственная политика, которая выражается в приня­тии государством законов, либо поощряющих, либо наказы­вающих за рождение детей. Но все они имеют гендерный характер, так как адресованы женщинам, чаще матерям.

В начале XX в. возникла мысль о возможности рационализировать размножение человека с целью предохранения человеческого рода от возможности вырождения и путем отбора наиболее ценных производите­лей улучшить человеческую природу, так же, как улучша­ются путем искусственного отбора породы домашних живот­ных и культурных растений.

Ф. Гальтон в начале XX в. дал этой новой прикладной науке название «евгеника». Эта наука изучала факторы, улучшающие и ухудшающие душевные и физические качества потомства. Евгеника возникла на основе эволюционной теории. Ее главное положение — человек является лишь одним из пред­ставителей животного мира.


  1. Гендерная политика государства по регулированию рождаемости

Государство обладает механизмами социального контроля над репродуктивностью населения. Какие это механизмы?

- принудительный контроль над рождаемостью – наличие со­циального контроля над женщинами по поводу применения противозачаточных средств, абортов, искусственного опло­дотворения;

- возможность контроля и выбора пола будущего ребенка, что еще больше ставит женщину в неравное положение по отношению к мужчинам. Демографы указывают на превосходство в продолжительности жизни женщин над мужчинами, которое характерно для развитых культур западного типа, но не является всеобщим, и в странах с традиционной культурой соотношение обратное.

- контроль качества популяции. Рост численности населения сопровождается ухудшением ка­чественных показателей: удельный вес пожилых людей в структуре общества увеличивается, снижается жизнеспособ­ность населения. Выживание детей, родившихся с различны­ми заболеваниями, ведет к накоплению генетического груза. В результате каждое последующее поколение людей рож­дается менее жизнеспособным, а потому — более зависимым от искусственной среды, необходимой для выживания чело­вечества. Эти проблемы породили особую государственную политику по регулированию рождаемости. В ряде ев­ропейских государств проводились в жизнь или серьезно об­суждались практические мероприятия по стерилизации пси­хических больных путем хирургических операций.

Социальный статус женщины – матери зависит от того, на сколько выбранная ею (и ее семьей) модель репродуктивного поведения соответствует общепринятым гендерным нормам и стереотипам. Эти нормы складываются не стихийно, а целенаправленно насаждаются доминирующей системой социально - экономических и политических отношений.

Позитивные изменения в политике РФ по регулированию рождаемости происходят в последние годы в форме повышения пособий по беременности и родам, введении «материнского капитала», ипотеки и т.д.

Необходимо выделить ряд тенденций в репродуктивном поведении мужчин и женщин в современной России:

Важнейшим показателем для характеристики социальных условий материнства, беременности и родов является возраст вступления в брак. Данные статистики свидетельствуют о том, что в отличие от стран Западной Европы, в России он снижается, вследствие чего снижается и возраст матери при рождении первенца.


О социальных условиях беременности и родов много говорит такой факт, как уменьшение так называемого «протогенетического интервала» - промежутка времени между регистрацией брака и рождением ребенка.

Если раньше регистрация брака, как правило, предшествовала зачатию, то сейчас она часто следует за ним. А это фактор, разрушающий семью уже на первом этапе ее функционирования. Вследствие этого повышается вероятность стрессовых ситуаций у женщин в связи беременностью, растет число недоношенных детей, снижается жизнеспособность новорожденных.

Политика РФ. С 1991 г. осуществляется федеральная программа «Пла­нирование семьи», направленная на охрану здоровья женщин и детей, борьбу с абортами, квалифицированное ин­формирование подростков и молодежи по вопросам репро­дуктивного поведения, предохранения от нежелательной бе­ременности и защиты от инфекций, передаваемых половым путем.

В обосновании программы указывалось, что одним из важнейших факторов снижения материнской и младенчес­кой смертности, сохранения здоровья женщин является ра­циональное планирование семьи и профилактика абортов. В качестве организационных мер программы можно ука­зать создание во всех субъектах РФ государственных и об­щественных структур службы планирования семьи, обеспе­чение потребностей населения в средствах и методах кон­трацепции и высокого уровня медицинских технологий пла­нирования семьи.


Раздел 6. Гендерный аспект теории и практики социальной работы

Тема 18. Сущность гендерно-ориентированной социальной работы

Вопросы:

  1. Институализация гендерного подхода в зарубежной и отечественной социальной работе

  2. Основные направления медико-социальной работы с женщинами

  1. Гендер в социальной политике и профессиональной идентичности специалиста по социальной работе

Гендер играет существенную роль в проблеме выбора позиции социаль­ного работника по отношению к женщине-клиенту или мужчине-клиенту. В качестве главного основания для этого предлагается концепция гендера, представляющая культурную форму поиска женских типов переживания и преодоления трудностей и учета их в практической работе.

Исследователи считают, что важность учета гендера в социальной работе состоит в том, что женщины – более уязвимая часть общества, чем мужчины (Петрова, 2007). Женщины чаще подвергаются насилию, дискриминации. Чаще обращаются за помощью, их больше в социальных службах.

Существует т.н. кодекс гендерно-чувствительной социальной работы, отражающий ее сущность и цель, состоящий из следующих основных положений:

  1. Противостояние гендерным стереотипам

  2. Распознавание и искоренение сексизма в практике социальной работы

  3. Работа над собственными взглядами.

  4. Распознавание типичных женских проблем

  5. Анализ законов, актов, деятельности учреждений социальной сферы: не содержат ли они примеры дискриминации женщин.

Не менее важным является и понимание того, что подавляющая часть специалистов социальной работы в России – женщины. И хотя их достаточно много среди администраторов социальных служб, тем не менее руководство управлений и министерств социальной сферы представлено мужчинами. В организациях и СМИ социальная работа представлена как «женская работа», которая требует в первую очередь «женских» качеств – доброты, эмпатии, ответственности, терпения. Тем самым социальная работа является частью вторичного рынка труда - отсюда низкий статус и низкая заработная плата социальных работников.

Проблемы социальной работы и гендера связаны более тесно, чем это может показаться на первый взгляд. От того, распознают ли специалисты социальной работы гендерное неравенство на индивидуальном уровне в своем профессиональном общении с женщинами или на структурном уровне в организационных, социальных и политических отношениях, зависят перспективы антидискриминационного социального обслуживания, социального развития и социальной справедливости.