ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 2485
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Факультет социальной работы и клинической психологии
Раздел 1. Общетеоретические аспекты гендерологии и феминологии
Тема 1. Гендерология и феминология как науки. Понятие гендер
Тема 2. Количественные и качественные методы гендерных исследований
Тема 3. Философские и социальные истоки феминологии
3.Научно-философские предпосылки формирования феминологии
Тема 4. Влияние религий на феминологию и гендерные отношения
Тема 5. Развитие феминологии в россии
Тема 6. Возникновение и развитие женского движения за рубежом и в россии
Тема 7. Феминизм «второй волны» за рубежом.
Тема 8. Положение женщин и женское движение в ссср и современной россии
2.Сущность женского движения в современной России
Тема 9. Общественная реакция на женское движение
Тема 10. Медико-биологические и психические особенности мужчин и женщин
Тема 11. Теоретический анализ гендера в различных гуманитарных науках
Тема 12. Теории гендерной социализации и гендерной идентичности
2. Гендерная идентичность, роли, стереотипы и мифы
Тема 13. Многообразие гендер-типов в современой культуре
Тема 14. Гендерные аспекты политики и социального законодательства
Тема 15. Гендерные аспекты экономики
3.Понятие феминизации бедности
Тема 16. Гендерные аспекты системы образования
1. Научные основы, сущность и основные понятия гендерного подхода в педагогике
2.Принципы гендерного подхода в педагогике
Тема 17. Гендерные аспекты демографии. Репродуктивное поведение мужчин и женщин
Раздел 6. Гендерный аспект теории и практики социальной работы
Тема 18. Сущность гендерно-ориентированной социальной работы
Тема 19. Технологии и методы гендерно-ориентированной социальной работы
Тема 20. Теория и практика психосоциальной работы с женщинами
1. Согласно э.Гофману гендер это:
7. Феминология исходит из того, что культуре присущи:
20. Биографический метод в гендерологии является примером:
21. Принято различать три основных типа этого метода: полные, тематические и отредактированные.
32. Согласно Сократу, Платону, Аристотелю
17. Согласно данной парадигме, модели «мужского» и «женского» поведения задаются обществом:
46. Холизм, или принцип целостного подхода в «феминистской социальной работе:
47. Возраст бывает (выделите 3 верных варианта):
3.Понятие феминизации бедности
Феминизация бедности — явление, при котором женщины по сравнению с мужчинами более часто попадают в группу бедных. Обратный процесс — маскулинизация бедности. Поскольку процесс феминизации бедности может проходить не только в домохозяйстве, но и в общественном производстве, он выходит за рамки теорий домохозяйства и затрагивает анализ рынка труда, уровня оплаты труда, налогообложения, тендерного распределения финансовых и других ресурсов.
Таким образом, факторы существования гендерного разрыва в доходах многочисленны и присутствуют как на макроуровне, так и на микроуровне.
Макропричины:
1) экономический кризис, сформировавший в стране социальный класс бедных, в том числе работающих бедных, большинство из которых женщины по причине тендерной асимметрии на рынке труда;
2) сегрегированный по полу федеральный бюджет;
3) экономическая политика, направленная на развитие добывающих («мужских») отраслей; регламентация «мужской» номенклатуры общественных работ (строители, дорожные рабочие);
4) несовершенство налоговой системы: налоги платятся с официальных заработков, а женщины чаще имеют только официальные заработки; слабо учитывается иждивенческая нагрузка, которая выше у женщин, в частности в неполных семьях;
5) разрушение системы социальной защиты, низкий уровень социальных трансфертов и разрушение или удорожание (недоступность) сферы услуг (включая детские учреждения), потребителями которой являются в большей степени женщины.
Микропричины:
1) патриархатные формы отношений внутри домохозяйства приводят к тому, что властный фактор преобладает над доходным, когда женщина не может на равных распоряжаться семейными доходами, даже если приносит в семью равный или больший по сравнению с мужчиной доход;
2) репродуктивные нагрузки ложатся в основном на женщин, распределение родительских функций и функций по уходу за больными и престарелыми членами домохозяйства неравномерно.
Феминизация бедности проявляется не только посредством высокой вероятности попадания в число бедных по доходам, но и в том, что женская бедность имеет крайние формы проявления в виде застойной и глубокой бедности (самые бедные среди бедных).
Причины, по которым работодатели при приеме отдают предпочтение мужчинам. Основная причина, по которой женщине отказывают в трудоустройстве, — необходимость предоставления ей льгот как матери малолетних детей.
Вторая по значимости причина — работодатель обязан соблюдать ограничения, обусловленные психофизиологическими особенностями женского организма.
Третья причина: «несоответствие основных профессионально-квалификационных и социально-экономических характеристик женской рабочей силы предъявляемым требованиям». Фактически же за этим стоит стереотип о том, что женщина менее профессиональна, чем ее коллега-мужчина.
Первая тенденция, характеризующая положение женщин в сфере занятости - снижение ее доли.
Вторая тенденция не менее негативна и заметна - увеличение разрыва в оплате труда.
Занятые распределяются по сегментам рынка труда в зависимости от нескольких групп факторов, определяющих спрос.
Первая группа факторов связана с гендерной дискриминацией.
Проблемы гендерной дискриминации проявляются: во-первых, в характере рабочих мест; во-вторых, в разнице ставок. Руководящие и более квалифицированные должности занимают преимущественно мужчины, а женщины привлекаются для работ, менее престижных и квалифицированных, а также с более низкой зарплатой. Наличие гендерной дискриминации на рынке труда зависит во многом от наличия стереотипов тендерного сознания; а также консервативных социальных и юридических норм.
Вторая группа факторов включает образовательные и профессиональные различия. У представителей более квалифицированных слоев больше шансов попасть в ядро. В то же время трудоустройство женщин, имеющих достаточно высокий профессиональный потенциал, во многом затруднено фактором пола.
Гендерная дискриминация оказывает усиливающее действие не только на образовательные и профессиональные факторы, но и на факторы возраста, ухудшая ситуацию со спросом на женский молодежный труд. Молодые женщины чаще занимают низкие профессионально-должностные ступени и чаще оказываются среди безработных, даже если начинают догонять старших женщин, но, в особенности, мужчин по уровню квалификации.
Распределение по сегментам рынка труда во многом обусловливается и способами территориального расслоения. На эту группу факторов формирования рынка труда также накладывается гендерное неравенство. Женщины, проживающие в сельской местности, малых городах, поселках и так далее обречены на худшие условия найма и негарантированную занятость даже по сравнению с проживающими рядом с ними мужчинами.
Таким образом, гендерная дискриминация на рынке труда приводит к ситуации преимущественного попадания женщин либо во вторичный сегмент, либо на «периферию» рынка.
Сегментация в сфере занятости чаще всего воспринимается как функциональное распределение трудовых ресурсов, способствующих их более эффективному использованию.
Тема 16. Гендерные аспекты системы образования
Научные основы, сущность и основные понятия гендерного подхода в педагогике
Принципы гендерного подхода в педагогике
1. Научные основы, сущность и основные понятия гендерного подхода в педагогике
Предпосылки возникновения гендерного подхода в педагогике и обоснованы его методологические основания: философские (культурологический, личностный, антропологический подходы), социально-психологические (биосоциокультурный подход в объяснении гендерных различий) и педагогические (личностно-ориентированный подход культурологического типа).
Анализ культурно-исторического развития педагогической теории гендерного подхода показал ее междисциплинарность. Педагогическая теория гендерного подхода основывается на:
- положениях философии (о равноправии полов, о равенстве способностей мужчин и женщин к обучению,
- о социальной обусловленности «природных» склонностей и особенностей мужчин и женщин и т.д.),
- дифференциальной психологии (гендерные аспекты внимания, памяти, математических и речевых способностей, эмоций, эмпатии, тревожности и т.д.),
- социальной психологии (о соотношении биологического и социального в категории «гендер», гендерной идентичности как базовой структуры личности),
- социологии (об обеспечении равенства полов),
- психофизиологии (половые различия латерализации полушарий; особенности работоспособности, утомления мальчиков и девочек и т.д.),
- педагогики (формирование понятия «гендерное воспитание», вычленение нравственного аспекта гендерного воспитания, в связи с необходимостью полового просвещения, проблема совместного и раздельного обучения, влияние полоролевой структуры коллектива на развитие личности).
Сущность и задачи гендерного подхода в педагогике. Гендерный подход в педагогике – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы гендерного самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. Основные его представители в отечественной науке – Е.А.Каменская, Л.И.Столярчук, С.А.Коробкова и др.
Фундаментальным положением педагогической теории гендерного подхода является представление о том, что почти все традиционно считающиеся «естественными» различия между полами имеют под собой не биологические, а социальные основания.
Основная идея гендерного подхода в педагогике состоит в учете специфики взаимовлияния на развитие представителей мужского и женского полов всех факторов учебно-воспитательного процесса: содержание, методы обучения, организация учебного процесса, педагогическое общение.
Целью гендерного подхода в педагогике является гендерное воспитание человека культуры, гражданина, нравственной личности, способного к максимальной самореализации и раскрытию своих способностей.
Создание модели гендерного воспитания – одна из основных задач гендерного подхода в педагогике. От ее решения зависит эффективность воспитания вцелом.
Основные понятия гендерного подхода в педагогике
Гендерное воспитание – это процесс культурной, гендерной ориентации, идентификации и овладения подрастающим поколением нравственной культурой в сфере взаимоотношений полов в определенной культурной (педагогически организованной) среде.
Гендерные идеалы – идеализированные представления о поведении, чувствах, качествах мужчин и женщин, которые изменяются вместе с развитием общества.
Гендерная культура – совокупность общечеловеческих, национальных и личностных ценностей и программ гендерного поведения, деятельности, общения, выраженные в произведениях, текстах, предметах материальной и духовной культуры, этнических обычаях, различных языках и символических системах, содержащих социально-значимую информацию, регулирующую деятельность, поведение, общение людей.
Гендерное равновесие (в преподавательском составе) – примерно равное количество женщин и мужчин – педагогов в образовательном учреждении.
Гендерное развитие – это развитие ценностно-смысловой гендерной сферы сознания личности, обеспечивающее становление ее половой субъектности.
Гендерная индивидуальность - интегральный, целостный «образ Я» мужчины или женщины, который включает личностные качества: активное, осознанное освоение гендерных ролей, соответствующих ожиданиям общества, и индивидуальные – самореализация богатства внутреннего мира, женское и мужское своеобразие, ощущение самоценности, женское и мужское достоинство, наличие неделимого внутреннего «Я», включающего ориентацию на самосовершенствование.