Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 776
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
оздоровительного лагеря как объект организационно-методического сопровождения
Выводы по первой главе исследования
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА АПРОБАЦИИ
Рисунок 1. Состав учреждений дополнительного образования Ростовской области в 2015 году
Таблица 1 Направления реализуемых дополнительных образовательных программ в
Рисунок 3. Структура сети организаций дополнительного образования детей по направлениям
Условия реализации модели организационно-методического
Рисунок 7. Стабильность коллектива на первой неделе лагерной смены
Рисунок 9. Уровень адаптированности детей в группе на этапе констатирующего наблюдения
Рисунок 10. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ
Рисунок 11. Степень взаимодействия с педагогическим составом
Рисунок 12. Стабильность коллектива на второй неделе лагерной смены
Рисунок 14. Уровень тревожности детей на второй неделе лагерной смены
Рисунок 15. Уровень тревожности детей на третьей неделе лагерной смены
Рисунок 16. Уровень адаптированности детей в группе на второй неделе лагерной смены
Рисунок 18. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ на момент окончания лагерной смены
Рисунок 19. Степень взаимодействия с педагогическим составом на момент окончания лагерной смены
Выводы по второй главе исследования
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Методика «Диагностика интереса»
Анкета участников мероприятия или занятия
Методика «Поведение в конфликтах»
Методика «Определение индекса групповой сплочённости Сишора»
Методика оценки психологической атмосферы в коллективе
Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе
лагеря обусловливает повышение качества образовательно- оздоровительных услуг.
Важность грамотной организации методической работы в условиях детского оздоровительного лагеря подчеркивается в исследовании А.А. Леснова и В.П. Ковалева [152]. Авторы полагают, что методическое сопровождение является условием качественной работы вожатого. При этом сопровождение может осуществляться как во время лагерной смены, так и на этапе подготовки к ней, когда формируется сезонный педагогический состав детского оздоровительного лагеря. Система методического сопровождения включает на этапе подготовки к лагерной смене работу школы вожатского мастерства, проведение мастер-классов и тренингов. На этапе непосредственного участия в работе лагерной смены проводятся систематические (два раза в неделю) занятия по заранее утвержденному плану методической работы. Таким образом, методическое сопровождение является одним
из основных условий профессионального самосовершенствования педагогического состава детского оздоровительного лагеря.
С.В. Иванова и С.С. Талзи [99], обращаясь к проблеме методического сопровождения в детских оздоровительных лагерях, рассматривают возможности информационно-методического обеспечения кластера детского оздоровительного отдыха, задачей которого является повышение профессионального мастерства педагогов, работающих в учреждениях отдыха и оздоровления детей. Проделанная исследователями работа показала эффективность предлагаемой ими модели. Но стоит отметить, что данная идея является скорее альтернативой традиционному повышению квалификации, но не составляющей деятельности самого детского образовательного лагеря. Тем не менее, некоторые формы работы, предлагаемые С.В. Ивановой и С.С. Талзи, могут быть адаптированы и успешно использованы в процессе организационно- методического сопровождения дополнительного образования детей в условиях детского оздоровительного лагеря.
И.А. Костева, Т.В. Кондикова и Д.Ш. Багаутдинова [132] в качестве средства, определяющего успешность методического сопровождения дополнительного образования детей в условиях детского оздоровительно- образовательного центра, предлагают использовать образовательно- методический комплекс, включающий совокупность программно-методических и диагностических материалов, ориентированных на обеспечение интеграции образовательной, воспитательной, оздоровительной, досугово-развивающей и психолого-педагогической деятельности. Для каждого из видов деятельности образовательно-методический комплекс представлен программно-нормативный уровень, уровень методического обеспечения и
сопровождения, диагностический и кадровый уровни. Нам представляется, что предлагаемый авторами инструментарий, действительно, можно рассматривать в качестве универсального варианта для методической поддержки и сопровождения всех активных субъектов, организующих процесс дополнительного образования в условиях детского оздоровительно-образовательного центра. По мнению разработчиков, пакеты методических материалов в образовательно- методическом комплексе должны быть ориентированы как на педагога, так и на ребенка, что обеспечит их наиболее эффективное использование, но при этом в качестве непосредственных адресатов данной методической разработки авторы все же указывают педагогов и методистов.
А.В. Николаев и Е.Н. Шавринова [185] описывают опыт создания и функционирования кластерной модели методического сопровождения региональной системы отдыха и оздоровления детей и молодежи, выводя проблему организации и методического сопровождения образовательной деятельности в детском оздоровительном лагере на новый уровень. На базе Центра методического сопровождения развития региональной системы отдыха и оздоровления детей и молодежи Санкт-Петербурга вышеназванная модель реализована в рамках деятельности, направленной по трем основным кластерным векторам: «программное обеспечение деятельности детских
оздоровительных лагерей, развитие социальных практик и методическое сопровождение развития педагогических кадров на основе выявления профессиональных дефицитов» [185, с. 26]. Одним из эффективных инструментов методического сопровождения в рамках деятельности центра является виртуальный Открытый методический
кабинет, услугами которого пользуются вожатые, педагоги-организаторы, методисты, воспитатели, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования и руководители детских оздоровительных лагерей и др. Считаем необходимым отметить, что представленная авторами модель методического сопровождения в большей степени ориентирована на решение проблем педагогического состава детского оздоровительного лагеря, включая различные вариации форм работы с педагогами, в том числе в дистанционном формате, в формате взаимного обмена опытом, конкурсных мероприятий и т.д. Элементы данной системы, мы полагаем, могут быть успешно адаптированы к потребностям конкретных детских оздоровительных лагерей для решения образовательных задач.
Ю.М. Ожиганова и Е.А. Ефимова полагают, что важной составляющей системы методического сопровождения является грамотно разработанное программное обеспечение деятельности детских оздоровительных лагерей [193]. По мнению вышеназванных исследователей, именно системная работа, направленная на разработку программного обеспечения, определяет качество организации каникулярного отдыха детей и подростков. Ряд исследователей, в частности, С.М. Маркелов, Т.В. Майданова и др., говорят о различных организационных аспектах деятельности в процессе различных видов сопровождения педагогов, работающих в детских оздоровительных лагерях [156; 160; 229 и др.]. Таким образом, в целом практика сопровождения, независимо от ее вида, сводится к работе с педагогическим составом детского оздоровительного
лагеря, направленной на его профессиональное совершенствование, при этом вопросы, связанные с сопровождением и поддержкой непосредственно во время реализации дополнительных
общеразвивающих программ в детском оздоровительном лагере практически не рассматриваются или освещаются крайне фрагментарно.
Мы полагаем, что это обусловлено традиционным пониманием самого термина «сопровождение», который этимологически предполагает наличие сопровождающего и сопровождаемого, обращая исследователей к поиску субъекта, в отношении которого осуществляется сопровождающая деятельность. Изначально сам производный от слова «сопровождение» глагол
«сопровождать» означает следование рядом или вместе с кем-то в одном направлении, выполняя роль спутника (равноправного субъекта, следующего рядом) или провожатого (субъекта, который ведет за собой) [192]. В педагогике существует немало привязанных к различным аспектам профессионально- педагогической деятельности определений сопровождения. В зависимости от аспекта деятельности (социально-психологическая, психолого-педагогическая, научно-методическая и т.д.) меняется контекстное содержание определения
«сопровождение», неизменной остается его суть, предполагающая наличие нуждающегося в сопровождении субъекта.
В контексте темы нашего исследования мы обращаемся к организационно-методическому сопровождению дополнительного образования детей в условиях детского оздоровительного лагеря, которое определяем как процесс,включающийкомплексмер,направленныхнаобеспечениеэффективностидополнительногообразованиядетейв